Цель исследования: определение роли и значимости образования в жизни человека. Актуальность темы обусловлена тем, что мы в будущем – выпускники и перед нами стоит проблема определения дальнейшего жизненного пути, выбора профессии и необходимости получения образования.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obrazovanie.doc | 149.5 КБ |
МОУ «Сернурская средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя Советского Союза А.М.Яналова»
Роль образования для достижения успеха в жизни
(исследовательская работа)
Выполнили: Иванова Алена
Кожевникова Марина,
ученицы 9 «б» класса
Руководитель:
Эльмеметова С.А.,
педагог-библиотекарь,
учитель истории и обществознания
Сернур
2019
Содержание
I. Исследование проблемы важности образования для человека 2
1.2 Анкетирование одноклассников 2
1.3 Статистика центра занятости 2
1.4 Результаты опросов и мониторингов ресурсов Интернет 2
II. Образование – путь к успеху 2
Список используемых источников 2
Введение
Перед каждым выпускником школы встает проблема профессионального выбора. В современном обществе проблемы, связанные с трудоустройством человека, весьма значимы. В процессе социализации решается проблема личностного развития и профессионального роста человека. В образовании создаются условия, стимулирующие потребности развития индивидуальных способностей человека и формирование у него опыта социального взаимодействия.
Актуальность темы обусловлена тем, что мы в будущем – выпускники и перед нами стоит проблема определения дальнейшего жизненного пути, выбора профессии и необходимости получения образования. Ведь каждому из нас необходимо получить именно ту профессию, которая в дальнейшем станет главной для любого из нас, в которой мы можем реализоваться, добиться успеха.
Какова роль образования в жизни человека? Каких людей считают образованными и для чего так необходимо получить образование? Почему образование можно считать условием успешности человека в жизни? Эти и другие вопросы стали главными в данной исследовательской работе. Нам очень интересно узнать - действительно ли высшее образование способствует достижению жизненного успеха или это миф?
Цель исследования: определение роли и значимости образования в жизни человека
Задачи:
Объект исследования: проблема необходимости получения образования
Предмет исследования: образование как ситуация жизненного успеха
Гипотеза: образование играет очень важную роль в жизни человека, способствует формированию его успешности.
Методами исследования стали:
Работа имеет практическую значимость и актуальность: проведенное исследование содействует осознанию необходимости получения специального образования для выпускников школы.
I. Исследование проблемы важности образования для человека
1.1 Понятие об образовании
Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.
Статья первая Закона «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной».
Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение».
Современному человеку нельзя представить свою жизнь без знаний. Многие стремятся больше знать, совершенствоваться. Как известно, существует несколько ступеней образования: начальное, основное общее, полное среднее, среднее профессиональное, высшее (бакалавриат, магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Каждый имеет право выбирать, что ему подходит, чего он хочет добиться… Но нуждаемся ли мы в образовании? Мы думаем, что да. Ведь, без высшего образования нельзя стать юристом, врачом, инженером, психологом, руководителем, чиновником, ученым и даже президентом.
1.2 Анкетирование одноклассников
Мы пообщались со своими одноклассниками и выяснили, кем видят они себя в будущем, какую профессию хотят получить и какое образование для этого требуется.
Мы провели опрос среди одноклассников и выяснили, что они мечтают стать врачами, инженерами, строителями, дизайнером и т.д. Но, чтобы получить такую профессию, необходимо образование, причем для многих специальностей требуется высшее образование. А еще мы выяснили, что 65% наших одноклассников считают, что в современный человек должен иметь высшее образование, хотя 35 % одноклассников считают, что высшее образование еще не гарантирует достижения успеха в жизни.
1.3 Статистика центра занятости
В наши дни рынок труда предъявляет очень высокие требования к уровню образования. Даже в сельской местности на должность разнорабочего отдаётся предпочтение человеку, имеющему полное среднее образование.
Чтобы выяснить, какие профессии востребованы сегодня, и какое образование необходимо для получения этих профессий мы отправились в Сернурский центр занятости населения.
