В данной работе дается ответ на вопрос: "Можно ли найти в загадках о животных интересную информацию?"
Вложение | Размер |
---|---|
О чем расскажешь нам, загадка? | 476.5 КБ |
ХХVI муниципальная научно-практическая конференция школьников
Направление: филология
Тема: О чем расскажешь нам, загадка?
Авторы:
Борцова Снежана Александровна, Рыбаков Максим Иванович,
ученики 4 класса,
БОУ «Междуреченская СОШ»
Тарского муниципального района
Омской области
Руководитель:
Радочина Галина Васильевна,
учитель начальных классов
БОУ «Междуреченская СОШ»
Тарского муниципального района
Омской области
2021 год
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… ......3
1.Основная часть
1.1. Из истории загадки ………………………......................................................4
1.2. Что же такое загадка?.......................................................................................6
1.3. Основные принципы построения загадок…….....................………….........6
2. Практическая часть
2.1. Проведение опроса ………………………………………............................ 8
2.2. Анализ загадок……………………………………………………………....8
2.3. Задания по русскому языку………………………………………………..14
Заключение ……………………………………………………………………...15
Список использованной литературы ………………………………………….16
Приложение
Введение.
Кто не любит загадки? Они нравятся всем: дошкольникам, школьникам, взрослым. Она является и забавой, и тренировкой «ума». И кажется все про них известно и понятно. Но как оказалось, это совсем не так. Осенью мы участвовали в Региональной научно-практической конференции «Эврика!». Нам понравилось выступление участницы конференции, которая рассказывала о своей работе по теме «Образ кошки в загадках». Нам стало интересно, а содержат ли загадки в себе информацию, или они служат только для развлечения детей и взрослых .
Наша работа называется «О чём расскажешь нам загадка?».
Цель исследования: определить, какую информацию содержат в себе загадки о животных.
Задачи исследования:
1. Узнать из литературных и интернет - источников, что такое загадка и как она построена.
2. Отобрать из литературных источников загадки о животных и провести анализ информации, содержащейся в них, сделать вывод.
3. Разработать задания по русскому языку для учащихся начальной школы.
4. Сделать книжку-малышку с загадками собственного сочинения.
Объект исследования: загадки
Предмет исследования: информация, содержащаяся в загадках.
Этапы исследования: с 14 декабря 2020 года по 27 января 2021 года.
Методы исследования:
1.Изучение литературы по данной теме.
2. Опрос учащихся.
3. Анализ и сравнение загадок.
4. Анализ полученных результатов.
Основная часть.
1.1. Из истории загадки.
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании этого выражения человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они ни стояли. [1]
Мы узнали, что первые загадки появились давно. В древности они носили мифическое и символическое значение. Загадки часто использовались в древнерусских сказках. Они служили испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.
Понятие «загадка» восходит к древнеславянскому глаголу «гадати», что значило «думать», «рассуждать». Загадка – это «раскрытие сокрытого». Аристотель говорил, что «загадка – хорошо составленная метафора».
Самые древние загадки придуманы про явления природы, к которым люди относились как к живым существам, например:
Загадки можно разделить на народные и авторские. Изображая мир, народ учил видеть в необычном свете обычные предметы. По тому, как представлен мир в загадках, насколько красочен и поэтичен язык, можно судить о самом народе, о его культурном уровне. В первых загадках говорится о многих атрибутах крестьянского быта. Это загадки о кухонной утвари, об орудиях труда, о домашних животных.
Есть и авторские загадки. Их создавали такие поэты и писатели: Корней Чуковский, Виктор Хасен, Сергей Михалков, Тимофей Белозеров и другие.
Вот некоторые из них.
Загадки о животных Корнея Чуковского.
На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)
Загадки Тимофея Белозерова.
И в густой траве зелёной прячет хвостик голубой? (Ручей)
Конечно, мистические функции загадок остались в прошлом, но и сейчас они нам интересны. Загадки учат творчески и образно мыслить, понимать и пользоваться иносказанием, позволяют весело и интересно организовать досуг, провести праздник.
