Краеведческая исследовательская работа по теме "Комсомольская юность моих односельчан"
Вложение | Размер |
---|---|
kraevedcheskaya_rabota_2018.docx | 47.82 КБ |
Отечество - 2018
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Управление образования Орловского района
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся
«Отечество»
Номинация: «История детского движения»
Тема работы: «Комсомольская юность моих односельчан»
Подготовила:
Литвиненко Ирина Владимировна
учащаяся 10 класса детского объединения «Поиск»
МБУ ДО Орловского ДДТ
347512 п.Орловский ул.Пионерская 74
347525 х.Камышевка ул.Мира 145
Руководитель:
Светличная Марина Анатольевна
руководитель туристско-краеведческого объединения «Поиск» МБУ ДО Орловского ДДТ
347512 п.Орловский ул.Пионерская 74
8 (86375) 31-9-62
п. Орловский
2018г
Оглавление
Введение ….………………………………………………………… с.2-3
Глава 1. Зарождение комсомольской организации в Камышевской школе в 30-40 гг. ………………………………………………………………………… с.4
Глава 2. Комсомольские организации в послевоенные годы. ………..... с.5-6
2.1.Помощь комсомольцев в восстановлении разрушенного хозяйства.
2.2. Комсомольцы наставники.
Глава 3. Развитие комсомольского движения в 70-80-е гг ……………… с.7-9
3.1. Краеведческое движение.
3.2. Социально значимые дела комсомольцев.
3.3. Пример жизненной позиции комсомольцев.
Заключение ………………………………………………………… с.10
Список источников и литературы …………………………………………… с.11
Приложение …………………………………………………………………. с.12-19
Введение
2018 год – год 100-летия Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза молодёжи. В начале календарногого года советом старшеклассников был составлен план мероприятий к юбилейной дате. В период подготовки к годовщине мы много узнали о жизни ВЛКСМ, познакомились подробно с историей этой организации.
И нам стало интересно, знают ли о комсомоле наши сверстники?. Для этого мы провели опрос среди учащихся Камышевской школы. Вот результаты нашего опроса:
- что такое ВЛКСМ знают 15 % ребят;
- день рождения комсомола назвали 2 % опрошенных;
- были ли их родители комсомольцами, утвердительно ответили только 12% респондентов;
- На вопрос «Каково влияние комсомола на развитие истории нашей страны» ответили 8 % обучающихся, которые считают, что:
Отсюда можно сделать вывод, что современные подростки не обладают достаточной информацией о ВЛКСМ, но радостно то, что 85 % ребят в анкете высказали желание узнать о комсомольской организации больше. Это подчёркивает актуальность нашей учебно-исследовательской работы на сегодняшний день.
В 90-х годах прошлого века другой стала наша страна. Появились другие ценности у людей. Но живы ветераны комсомола, которые могли бы передать молодому поколению знания и свой богатый опыт работы в комсомоле.
Причины, побудившие нас обратиться к данной теме следующие:
- актуальность;
- материал мало освещается сегодня.
Проблема исследования: определить идею, движущие силы, мотивацию комсомольского движения;
Гипотеза: забыта эпоха комсомольского молодежного движения, которое может являться ярким примером социальной адаптации для подрастающего поколения.
Целью учебно-исследовательской работы является изучение комсомольской юности наших земляков и выявление влияния ВЛКСМ на формирование их жизненной позиции.
Для достижения цели были поставлены задачи:
Объект исследования: роль комсомола в истории нашего хутора.
Предмет исследования: комсомольская юность и жизненная позиция молодежи.
Методы исследования:
- беседа;
- интервьюирование;
- работа с архивными документами и периодической печатью.
- анализ документов;
- фотофиксация и систематизация.
Новизну нашей учебно – исследовательской работы подтверждает то, что данная тема в материалах периодической печати современности раскрыта достаточно слабо.
В своей работе мы использовали разного рода источники: воспоминания ветеранов комсомола, архивные документы сельской администрации, школы и совхоза, статьи из периодической печати.
Глава 1. 1.Зарождение первой комсомольской организации в Камышевской школе в 30-50-е гг.
