Проект "Аббревиатуры в нашей жизни" направлен на исследование особенностей и закономерностей образования аббревиатур
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Аббревиатуры в нашей жизни" | 28.33 КБ |
prezentatsiya_abbreviatura.pptx | 1.39 МБ |
МОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Аббревиатура в нашей жизни»
Выполнила: ученица 5 класса
Гадьянова Баяна
с. Алла
2018 г
Проект: Аббревиатура в нашей жизни.
Какие аббревиатуры ты встречаешь в жизни? В родном краю?
Паспорт проекта
Класс: 5
Цель работы: исследование закономерностей и особенностей образования слов, появляющихся в результате сокращений, т. е. аббревиатур.
- Выявить отношение одноклассников к расшифровке Аббревиатур
Задачи: -изучить историю появления и широкого распространения сокращений;
-определить основные источники образования сокращений, изучить различные виды и
способы образования сокращений, их классификации;
выявить уровень понимания данной темы среди учащихся.
-составить список аббревиатур
- изучить теоретический материал
- представить результаты анкетирования одноклассников
- дать расшифровку аббревиатуры
- Сделать выводы по теме исследования
Объект исследования: аббревиатура в нашей жизни
Предмет исследования: надписи на зданиях, вывесках, на автомобилях, на спецодеждах, слова в учебниках.
Методы исследования:
- изучение и обработка справочной и научной литературы, интернет-источников;
- анкетирование и анализ его результатов.
Актуальность исследования: познакомившись с понятием «аббревиатура» в школе, я озадачилась вопросом, какие аббревиатуры окружают нас в нашей жизни.
Введение
Тема моего проекта: «Аббревиатура в нашей жизни».
Цель работы: исследование закономерностей и особенностей образования слов, появляющихся в результате сокращений, т. е. аббревиатур.
- Выявить отношение одноклассников к расшифровке Аббревиатур
Задачи: - изучить историю появления и широкого распространения сокращений;
-определить основные источники образования сокращений, изучить различные виды и
способы образования сокращений, их классификации;
-выявить уровень понимания данной темы среди учащихся.
-составить список аббревиатур- изучить теоретический материал- представить результаты анкетирования одноклассников- дать расшифровку аббревиатуры- сделать выводы по теме исследования.
Основная часть
Я начала свою работу с того, что собрала информацию методом исследования, т.е. искала информацию в справочниках, энциклопедиях, словарях.
В русском языке с каждым годом все больше появляется новых сложносокращенных слов, аббревиатур и других видов сокращений, растет потребность в их правильном понимании и использовании. Они появляются как необходимые названия новых предметов, признаков, действий, связанных с развитием науки, техники, экономики, культуры. Этим определяется выбор и актуальность представленной темы работы и предмета исследования.
Важнейшим средством пополнения словаря русского языка является словообразование, т. е. образование одних слов от других.
Основным способом словообразования в русском языке является морфологический способ, при котором новые слова создаются, например:
-из алфавитных названий начальных букв слов, составляющих словосочетание: МГУ, ОРТ;
-из начальных звуков слов исходного словосочетания: ВУЗ, РИА (Российское информационное агентство).
Что же такое Аббревиатура?
Аббревиатура-это слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него.
История появления и широкого распространения сокращений
С возникновением письменности в языках разных народов стали применяться сокращения. Еще до появления бумаги это помогало экономить место на каменных плитах, глиняных и восковых табличках, бересте и других материалах при написании текстов. Исследователями и учеными отмечены сокращения в надписях на старинных монетах, в древних рукописях и грамотах, а в древнегреческих грамматиках даже обнаружены перечни часто употребляемых аббревиатур. Наверное, это были первые справочники в истории языкознания.
Сокращения как способ словообразования и особенно сложносокращенные слова и аббревиатуры получили широкое распространение после Великой Октябрьской социалистической революции и заметно обогатили лексику современного русского языка. Появились новые для своего времени слова: полпред, лесхоз, Минздрав, хлебозавод, бронемашина, и множество других. Как справедливо отмечал С.И. Ожегов: «Современники уже в первые годы революции были поражены бурным ростом языка, неудержимо пополнялся словарный состав. Возникали целые серии новых слов, образуемых по нормам русского словообразования: появился новый грамматический класс слов — сложносокращенные слова»
Как было отмечено в работах многих языковедов, одной из важнейших причин широкого распространения этого типа слов явилась сама Октябрьская революция, которая придала русскому языку большую энергичность, резкость, стремление и краткости. В первые послереволюционные годы в строительстве нового государства стала участвовать огромная масса людей. Создавались совершенно новые учреждения, институты, общества, предприятия и каждому из них нужно было дать название, точно описывающее его назначение. Возникли составные наименования, многие из которых позднее стали принимать более удобный вид, превращаясь в сложносокращенные слова слогового типа и различные аббревиатуры.
История одной аббревиатуры, которая в течение 78 лет изменилась 13 раз.
