Приходилось ли вам когда- нибудь бродить по руинам истории? И что бы Вы почувствовали, смотря на осколки былого счастья? Какие ощущения навевает энергетика подобных мест? Мороз по коже…
Не иначе, а что же может рассказать желтая, выгоревшая временем, старая фотография села Анненково? Эту фотографию бережно хранила старейшая жительница этого села.
Когда въезжаешь в центр села Анненково-Лесное Майнского района Ульяновской области уже издалека видно величественное здание, находящееся на возвышении и доминирующее над окружающей местностью.
Это и есть один из архитектурных памятников Майнского района -дворянская усадьба эпохи классицизма, принадлежавшая старинному дворянскому роду Анненковых, проживавших здесь с конца XVII по начало XX веков. Анненковы навсегда вписали свой род в историю края – они строили церкви, открывали школы, разбивали сады и парки, разводили породистых лошадей, в том числе и для нужд армии. Здание включено в реестр памятников истории и культуры Решением Ульяновского областного Совета народных депутатов трудящихся от 12.02.1990 № 79.
Сегодня это здание находится в руинированном состоянии. Здание долгое время ни кем не использовалось и находилось в запустении, и как результат в 2004 году здание уничтожено в результате пожара неизвестными лицами. Все ценные элементы здания, а также чугунные лестницы растащили на металлолом. По факту уничтожения памятника истории и культуры прокуратура Майнского района в 2005 году возбудила уголовное дело. Этот объект еще можно было спасти еще в 2004 году, если бы нашелся тогда настоящий хозяин, который смог бы сохранить это здание. К сожалению, любое имущество, в том числе недвижимое, являющееся бесхозяйным обречено на разрушение и уничтожение.
МКОУ «Анненковская СШ» расположено на территории Анненковского сельского поселения Майнского района Ульяновской области. По дороге в школу и из школы ребятам приходиться видеть эту ужасную картину.
Когда смотришь фотографии этой усадьбы, сделанные в 1974 году, и сегодняшние, начинаешь понимать, что мы потеряли.
В школе накоплен определенный материал по истории села, его традициях. Этот богатый материал требует анализа, систематизации, осмысления, обобщения и демонстрации. Но многие страницы малой родины –с.Анненково- Лесного, остались в прошлом. Организация поисковой деятельности учащихся школы, восстановление макета Усадьбы Анненковых по фотографиям, поможет восстановить по крупицам страницы истории родного села, развить интерес к истории малой родины.
Сохранить эту информацию и донести до широкого круга общественности поможет создание в школе музейной комнаты эпохи классицизма, где в центре внимания будет находиться макет архитектурного памятника Майнского района - Усадьба Анненковых.
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность | 37.51 КБ |
Всероссийский конкурс научно-исследовательских,
проектных и творческих работ обучающихся
«ОБРЕТЁННОЕ ПОКОЛЕНИЕ –
НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, ДУХОВНОСТЬ» _______________________________________________________
Направление: краеведение
Тема: Сказание о земле Анненковской
Авторы: Тарасова Юлия Борисовна
Место выполнения работы: МКОУ «Анненковская СШ», Ульяновская область, с.Анненково-Лесное
2020год
Содержание
1. Страницы истории нашего села
2. Первые сведения о селе.
3. Дворянский род Анненковых
4.О чем может рассказать старая фотография?
5.Архивные подлинные воспоминания старожила села.
6. Исторический уголок «Край отчий, край древний!»
7.Музейная комната «Дворянское гнездо»
8.Что предметы старины рассказать тебе должны?
Актуальность проекта
Проект способствует развитию интереса у школьников к поисковой, исследовательской деятельности, изучению страниц истории нашей Родины и своего края, её культурных достижений, уважению к историческому прошлому. А также способствует к стремлению и умению беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей земли.
Цели проекта
- восстановление, сохранение и представление материальных памятников, имеющих историко-культурное значение в качестве важнейшего ресурса социального, экономического и культурного развития села и района;
- создание музейной краеведческой комнаты
- содействовать учащимся в изучении историко-культурных корней, духовно нравственного наследия наших предков.
Задачи проекта
-изучить историю и культуру родного края; знакомить с русскими национальными традициями и обычаями, с интересными судьбами односельчан.
- формировать у подрастающего поколения чувство гордости за прошлое
своей малой Родины и приобщать школьников к историческому и
культурному наследию предков;
- развивать у учащихся поисково-исследовательские навыки, научное мышление, интерес к краеведческой работе
Методы исследования:
поиск, обработка, сохранение материалов и сведений по истории села и культуре края; использование собранных данных и экспонатов в учебно- воспитательной работе школы.