Первая молодежная организация в х.Камышевка возникает в канун коллективизации. В конце 20-х г ее возглавлял Ф.А.Елецкий. А первыми комсомольцами были: М.В. Орлов, И.А. Прищепа, С. Я. Титов, П. Д. Фоменко, И. М. Парасоцкий, Вступление в комсомол было только на добровольной основе. Стать комсомольцем могли только самые достойные.
Комсомольцы в нашем селе вели борьбу с кулачеством, организовывали самодеятельность, участвовали в ликбезах. Стране нужны были грамотные, знающие люди, и они учились сами и учили других. Первым секретарем комсомольской организации в 30-е г являлся Владимир Андреевич Прищепа.[1]
В годы ВО войны школа несколько раз закрывалась, большая часть комсомольцев ушла на фронт, кто остался в тылу участвовали в эвакуации скота, сеяли и убирали урожай в колхозе.[2]
Известны имена комсомольцев ушедших на фронт: Ф. А., Елецкий, П.Ф. Головко, И.А Прищепа, И.М. Парасоцкий, В.А. Порохня и другие. Известны их боевые подвиги и заслуги. Многие не вернулись с войны.
Из воспоминаний М.П. Воробинской, ветерана педагогического труда, мы узнали, как пришлось им, подросткам, пережить это лихолетье. Не доедая и не досыпая, они, ковали победу в тылу: ухаживали за ранеными, выращиванию животных на ферме.
Так создавались и выковывались замечательные качества комсомола: безграничная любовь к своей Родине, жгучая ненависть к врагам, готовность идти в бой, желание отдать свою жизнь за благо Родины, умение преодолевать любые трудности и в бою и в труде. Маленькие герои большой войны, трудились рядом со старшими – отцами и братьями.
Глава 2. Дела комсомола в послевоенные годы.
2.1. Помощь комсомольцев в восстановлении разрушенного хозяйства.
В марте 1943г, после изгнания немецких оккупантов из нашего хутора, стала возвращаться техника назад в родные края.
Трудоспособное население резко сократилось, поэтому за руль машин, тракторов, комбайнов садились женщины и подростки. И не смотря на серьезный урон, который был нанесен сельскому хозяйству в годы войны, односельчанам удалось в короткий срок поднять хозяйство на должную высоту. Жизнь в родном селе стала постепенно возрождаться. Бригады механизаторов пополняли подростки, вчерашние дети.
Среди лучших передовиков хозяйства, удостоенных Ордена Ленина за самоотверженный труд, были комсомольцы: бригадир Иван Григорьевич Волошин, овцеводы Николай Александрович Елецкий и Иван Максимович Богомазов.
Создавались целые семейные династии: Василия Архиповича Светличного, Михаила Николаевича Ишкина, Владимира Владимировича Пономарева. Все они удостоены ордена Трудового Красного знамени. И это они, закаленные военным временем, юные члены комсомола смогли поднять и восстановить сельское хозяйство в короткие сроки.[3]
2.2. Комсомольцы наставники.
После войны в 50-е г по инициативе комсомольской организации Камышевской школы появляются первые группы октябрят, которые создавались в первых классах и действовали до вступления в пионеры. Наставниками для октябрят стали пионеры и комсомольцы.
В школе ребята стали получать первый опыт живого участия в деятельности детских объединений. По словам очевидцев, школьная жизнь была очень многогранна, она включала в себя чрезвычайно широкий круг вопросов.
Это, прежде всего, многообразная общественная практика: участие пионеров и комсомольцев в проведении политинформаций, в работе лекторных групп, агитбригад, конференций и походов по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, встречи с пионерами и комсомольцами других школ. [4]
Из воспоминаний М.Н. Серковой, учителя русского языка и литературы, ветерана педагогического труда, проработавшей в школе более 30 лет: «В нашей школе в 50-е г создавались кружки самообразования « Учись учиться», распространялся опыт отличников учебы, организовывались группы взаимопомощи, встречи со специалистами, ветеранами войны и труда. Комсомольские организации сосредотачивалась на вопросах трудового воспитания и профориентации учащихся. В связи с этим в нашей школе проходила работа по осуществлению политехнического обучения, была создана мастерская, где учащиеся получали практические навыки сельскохозяйственных работ.
Вспоминает Г.А. Должиков, бывший директор совхоза «Новоселовский»: « В 50-г при школе была создана кролиководческая ферма. А в 1958 г школа сдала 532 кг диетического мяса».
