Человек не может жить полноценно на земле исторически пустынной. Малая родина - это место, где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас огромное значение. Это земля отцов и дедов, по которой сделаны первые шаги, где сказаны первые слова, которая навсегда останется порогом, от которого идет счет всех понятий, открытий и добрых дел.
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_tnr.docx | 20.47 КБ |
«Моё восприятие на вопрос , должен ли каждый знать историю своей малой родины?».
Человек не может жить полноценно на земле исторически пустынной. Малая родина - это место, где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас огромное значение. Это земля отцов и дедов, по которой сделаны первые шаги, где сказаны первые слова, которая навсегда останется порогом, от которого идет счет всех понятий, открытий и добрых дел.
Меня зовут Монгуш Нинжема, я ученица 5 класса МБОУ Хайыраканской СОШ.
Я живу в селе Хайыракан, Дзун- Хемчикского района, Республики Тыва – это моя малая родина.Она находится вблизи города Чадана.
Тыва- как многогранно звучит, как много красивого , загадочного и чудесного можно увидеть на этой земле. Здесь я появилась на свет, здесь живут мои родные и близкие, мои друзья. Всё, что меня окружает: природа, люди радует меня своим теплом и заботой. А что я знаю о своей Родине? Этот вопрос не даёт мне покоя. Ведь Родина начинается с Памяти. С исторической памяти обо всём, что было.
Познание истории родной земли, республики, района, села, посёлка даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа.
Наша республика находится в центре Азии.
14 августа 2021 года исполняется 100 лет со дня основания Танну- Тыва Арат Республики. И у меня возникло идея понять , как так вышло , что мы , тувинцы, стали частью такой огромной страны , как Российская Федерация.
В детстве я не обращала внимание на исторические события, но , когда наша учительница тувнского языка и тувинской литературы спросила нас о том , знаем ли мы Монгуш Буян- Бадыргы.Оказалось, никто из наших ребят не знали этого человека. Мне стало стыдно. И я решила узнать, об этом человеке, так как и фамилия моя была Монгуш. И мне ещё интересно было узнать о том, как же мы, тувнцы, вошли в состав такого большого государства как Россия.
И я начала свои поиски по интернету. Но это мне дало мало информации, тогда я решила пойти в библиотеку и найти что- то новое.И мне удалось немного узнать об истории своей земли.
Я узнала об истории и создание и развитие Тувинской Народной Республики.
Тувинская Народная Республика (далее - ТНР) возникла на территории бывшего протектората Российской империи, известного как Урянхайский край, после Октябрьской революции в России.
В марте 1917 года после сообщения о свержении царизма в России на территории Урянхайского края началось активное создание Советов.
11 июня 1918 года открылся V съезд русского населения края, а 13 июня — съезд представителей тувинского народа. Вопрос о самоопределении Урянхая составлял главный пункт в порядке дня урянхайского съезда.
18 июня 1918 года состоялось совместное заседание русского и тувинского съездов, на котором единодушно был принят Договор о самоопределении Тувы, дружбе и взаимной помощи русского и тувинского народов.
В середине 1921 года местные революционеры, поддержанные Красной Армией РСФСР, приняли решение о провозглашении национального суверенитета Тувы.
С 13-го по 16 августа 1921 года в селе Суг-Бажы прошёл Всетувинский учредительный хурал , в работе которого принимали участие представители всех кожуунов Тувы в составе около 300 человек, на нём присутствовали также делегация Советской России и представители Дальневосточного секретариата Коминтерна в Монголии.
В первый день хурал принял резолюцию о создании самостоятельного тувинского государства Танну-Тува.
«Народная Республика Тану-Тува является свободным, ни от кого не зависящим в своих внутренних делах государством свободного народа, в международных же отношениях Республика Тану-Тува действует под покровительством Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
14 августа была провозглашена независимость Республика Тану-Тува. Были созданы органы власти, принята первая Конституция.