Категория участников проекта:
1 Дети школьного возраста
2 Студенты и молодёжь;
3 Волонтёры;
4 Работники культуры;
5 Жители с.Анненково и района.
6.Администрация МО « Анненковское сельское поселение.
Предполагаемые и ожидаемые результаты деятельности
Мы знаем, что уже невозможно реконструировать наш исторический памятник архитектуры. Поэтому реализация проекта позволит учащимся школы, односельчанам и гостям оставить в памяти картину прошлых лет.
1. Организация работы школьного музея как структурного подразделения школы и одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся.
2. Повышение эффективности усвоения программного материала по истории России, краеведению.
3. Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников, реализации их познавательного интереса
Введение
Страницы истории нашего села
В моем сердце уголок найдется
Для тебя, любимый край родной,
Ведь не зря ты малой родиной зовешься,
Ты в душе всегда, всегда со мной!
Анненково-Лесное — село в Ульяновской области Майнского района. Оно расположено в 15 километрах к западу от Майны и в 4 километрах к северу от станции Чуфарово.
Ранее Анненково было центром сельской администрации бывшего Карсунского уезда Симбирской губернии. Сейчас Анненково — административный центр Анненковского сельского поселения в составе Майнского района Ульяновской области.
Первая половина названия нашего села произошла от фамиилии дворянского рода Анненковых, проживавших здесь с 17 века. Вторая часть названия обусловлена многочисленными лесами, окружающими село.
Само село расположено у подножия горы «Симбирки», которая ранее была покрыта лесом. Через село протекают две реки — Майдан и Майна. В конце села эти реки сливаются. В реки во многих местах впадают родники. Рельеф местности разнообразен, так называемая лесостепь. Здесь есть и овраги, и равнины, леса и болота.
Первые сведения о селе.
Село основано во 2 половине 17 века. Существует предание, что царь Иван Грозный сослал сюда, в лесное болотистое место с проезжей дорогой, поднадзор преданных ему монахов, башкирского военачальника Аника.
«Я, Великий князь и царь Всея Руси, Иоанн Васильевич Грозный, повелеваю: сослати, нами в полон взятого башкира Аника-воина-начальника, от нас подалее. Да преданному монаху Никодиму и монаху Еникею глаз с него не спущать!»
Со временем известный ссыльный принял православную веру, и стал называться Анненковым и его даже назначили старшим военного поста с правом набирать служилых людей из марийцев, башкир, татар, и мордвы, живущих в русских селениях центра России. Славилось оно и знатными лошадьми, поставляемый для нужд царской, а потом и Красной армии.
Анненково сотни лет служило родовым имением потомственных дворян Анненковых.
Славилось наше село и трехпрестольной красавицей церковью, взорванной коммунистами в 50-х годах прошлого века, и знаменитыми ярмарками. Благо было чем торговать!
С волнением смотришь на это фото, окунаешься вглубь веков той далекой жизни предков. На переднем плане едва различимы силуэты дворовых ребят, катающихся на велосипедах, и рядом стоящих женщин, ожидающих явно воскресную службу.
Дворянский род Анненковых
Известным краеведом в статье газеты «Ульяновская правда» отмечает, что село Анненково принадлежало поэтессе Варваре Николаевне Анненковой и ее брату Николаю Николаевичу. Довольно знаменит в России был младший брат поэтессы. Он учился в Московском университете, много воевал и дослужился до генерала.
В 18 веке помещиком этого села был Иосиф Иванович Анненков, женатый на двоюродной сестре Н. Карамзина, а его племянница Прасковья Ахматова являлась прабабушкой поэтессы Анны Ахматовой.
В середине 19 века чаще других упоминался Андрей Дмитриевич Анненков, последний помещик этого рода.
К гуманным, высокообразованным людям своего времени относится хозяин усадьбы Н.А. Анненков, который после выхода в отставку с военной службы жил здесь в1862 – 1893 гг. Он был местным мировым посредником, мировым судьёй, активным помощником И.Н.Ульянова в развитии школьного дела, написал тёплые воспоминания о нём. Сам Ульянов открыл здешнюю начальную школу с общей численностью учащихся 30 человек.
О чем может рассказать старая фотография?
А что же может рассказать желтая, выгоревшая временем, старая фотография села Анненково? Эту фотографию бережно хранила старейшая жительница этого села.
Главным архитектурным памятником Майнского района является дворянская усадьба эпохи классицизма, которая находится в селе Анненково- Лесное.
