Для Курской области, как субъекта Российской Федерации, нацеленного на развитие инвестиционного потенциала и внутреннего туризма, характерен набор особых культурно-исторических символов, то есть брендов. Есть официальные - герб, флаг, гимн. А есть не официальные, но известные не только местным жителям, но и далеко за пределами региона. Об одном из них пойдет речь в исследовательском проекте.
Вложение | Размер |
---|---|
brendy_kurskoy_oblasti._kurskiy_solovey.docx | 39.9 КБ |
Автор: Фидирко Анна Андреевна
Класс: 7
ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 21» города Курска
Руководитель: Мусская Татьяна Михайловна
Тема работы: «Бренды» Курской области: курский соловей.
«Бренды» Курской области: курский соловей
Все чаще узкоспециализированные политические, экономические, юридические термины и понятия проникают в нашу повседневную жизнь. Подчас, мы даже не задумываемся об истинном значении и первичной области применения того или иного слова. Одно из таких понятий – «бренд». Первые ассоциации, которые возникают в связи с вышеупомянутым термином, это популярные торговые марки. Действительно, согласно толковому словарю, бренд – это торговая марка (чаще – известная торговая марка товаров высокого качества)[6, с.13].
В условиях рыночной экономики идет постоянная конкуренция за «внимание потребителя». Речь идет не только об отдельно взятых компаниях и производствах, но и о целых городах, регионах и странах. Инвестиционная привлекательность и туристическая популярность субъекта во многом зависит от имиджевой политики, основным направлением которой является продвижение общественно-экономических и культурно-исторических символов в коммуникационном пространстве.
Для Курской области, как субъекта Российской Федерации, нацеленного на развитие инвестиционного потенциала и внутреннего туризма, также характерен набор особых культурно-исторических символов, то есть брендов. Есть официальные - герб, флаг, гимн. А есть не официальные, но известные не только местным жителям, но и далеко за пределами региона [8].
Целью нашего проекта является формирование положительного туристического имиджа Курской области; повышение степени идентификации курян со своей малой родиной за счет популяризации наиболее узнаваемых культурно-исторических символов на примере курского соловья.
Задачи:
В сентябре 2016 года мы провели опрос среди школьников и педагогического коллектива нашей школы, а также среди жителей микрорайона. Количество респондентов составило 469 человек, из них 375 – школьники, 94 – педагоги и родители. Результаты показали, что наиболее популярными символами Курской области являются:
Рис. 1. Рейтинг символов Курской области (по мнению школьников)
Рис. 2. Рейтинг символов Курской области (по мнению педагогов и родителей)
То, что на первом месте по популярности находятся куропатки, вполне объяснимо, так как эти птицы изображены на гербе города и области (здесь идет речь об официальных символах). На втором месте (в обоих рейтингах) такое великое, героическое событие, как Курская битва (1943г), что тоже вполне закономерно. А вот на третьем месте, согласно результатам двух опросов – курский соловей. Исходя их приведенного рейтинга, наша задача – популяризация такого культурно-исторического бренда области, как курский соловей. Чем же так примечательна эта незаметная маленькая серая птичка? И почему именно курский соловей известен далеко за пределами региона?
С древних времён встречаются упоминания о пернатом певце. На Руси были большие ценители соловьиного пения, которые разбирались в соловьиных трелях и могли определить, откуда родом та или иная птица. Соловьи из Курской губернии всегда считались лучшими. Если подмосковный соловей издает около 10 разнообразных «куплетов» (колен) своей песни, трели курского соловья состоят почти из 40 колен.
На девятой неделе после Пасхи стекалось в древний Курск великое множество паломников, чтобы пройти крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» в Коренную пустынь, а заодно из святого источника воды целебной попить. Проходила здесь (и по сей день проходит) знаменитая Коренская ярмарка. Приезжали сюда, чтоб продать или купить, о деле поговорить, на людей посмотреть, себя показать, и соловьев послушать. «Вот бы домой такую птицу привезти!», - рассуждали многие и просили местных жителей помочь им. Так появился на курщине соловьиный промысел.
Соловьятники отлавливали лучших певцов и продавали их по высокой цене на Коренской ярмарке знатокам и любителям. Так, вместе со славой о себе «разлетелись» курские соловьи по всему свету. «Курские соловьи славятся по всей России. В некоторых местах губернии они имеют особенно привлекательный напев, и эти-то певцы, которыми так очаровательно оглашаются роскошные сады Курска, весьма дорого ценятся знатоками и любителями. Цена их доходит до 150 рублей и более за штуку» [1, с.65].
«Тот-то соловей, что за 1200 рублей пошел, был росту среднего. Его Ш...в под Курском у мальчика купил за двугривенный» [2, с. 179 - 191].
Во времена, когда не было магнитофонов и даже самых первых звуковых устройств – фонографов, в каждом русском трактире или постоялом дворе, считалось хорошей манерой иметь клетку с поющим соловьём, даже не смотря на то, что соловьи поют только в мае-июне.
Не прочь послушать волшебное пение курского соловья были и знатные столичные особы, в том числе и при дворе Его Императорского Величества.
С древних времен, в русском народном календаре, 4 июня – Соловьиный день. В 2007 году, в Курске, был открыт музей Курского соловья. Всё, что связано с соловьиной темой, собрано в этом музее – более 600 экспонатов. 24 сентября 2016 года в Курске торжественно открыли памятник Курскому соловью. Статуя представляет собой лавровый венок, на вершине которого сидит поющий соловей.
