ИИП "Развитие актерских способносте у подростков"
Вложение | Размер |
---|---|
razvite_akterskih_sposobnostey_u_podrostkov.docx | 1011.56 КБ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность.Мой интерес к данной теме, проявился потому, что я принимаю активное участие в школьных мероприятиях. Много раз я выступал со сцены, играя разных героев. Я считаю, что выбранная мной тема актуальна, так как профессия актера в современном мире очень популярна, и многие люди, особенно дети, мечтают стать актерами.
Цель: способствовать развитию актерских способностей у младших школьников.
Задачи:
1. Собрать и проанализировать материал по теме проекта
2. Провести социальный опрос
3. Создать тренинг для младших школьников, по развитию актерских способностей.
Методы проекта: анализ, социальный опрос
Практическая значимость: использование данного материала на классных часах, и в театральных объединениях школы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. История происхождения профессии актера.
Истоки профессии актерское мастерство и театральное искусство можно отыскать еще в первобытном обществе, хотя, как такового, понятия «искусство» тогда, конечно, не было. В эпоху существования первобытнообщинного строя в каждом племени были свои ритуалы: танцы, игры, священные действия, различные сцены, связанные с основополагающими моментами жизни общества (ритуалы, направленные на взаимоотношения с силами природы и духами предков, смена времен года и действия, способствующие повышению урожая, охота и ритуалы для привлечения богатой добычи). Обычно их проводили шаманы, часто устраивая из ритуала целое представление. Для придания значимости образу и своим действиям, для поддержания своего индивидуального искусства шаманы стали использовать костюмы и маски. Но главной задачей было эмоциональное воздействие на членов племени. Это впоследствии разделило людей на исполнителей и наблюдателей, можно сказать – на исполнителей действий – артистов и зрителей, где исполнитель находился со зрителями один на один. Это можно обозначить, как начатки возникновения театра. Сейчас этому подобрали термин «пратеатр».
Далее намечаются два пути развития театра в целом и актерского искусства в частности. Первый путь можно проследить на примере стран востока, здесь театр сохраняет устойчивую связь с религией, и актерское искусство формируется под влиянием присущих религии аллегорических приемов выразительности, спектакли ставятся в основном на религиозную, мифологическую, эпическую тематику.
В другом случае – это древняя Греция, где в драматургии и театральном искусстве все явственнее звучат светские, социальные мотивы, способствующие более гибкому развитию различных форм театра и актерских техник. Сценическое искусство, в том самом виде, в каком мы с вами привыкли его видеть, зародилось как раз в Древней Греции. Здесь профессия актера была очень популярна. Каждый прославленный полководец, считал своим долгом иметь при себе штат актеров, которые помимо прочего обучали его ораторскому искусству. Имена хороших актеров были известны всему городу, и зрителям часто не хватало мест на спектаклях. Мастерство самого актера, оттачивалось годами, а играть древнегреческим артистам было сложнее, чем нашим современникам. Театры имели огромные размеры, микрофонов не было, актеры должны были быть услышанными и увиденными из любого места в театре, поэтому их лица обязательно закрывались большими масками в трагедиях изображающими горе, а в комедиях – радость; актеры надевали высокие головные уборы, становились на котурны, яркость и выразительность движений актера скрывал широкий, длинный плащ в
трагедиях, а в комедиях огромный накладной горб и живот. Поэтому актер мог только своим голосом выразить всю гамму чувств и эмоций, передать напряженный ход действия.
В Древнем Риме актерская профессия была менее престижна. Почет и уважение получали лишь те, кто добился блестящих успехов в актерском мастерстве. Вначале актерское искусство Древнего Рима шло параллельно с Грецией, но в эпоху императоров театр стал вытесняться цирком и пантомимой, актерское искусство пришло в упадок.
В начале нашей эры эта профессия вообще перестала быть популярной, поэтому на игру актеров стали смотреть, как на гладиаторские бои. Эту традицию целиком поддержала средневековая Европа, где театрализованные представления долгое время считались бесовскими, бродячие народные труппы безжалостно преследовались церковью, хотя на протяжении многих веков у всех королей при дворе находились шуты и лицедеи, которые постоянно развлекали своего правителя и его гостей. Некоторые были презираемы публикой, а иные имели власть сравнимую с министром или советником короля.