Анненковы навсегда вписали свой род в историю края – они строили церкви, открывали школы, разбивали сады и парки, разводили породистых лошадей. В 1970-е годы при составлении списка архитектурных памятников Ульяновской области Анненковская усадьба, центром которой являлся двухэтажный дом, украшенный со всех сторон четырёхколонными портиками и окружённый великолепным парком, вошла в него одной из первых. Долгие годы объект считался благополучным, его занимало правление совхоза «Чуфаровский», но в 2001 году за неимением средств на ремонт и содержание здания, правление переехало в другое помещение. Оставленное без присмотра здание сгорело в феврале 2004 года. Но и после этого каменный остов здания, окружённый великолепными «римскими» колоннами продолжает привлекать любителей старины. Как и прежде, каждую весну старинный пруд на нижней террасе парка наполняется талыми водами, в зеркале которых отражаются причудливые кроны уцелевших сосен.
В конце 19 века открылась земская больница. В ней успешно трудился опытный земский врач- хирург А.Х. Попов.
В это же время при селе действовали 2 паровые мельницы и конный завод, открылась почта и телеграф. Образовалась первая библиотека-читальня. Обслуживала не только читателей села, но и окрестных сел.
О времени основания и первых поселенцах этой деревни сведений в краеведческой литреатуре не имеется.
Сегодня это здание находится в руинированном состоянии. Ранее в здании располагалась Анненковская больница, а позже и правление одного из колхозов до 2001 года. Три года здание ни кем не использовалось и находилось в запустении, и как результат в 2004 году здание уничтожено в результате пожара неизвестными лицами. Все ценные элементы здания, а также чугунные лестницы растащили на металлолом. Этот объект еще можно было спасти еще в 2004 году, если бы нашелся тогда настоящий хозяин, который смог бы сохранить это здание. К сожалению, любое имущество, в том числе недвижимое, являющееся бесхозяйным обречено на разрушение и уничтожение.
Комитетом разрабатывается новый сайт, в котором будет уделяться внимание поиску собственников для исторических зданий, в том числе усадеб с условием, что они будут ремонтировать и содержать эти здания. Новый сайт Комитета появится уже в апреле этого года. Очень надеюсь, что найдутся достойные и ответственные хозяева таким зданиям.
Когда смотришь фотографии этой усадьбы, сделанные в 1974 году, и сегодняшние, начинаешь понимать, что мы потеряли.
Сегодняшний вид угас и вовсе. Пруд и барская усадьба поросли бурьяном.
Летом с учениками нашей школы проводили акцию «Начни с себя». Я со старшеклассниками активно участвовали в данной акции: помогали косить траву, убирали мусор, сажали клумбы с цветами. Внешний вид сразу преобразился. Зимой мы чистили снег. Я думаю, моя маленькая помощь поможет в этом деле.
Исторический уголок «Край отчий, край древний!»
Чтобы создать общую картину нашего села 19 века, мне пришлось покопаться в архивных источниках.
В 2017-2018 учебном году в стенах нашей школы открылась музейная комната «Дворянское гнездо».
Что предметы старины рассказать тебе должны?
Здесь собрана информация об истории села, истории рода Анненковых. На данный момент музейная комната представлена в стиле 20-30 годов, где веет культурой и бытом дворян Анненковых. Столовый шкаф белого цвета с золотой оправой свидетельствует о богатом убранстве дворян, но менее заметный старый диван, покрытый белой вуалью, создает простоту и изящество в комнате. Декоративные столики с резными ножками и предметами обихода напоминает утварь вековой старины.
Черно-белые фото с изображениями крестьянских людей, дворовых ребятишек, Барская усадьба, коневодство-все это истоки прошлого народа того времени. Каждая фотография хранит свою историю.
Родом из 19 века.
В районной газете в 1997 году была статья о старейшей жительнице с. АнненковоТатьяне Михайловне Глазовой. И вот строки из ее детских воспоминаний:
- Семь лет мне было и помню, что отец наш работал у барина в помещиках. Голодом мы не сидели. Папа был не пьяница, работящий. В 1907 году папу и еще 12 анненковских мужиков посадили в тюрьму за бунт. Был у нас управляющий-немец.Вот его мужики и громили за то, что народ притеснял.
Барин Анненков к тому времени уже умер, именением владела его дочь. Но я о ней не помню, а вот по рассказам взрослых о ее отце помню.
-Хороший, говорят барин был, добрый. Придет к нему человек на работу наниматься и недоволен, что зарплата мала. А барин отвечает: «Ты ж все равно своруешь, вот и не будет мало».