Самыми востребованными профессиями оказались: воспитатель, учитель, каменщик, повар, буфетчик, кондитер, пекарь и др. Все эти профессии предъявляют к человеку наличие определенного уровня образования.
Мы взяли статистические данные по трудоустройству за последние 3 года и выяснили, что количество людей, обращающихся в центр занятости с высшим образованием, становится меньше.
Причем процент трудоустройства людей, имеющих высшее образование выше, чем остальных. Меньше половины людей, имеющих среднее профессиональное образование, трудоустраиваются через центр занятости населения. Становится все меньше людей без образования, обращающихся с вопросами трудоустройства. Это наталкивает на мысль, что современные люди, понимая значимость образования, стремятся его получить.
В крупных городах работодатели выставляют сотни объявлений о приеме на работу охранников или продавцов-консультантов, курьеров, грузчиков. Выставляемые вакансии содержат обязательный пункт требований о наличии диплома.
Мы изучили вакансии, размещенные на сайте Центра занятости г. Йошкар-Олы. И сделали следующие выводы: требуются люди, имеющие диплом со средним специальным или высшим образованием. Уровень зарплаты людей с высшим образованием несколько выше, чем всех остальных.
1.4 Результаты опросов и мониторингов ресурсов Интернет
Считается, чем выше образование, тем ответственнее человек будет относиться к своим обязанностям.
Все дело в том, что практически любой работодатель, представляющий уважающую себя компанию, знает о том, что люди с высшим образованием как минимум умеют вести себя в обществе и держаться в общепринятых рамках приличия. Кроме того, претендент на должность, имеющий диплом, может мыслить нестандартно, что также важно для работодателя.
Анализ проведённого среди россиян опроса (по данным сети Интернет) говорит о том, что высшее образование ценится сегодня довольно высоко. Так, целых 74% респондентов уверены в необходимости его наличия. В то же время 24% считают приоритетным раннее трудоустройство молодёжи. Около 67% россиян готовы серьёзно «потратиться» на образование детей и внуков. Причём только 57% пожилых людей согласны экономить ради будущего «отпрысков».
Молодёжь, напротив, настроена более решительно – в пользе образования твёрдо уверены целых 80%.
Мы изучали интернет - опросы людей: Зачем, по вашему мнению, люди стремятся получить высшее образование?
Оказалось, что для половины респондентов высшее образование – это возможность хорошо зарабатывать в будущем; для четверти опрошенных – это возможность самореализации, достижения карьерного роста и в конечном итоге жизненного успеха.
Результаты опроса
Мы исследовали данные мониторинга качества подготовки и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл. Общая занятость выпускников 2017 г. по состоянию на 15 августа составила 99,3 %. Распределение выпускников по каналам занятости характеризуется следующими показателями: призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации 20,2 %; продолжили обучение на более высоком уровне 15,5 %; находятся в отпуске по уходу за ребенком 4,8 % выпускников.
Доля выпускников, приступивших к трудовой деятельности за период с 2015 по 2017 год, увеличилась с 56,4 % до 57,1 %, что объяснимо уменьшением доли выпускников желающих продолжить обучение с 17,9 % до 15,5 %.
Среди выпускников высших учебных заведений РМЭ доля трудоустроенных составляет чуть больше 50%. Остальные либо продолжили обучение, либо находятся по призыву в армии, кто-то в отпуске по уходу за ребенком.
Мы изучили Итоги мониторинга трудоустройства – по материалам Рособрнадзора, Пенсионного фонда РФ и образовательных организаций высших учебных заведений.
Учитывая, что в мониторинге приняло участие лишь половина ВУЗов страны, нельзя утверждать, что его результаты отражают точную картину о трудоустройстве молодых кадров. Зато можно твердо быть уверенными, что вторая половина высших учебных заведений – лучшая, даже при том, что абсолютных лидеров среди них оказалось немного.
Мы изучили статистику трудоустройства выпускников высших учебных заведений г. Москвы.
Результаты мониторинга показали, что диплом о высшем образовании позволяет трудоустроиться подавляющему большинству выпускников столичных ВУЗов (80% выпускников успешно трудоустраиваются).
