Каждому человеку наиболее близка его семья, боль родных людей мы воспринимаем как свою собственную. Каждая семья в нашей стране внесла свой вклад в победу над врагом. История нашего народа складывается из историй таких семей. Рассказы наших бабушек и дедушек помогают нам полнее окунуться в атмосферу того времени, прочувствовать все то, что им пришлось пережить.
Цель работы: сохранить и систематизировать воспоминания членов моей семьи, живших в годы Великой Отечественной войны, для сохранения исторической памяти поколений.
Задачи: - на примере членов моей семьи раскрыть, как Великая Отечественная война отразилась на судьбах жителей Мордовии, какие испытания им пришлось вынести для того, чтобы приблизить Великую Победу, как они жили после войны и какими людьми стали; - сохранить сведения о членах нашей семьи для ее последующих поколений;- показать, что судьба каждого человека неотделима от судьбы его Родины.
Вложение | Размер |
---|---|
net_v_rossii_semi_takoy_2.doc | 74.5 КБ |
«Олимпиада-2015»
МБОУ «Кочуновская СОШ»
Ромодановского муниципального района РМ
Номинация «Великая Отечественная война. Тыл и фронт»
Исследовательская работа
«Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой…»
(Моя семья в годы Великой Отечественной войны)
Подготовила:
Бочкова Елена Андреевна, учащаяся 11 класса
МБОУ «Кочуновская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель:
Ледяйкина Василиса Георгиевна – учитель истории
Образовательное учреждение: МБОУ «Кочуновская СОШ»
Ромодановского района Республики Мордовия
Контактный телефон: 8-834-38-2-57-43
Ромоданово – 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………….…….…….…2
1.1. «Жизнь прожить – не поле перейти»» (воспоминания о моей прабабушке Варваре Яковлевне, в девичестве Селиверстовой, и испытаниях выпавших на ее долю в годы Великой Отечественной войны) ……………..……4
1.2. «Они сражались за Родину» (воспоминания о братьях моей прабабушки Николае и Федоре Селиверстовых)………………………………….5
1.3. «Судьба разведчика» (о фронтовой жизни и судьбе Сергея Петровича Кудашова) …………………………………………………………………………….6
Заключение……………………………………………….…….……....…......10
Список источников и литературы…………………….……………......…....12
Приложение
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
Е. Агранович
Актуальность: В 2015 году мы будем отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, которая болью и пеплом прошла по миллионам человеческих судеб. Нет в России семьи, которая бы не пострадала в этой войне. И не важно, где погибали люди: на фронте, сражаясь с фашистами, или в тылу от голода и лишений, отдавая все силы для скорейшего разгрома врага. «Все для фронта, все для Победы!» - это не просто девиз, это смысл жизни каждого человека в ту пору. И особенно страшно понимать, что люди начинают забывать уроки Второй Мировой войны. Возрождение неофашизма, воспевание «подвигов» бандеровцев и им подобных в бывших союзных республиках – все это очень страшно, ибо если мы забудем прошлое, то рискуем вновь повторить его ошибки. Именно поэтому мы должны помнить, какую жертву принес наш народ для того, чтобы освободить страны Европы от ужасов фашизма.
Каждому человеку наиболее близка его семья, боль родных людей мы воспринимаем как свою собственную. Каждая семья в нашей стране внесла свой вклад в победу над врагом. История нашего народа складывается из историй таких семей. Рассказы наших бабушек и дедушек помогают нам полнее окунуться в атмосферу того времени, прочувствовать все то, что им пришлось пережить.
«Иванами не помнящими родства» так в старину называли людей, относящихся с полным безразличием к своим предкам, не помнящих традиций, ко всему равнодушных, неблагодарных. Их современные последователи перекраивают историю в угоду своим сиюминутным прихотям, навязывая свои ценности, выдавая ложь за истину. Чтобы не быть одураченными в современных информационных войнах, нам нужно уметь отличать истину ото лжи, а для этого мы должны хорошо знать историю своего народа, сохранять и приумножать историческую память поколений, которая складывается из истории каждой российской семьи. Свою исследовательскую работу я посвятила истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
Цель работы: сохранить и систематизировать воспоминания членов моей семьи, живших в годы Великой Отечественной войны, для сохранения исторической памяти поколений.
Задачи: - на примере членов моей семьи раскрыть, как Великая Отечественная война отразилась на судьбах жителей Мордовии, какие испытания им пришлось вынести для того, чтобы приблизить Великую Победу, как они жили после войны и какими людьми стали; - сохранить сведения о членах нашей семьи для ее последующих поколений;- показать, что судьба каждого человека неотделима от судьбы его Родины.