В 1917 году появилась ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия). Затем ее название много раз менялось, и появлялись новые аббревиатуры: ГПУ, ОГПУ, НКВД, НКГБ, КГБ СССР, МСБ, КГБ РСФСР, АФБ, МБВД РСФСР, МБ РФ, ФСК. С апреля 1995 г. — ФСБ (Федеральная служба безопасности).
Еще одним источником появления сокращений являются иностранные языки, а способом — заимствования из этих языков. Чтобы понять этимологию таких новых словообразований, необходимо анализировать их на языке оригинала.
Классификация и различные способы образования сокращений
Различают следующие типы аббревиатур (сокращений):
· буквенные — сложение названий начальных букв в сокращаемых словосочетаниях — НГТУ : Новосибирский государственный технический университет или Нижегородский государственный технический университет им. Е.Р. Алексеева);
· звуковые — сложение начальных звуков сокращаемых словосочетаний — РАН (Российская Академия наук);
· буквенно-звуковые, например, в аббревиатуре ЦСКА — Центральный спортивный клуб Армии;
· слоговые — результат объединения начальных частей составных наименований — комэск (командир эскадрона);
· звуковые и слоговые — ИМЛИ (Институт мировой литературы);
· слого-словные — объединение начального элемента одного слова с другим словом, представленным в полном виде — Госдума (Государственная дума), завскладом (заведующий складом);
· слоговые начально-конечные — мопед (мотоцикл + велосипед).
Влияние Интернета.
Интернет сегодня — целый мир, с помощью которого можно обмениваться информацией со всеми жителями нашей планеты и в нем постоянно появляются новые способы обмена информацией.
Сокращения и аббревиатуры — приносят ли они пользу?
Мы встречаемся с новыми аббревиатурами повседневно. Одна из причин употребления таких слов — стремление к необычности, словесным новшествам. Среди молодежи они возникают в повседневной речи, чаще всего как сознательное нарушение нормы, протест против нее, когда известное и часто употребляемое слово приобретает новую выразительность. Привлекает и определенная свобода в создании новых слов, отсюда их близость к жаргонам и просторечию.
Увеличение числа таких аббревиатур в последнее время говорит о том, что примитивный язык становится, к сожалению, стилем общения. Этому помогает и стремление многих средств массовой информации к широкой популярности любым путем, и невысокий уровень вкуса, стиля и чувства меры у некоторых людей, причастных к созданию служебных документов.
Привычное прежде название моего учебного заведения —Дыренская средняя школа — Потом стало-Дыренская средняя общеобразовательная школа-после некоторых усложнений теперь именуется так: МОУ ДСОШ ( Муниципальное общеобразовательное учреждение Дыренская средняя общеобразовательная школа)
Знание аббревиатур школьниками
Потом я приступила к изучению наиболее популярных сокращений и аббревиатур.
Провела опрос среди одноклассников. Знают ли они, что обозначают эти аббревиатуры?
Если ответ «да» - отметила +, если ответ «нет» - отметила -.
Заключение
В заключение, я могу сказать, что мне очень понравилось работать над этой темой. Работая над проектом, я нашла не только интересную информацию, но и узнала о аббревиатурах.
Сокращения и аббревиатуры издавна используются в русском языке и их список продолжает постоянно пополняться.
Я завершила работу тем, что решила создать памятку для школьников (буклет) с аббревиатурами. Чтобы они знали, какие аббревиатуры есть нашей стране.
Список литературы:
Интернет-ресурс: — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ru.wikipedia.org .
Соколова Т.Е.
Кодирование и хранение информации: специфика начальной школы: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров» , 2007.