Летом 1921 г. на территории Оюннарского хошуна под руководством Оюна Курседи возникло «Угудар яамы» (агитационное бюро) – по созданию партии. Единомышленники: Алдай-оол, Саарбай, Куржепей, Чуржаапай, Чалбак-кыс, Опаалай, Мумба-Хуурак, Хоюрук-Хол.
29 октября 1921 г. создание Тувинской народно-революционной партии (ТНРП).
Несмотря на то, что Тувинская народная республика была объявлена как суверенное государство, постепенно начинается «советизация» всех сфер общественной жизни.
С момента образования ТНР в 1921 г. начался процесс экономического, политического и культурного взаимодействия с СССР, которое, несомненно, было наиболее экономически выгодно для тувинской стороны. Одновременно советско-тувинское сотрудничество имело свою целесообразность и для СССР. Оно стало эффективным средством обеспечения и закрепления советского влияния в Туве и вытеснения оттуда иностранного (китайского) капитала. В 20-е годы обеими сторонами были сделаны первые шаги в направлении полномасштабного двустороннего сближения.
Однако на данном этапе вопрос вступления Тувы с состав Советского государства не поднимался. Целый ряд факторов, как внутри страны, так и за ее пределами, являлся препятствиями на пути его осуществления. С одной стороны, нежелание СССР осложнять взаимоотношения с Китайской республикой, считавшей Туву частью своей территории, с другой - отсутствие внутренних экономических и политических предпосылок: феодально-аристократическое руководство страны, сильная промонгольская группировка в нем; экономическая политика, направленная на развитие элементов капитализма; неразвитость тувинской нарревпартии -идеологического союзника СССР и др. Все вышеперечисленное исключало возможность вступления Тувы в состав СССР в данных конкретно-исторических условиях, и вопрос об этом не ставился ни одной из сторон. Более вероятным было включение Тувы в состав монгольского государства что, однако, объективно не отвечало интересам ни СССР, ни ТНР. Обе стороны связывали будущее Тувы с развитием независимого национального государства.
В конце 1920-х — начале 1930-х годов по Туве прокатилась первая волная политических репрессий. Впоследствии таковые имели место в течение всего десятилетия. По данным прокуратуры Республики Тува, в 1930-х годах в ТНР было репрессировано 1286 человек, а, согласно другой версии, их количество доходило до 1700 человек. Среди подвергшихся репрессиям, как и в СССР, оказались многие видные государственные деятели Тувы.
Первым главой тувинского государства стал гун нойон Буян-Бадыргы. 13 августа 1921 года на Учредительном Хурале представителей всех хошунов Тувы он был избран председателем Хурала и подтвердил приверженность России. Под его руководством была разработана и принята первая конституция Тувы. Создан Тувинский революционный союз молодёжи (ТРСМ). 1920-е годы были очень сложными для молодого государства Танну-Тува. На его территорию претендовала Монгольская Народная Республика (МНР), лишь в 1926 году МНР признала независимость Тувы, но пограничные территориальные споры не были урегулированы (возможно, это стало одной из причин последующего вхождения Тувы в СССР).
В 1929 году первый генеральный секретарь ЦК ТНРП (Тувинская народно-революционная партия) и первый Председатель правительства Тувы Буян-Бадыргы был арестован и в 1932 году казнён. Вместе с ним был расстрелян секретарь ЦК ТНРП Иргит Шагдыржап, бывший премьер-министр Куулар Дондук.
Буян-Бадыргы: первый национальный политик, основатель тувинского государства, демократ. В периодической печати появляется большое количество статей научного и публицистического характера о жизни Председателя Всетувинского Учредительного Хурала, его приёмном отце Хайдыпе, его семье. К 100-летию со дня рождения Монгуша Буян-Бадыргы были опубликованы воспоминания современников и проведены различные мероприятия в западных районах республики. Его именем были названы центральная улица в Кызыл-Мажалыке, созданный в 1991 году Чаданский филиал республиканского музея.
Несмотря на необычайную одарённость, организаторские способности, умение вести за собой, даже великим императорам не удавалось изменить ход истории в одиночку.
