Работа посвящена изучению взаимосвязи почерка и характера человека.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно - практическая работа | 72.08 КБ |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Научно-практическая Конференция
«Шаг в будущее»-2011
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ
«О чем говорит почерк?»
Работу выполнила:
ученица 8 класса
МАОУ Туртасской СОШ
Соловьёва Татьяна Александровна
Научный руководитель:
педагог-психолог
Давиденко Наталья Владимировна
Туртас 2011
О чём говорит почерк?
Аннотация
Работа посвящена изучению взаимосвязи почерка и характера человека. Современная европейская графология уходит корнями в античные времена. Еще в Древнем Риме почерк считали одной из основных характеристик человеческой личности. Мы решили провести современный графологический анализ почерка учеников и сравнить результаты с личностным опросником. В наши дни графологический анализ перестал быть чем-то секретным или таинственным. Прежде всего, это один из логических методов изучения личности, опирающийся на эмпирические и статистические данные. Почерк дает возможность судить о чувствах, личных пристрастиях, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении, образе мыслей, способностях и талантах, степени целеустремленности, честности, сексуальных предпочтениях, недостатках характера и навыках общения. Именно поэтому графологический анализ является очень точным инструментом и может применяться в различных сферах человеческой деятельности. Изучением проблемы почерка, как показателя характера человека занимались такие ученые, как Аристотель, Светоний, итальянский ученый Бальдо, немецкий теолог и поэт Иоганн Каспер Лаватер и другие. Цель исследования - изучение взаимосвязи между почерком и характером человека. Объект исследования - почерк человека, как показатель его характерологических особенностей. Предмет исследования - почерк учащихся школы, как показатель их характерологических особенностей. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что черты характера человека раскрываются в способе написания им букв и знаков. Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме. 2. Построить концептуальную схему исследования, подобрать методический инструментарий. 3. Провести графологический анализ почерка экспериментальной группы. 4. Изучить характерологические особенности личности участников экспериментальной группы. 5. Проследить взаимосвязь почерка и характера человека. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретического материала по предмету исследования, который может быть использован для повышения уровня компетентности учителей, родителей, школьных психологов, и выделении категориального аппарата по проблеме исследования. В соответствие с целями и задачами работы были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, проба почерка, характерологический опросник Кеттелла. Исследовательская работа осуществляется на базе МАОУ Туртасской СОШ с учащимися 8 и 9 классов в возрасте 15-16 лет. Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели и объекту исследования, методического аппарата психологической науки, качественным анализом эмпирического материала.
Современная европейская графология уходит корнями в античные времена. Еще в Древнем Риме почерк считали одной из основных характеристик человеческой личности.
Мы решили провести современный графологический анализ почерка учеников и сравнить результаты с личностным опросником.
Проблеме анализа почерка и его взаимосвязи с характером человека уделяется большое внимание в психологических исследованиях. Эта проблема рассматривается в работах Ильи Федоровича Моргенштерна «Психо-Графология. Наука об определении характера и наклонностей людей по его почерку», Владимира Ивановича Тараненко «Почерк, портрет, характер /Скрытая психодинамика в практическом изложении» и других.
Каждый человек имеет свой почерк, которому присущ свой характер. Чтобы узнать связь между характером и почерком нужно сначала понять, что такое почерк.
Итак, почерк – это манера писать, характер начертания букв в письме,
почерк человека отражает высшие психические функции, эмоциональное состояние и особенности психомоторики [3].
Почерк есть выражение на бумаге движений руки, подобно буквам, напечатанным пишущей машиной. Но машина пишет механически, под влиянием давления на клавиши, и буквы всегда выходят одинаковой, однажды установленной формы. Между тем, если человек пишет, то в каждом очертании, закруглении, штрихе буквы проявляется его индивидуальность, его характер [3].
Цель нашего исследования: Изучить взаимосвязь между почерком и характером человека.
Гипотеза исследования: Мы считаем, что черты характера человека раскрываются в способе написания букв и знаков.
Объект исследования: почерк человека как показатель его характерологических особенностей.
Предмет исследования: почерк учащихся школы как показатель их характерологических особенностей.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2. Провести графологический анализ почерка экспериментальной группы.
3. Изучить характерологические особенности личности участников экспериментальной группы.
4. Проследить взаимосвязь почерка и характера человека.
В соответствие с целями и задачами работы были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, проба почерка, характерологический опросник Кеттела.
Исследовательская работа будет осуществляться на базе МАОУ Туртасской СОШ с учащимися 8-х и 9-х классов в возрасте 15-16 лет.
Название науки графологии, то есть определения характера по почерку, ясно указывает на то, что наука эта могла зародиться лишь тогда, когда люди уже выработали для себя письмена. В древности, когда письмена высекались на камне или вырезались на металле и служили для украшения памятников, характер письма не имел индивидуальной особенности. Впоследствии, когда люди начали писать на более мягком материале — полотне, папирусе, коже, — характер букв уже мог носить некоторый отпечаток индивидуальности; Лишь в эпоху реформации письмо достигло большого распространения, сделалось доступно большинству, а стало быть, в нем смогли проявиться характерные особенности разных почерков [1].