А вот еще сказывали-барин хромой был, никуда не ходил, а днями сидел на балконе своего дома. И вот идет работник по улице с полосой железа на плече в сторону кабака, а Анненков его спрашивает: « Куда, брат, железо несешь?» Работник отвечает: « К Федулычу, барин». « Ну неси, брат, неси». Но воровства было мало. Уважали Анненкова за его справедливость. Да и сам барин, хоть и добрый был, а своего не упускал, кто воровал помногу, строго наказывал.
Социологический опрос
Чтобы узнать об истории села, мне пришлось провести социологический опрос среди учащихся нашей школы. К сожалению, среди опрошенных учеников немного знают 25%, а 75 %- не знают совсем. Я поняла, что эта тема актуальна, и в дальнейшем я буду над ней работать.
Ну, а чтобы заинтересовать учеников, я решила провести творческий эксперимент, преобразив старые фотографии и дополнив штрихи к портрету села с помощью художественных кистей и красок. Я думаю, мне удалось, а вы оцените!
Для продолжения моей работы я решила применить новые форсайт- технологии с методом «Качели – времени».
Форсайт –это метод, технология, взгляд в будущее, предвидение.
Основа методики: совместная работа участников на «карте времени», работа не с текстами, а с образами и схемами.
Рассмотрим виды реализации форсайтов:
Форсайт-сессия - участники встречаются, обсуждают будущее, происходит обмен мнениями, чтобы перейти к конкретным решениям. Ребята передают карточки с вопросом конкретному лицу и получают ответ.
Форсайт-проект - цикл событий. Результатом может быть "Карта времени» со сроками и ресурсами.
Это совместная работа участников на «карте времени», сроком событий на 5 лет вперед. «Черные лебеди»: неожиданные события, которые могут все поменять.
Ребята составили «дорожную карту», включая предложения, события, возможность, угрозы и вероятность достижений.
Хочу показать более детально, как я применила форсайт-проекты в работе с группой (на экране):
2016г.- сбор информации о барской усадьбы
2017г.- благоустройство территории и подготовка к ремонту комнаты. Участие ребят-волонтеров в молодежном лагере «Начни с себя»
2018г.-открытие музейной комнаты «Дворянское гнездо»; проведении экскурсий
2019г.- создание баннера
2020г.-защита и презентация проекта в научно-исследовательских конкурсах различного уровня.
«Черные лебеди»-это «минусы», проблемы. В моем случае оказалось- отсутствие спонсоров.
Форсайт-процесс – это процесс, который предшествует, дополняет и развивает любую стратегию, что является его результатом.
Форсайт как процесс хочу показать на примере индивидуальной работы по теме «Хранить память предков».
Я разработала «карту сценария» по возрождении культурного наследия дворянской усадьбы рода Анненковых:
1.Обратилась с ходатайством в историко-краеведческий музей о внесении просветительской информации истории рода Анненковых.
2. В администрации Майнского района одобрили мое предложение, чтобы включить в «ленту времени» фото усадьбы в парке для досуга и отдыха.
3. В школе собрала немного денежных средств, организовав картинную галерею учащихся-художников нашей школы.
4.Из отдела архитектуры и проектирования был приглашен архитектор для составления локально-расчетной сметы по восстановлении усадьбы. Сейчас эта смета находится на согласовании.
Итак, форсайт считается успешным, если участники прошли все три стадии:
■ создали образ будущего;
■ нарисовали карту сценариев;
■ договорились о путях достижения.
Все коллективные работы с форсайт- технологиями объединяют общие ценности - семья, здоровье, образование, патриотизм.
Мы гордимся тем, что рядом с нами жили такие интересные люди, которые навсегда вписали свой род в историю нашего края.
Мы любим свой родной край, ценим его богатства. И хотим знать и не забывать историю своих предков, историю своей малой родины!
И пока жива наша память, жива наша культура, будет жить, и процветать наша малая родина – маленький уголок Великой России!
Заключение.
Подводя итоги, я делаю вывод, что данный вопрос недостаточно изучен и исследования должны продолжаться. А своей работой хочу привлечь внимание к данной теме. Я считаю, что тема актуальна и в дальнейшем я буду над ней работать.
Мы гордимся тем, что рядом с нами жили такие интересные люди, которые навсегда вписали свой род в историю нашего края.
Мы любим свой родной край, ценим его богатства. И хотим знать и не забывать историю своих предков, историю своей малой родины!
И пока жива наша память, жива наша культура, будет жить, и процветать наша малая родина – маленький уголок Великой России!
Список литературы:
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Развешиваем детские рисунки дома
Как зима кончилась
Ночная стрельба
"Морская болезнь" у космонавтов