В окружении Буян-Бадыргы было немало жестоких людей, думавших лишь о личной выгоде. Но были рядом с ним и действительно талантливые, мужественные и дальновидные государственные деятели. Об одном необходимо упомянуть — это родной брат Хайдыпа камбы-лама Верхне-Чаданского хурээ (монастыря) Лопсан Чамзы. Он родился в 1857 году, духовное образование получил в одном из монастырей Тибета и в Туву вернулся человеком грамотным, обладавшим глубокими познаниями в области буддийской философии, обрядовой практики буддизма, тибетского и монгольского языков.
Лопсан Чамзы был сторонником присоединения к России. В феврале 1913 года он, вторым после амбын-нойона Комбу-Доржу, написал прошение о присоединении к Российской империи. Но в дальнейшем их пути расходятся. Октябрьская революция и Гражданская война поколебали веру Буян-Бадыргы в то, что Россия может быть надёжным патроном Тувы. Как следствие, в 1918 году Даа хошун был принят в монгольское подданство; правда, выразилось это фактически только в том, что Буян-Бадыргы в подтверждение его статуса правителя получил от Чжалханцы-ху-тухты титул Эртине бэйсе и печать. Напротив, Лопсан Чамзы продолжал вести линию на дальнейшее сближение с Россией. Видя в правительстве А. В. Колчака преемника Российской империи, он всячески поддерживал комиссара этого правительства по делам Урянхайского края А. А. Турчанинова. В 1919 году Лопсан Чамзы совершил поездку в Омск, где лично встретился с Колчаком. Впоследствии это трагически сказалось на его судьбе: по воспоминаниям современников, он был обвинен в антинародной деятельности и расстрелян в 1930 году.
Самым знаменательным событием в истории тувинского народа, безусловно, является созыв Всетувинского Учредительного Хурала — съезда представителей всех тувинских хошунов в местечке Суг-Бажы, где находился русский поселок Атамановка (ныне село Кочетово Тандинского кожууна). Хурал проходил с 13 по 16 августа 1921 года, на нем присутствовало 63 представителя от семи хошунов из девяти (от Хасутского и Сартульского хошунов представителей не было). От Советской России присутствовали 17 представителей, в том числе Председатель Сибирского революционного комитета И. Г. Сафьянов, от Народно-революционной Монголии — три, был также представитель Дальневосточного секретариата Коминтерна Цивенджапов. Председателем съезда избрали Буян-Бадыргы из Монгуш сумона Даа хошуна.
Сыграв выдающуюся роль в принятии тувинского народа протектората России и провозглашении суверенного тувинского государства Буян-Бадыргы. Буян-Бадыргы, кто он?
Буян-Бадыргы в должности правителя хошуна, показал способность принимать решительные меры, от которых зависит судьба народа.
Буян-Бадыргы проживал вместе с семьёй в Дзун-Хемчикском кожууне в местечке Кадыр-Эл (до 1929 года, пока его не арестовали). У Буяна-Бадыргы не было собственных детей, но в 1910—1920 годах (точно неизвестно) он удочерил годовалую дочку знакомых, назвав её Дембикей.
Буян-Бадыргы был воспитан в семье, в которой позаботились о том, чтобы в будущем он вырос ответственным, терпимым, решительным человеком уважающим законы и обычаи своего народа.
Монгуш Буян-Бадыргы выдающаяся личность своего времени и я убедилась в том, что моя фамилия Монгуш был близок к фамилии известного деятеля и уважающего традиции своего народа.
В заключении я хочу ответить на мой поставленный вопрос. Я думаю, что без истории человек, как птица без крыльев.
Мой родной край – это маленькая частичка нашей страны. Неудивительно, что история края тесно связана с историей нашей Родины. В дальнейшем я планирую продолжить работу по изучению прошлого моего края. И, надеюсь дополнить свою летопись новыми фактами, доселе мне неизвестными.
Будущее – в нас, в памяти нашей о корнях своих. Пока живы люди – жива и наша история.
Заяц-хваста
Городецкая роспись
Медведь и солнце
Шелковая горка
Смекалка против Змея-Горыныча