1.2. Что же такое загадка?
Что же такое загадка? Вот что мы нашли в интернет-источниках.
В Словаре русского языка лексическое определение слова звучит так:
«Загадка - краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которое нужно узнать, разгадать». [3]
В Толковом словаре Д.Н.Ушакова дано такое определение загадки:
«Загадка - иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать; выражение, требующее разгадки. В загадке: Не огонь, а жжется — разумеется, крапива». [4]
В Толковом словаре С.И. Ожегова дано такое определение: «Загадка — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке». [2]
1.3. Основные принципы построения загадок.
Загадка как жанр речевого высказывания имеет свою структуру. Загаданные предметы изображаются посредством других, которые имеют отдалённое сходство с теми, о которых умалчивается.
Основные принципы построения – это принципы замещения, выключения, отрицательного сравнения, противопоставления.
При замещении происходит замена одного предмета или действия другим: «Серое сукно тянется в окно» (дым из трубы). Однако это сходство неожиданное, необыкновенное, замысловатое.
Предмет может прямо не загадываться, а будут перечислены его свойства, по которым и можно догадаться, что это за предмет: «Четыре ноги, а не ходит, спина есть, а головы нет» (стул). Свойства обрисованы так, что выходит нечто необычное и замысловатое.
Иногда в загадках используется переносное значение слова. Но один предмет заменяется другим неожиданно, непривычно, остроумно.
В соответствии с принципами построения различают следующие виды загадок:
Загадки только с точно названными признаками. Например: Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло, опять ляжет в дупло. (Сова)
Загадки только с зашифрованными признаками. Например: В золотой тарелке стоят домики, а улицы нет. (Подсолнух)
Загадки с отрицательным сравнением. Например: Жидко, а не вода; бело, а не снег. (Молоко)
Загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками. (имеют отрицания и иносказания). Например: Не украшение, а серебряный, не пастух, а стадо пасет. (Месяц и звезды)
Комбинированные с точно названными и зашифрованными признаками: Например: Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Озеро)
Загадка – вопрос: Например: Кто на себе свой дом таскает? (Улитка)
2. Практическая часть.
2.1. Проведение опроса.
Сначала мы решили узнать у ребят, а что они знают про загадки. Для этого мы подобрали вопросы и провели опрос. (Приложение 1. фото 1-2)
Результаты представлены в таблице. Было опрошено 25 человек.
См. Приложение 2. (Диаграмма 1- 4)
Вопросы | да | Нет | Не очень |
Вам нравится отгадывать загадки? | 22 | 2 | 1 |
Какие загадки вам нравятся больше всего? | Про животных 15 | Логические 7 | Разные 3 |
Зачем загадывают загадки? | Для развлечения 12 | Развивать ум 10 | Не знаю 3 |
Можно ли найти интересную информацию в загадках? | Да 13 | Нет 7 | Не знаю 5 |
Вывод. Ребята любят загадки. Им нравятся отгадывать загадки про животных и решать логические. Многие считают, что загадки развивают ум и существуют для развлечения. Половина опрошенных думает, что загадки не несут интересной информации.
2.2. Анализ загадок о животных
Мы пересмотрели книги и интернет-ресурсы, в которой содержатся загадки и выбрали из них только загадки о животных. Всего нами было отобрано 70 загадок.
Потом мы начали проводить анализ загадок.
Выяснили, что загадки о животных разнообразные по тематике. Мы разбили их по группам животных: домашние животные, птицы, насекомые, дикие звери. Но загадки еще и разнообразны по содержанию. Об одном и том же животном может быть несколько загадок, каждая из которых характеризует его с определенной стороны. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного - цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: «Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко». Другая загадка отражает характерные особенности заячьей губы: «Так смеялся, что губа треснула»; третья - особенности повадок: «По полю скачет - ушки прячет, встанет столбом - ушки торчком»; четвертая - защитную способность менять окраску: «Зимой беленький, летом серенький».