Некоторые намеки на существование графологии встречаем мы у греков. Первым, кто обратил внимание на особенности почерка, был Светоний. Он писал про императора Августа, что тот не начинал новой строчки стиха, если стих не помещался на одной строчке, а дописывал его под последним словом стиха, обведя окончание чертой, чтобы отделить его от стиха последующего. Светоний не воспользовался своим инстинктивным наблюдением для определения характера Августа, современному же графологу легко сделать это: сжатость письма и подписывание слов в конце строчки указывают на человека бережливого, если не скупого, а связность письма — на строго дедуктивный, практический ум. Такое определение характера императора Августа по его почерку как нельзя больше совпадает с историческими свидетельствами относительно его личности.
До следующей попытки определения характера человека по почерку прошли столетия: громадным тормозом для развития графологии явилось переселение народов и средние века, бедные письменностью.
В эпоху Возрождения, когда письменность сильно развилась и стала почти всеобщим достоянием, графология впервые явилась предметом серьезного обсуждения и исследования. В 1622 г. было издано первое сочинение о почерке: трактат итальянца Бальдо «О том, как по письму можно узнать характер и свойства пишущего», но книга Бальдо не получила распространения. Это объясняется тем, что писали тогда очень мало и даже самые высокопоставленные лица бывали подчас совершенно безграмотны. В 1722 г. Иоганн Христиан Громан попытался дать физиологическое объяснение соответствия между почерком и характером пишущего. Громан утверждал, что может определить по почерку рост, фигуру, голос, цвет глаз и волос и даже румянец щек.
В 19 в. графологией начали интересоваться во Франции. Творцом графологии считается аббат Мишон, который строго систематизировал графологию. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, свободные движения, строки и прочее [3].
В России в 1903 г. был издан труд известного графолога Ильи Федоровича Моргенштерна «Психографология», в котором он стремился установить и сохранить глубокую психическую связь с «теми тончайшими штрихами, которые писали при нем его клиенты» [5].
В 1936 г. был наложен запрет на любые психологические исследования почерка. Последний официально известный русский графолог Дмитрий Зуев-Инсаров канул в лету в 1935 г. [4].
Итак, проведя первичный анализ литературы, хотелось бы показать пример определения характера человека по его почерку.
Размер букв. Он указывает на взаимоотношения человека с другими людьми, реакцию на окружающую действительность. А также отображает степень его эгоцентризма и какой стиль жизни он предпочитает – активный или созерцательный.
Крупный почерк выдает человека общительного, разговорчивого, активного. Такие люди обычно самоуверенны и смелы, терпимо относятся к окружающим, но, ради того, чтобы быть в центре внимания, могут притворяться, быть хвастливыми, невнимательными (рис.1).
Мелкий почерк указывает на скромность и смирение (рис. 2).
Люди с почерком среднего размера находят компромисс между мыслью и действием (рис. 3).
А если размер почерка меняется, это говорит о приспособляемости и уступчивости человека. Но изменение в рамках одного абзаца объясняется неустойчивой самооценкой.
Мелкий организованный почерк указывает на направленное и разумное использование энергии и способность думать, учитывая все детали. Плохо организованный мелкий почерк предполагает недостаток уверенности в себе, робость и сосредоточенность на собственном внутреннем мире.
Интервалы в почерке иллюстрируют некоторые важные черты общего стиля мышления и поведения личности. Ясно мыслящий и коммуникабельный человек сгруппирует строки, слова и буквы так, что любому будет легко это прочитать (рис. 4). А если строки пляшут, слова и буквы слепляются – это почерк нелогично мыслящего, некоммуникабельного человека (рис. 5).
Ширина букв в почерке отражает отношение к себе. Если сами буквы очень узкие, скорее всего, человек склонен к самоедству и с трудом выражает свои чувства и эмоции (рис. 6). Широкие буквы говорят о привычке с легкостью относиться к происходящему, всегда с радостью открывать для себя что-то новое и отсутствии чрезмерной самокритичности (рис. 7).
Промежуток между словами отображает, насколько человек открыт по отношению к другим людям. Большое пространство между буквами оставляют люди с широкой натурой, общительные и дружелюбные, имеющие цель в жизни [2].
Наша исследовательская работа также включает практическую часть, которая осуществлялась в летний период, а также будет осуществляться в этом учебном году.
Испытуемым было предложено написать текст под диктовку. Текст писался на неразлинованной бумаге шариковой ручкой на ровной поверхности. Всего было собрано 87 образцов почерка. Анализ почерка будет проводиться по нескольким параметрам, таким как: организованность, размер букв, интервалы между словами и т.д. Затем в этой же выборке будет проведен опросник Кеттела, позволяющий выявить особенности характера человека, особенности его личности, и определена взаимосвязь между почерком человека и его характером.
В дальнейшем наша работа по изучению взаимосвязи почерка и характера личности будет продолжена.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Список литературы
1. Алесковский С.Ю., Комиссарова Я.В. Основы графологии. Москва: Юрлитинформ, 2006.
2. Алесковский С.Ю. Особенности выделения комплекса почерковых признаков для психолого-почерковедческого исследования // Материалы VII научно-практической конференции КазНИИСЭ. – Алматы, 1995.
3. Герман Ф.Ф. О графологии // Человек по почерку. – М., 1934.
4. Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность. – М., 1993.
5. Моргенштерн И.Ф. Психографология. – М., 1994.
Каргопольская игрушка
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Сказка "Колосок"
Зимний лес в вашем доме
Ворона