На Руси в средние века профессия актера (вначале ими были скоморохи) и вовсе была связана с опасностью, потому что за непонравившееся представление, скомороха могли избить, сломать инструменты, выпустить его зверей, а самого посадить в темницу. Изменение отношения к театру и актерскому мастерству в лучшую сторону началось с приходом эпохи Возрождения, но актеры еще долго не могли рассчитывать на уважение окружающих. Вот один из примеров. В XIX веке один из известных русских предпринимателей Савва Мамонтов, находясь в Италии, захотел стать оперным певцом, однако его насильно привезли домой под угрозой отцовского проклятия, к тому же все российские деловые круги были крайне скандализированы произошедшим.
Но вернемся к эпохе Возрождения. Актерское мастерство эпохи Возрождения унаследовало многие элементы сценической культуры народного театра средних веков. Отдельные сценические условности формировались столетиями и прочно вошли в обиход театра того времени. Но, естественно, что драматургия Шекспира, Марло, Б. Джонсона столь богато и разнообразно показывавшая характеры персонажей, стала требовать другой актерской игры, чем та, которая была нужна для воплощения абстрактных образов добродетелей и пороков в мистериях, моралитэ и фарсах средневековья, которые в основном были поставлены целиком силами любителей, редкие профессионалы привлекались к действу не часто. Именно здесь возникает пристальное внимание к актеру, появляется стремление научить его считаться в первую очередь не с собой, а с творческим замыслом автора пьесы. Профессия актера начинает приближаться к современному ее варианту.
Престижной профессией актерское мастерство стало только в конце XIX и начале XX веков, когда появился режиссерский театр, что в свою очередь привело к разработке и реализации новых актерских методик и тренингов. В настоящее время это одна из интереснейших и уникальнейших профессий, потому что единственным инструментов в работе актера является он сам. Он становится стразу и инструментом в умелых руках режиссера, и мастером и продуктом профессиональной деятельности.
Несмотря на огромные возможности театра и разнообразие средств художественной выразительности, каждый актер все равно выходит один на контакт со зрительным залом. Каким бы маститым и известным ни был режиссер спектакля, художник, композитор, конечный результат зависит от мастерства актера, потому что он является накопителем и проводником идей постановочной группы. Здесь важны не только внешние данные и голос, но и обаяние, кураж, непосредственность, чувство ритма, стиля и вкус. Все это как раз позволяет хорошему актеру быть таким разным даже в одном и том же спектакле, помогает воссоздать внутренний мир персонажа и увлечь зрительскую массу своей игрой и мастерством перевоплощения. Высокий уровень актерского мастерства может во много раз увеличить и усилить творческий замысел постановки; тогда как низкий, непрофессиональный уровень актерской игры – уничтожить, свести на нет самое блистательное постановочное решение. Именно в этом и состоит противоречивость профессии актера, обусловливающая большие психологические трудности. С одной стороны, актеры крайне зависимы от множества факторов (от возможностей, заложенных драматургом в ролевой материал и режиссерского умения работать с актером до слаженной работы театральных технических цехов во время спектакля и настроения зрительного зала); с другой стороны – именно в актере заключена квинтэссенция всего театрального искусства. Наверное, недаром на протяжении мировой истории театра популярность ни одного самого именитого режиссера или драматурга не может сравниться с уровнем популярности маститых актеров: именно они становятся подлинными властителями дум зрителей, воплощая и символизируя театр. Успешные актеры, громко заявившие о своем таланте и способностях, пользуются успехом не только на театральных подмостках, но и в среде городских элит всех уровней, становятся постоянными участниками общественной жизни, почетными гражданами, являют собой пример активной жизненной позиции. Общественность не обходит их своим вниманием. В настоящее время известных актеров называют истинными сливками общества и украшением света.