Мы разделили все загадки о животных на группы в зависимости от указанных признаков предмета. У нас получилось 5 групп.
1). Загадки, в которых дается описание животного путем перечисления различных его признаков:
По снежочку тык-тык. (Заяц)
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть. (Волк)
А свернется в клубок, нет ни головы, ни ног. (Еж)
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке - летом. (Белка)
И питается он листьями - листьями деревьев. (Жираф)
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Хоть и много ножек, бегать все равно не может. (Гусеница)
По дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей)
Бегу без оглядки. (Гусь)
На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Олень)
Эта загадки основаны на признаках, свойственных животным (цвет, форма, образ жизни). Решение загадок подобного вида основано на выделение всех признаков и объединение их в единое целое.
2). Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ).
Целый день скок-поскок, отыскала грибок,
Нанизала на сучок, заготовила впрок. (Белка)
Он охотится ночами, за жуками и мышами. (Еж)
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (Белка)
Дом из хвороста и тины, и построили плотину. (Бобры)
Если в гости кто придет, знайте, что из речки вход. (Бобры)
От врагов спасают ноги, а от голода - кора. (Заяц).
А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной … (Медведь)
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
Ухватил за хвост, но - ах!
- Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
Ночь настанет, тогда перестанет. (Муха)
На себе её везет, очень медленно ползет. (Улитка)
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь)
Песни распевает, время считает. (Петух)
Ходит в развалочку, спотыкалочкой. (Утка)
Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Цапля)
Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.
3) Загадки, в которые включено отрицательное сравнение.
Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (Ежиха)
Шуба серая - для лета. Шуба для зимы - другого цвета. (Заяц)
Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.
4. Загадки, в описании которых использованы метафоры.
Посредине спинка, а на ней щетинка. (Свинка)
На меня они глядят, молока они хотят. (Еж)
Вот он встал и зашипел: - Подходи, кто очень смел. (Змея)
Брать её опасно - Укусит. Ясно? ( Змея)
Он трудился на весу, но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел)
Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры.
5. Загадки, в описании которых использовано отношение людей к животным.
Таким образом, можно сделать вывод, что в загадках о животных можно найти информацию:
2.3. Задания по русскому языку.
Анализируя загадки, мы пришли к выводу, что это интересный материал для уроков русского языка и литературного чтения. Кроме лексического значения, они могут оказать большую помощь при изучении морфологических и грамматических признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола. Мы придумали задания, которые можно применять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. (Приложение 4.)
Виды заданий:
1. Используя тексты загадок, составь рассказ о животном (собаке, еже, белке, зайце).
2. Прочитай загадки, найди имена прилагательные, определи их род.
3. Прочитай загадки, найди глаголы, определи время каждого из них.
4. Прочитай загадки, найди существительные женского (мужского, среднего) рода.
5. Прочитай загадки, найди прием «олицетворение» и. т. д.
Мы также изготовили книжку-малышку с загадками собственного сочинения. (Приложение 5). Нашу работу мы представили первоклассникам. Им было очень интересно отгадывать загадки. (Фото 3-4).
Заключение.
На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы:
Работая над темой исследования, мы ещё раз убедились, что в русском языке и литературе, можно найти много неизвестного в известных вещах.
Список используемой литературы и интернет - источников:
Приложение 1.
Фото 1. Проведение опроса.
Фото 2. Отбор загадок.
Приложение 2.
Результаты опроса. Диаграмма 1.
Диаграмма 2 - 4.
Приложение 3.
Загадки о животных.
Домашние животные:
1. Вся мохнатенькая,
Четыре лапки,
Сама усатенькая. (Кошка)
2. Четыре четырки,
Две растопырки,
Седьмой вертун,
А сам ворчун. (собака)
3. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (Баран)
4. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова)
5. Глазищи, усищи, хвостище,
А моется всех чище. (Кошка)
6. Спереди - пятачок,
Сзади - крючок.