Приложение
ВПР- Всероссийские Проверочные Работы
ОГЭ- Общий Государственный Экзамен
ЕГЭ- Единый Государственный Экзамен
ППС-Патрульно-Постовая Служба
МЧС-Министерство по Чрезвычайным Ситуациям
ГТО-Готов к Труду и Обороне
ДПС-Дорожно-Патрульная Служба
МОУ ДСОШ-Муниципальное образовательное учреждение Дыренская средняя общеобразовательная школа
ДУБ-Дыренская Участковая Больница
ЦРБ-Центральная Районная Больница
ДК-Дом Культуры
МБОУДО -Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Дополнительного Образования
МДОУ-Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
СМП – Скорая Медицинская Помощь
КСОШ №1 – Курумканская Средняя Общеобразовательная школа №1
НИИ – Научно-Исследовательский Институт
СССР- Совет Социалистических Союзных Республик
ЦСКА – Центральный спортивный клуб Армии
ФСБ – Федеральная Служба Безопасности
РФ – Российская Федерация
РКБ – Республиканская Клиническая Больница
ООО – Открытое Объединенное Общество
ОАО – Открытое Акционерное Общество
ИП – Индивидуальный Предприниматель
БГУ- Бурятский Государственный Университет
ВСГТУ- Восточно-Сибирский Государственный Технологический Университет
ВСГАКИ- Восточно- Сибирская Государственная Академия Культуры и Исскуства
БГСХА- Бурятская Государственная Сельскохозяйственная Академия
НТВ- Наше Телевидение
ТНТ-Твоё Новое Телевидение
СМИ- Средства Массовой Информации
НЛО-Неопознанный Летающий Объект
ВПР-
ОГЭ-
ЕГЭ-
ГТО-
ППС-
МЧС-
ДПС-
МОУ ДСОШ-
ДУБ-
ЦРБ-
ДК-
МБОУДО ЭЦ «Юктэ» –
М ДОУ АДС «Хараасгай»-
СМП –
КСОШ №1 –
НИИ –
СССР-
ЦСКА –
ФСБ –
РБ-
РФ –
ИП –
БГУ-
ВСГТУ-
ВСГАКИ-
БГСХА-
НТВ-
ТНТ-
СМИ-
НЛО-
Слайд 1
Проект «Аббревиатуры в нашей жизни».Слайд 2
Цель работы: исследование закономерностей и особенностей образования слов, появляющихся в результате сокращений, т. е. аббревиатур. - Выявить отношение одноклассников к расшифровке Аббревиатур Задачи: - изучить историю появления и широкого распространения сокращений; -определить основные источники образования сокращений, изучить различные виды и способы образования сокращений, их классификации; -выявить уровень понимания данной темы среди учащихся. -составить список аббревиатур- изучить теоретический материал- представить результаты анкетирования одноклассников- дать расшифровку аббревиатуры- сделать выводы по теме исследования.
Слайд 3
Аббревиатура -это слово, образованное сокращением слова или словосочетания и читаемое по алфавитному названию начальных букв или по начальным звукам слов, входящих в него.
Слайд 4
История появления и широкого распространения сокращений ПРИМЕР: История одной аббревиатуры, которая в течение 78 лет изменилась 13 раз. В 1917 году появилась ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия). Затем ее название много раз менялось, и появлялись новые аббревиатуры: ГПУ, ОГПУ, НКВД, НКГБ, КГБ СССР, МСБ, КГБ РСФСР, АФБ, МБВД РСФСР, МБ РФ, ФСК. С апреля 1995 г. — ФСБ (Федеральная служба безопасности).
Слайд 5
Классификация и различные способы образования сокращений буквенные — сложение названий начальных букв в сокращаемых словосочетаниях — НГТУ : Новосибирский государственный технический университет или Нижегородский государственный технический университет им. Е.Р. Алексеева); звуковые — сложение начальных звуков сокращаемых словосочетаний — РАН (Российская Академия наук); буквенно-звуковые , например, в аббревиатуре ЦСКА — Центральный спортивный клуб Армии; слоговые — результат объединения начальных частей составных наименований — комэск (командир эскадрона); звуковые и слоговые — ИМЛИ (Институт мировой литературы); слого -словные — объединение начального элемента одного слова с другим словом, представленным в полном виде — Госдума (Государственная дума), завскладом (заведующий складом); слоговые начально-конечные — мопед (мотоцикл + велосипед).
Слайд 6
Сокращения и аббревиатуры — приносят ли они пользу ? Мы встречаемся с новыми аббревиатурами повседневно. Одна из причин употребления таких слов — стремление к необычности, словесным новшествам. Привлекает и определенная свобода в создании новых слов, отсюда их близость к жаргонам и просторечию .
Слайд 7
Какие аббревиатуры ты встречаешь в жизни? Например: МОУ ДСОШ-Муниципальное образовательное учреждение Дыренская средняя общеобразовательная школа.
Слайд 8
Привычное прежде название моего учебного заведения —Дыренская средняя школа — Потом стало¬-Дыренская средняя общеобразовательная школа-после некоторых усложнений теперь именуется так: МОУ ДСОШ ( Муниципальное общеобразовательное учреждение Дыренская средняя общеобразовательная школа)
Слайд 9
Я начала свою работу с того, что собрала информацию методом исследования, т.е. искала информацию в справочниках, энциклопедиях, словарях
Слайд 10
Есть разные аббревиатуры которые вы встречаете их каждый день.
Слайд 11
Знание аббревиатур школьниками Потом я приступила к изучению наиболее популярных сокращений и аббревиатур. Провела опрос среди одноклассников. Знают ли они, что обозначают эти аббревиатуры? Если ответ «да» - отметила +, если ответ «нет» - отметила -.
Слайд 12
Заключение В заключение, я могу сказать, что мне очень понравилось работать над этой темой. Работая над проектом, я нашла не только интересную информацию, но и узнала об аббревиатурах. Сокращения и аббревиатуры издавна используются в русском языке и их список продолжает постоянно пополняться.
Корзина с еловыми шишками
Как нарисовать зайчика
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Ребята и утята
Н. Гумилёв. Жираф