Деятельность комсомольцев отслеживалась не только в школе. Закончив школу, комсомольцы возвращались в родные места, продолжая работу с молодежью. Помнят односельчане деятельность Азарова Петра, который являлся секретарем комсомольской организации совхоза «Новоселовский». Созданные им ученические бригады занимали всегда призовые места в районных соревнованиях. С теплотой вспоминают выпускники школы комсомольских вожаков 60-х гг.: П.Ковалева, Н. Барсукову, Н.Тютюнникова и др.[5]
В школе подросток познавал и сопереживал счастье творческого, коллективного труда, наполнял этот труд высоким гражданским смыслом. Особую заботу комсомольцы проявляли в отношение октябрят. Комсомол всегда и везде был впереди. Комсомольскими организациями школ руководили энтузиасты. Они были заводилами самых интересных и увлекательных дел.
Глава 3. Развитие комсомольского движения в 70-80-е гг.
Основным направлением в работе комсомольских организаций было военно-патриотическое. Поэтому большое внимание уделялось в нашей школе развитию туризма, краеведческой работе. Школьники совершали походы по местам боевой славы в х.Курганный, х.Водяный, х.Терновый с целью сбора материала по теме «Славные наши воины». В школьном музее и сейчас хранится собранный материал: фотографии, письма с фронта, похоронки.
В 1975 году краеведческий отряд во главе с руководителем Н.Ф. Ильченко решили собрать материал о девушках, ушедших на фронт ВОВ с Орловского района. В короткий срок была создана инициативная группа «Поиск – 30». Ребятами отряда был собран уникальный материал, которого даже не было в военкомате района.
Из воспоминаний бывшего секретаря комитета комсомола в 70-г О.Г Чернолиховой: «Школьные комсомольские организации признаны были бороться за улучшение нравственного климата в своих коллективах: воспитание любви к своей школе, учителю, высокие чувства товарищества и коллектива, принципиальности и дисциплины, честности, совести и справедливости. В этом плане немалую роль играли у школьников комсомольских организаций диспуты, вечера вопросов и ответов, встречи с интересными людьми, конференции по книгам и кинофильмам, театральным постановкам».
Секретарем комсомольской организации в школе, а затем в совхозе в 70-е г был В.М Лучко. Из его воспоминаний: «Комсомольские организации нашей школы были призваны выступать против грубости и невежества, курения и сквернословия. Добивались того, чтобы ребята хорошо понимали и выполняли простые, но очень важные истины: были вежливы, предупредительны, уважали старших и заботились о младших, чтобы у них никогда не расходилось слово с делом». Как один их лучших комсомольских лидеров Владимир был направлен в пионерский лагерь «Артек» - лагерь всесоюзного значения. [6]
Причастность детей к комсомольской и пионерской организации направляла учащихся на славные дела: бескорыстную помощь ветеранам, сбор металлолома, макулатуры, работу на совхозных полях, помощь престарелым и т.д.
В Камышевской школе был накоплен большой опыт содружества «школа - совхоз», школа даже считалась седьмым подразделением совхоза, а у учеников комсомольцев была так называемая «пятая трудовая» четверть - это работа в ученической производительной бригаде: на плантации, на кирпичном заводе, на комбайнах, в мехтоках, на стригальном пункте.
Л.С. Должикова, ветеран педагогического труда, на протяжении более десяти лет возглавляла стригальное ученическое звено девушек - комсомолок. Вот что она вспоминает: «В те годы в совхозе « Новоселовский» было более 50 тыс. голов овец и стрижка была самым трудоемким и ответственным процессом. Ежегодно не хватало стригалей и совхоз обращался за помощью к школе. Несколько раз мы участвовали в областных соревнованиях учащихся стригалей и наши девочки - стригали достойно там выступали и завоевали призовые места. Так, в 1987 году Борисова Лиза стала чемпионом области по стрижке и завоевала медаль ВДНХ СССР. Третье место в соревнованиях района занимала и Марфунцева Светлана, ставшая призером областных соревнований по стрижке овец. В 80-е годы девушки - комсомолки 9-10 классов, изучающие животноводство, работали на ферме, на дойке коров. И те же годы в школе были построены теплицы по выращиванию рассады и ученицы выполняли весь комплекс работ. И работали там не по принуждению, а с удовольствием и с чувством ответственности».