1.2. Виды перевоплощения
В основе актерского мастерства лежит принцип перевоплощения. В теории выделяют два его вида:
Внешнее перевоплощение. В соответствии со сценарием и задумкой автора, актер с помощью грима, одежды, макияжа, масок меняет свою внешность. Это необходимо для визуального сходства с персонажем, в которого предстоит перевоплотиться. Актеры меняют постановку речи, походку и даже привычки. Он делает все для того, чтобы максимально предать зрителю особенности своего героя.
Внутреннее перевоплощение. Простого внешнего сходства недостаточно для передачи характера персонажа. Актер учится мыслить как его герой. Для этого он вживается в роль, перенимая привычки и особенности характера персонажа. По сценарию он понимает суть роли и полностью перевоплощается. Известные актеры для максимального сходства живут на протяжении нескольких недель жизнью своих персонажей, для того чтобы проникнуться их чувствами и переживаниями.
Обычно при подготовке к исполнению роли актеры используют оба типа перевоплощения, грамотно соединяя данное искусство с артистизмом, харизмой и отточенностью движений. Именно данные умения позволяют зрителю наслаждаться театральными представлениями и новинками кино.
1.3.Актерские способности.
Театр – синтетический вид искусства и все компоненты спектакля важны для его художественной целостности, но все же центральная фигура здесь – актер. Материалом для творчества актера является он сам, его тело, его нервы, его душа, его индивидуальность. Профессия «актер», как и любая другая требует специальных способностей. Своеобразное сочетание ведущих способностей для профессии «актер» имеет динамическую структуру, зависит от черт характера, индивидуально-психологических особенностей личности. Основные компоненты ансамбля актерских способностей:
- эмоциональная возбудимость, способность к мгновенному и непосредственному восприятию, отклику на события окружающей жизни, предлагаемые обстоятельства и факты искусства;
- диапазон сценической выразительности, обаяние, манкость, биополе (положительное и отрицательное обаяние, динамическая характеристика сценического обаяния, роль амплуа);
- развитое творческое воображение, фантазия;
- способность к импровизации;
- пластическая выразительность;
l-музыкальность, чувство ритма и такта;
- выразительность речеголосовых данных.
Ядром профессии «актер» является: эмоциональная возбудимость, способность к мгновенному и непосредственному восприятию, отклику на события окружающей жизни, предлагаемые обстоятельства и факты искусства.
1.4.Кому подходит данная профессия
Актер – это одна из самых творческих профессий. Высокий уровень креативности является одним из основополагающих факторов. Исполнитель ролей должен быть уверенным в себе и артистичным. Игра в театре или в кино требует максимальной концентрации, перевоплощения, важно, чтобы ни одно движение не выглядело иррациональным или нелепым. Ведь зритель чувствует любую фальшь.
Актер должен обладать отменной долговременной памятью. Ведь роли нужно знать наизусть. Дикция должна быть четкой и понятной зрителю. Чтобы каждое слово звучало внятно и звучно, с соответствующей интонацией.
Если вы активный, артистичный человек, уверенно чувствующий себя перед публикой, тогда вам стоит попробовать свои силы на актерском поприще.
1.5. Любимые советские актеры
Иннокентий Смоктуновский
Смоктуновского называли первым интеллектуальным актером советского кино. Среди самых ярких образов, созданных им на экране, – Гамлет в экранизации пьесы Шекспира, снятой Григорием Козинцевым, и Юрий Деточкин в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».
Олег Ефремов
Ефремова отличала редкая естественность и органичность, которую он демонстрировал как на экране, так и на театральных подмостках. Особенно полюбилась зрителям его роль интеллигентного таксиста Саши в картине «Три тополя на Плющихе».
Вячеслав Тихонов
Тихонов дебютировал в ленте «Молодая гвардия», но потом долго не получал интересных ролей. Дело в том, что режиссеры делали акцент на его эффектной внешности, не стремясь раскрыть актерский потенциал. Самый известный свой образ Тихонов создал в начале 1970-х. Речь идет о Штирлице в телефильме «Семнадцать мгновений весны».
Владислав Дворжецкий
Дворжецкий обладал не только необычной внешностью, но и уникальным актерским даром, который наиболее полно раскрылся в картинах мистических, исторических и фантастических. Пожалуй, самая лучшая его киноработа – пилот Бертон в «Солярисе» Тарковского.