Выражение «курский соловей» стало нарицательным и применяется к людям, хорошо поющим. Происхождение его приписывают царю Николаю II, который величал «нашим курским соловьем» русскую певицу Надежду Плевицкую. Надежда или Дежка (как называли ее родные) Плевицкая (до замужества Винникова), родилась в 1884 году в деревне Винниково Курской губернии. Малограмотная, не знающая нот крестьянская девушка, обладала не только великолепным голосом, но и абсолютным музыкальным слухом и без труда справлялась с самыми сложными сольными партиями. Преодолев множество преград, справившись с лишениями, Надежда становится профессиональной певицей. Она выступает в Большом зале консерватории, где ей рукоплещет цвет московской интеллигенции. Плевицкая знакомится с Шаляпиным, Качаловым, Есениным; выступает перед царской семьей, и Николай II, пораженный чудным голосом певицы, дарит ей драгоценную брошь. В 1926 году Надежда Васильевна с успехом выступает в США, где на одном из концертов ей аккомпанировал сам Сергей Рахманинов. Судьба Надежды Плевицкой была яркой, насыщенной, полной головокружительных взлетов и падений. Закончилась она трагически. Н. Плевицкая умерла 1 октября 1940 г во французском городе Ренн, в женской колонии [5, с.67, 181]. Но память о ней до сих пор живет в сердцах курян.
13 июня 1998 года в селе Винниково Курской области состоялось освящение и торжественное открытие памятника Надежде Плевицкой. (Скульптор — Вячеслав Клыков). 3 октября 2009 года там же открылся музей, посвящённый её жизни [7].
Совсем молодыми «курскими соловьями» являются и сестры Толмачевы. Мария и Анастасия Толмачевы родились в городе Курске 14 января 1997 года. В 2006 году Сестры Толмачевы победили на детском «Евровидении». На этот конкурс Маша и Настя смогли попасть благодаря песне собственного сочинения «Весенний джаз». Несмотря на юный возраст, девочки начали активную творческую деятельность и успели засветиться в нескольких проектах. В 2007 году они участвовали в открытии знаменитого фестиваля «Славянский базар» и получили приз на Премии Муз-ТВ-2007. В этом же году снялись вместе с Аллой Пугачевой в мюзикле «Королевство кривых зеркал». Сестры Толмачевы представляли Россию на «Евровидении-2014» в Копенгагене. И пусть там они заняли только 7 место, мы все равно гордимся нашими «курскими соловьями»!
В Курской области есть много объектов, так или иначе связанных с курским соловьем. Между Москвой и Курском ходит поезд «Соловей», который также известен как «Курский соловей». Почти 10 лет назад его назначили показательным составом – по техническому состоянию и уровню обслуживания он не уступает поезду «Россия» Москва – Владивосток. В Курске есть улицы: Соловьиная; 1-я, 2-я, 3-я Соловьевка; гостиничный комплекс «Соловьиная роща». В городе ежегодно проводится чемпионат Курской области по легкой атлетике «Курский соловей». Далеко за пределами области и страны известен международный фестиваль авторской песни «Соловьиная трель», который проводится на живописной поляне поселка Дичня под Курском. После Грушинского фестиваля в Коломне, «Соловьиная трель» - самый большой праздник бардовской песни в России.
А еще, Курская земля богата событиями истории. Все знают о сказочном Соловье разбойнике. Так вот жил Соловей разбойник, Одихмантьев сын «…у той ли то у Грязи-то у Черноей, да у той ли у березы, у покляпыя, да у той ли у речки у Смородины, у того креста у Леванидова». Речка Смородинка действительно протекает на территории северо-запада Курской области. Недалеко есть деревня с названием «Черная Грязь». В семи километрах к югу от села Черная Грязь, на правом берегу реки Свапы, в которую впадает Смородинка, находится большое старинное село Береза при устье реки Березы. Некоторые варианты былины Соловья-разбойника называют Соловьем Рахматовичем или Ахматовичем. Исследователи былин связывают Соловья-разбойника со злым «курским баскаком», зная летописную повесть о ханском сборщике дани Ахмате Темировиче, который выделялся жадностью и жестокостью. Он был баскаком в Курском княжении в последней четверти XIII века. И кем бы на самом деле не был былинный Соловей – баскаком, хранящим дань, или просто разбойником, отбирающим добро у путешественников, именно в наших краях в свое время был найден большой клад арабских серебряных монет-дирхемов IX—Х веков.
С целью распространения данной информации и популяризации курского соловья, как одного из символов нашей области, мы подготовили буклеты для распространения среди обучающихся школы и жителей микрорайона; а также составили маршрут виртуальной экскурсии, совершить которую может каждый желающий, посетив музей нашей школы. С целью более эффективного распространения информации планируется создание странички на школьном сайте.
Подводя итог, следует сказать, что поставленные задачи мы выполнили. О курском соловье, как бренде Курской области узнали/пополнили имеющиеся знания, как минимум, 400 человек. Это всего лишь 1% от общего числа жителей нашего города, но это значит, что нам есть к чему стремиться!
Список использованной литературы
Любимое яичко
Хризантема и Луковица
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Зимний дуб
Где спят снеговики?