В ходе мониторинга также были выявлены направления подготовки специалистов, гарантирующие удачное трудоустройство выпускников российских ВУЗов. Самыми трудоустроенными оказались выпускники, получившие диплом по следующим направлениям: управление в технических системах, химия, история и археология, сервис и туризм, политические науки и регионоведение ( 80% и более)
Направление подготовки | Доля трудоустройства (%) |
Управление в технических системах | 100 |
Химия | 87 |
История и археология | 84,2 |
Сервис и туризм | 80 |
Политические науки и регионоведение | 79,4 |
Кроме того, исследование позволило определить направления подготовки, обеспечивающие наиболее высокий уровень дохода.
Направление подготовки | Средняя зарплата в месяц (рубли) |
Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники | 63000 |
Прикладная геология, геодезия, горное и нефтегазовое дело | 52000 |
Ядерная энергетика и технология | 48000 |
Техника/технологии кораблестроения/водного транспорта | 46500 |
Авиационная и ракетно-космическая техника | 46000 |
Изучая "сухие" цифры итогов мониторинга российских ВУЗов, можно узнать, например, что:
1.Страна нуждается в специалистах инженерных профессий, авиаторах и ракетно-космических техниках;
2.На втором месте – ядерная энергетика, которая развивается со скоростью двадцать первого века, и постоянно нуждается в пополнении кадров;
3.К числу самых востребованных профессий относятся геологи и геодезисты, работники горного и нефтегазового дела, специалисты электроники и радиодела, систем связи, астрономы и физики.
Быстро найдут применение своим знаниям после окончания ВУЗа хорошие врачи и фармацевты, а также технологи химической промышленности.
Перечисленные профессии – самые высокооплачиваемые в каждом регионе.
Специалистов этих профессий поддерживает государство, что лишний раз подчеркивает его заинтересованность в квалифицированных кадрах.
Мониторинг также выявил и снижение спроса на специалистов в области экономики и права, что тоже дает повод задуматься, выбирая профессию.
II. Образование – путь к успеху
Часто приводят такие цифры, что около 30-40% успешных и богатых людей в современном мире без высшего образования. Да, хорошая цифра! Но оставшиеся 60-70% с высшим, а не наоборот. Статистика-то в пользу образования!
2.1 Что такое успех?
Успех в жизни человека – это всегда известность, всеобщее признание, любовь и богатство. Истинный успех – это полная гармония материальной и духовной её составных. Успех – это способность сделать вашу жизнь такой, как вы сами хотите, чтобы она была. Это добиваться поставленных целей и получать от этого удовольствие и удовлетворённость.
Качества успешного человека: независимость, уверенность, настойчивость, креативность, осознанность, целеустремленность, позитивное мышление, заинтересованность в своем деле.
Одной из составных частей успешного человека является образование.
5 причин, почему образование важно для карьеры:
По статистике, все меньше обладателей высшего образования ищут работу по сравнению с выпускниками средней школы. Это означает, что чем выше уровень вашего образования, тем меньше у вас будет конкурентов на рынке труда. У вас будете больше шансов на получение работы мечты, при конкурировании с сотнями других кандидатов.
2. Зарплата
Понятно, что люди с высшим образованием могут зарабатывать больше денег, чем без него. По данным Интернет – источников в среднем работники, которые до этого проучились два года в колледже, зарабатывают на 8000 долларов в год больше, чем выпускники школ. Работники со степенью бакалавра зарабатывают почти на 11 000 долларов США больше, чем те, у кого степень младшего специалиста, а те, у кого имеется степень магистра, зарабатывают примерно на $9,000 больше, чем бакалавры. Выпускник школы в среднем может заработать около $27 000 за год, при этом работник с докторской степенью сможет заработать около $80,000. Очевидно, что разница в доходах более чем компенсирует затраты на обучение в университете!
