Проектная работа по изучению диалектов Тульской области
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_po_russkomu_yazyku_na_temu.pptx | 409.05 КБ |
Слайд 1
Проектная работа по русскому языку на тему: «Особенности диалектной речи Тульской области»Слайд 2
Тема моего исследовательского проекта «Особенности диалектной речи Тульской области». Целью проекта является: изучение особенностей тульской диалектной речи. Задачи проекта: 1.Определение принадлежности тульских говоров к одной из групп. 2 Выявление отличий диалектной речи Тульской области от других регионов страны. 3. Обозначить особенности диалектной речи на конкретном примере.
Слайд 3
Диалектология (греч. dialektos - говор, разговор, наречие и logos - слово, учение) – это наука о диалектном языке и диалектах. Точнее говоря, это раздел языкознания, изучающий местные, территориальные разновидности языка. Русская диалектология рассматривает территориальные разновидности русского языка.
Слайд 4
Основные понятия диалектного членения: 1) говор – минимальная единица диалектного членения, язык одного или нескольких соседних населённых пунктов; 2) группа говоров – более крупная единица диалектного членения. Включает в себя ряд говоров, охватывает более крупную территорию (Рязанская, Смоленская, Вологодская группы говоров); 3) наречие – самая крупная единица диалектного членения. Охватывает большую территорию, включает несколько групп говоров. Севернорусское и южнорусское наречия.
Слайд 5
Фонетический уровень севернорусское южнорусское 1. оканье 1. аканье 2. [г] – взрыв. // [к] 2. [j] – фрик. // [х] 3. упрощение групп – ст. (на конце слов) [мос, хвос] _________ 4.--------- <о> на месте этимологического <а>: воришь , доришь
Слайд 6
Грамматический уровень 1. t в 3-ем лице глаголов (ходит) 1. tʼ в 3-ем лице глаголов (ходит’) 2. Окончания в формах Р-В п. личн. и возврат. мест.: –а: мен,а 2. Окончания в формах Р-В п. личн. и возврат. мест. –е: мине Совпадение форм Д-Т п.мн.ч. сущ., прил., мест.: с пустыми ведрам, своими рукам 4. ________________ 5.-------------- 5. Утрата среднего рода 6. Склонение сущ. дедушко, заюшко по 2-му скл. 6. По первому скл. 7. ---------- 7. Неразличение безударных личных окончаний глаголов.
Слайд 7
Синтаксический уровень 1.Именительный прямого объекта (трава косить) 1._____________ 2.Страдательный оборот в функции сказуемого (у волков овцу съедено) 2.____________________ 3.Употребление постпозитивных изменяемых частиц (деньги-те, отец-то) 3.______________ 4._____________ 4.Вопрочительные частицы: - чи ? чей? чай? ти ? чо ?
Слайд 8
Лексический уровень Квашня Ковш Ухват, сковородник Орать Петь Брезгать Бодать Петух Волосы лает Дежа Корец Рогач, чапельник Пахать Играть Гребовать Брухать Кочет Виски брешет
Слайд 10
Отсутствие признаков ударного вокализма. Присутствие признаков безударного вокализма. В речи наблюдается отпечаток неполного оканья ( где пишем букву «о», там слышим фонему «о») Из особенностей консанатизма наблюдается произношение двойных согласных в одном звуке [ нд ] – ндравится , что характерно для севернорусских говоров.
Слайд 11
Морфологические особенности: -Особенности форм существительных на –а-,-я-. ( Матерья ) -Особенности форм местоимений: куды -куда
Слайд 12
5. Особенности глагольных форм в окончаниях 3 лица « Придтить », « Пойдёть », « Идтить » Употребление изменяемых поспозитивных частиц: «улицу-то», «выйду-то», «брыкаешь-то»
Слайд 13
Лексические особенности: Гребоваешь -диалектизм от глагола «брезговать» Сказываю- устар. «говорить», широко использовался в литературе.
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Позвольте, я вам помогу
Снежная сказка
Злая мать и добрая тётя
Прекрасное далёко
Медведь и солнце