Методы исследования: интервьюирование; сбор и систематизация материала; поисковый; исследовательский.
Объект исследования: моя семья в годы Великой Отечественной войны
Предмет исследования: влияние Великой Отечественной войны на судьбы членов моей семьи.
Источники исследования: личные архивные материалы, фотографии, воспоминания моей бабушки Нины Николаевны Дурновой, периодическая печать.
Сроки исследования: 2014-2015 учебный год
Моя прабабушка Варвара Яковлевна родилась в крестьянской семье Якова и Агафьи Селиверстовых 11 декабря 1911 года. Варвара была старшей. Всего в семье было одиннадцать детей. Выжили шестеро: Варвара, Федор, Николай, Михаил, Антонина, Анна, остальные умерли в младенчестве. Мать и отец работали от зари до зари. За малышами следить было некому. Поэтому Варвара закончила только 4 класса, став няней своим младшим братьям и сестрам. Помогала родителям в колхозе. С 16-ти лет работала в детском саду воспитателем, а затем стала заведующей детсада. В 1933 году она вышла замуж за Загудаева Павла Ивановича, работавшего трактористом в их колхозе. В браке родилось трое детей, двое из которых не пережили ту страшную войну.
Когда началась Великая Отечественная война, мужа забрали на фронт, где он и погиб в 1943 году. Варвара осталась с троими детьми на руках. Тяжело приходилось, голодно, но, несмотря на это, женское сердце не осталось глухо к детской беде, приютило и обогрело эвакуированную девочку из Ленинграда. Нина жила в семье Варвары Яковлевны с 1943 по 1945 год, когда ее разыскал вернувшийся с фронта отец. Нелегко было расстаться Варваре Яковлевне с приемной дочерью. В честь девочки из блокадного Ленинграда мою бабушку и назвали Ниной.
Как и все женщины военной поры Варвара Яковлевна с утра до ночи работала в колхозе, заменяя ушедших на фронт мужчин.
Нелегка была женская доля в военную пору. Все тяготы легли на их хрупкие плечи: холод, голод, забота о близких, непосильный труд на колхозных полях, горечь похоронок... Но сложнее всего было смотреть в глаза умирающих от голода детей. Ради спасения ребенка любая мать готова рискнуть даже жизнью. Что уж говорить о нарушении так называемого «закона о 12 колосках».
Дом Варвары Яковлевны находился на окраине села. Дальше простиралось колхозное поле. После сбора урожая на нем оставалось немного клубней замерзшего картофеля, колоски ржи, пшеницы, которые школьники собирали после уроков. Три подруги Варвары Яковлевны, которые тоже растили своих детей одни, набрали немного колосков, но нести их через все село побоялись и попросили прабабушку спрятать до ночи «урожай» в ее сарае. Варвара Яковлевна знала, какое бедственное положение было в их семьях, пожалев малышей, дала свое согласие. За что вскоре и поплатилась. Подругам дали по 4 года, а ей как соучастнице – 1,5 года. Через год ее реабилитировали, но за это время дома умерла дочка, а на мужа пришла похоронка. Одна из подруг так и не вернулась из тюрьмы домой, оставив своих детей круглыми сиротами.
После окончания войны в 1947 году прабабушка вышла замуж второй раз за Дурнова Николая Ивановича. В 1947 году у них родился сын Николай, в 1951 году – дочь Нина.
Нелегкие испытания выпали в годы Великой Отечественной войны и на долю братьев и сестер моей прабабушки.
Николай Яковлевич Селиверстов (1921-2007) был призван в армию в 1940 году. Служил в Прибалтике. Накануне войны у них начались учения. Все оружие заставили оставить на полигоне. В результате, когда началась война, им даже нечем было обороняться. Несколько дней отступали. Измученных, голодных их пожалел и спрятал один латыш, но не успели уснуть, как «гостеприимный» хозяин сдал их немцам. Вся военная биография двоюродного прадедушки – плен. Четыре раза бежал, ловили, травили собаками. По его словам, сам не знает, как остался жив. Немцы брали пленных качестве бесплатной рабочей силы домой. Для работы Николая Яковлевича взял один немец. Так он и остался жив. Освободили Селиверстова Н.Я в 1945 году. Как и многих бывших военнопленных, считавшимися изменниками Родины, его репрессировали в Сибирь, на лесоповал. Здесь в Пермской области в поселке Вагулка он познакомился со своей будущей женой. В 1947 году сыграли свадьбу. В 1952 году у них родился сын Василий. Реабилитировали Николая Яковлевича в 1948 году, после того, как пришли документы из архива Латвии.