3. Наличие рабочих мест
Даже в самый разгар рецессии, выпускники университетов имели гораздо больше шансов найти работу, чем выпускники школ. Рынок труда широко открыт для людей, которые получили высшее образование. У вас будет больше предложений по работе после окончания колледжа, чем, если бы вы попали на рынок труда только с аттестатом об окончании средней школы. В самом деле, компании, которые совсем недавно были более чем рады принять на работу кандидатов прямо со школьной скамьи, теперь требуют, чтобы соискатели, по крайней мере, имели степень младшего специалиста.
4. Сохранение рабочих мест
При сегодняшней неопределенности на рынке труда, совсем не редкость, когда человек оказывается на пороге увольнения всего лишь после нескольких месяцев работы в компании. По статистике, выпускники университетов имеют больше шансов проработать в одной компании год или более, в то время как выпускники школ могут стать безработными уже в первый год своей работы. Скорее всего, это может быть связано с тем, что выпускники школ имеют больше шансов быть нанятым в компании, в которых применяется метод «последним пришел — первым ушел».
5. Рост
Если вы работаете, имея лишь аттестат об окончании средней школы, то вряд ли сможете двигаться вверх по служебной лестнице. С другой стороны, если у вас есть высшее образование, либо вы его получаете параллельно с работой, то больше шансов продвинуться в своей области. Большинство компаний требуют, чтобы работники имели ученые степени для того, чтобы только рассмотреть вопрос о продвижении их по службе. Посмотрим правде в глаза: мало кого устроит, если на пенсию человек уйдет из компании с той же должности, на которую он был принят!
Эти причины и факторы могут стать стимулом для получения высшего образования.
2.2 Люди, добившиеся успеха
Многие даже не задумываются, что современные успешные проекты образовались именно благодаря образованию. Хотим привести несколько примеров современных успешных людей, добившихся известности, и имеющих высшее образование.
Вот небольшой лишь список:
Эти личности могут стать для нас примером, если мы захотим быть главой банка, миллионером, создать новый Гугл или Яндекс.
Главное — учиться!
Заключение
Итак, исследуя проблему необходимости получения образования, мы изучили и проанализировали информацию из различных источников, провели анкетирование, опрос специалистов.
Используемые в исследовании методы, наглядно и теоретически подтвердили гипотезу данной работы.
Информации, которую мы собрали и изучили, достаточно для того, чтобы подвести итог нашего исследования и сделать выводы:
Роль образования для человека в современном мире очень велика. Рынок труда предъявляет к человеку достаточно высокие требования. Умный, грамотный человек имеет больше возможности для реализации своего потенциала, больше возможностей для раскрытия своего таланта. Просвещенные люди более успешны и авторитетны, у них более значимый статус в обществе. Образованные люди способны на более квалифицированный труд, а, следовательно, и зарабатывать будут больше чем те, кто не проходил обучение.
Стоимость высшего образования постоянно только увеличивается, несмотря на это расходы на образование оправдают себя в будущем. Ученая степень практически гарантирует вам широкий выбор рабочих мест, продвижение по службе и повышение зарплаты. С учетом всех этих преимуществ следует получать как можно более высокую степень образования.
Результаты исследования могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках обществознания, для профориентационной работы в школе.
Список используемых источников
1.http://graduate.edu.ru – портал мониторинга трудоустройства выпускников
2. https://cyberleninka.ru/article/n/trudoustroystvo-vypusknikov-rossiyskih-vuzov-statistiko-sotsiologicheskiy-analiz- трудоустройство выпускников российских вузов – статистико-социологический анализ
3. http://edu.mari.ru/default.aspx - о мониторинге качества подготовки и трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций
4. https://laservirta.ru/роль-образования-в-жизни-человека-и-общества
5. https://synergy.ru/about/education_articles/bez_rubriki/ - причины поступления в ВУЗ
6. https://science-education.ru – исследование факторов, влияющих на выбор ВУЗа абитуриентами
7. http://razvitie-intellecta.ru – нужно ли высшее образование, необходимо ли его получать
8. https://yandex.ru/images - картинки
Смекалка против Змея-Горыныча
Зимний лес в вашем доме
Любимое яичко
Почему Уран и Нептун разного цвета
Нечаянная победа. Айзек Азимов