Посредине спинка,
А на ней щетинка. (Свинка)
7. В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу. (Собака)
8. Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака).
Дикие животные:
1. По горам, по долам
Ходит шуба и кафтан. (Баран)
2. Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык. (Заяц)
3. Серовато, зубовато
По полю рыщет,
Телят, ребят ищет. (Волк)
4. На ветке, не птичка -
Зверек - невеличка,
Мех теплый, как грелка
Кто же это? (Белка)
5. Проворная зверушка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок
Заготовила впрок. (Белка)
6. Кто по ёлкам ловко скачет,
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
7. Зверька узнаем мы с тобой
По двум простым приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке - летом. (Белка)
8. Водяные мастера
Строят дом без топора:
Дом из хвороста и тины
И построили плотину. (Бобры)
9. Работящие зверьки
Строят дом среди реки
Если в гости кто придет
Знайте, что из речки вход. (Бобры)
10 . Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
11. На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
12. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. (Волк)
13. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ежиха)
14. Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Еж)
15. На спинке иголки
Длинные и колкие,
А свернется в клубок
Нет ни головы, ни ног. (Еж)
16. Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами. (Еж)
17. Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под елкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Еж)
18. Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями -
Листьями деревьев. (Жираф)
19. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора. (Заяц).
20. Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (Заяц)
21. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц)
22. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год,
Шуба серая - для лета.
Шуба для зимы - другого цвета. (Заяц.)
23. По полю скачет -
Ушки прячет.
Встанет столбом -
Ушки торчком. (Заяц)
24. Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой,
Вот он встал и зашипел:
- Подходи, кто очень смел. (Змея)
25. Лежит веревка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно -
Укусит. Ясно? ( Змея)
26. По земле ползает,
А к себе не подпускает. (Змея)
27. Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает. (Крот)
28. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной … (Медведь)
29. Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
30. Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышь)
31. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
32. Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
33. Зеленый поясок в траве затерялся. (Ящерица)
34. Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! -
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
Насекомые:
1. Маленькая собачка,
Не лает, не бъет,
А кусает. (Пчела)
2. Не зверь, не птица,
А нос как спица. (Комар)
3. Кто на себе свой дом таскает? (улитка)
4. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
5. Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
6. Волосата, зелена.
В листьях прячется она.
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может. (Гусеница)
7. Шесть ног без копыт,
Летит - жужжит,
Упадет - землю роет. (Жук)
8. Черен, а не ворон
Рогат, а не бык
С крыльями, а не птица. (Жук)
9. На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)
10. Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
11. Наткет, наплетет,
Сядет и добычи ждет. (паук).
12. Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (Пчела)
13. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
( Стрекоза)
14. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везет,
Очень медленно ползет. (Улитка)
Птицы.
1. Маленький мальчишка,
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
2. Длинная шея, красные лапки,
Шиплет за пятки, бегу без оглядки. (Гусь)
3. По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
4. На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел)
5. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
6. Он по - рабочему одет -
Удобно, просто, ловко,
На нем малиновый берет
И пестрая спецовка. (Дятел)
7. Ходит с узорами,
Сапоги со шпорами.
Песни распевает,
Время считает. (Петух)
8. Не царь, а в короне
Не всадник, а со шпорами. (Петух)
9. Пестрая крякушка
Ловит лягушек.
Ходит в развалочку,
Спотыкалочкой. (Утка)
10 . Днем спит, ночью летает,
Прохожих пугает. (Филин)
11. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Приложение 4. Карточки - задания.
Карточка 1. Задание. Используя тексты загадок, составь рассказ о еже. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ежиха) Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Еж) На спинке иголки Длинные и колкие, А свернется в клубок Нет ни головы, ни ног. (Еж) Лесом катится клубок, У него колючий бок, Он охотится ночами За жуками и мышами. (Еж) Недотрога, весь в иголках, Я живу в норе, под елкой. Хоть открыты настежь двери, Но ко мне не ходят звери. (Еж) |
Образец ответа: Еж живет в лесу, на спине носит длинные и колкие иголки. От опасности может свернуться в клубок. Живет в норе. Охотится ночами на мышей и жуков. Любит и молоко.