Юрий Никулин
Никулин – безусловно, всенародный любимец. За свою долгую карьеру он успел проявить себя как яркий разнохарактерный актер. Юрий Владимирович великолепно справлялся как с комическими, так и с драматическими ролям.
Сергей Юрский
Как актер Юрский старался быть всегда разным. Этот тезис легко подтвердить, взглянув на список его многочисленных ролей в театре и кино. Кроме того, он был выдающимся чтецом, замечательным прозаиком и настоящим моральным авторитетом.
Евгений Леонов
Леонов приобрел широкую популярность благодаря комедии «Полосатый рейс», вышедшей в 1961 году. Миллионы зрителей полюбили этого обаятельного артиста главным образом за его комический дар. В числе самых заметных его киноролей – Трошкин и Доцент в «Джентльменах удачи», Леднев в «Большой перемене», Король в «Обыкновенном чуде».
Олег Даль
Даль в первую очередь был театральным актером. Несмотря на это ему посчастливилось сыграть ряд интересных ролей в кино. Среди них – шут в «Короле Лире», Зилов в «Отпуске в октябре», ученый Христиан-Теодор и его тень в «Тени».
Михаил Ульянов
Ульянов – актер с широким диапазоном киноролей. Ему были подвластны любые краски. При этом самый запоминающийся образ в его карьере – маршал Жуков в «Освобождении» и ряде других картин.
Олег Янковский
Янковский был хорош как в драматических, так и в комедийных ролях. Он обладал неповторимой индивидуальностью, умел молчать гораздо выразительнее, чем некоторые артисты говорят. В числе его самых заметных ролей – Мюнхгаузен в телефильме «Тот самый Мюнхгаузен» и Горчаков в «Ностальгии» Тарковского.
Популярные актеры России
Российский кинематограф регулярно радует зрителей новинками. В них снимается большое количество актеров, и запомнить всех просто нереально. Мало кому удается добиться настоящей популярности.
Ниже представлен рейтинг самых популярных актеров России. Вы узнаете, как они попали в мир кино, и каких усилий им это стоило
Владимир Вдовиченко
Владимир Вдовиченко родился в обычной семье и даже не помышлял о карьере артиста. Он рано начал работать, окончил военно-морское училище, но понял, что не хочет связывать свою судьбу с морем.
Вдовиченко долго искал себя, сменил много профессий и сфер, но в 24 года понял, что хочет попасть в мир кино.
Во время учебы он играл небольшие роли, серьезных предложений не поступало. Популярность ему принесла роль Фила в сериале «Бригада». Роль Кота в «Бумере» укрепила его позиции в мире кино. Вдовиченко не стал останавливаться на амплуа бандита, он сыграл множество разноплановых ролей. Также Владимир играет в театре имени Вахтангова.
Самые известные фильмы: «Бригада», «Бумер», «Тарас Бульба», «Салют-7», «Параграф 78».
Павел Прилучный
Один из самых востребованных российских актеров. Павел Прилучный прославился, благодаря сериалам, хотя ему больше по душе полнометражные фильмы.
Прилучный признается, что сидеть и ждать – не в его правилах, «актер должен работать ежедневно».
Он родился в Новосибирской области, в детстве занимался боксом и хореографией. Поступил в театральное училище Новосибирска, потом переехал в Москву и продолжил обучение. Тогда же Павел сыграл свои первые роли в театре и в кино.
Роль Дока в фильме «На игре» принесла ему популярность. После того, как на экраны вышел сериал «Мажор», Павла стали называть открытием года. Фильмография артиста регулярно пополняется. Прилучный – актер-универсал, которому по плечу любая работа.
Самые известные фильмы и сериалы: «На игре», «Мажор», «Закрытая школа», «Темный мир», «Витя в законе».
Федор Бондарчук
Федор Бондарчук – не только популярный актер, но и кинорежиссер, продюсер и клипмейкер. Неудивительно, ведь его отец был знаменитым режиссером.
Бондарчук решил продолжить кинематографическую династию. Ему пришлось нелегко, на юношу все смотрели исключительно как на сына Сергея Бондарчука.