Заметную роль в школьной жизни играли комсомольские вожаки,- секретари комсомольской организации школы. Можно упомянуть о секретаре комитета комсомола в 1972-1974 годах Минко Любови, которая отличную учебу совмещала с этой ответственной должностью. Во время каникул комсомольские агитбригады посещали МТМ, на фермах давали концерты, читали лекции, оказывали посильную помощь ветеранам. И это была их инициатива, их самостоятельная подготовка.[7]
Идеология комсомола помогала формировать мировоззренческие позиции, взгляды, убеждения, вырабатывать умение брать на себя ответственность и выполнять порученное. Комсомол занимался патриотическим воспитанием молодежи, повышением ее гражданской активности и ответственности. Может быть, именно поэтому наш герой, о котором пойдет речь дальше хотел связать свою судьбу с долгом перед Родиной. Саша Муравин, жизнерадостный, добрый, трудолюбивым, настойчивым в достижении цели, с гордостью носил имя комсомольца.
В 1984 году Саша самостоятельно освоил игру на гитаре, организовал в школе вокально-инструментальный ансамбль. Учеба в школе, спорт, художественная самодеятельность, производственное обучение, вечера, концерты, репетиции для Саши были привычным делом.
Осенью 1986 г Саша был призван в Армию, добровольцем записался на службу в Афганистан. При исполнении боевого задания Александр Муравин погиб. Посмертно он награжден за подвиг орденом Красной звезды, медалью правительства Афганистана. Его именем названа улица в Камышевке, где он жил со своей семей, его именем названо детско-юношеское содружество Камышевской школы.
Память об этом замечательном юноше останется в сердцах тех, кто его знал, с кем он учился, работал, дружил. Его жизненная позиция навсегда останется ярким живым примером для современного подрастающего поколения.
Комсомол воспитывал патриотов – интернационалистов, формировал ответственность за всё, происходящее в стране и мире. Он стал школой гражданской закалки, общественного, профессионального и духовного роста. Комсомол учил действовать совместно и на общее благо.
Заключение
Собирая краеведческий материал, мы убедились, что в истории нашей школы много славных страниц. Нет в истории других примеров такого мощного молодежного движения, каким был Ленинский Комсомол. Он доказывал востребованность молодежи, объединял людей, давал возможность проявлять социальную активность. В мирное время и в годы войн, плечом к плечу с коммунистами, комсомольцы первыми шли в бой, на целину, на стройки и вели за собой молодежь.
В процессе рассказов ветеранов комсомола мы сделали вывод, что опыт, который получили они в свое время в молодежной организации, важный, ценный и полезный, потому что комсомол - это действительно «школа жизни». А организаторские способности пригодились им в дальнейшей жизни. Ведь воспитание на личном примере всегда достигало лучших результатов.
Все создавалось бескорыстно, от души, на основе высокого патриотизма и любви к Родине. Идеалы тех лет сплачивали, объединяли и дисциплинировали молодежь. Эти идеалы в полной мере отвечали запросам того поколения, делали молодежный союз привлекательной общественной организации: комсомол воспитывал стремление хорошо учиться, ударно трудиться, дорожить дружбой, быть честным и служить своей Родине. Он давал путевку в большую жизнь, серьезную, настоящую, где первое место отводилось профессионализму.
Мы считаем, что цель нашей краеведческой-исследовательской работы достигнута. А именно, мы изучили комсомольскую юность наших земляков, выявили значимость идеологии комсомола, собрали уникальный материал для школьного музея, который может быть использован в школьном курсе истории родного края и исторического краеведения, а также в социальной практике. Работа над данной темой не является оконченной, мы планируем в дальнейшем продолжить поиск недостающей информации об истории комсомольской организации села.
Список источников и литературы:
Буздуган А.Н.)
Серковой М.Н.)
[1] Архивные записи Трофименко И.М.
[2] Архивные документы школы
[3] Архивные документы совхоза «Новоселовского»
[4] Архивные документы Камышевской школы
[5] Воспоминания Ильченко Н.Ф.
[6] Воспоминания Ильченко А.А.
[7] Архивные документы школы
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Ночная стрельба
А теперь — мультфильм
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
Как зима кончилась