Карточка 2. Задание. Используя тексты загадок, составь рассказ о белке. 1. На ветке, не птичка - Зверек - невеличка, Мех теплый, как грелка Кто же это? (Белка) 2. Проворная зверушка Живет в дупле-избушке. Целый день скок-поскок, Отыскала грибок, Нанизала на сучок Заготовила впрок. (Белка) 3. Кто по ёлкам ловко скачет, И взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) 4.Зверька узнаем мы с тобой По двум простым приметам: Он в шубке серенькой зимой, А в рыжей шубке - летом. (Белка) |
Образец ответа: Белка - проворный лесной зверек. Мех теплый. Зимой цвет шубки - серый, а летом - рыжий. Ловко скачет по веткам елок, дубов. Живет в дупле. Заготавливает на зиму грибы, орешки.
Карточка 3. Задание. Используя тексты загадок, составь рассказ о собаке. 1.Четыре четырки, Две растопырки, Седьмой вертун, А сам ворчун. (собака) 2. В дом чужого не пущу, Без хозяина грущу. (Собака) 3. Гладишь - ласкается, Дразнишь - кусается. (Собака). |
Образец ответа: У собаки - 4 лапы, два уха, один хвост - вертун. Он хороший сторож. А ещё - верный друг. Без хозяина собака грустит. Если ты будешь дразнить собаку, она может тебя укусить.
2. Прочитай загадки, выпиши имена прилагательные, определи их род.
1. Вся мохнатенькая, Четыре лапки, Сама усатенькая. (Кошка) | 3. Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями - Листьями деревьев. (Жираф) |
2.Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова) | 4. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной … (Медведь) |
5. Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь) | 6. Он по - рабочему одет - Удобно, просто, ловко, На нём малиновый берет И пестрая спецовка. (Дятел) |
2. Прочитай загадки, выпиши глаголы, определи время.
1. Вся мохнатенькая, Четыре лапки, Сама усатенькая. (Кошка) | 3. Он высокий и пятнистый, С длинной-длинной шеей, И питается он листьями - Листьями деревьев. (Жираф) |
2.Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова) | 4. Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной … (Медведь) |
5. Маленький рост, длинный хвост, Серая шубка, острые зубки. (Мышь) | 6. Он по - рабочему одет - Удобно, просто, ловко, На нём малиновый берет И пестрая спецовка. (Дятел) |
3. Прочитай загадки, выпиши глаголы, определи время.
1. Гладишь - ласкается, Дразнишь - кусается. (Собака). | 3. Водяные мастера Строят дом без топора: Дом из хвороста и тины, И построили плотину. (Бобры) |
2. Проворная зверушка Живет в дупле-избушке. Целый день скок-поскок, Отыскала грибок, Нанизала на сучок Заготовила впрок. (Белка) | 4. Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц) |
5. Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Еж) | 6. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) |
4. Прочитай загадки, найди существительные женского (мужского, среднего) рода.
1. Спереди - пятачок, Сзади - крючок. Посредине спинка, А на ней щетинка. (Свинка) | 4. Не зверь, не птица, А нос как спица. (Комар) |
2. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ежиха) | 5. На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик) |
3. Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц) | 6. Не царь, а в короне Не всадник, а со шпорами. (Петух) |
5. Прочитай загадки, найди прием «Олицетворение»
1. По горам, по долам Ходит шуба и кафтан. (Баран) | 4. На лугу живет скрипач, Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик) |
2. Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. | 5. Над цветком порхает, пляшет, Веерком узорным машет. (Бабочка) |
3. На когтях на ствол сосновый Влез монтер красноголовый Он трудился на весу, Но не вспыхнул свет в лесу. (Дятел) | 6. По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь) |
Приложение 5.
Фото. 3 Книжка-малышка. Страницы из книги.
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Сверчок
Мост Леонардо
Большое - маленькое