Свою первую роль Федор сыграл в 15-летнем возрасте. Это была драма «Борис Годунов». Было еще несколько ролей в фильмах знакомых и друзей, потом Федор увлекся съемками клипов и рекламных роликов, он даже открыл свою студию. Времени на съемки не оставалось.
Через пять лет Федор «вернулся в строй». Сейчас он занят режиссерской работой, но не отказывается сниматься. Его последние работы – роли в фильме «Селфи», «Год культуры», «Лед».
Самые известные картины: «9 рота», «Обитаемый остров», «Адмиралъ».
Евгений Миронов
Евгений Миронов родился в небольшом военном городке. Его родители были обычными людьми, но очень любили творчество. Они принимали участие в любительских постановках, и своим детям привили любовь к искусству. Евгений решил стать актером, но его путь был очень сложным.
Неудовлетворенные амбиции, отсутствие денег, болезнь. Миронов не сломался. Он играл в театре и стал довольно успешным артистом.
Его дебют в мире кино состоялся, когда Миронов учился на третьем курсе. Он сыграл эпизодическую роль в фильме «Жена керосинщика». Известность ему принесла главная роль в фильме «Любовь».
Сейчас Миронов все также активно работает, одна из его последних значимых ролей – космонавт в драме «Время первых».
Самые известные фильмы: «Утомленные солнцем», «Время первых», «Идиот», «Матильда».
Константин Хабенский
Константин Хабенский – разноплановый актер. Он прекрасно смотрится и в мелодрамах, и в военных фильмах, и в комедиях, а также играет на сцене театра.
Константин родился в Ленинграде. Он никогда не мечтал стать артистом, поступил в авиационный техникум. На третьем курсе Хабенский понял, что это не то, чем бы он хотел заниматься в жизни и… решил поступать в театральный.
Дебют – роль в фильме «На кого Бог пошлет». Прославился Хабенский, когда на экраны вышел сериал «Убойная сила». После участия в этом проекте его карьера пошла в гору.
В настоящее время многие режиссеры мечтают, чтобы в их фильмах играл Хабенский, но актер очень щепетилен в этом вопросе и придирчиво выбирает роли.
Самые известные фильмы: «Ночной дозор», «Географ глобус пропил», «Война миров Z», «Выкрутасы».
Дмитрий Нагиев
Популярный и востребованный актер, один из самых богатых в России. Родители Дмитрия были обычными людьми, но постарались сделать все, чтобы их сын добился успеха в жизни.
Дмитрий Нагиев серьезно увлекался спортом. После армии поступил в театральный. Его дебютная роль – командир в фильме «Чистилище». Было еще много ролей в разных фильмах, но по-настоящему популярным Нагиев стал после премьеры комедии «Самый лучший фильм» и сериалов «Кухня», «Физрук».
Самые известные фильмы: «Самый лучший фильм», «Самый лучший день», «Кухня в Париже», «Непрощенный».
Владимир Машков
Владимир Машков – мастер перевоплощения. Его мать работала в кукольном театре, и Владимир много времени проводил за кулисами. Вскоре он поступил в театральное училище Новосибирска, но его отчислили.
Машков уехал в Москву, поступил во МХАТ. Дебют – главная роль в фильме «Зеленый огонь козы». Машкову стали поступать предложения, но роли не приносили ему ошеломительного успеха.
Прославился он благодаря драме «Вор». Владимир стал популярным не только в России, но и за рубежом. Сейчас он не только востребованный актер, но и художественный руководитель театра «Табакерка».
Самые известные кинокартины: «Распутин», «Домовой», «Экипаж», «Движение вверх».
Александр Петров
В детстве Александр увлекался футболом и планировал связать с ним свою жизнь. Травма перечеркнула все его планы. Юноша поступил на экономический факультет, но оставил его, чтобы получить профессию режиссера в ГИТИСе.
Первая роль эпизодическая (сериал «Голоса»). «Пока цветет папоротник» сделал Александра Петрова знаменитым.
Он сыграл много достойных ролей, но самая выдающаяся в тот период – роль пилота в русском сериале «Обнимая небо». В настоящее время Александр – успешный российский артист.