Всю жизнь до самой пенсии Селиверстов Н.Я работал учителем в школе. Умер в возрасте 87 лет.
Не менее интересна судьба другого брата прабабушки Селиверстова Федора Яковлевича (1919-1980 г.г.). Он служил в Севастополе, когда началась Великая Отечественная война. Долгим и трудным был боевой путь Федора Яковлевича. Дошел до самого Берлина! Были ранения, госпиталь, но молодость, неунывающий характер и везение помогали выжить и снова встать в строй, услышать салют Победы.
«Не было бы счастья, да несчастье помогло» - так гласит русская пословица. На фронте он познакомился со своей землячкой, уроженкой с. Курилово Евдокией, спас ее от смерти на войне. А незадолго до Победы, Евдокия спасла его жизнь, вытащив из горящей машины. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны влюбленные поженились. У них родилось двое детей: Анатолий (1947 г.р.) и Петр (1952 г.р.). Молодые переехали в г. Харьков, где Федор Яковлевич работал водителем, а Евдокия Игнатьевна учителем в школе.
В нашей семье профессия учителя всегда пользовалась большим уважением. Многие ее представители либо сами были и являются учителями, либо женились или выходили замуж за учителей. Так произошло и с младшей сестренкой моей прабабушки Анной Яковлевной Селиверстовой, вышедшей замуж за Сергея Петровича Кудашова, работавшего учителем в школе с. Болтино.
Сергей Петрович Кудашов родился 11 марта 1920 года в с. Перьмиёво Пензенской области. Отучившись 7 классов, он поступил в Саранское педагогическое училище, по окончании которого был направлен по распределению учителем в Болтинскую школу, где проработал два года. Здесь же он и познакомился со своей будущей женой Анной, которая ждала его с верой и надеждой в сердце всю войну. В 1940 году Сергей Петрович был призван Ладским военкоматом в армию.
Кудашов С.П. вспоминает: «На время начала войны я находился на Рыбачьем полуострове, Мурманской области, призвался туда солдатом. 22 июня про войну мне еще ничего не было известно. Я находился на границе, в горах, там еще был снег, совсем не было связи. Мы были на дорожных работах – восстанавливали границу. Вдруг слышим гул, видим – полетели самолеты с черными крестами на крыльях. А мы находимся высоко в горах, таким образом, самолеты пролетели прямо над нашими головами. Пролетел первый эшелон, второй… Ни стрельбы, ничего не было. Я спросил у лейтенанта, что это за самолеты, на что лейтенант ответил, что это санитарные самолеты, после финской кампании раненых переправляют. Никто не мог подумать, что это фашистские самолеты, так как у нас был договор с Германией о ненападении. Когда мы узнали о том, что началась война – была такая неразбериха…
На третий день войны мы уже получили винтовки. Вскоре в залив Губы Эйна упала первая бомба. Там неподалеку находился наш 135 стрелковый полк.
Первый день войны – одно из самых ярких воспоминаний военной поры. Запомнилось, как мы из г. Мурманска сели на пароход и отправились в г. Ленинград на фронт. Тогда нас уже вовсю бомбили немцы. Блокада города Ленинград навечно останется в моей памяти.
Война длилась 1418 дней. Одним из самых тяжелых был день, когда я впервые получил ранение под Псковом. Меня направили в медсанбат, а оттуда с перевязанной рукой, вновь вернулся на фронт. Всего у меня два ранения и одна контузия.
Война порождала в человеческих душах различные чувства. Во-первых, страх. Кругом стрельба, мы – молодые ребята, умирать не хочется… Во-вторых, патриотизм и любовь к Родине. Во время войны все очень сплотились, были дружны. В-третьих, ответственность за себя и своих товарищей. Мне было всего 19 лет, когда мне дали взвод – 32 человека.
Перед тем, как пойти на фронт я познакомился со своей будущей женой – Анной Яковлевной. Я спросил, будет ли она меня ждать, на что получил положительный ответ. В октябре 1945 года послал ей письмо с вопросом, ждет ли она еще меня. Пришел ответ от нее, что ждет. В ноябре 1945 года мне дали отпуск. Я поехал домой, к родителям и своей возлюбленной. Мы тут же поженились. Так как я служил в запретной зоне в Эстонии, мне пришлось уехать без нее. Я тут же, по приезду в часть, занялся оформлением пропуска для нее. Самому мне ехать за женой было нельзя, поэтому я отправил в отпуск сержанта, он-то мне и привез мою Анну Яковлевну. В 1945 году я уже был помощником начальника штаба по разведке. У нас было четыре сына. Два сына похоронены в Эстонии, один – в Тольятти, один сын живет со мной. Душа в душу с Анной Яковлевной мы прожили 67 лет. Не стало ее 2 года тому назад…
В 1965 году наша семья переехала в Ставрополь-на-Волге. В Прибалтике очень высокая влажность, у сына от этого начали опухать связки, что сказывалось на учебе. Комиссия предложила нам ехать на среднюю Волгу. Почитали литературу, выбор пал на город Ставрополь (ныне Тольятти). Сначала я сам два раза приезжал сюда, чтобы узнать обстановку, а потом перевез всю свою семью.
Сначала я работал в школе №2 преподавателем физкультуры, потом – в военкомате старшим по учету, а с 1969 года по 2005 год работал на «Тольяттимолоко». Затем, ушел на пенсию».
В годы войны Кудашов С. П. был разведчиком. Но об этой стороне своей жизни он в основном умалчивает. Девиз: «болтун – находка для шпиона» не потерял для него значения и по сей день. Много испытаний выпало на долю Сергея Петровича: война, смерть во младенчестве двоих сыновей, гибель под колесами автомобиля среднего сына, тяжелая болезнь младшего, смерть любимой супруги… Но несмотря на это, он сохраняет бодрость духа и верность своим идеалам и по сей день.
Сергею Петровичу Кудашову в марте 2015 года исполнится 95 лет. Его общий трудовой стаж насчитывает 70 лет, военный стаж – 27 лет. Он имеет множество наград, но наиболее дороги Сергею Петровичу медаль за оборону Ленинграда, медаль за отвагу и конечно 3 красные звезды.
В мае 2014 года корреспонденты предприятия «Тольяттимолоко», где Кудашов С.П. проработал 35 лет, издающие корпоративную газету «Сами с усами» брали у Сергея Петровича интервью, задав вопрос: «Какими бы Вы хотели видеть нынешних молодых защитников Родины?» Ветеран ответил: «Сейчас молодые люди служат в армии всего один год, это очень мало. За год невозможно ничему научиться, даже распорядку. Солдаты должны быть дисциплинированы, отвечать за свои поступки. Иду как-то по улице, мне на встречу шагает молодой солдат, снял ремень, жарко ему... Это полное нарушение устава. Солдат должен с уважением относиться к старшим. Я решил обратиться к нему с вопросом, на что не получил никакого ответа, солдат меня просто проигнорировал».
Несмотря на почтенный возраст, Сергей Петрович по-прежнему радеет о благе Родины, воспитании молодежи. Его напутствие подрастающей смене таково: «Хочется, чтобы молодое поколение было более воспитанным, уважительно относились к старшим».
С каждым годом все меньше остается живых носителей памяти о той лихой године. Надеюсь, мой двоюродный прадедушка доживет не только до 70-летия Победы, но и встретит свой 100-летний юбилей, радуя нас своим неиссякаемым жизнелюбием и оптимизмом.
Заключение
Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война. Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком силы человеческого духа.
Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству. Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах. Но с каждым годом, каждым днем их остается все меньше.
Ни я, ни моя мама и бабушка, к счастью, не видели ужасов Великой Отечественной войны. Мы родились много позже, под мирным ясным небом нашей Родины. И хотелось бы, чтобы так оставалось и впредь, чтобы ни один человек на планете не постиг того горя, что пережили наши предки.
Для того, чтобы война не повторилась, мы должны помнить, через что пришлось пройти нашему народу, чтобы добыть Победу в этой войне. А для этого, нужно сохранять историческую память, бережно передавая из поколение в поколение семейные предания о той далекой от нас эпохе. Если потомки забудут о предках, отдавших жизнь за их процветание, то превратятся в «манкуртов» - ожесточенных бездушных существ, потерявших в себе то, что позволяет человеку носить имя «ЧЕЛОВЕК».
Данная исследовательская работа имеет значение, прежде всего, для меня самой. Благодаря проведенному исследованию, я узнала дополнительные факты из биографии моих родственников. В будущем, данная работа послужит основой для создания родословного древа нашей семьи, сохранению исторической памяти поколений.
Завершить свою исследовательскую работу я хочу стихотворением П. Крученюка:
Глянь на живых, пока они живые…
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.
Глянь на живых,
Они ведь смерть встречали.
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят, они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой.
И помни ты, живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры непобедимы,
Покамест память павшего с тобой!
Список источников и литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Кактусы из сада камней
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
"Морская болезнь" у космонавтов
Этот древний-древний-древний мир!