Самые известные фильмы: «Притяжение», «Лед», «Гоголь. Начало», «Полицейский с Рублевки».
Данила Козловский
Данила Козловский учился в Кронштадтском морском кадетском корпусе и мог бы стать моряком, но роль в сериале «Простые истины» поменяла его мировоззрение. Ему тогда было 13 лет, и мальчик твердо решил стать актером.
Известность ему принес фильм «Гарпастум». Даниле стали предлагать роли, преимущественно военных и спортсменов. Сейчас Козловский участвует не только в российских, но и международных проектах.
Глава 2. Практическая часть
Мой интерес к данной теме, проявился потому, что я принимаю активное участие в школьных мероприятиях. Много раз я выступал со сцены в разных ролях, играя разных героев. Я подумал, что мог бы помочь младшим школьникам развивать актерские способности.
Сначала я выявил интерес ребят к этой теме, проведя опрос во 2 и 3 классах.
В опросе приняли участие 40 человек. Ребятам было предложено ответить на 2 вопроса. Результаты получились следующие:
Из опроса видно, что у ребят есть большой интерес к профессии актера.
Я думаю, что развитие данных способностей будет полезным для каждого человека, и в будущем может пригодиться любому человеку, в разных жизненных ситуациях. На основе собранного материала и своего опыта, я приготовил тренинг по развитию актерских способностей, для детей 7-10 лет.
Тренинг
Занятие строится на принципе добровольного вовлечения в игру. Игра, в ее самом простом понимании - основа всего педагогического процесса младших школьников.
Перед тем, как привести несколько примеров таких, казалось бы, простых игр-упражнений, следует уточнить, что преподаватель и ученик в них, и это – принципиально, не разделены барьером; они – непосредственные участники игры, преподаватель играет с группой прямо на площадке, «ничем не отличаясь» от учеников. Практически не вмешиваясь в сложные процессы взаимодействия мира реального и мира фантазии, в котором живут дети в момент игры, направляя работу их воображения в сторону постижения того, что есть Добро, духовность, в самом простом, обыденном понимании, которое присуще игре, раскрепощающей воображение.
Ведь именно воображение для маленького человека является основой всей его творческой деятельности, общего развития, реализуемых в игровой форме.
Каждый урок начинается с дыхательной гимнастики, удобнее проводить под музыку. Важно приучить ребенка выполнять упражнения ритмически точно, «не загоняя» и не «затягивая» ритма. Необходимо следит за глубиной дыхания, за его свободой, за свободой основных групп мышц. Длительность гимнастики – до 10 минут.
По окончании педагог в течение 10-15 минут распевает детей.
Затем проводятся музыкальные игры, которые призваны развивать музыкальный слух, чувство ритма. Это могут быть как индивидуальные, так и групповые игры:
Увлекательные игры, могут чередоваться с прослушиванием музыкальных произведений («Детский альбом» П.И.Чайковского, «Альбом для юношества» Р.Шумана). Дети должны своими словами описать характер музыки, рассказать (придумать) ее сюжет. Музыкальная разминка завершается обычно пением несложной песни или попевки, причем каждый раз дается новое задание, связанное с пением:
Часть занятия, называемая разминкой длится 35-40 минут. После ее окончания объявляется перемена на 10 минут, чтобы дети могли отдохнуть, перестроиться, сбросить груз психоэмоционального напряжения.
Вторая часть урока состоит из игр, заданий, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
В этом смысле стоит отличать воспитание обычного бытового внимания или внимательности, от процесса воспитания творческого внимания, наблюдательности, при которой ребенок порой кажется и рассеянным, но только внешне.
Каждый педагог может самостоятельно придумать задания или воспользоваться опытом коллег, имеющих большой стаж театрально-педагогической практики в этой области.
Привожу пример цикла упражнений, который успешно использует в своей работе А.К. Михайлова, заведующая отделением сценических искусств Центра эстетического воспитания.
1. Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине. Упражнение кажется очень простым, но стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнера нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.
2. Рисунки на заборе
Ее значение в воспитании абстрактного мышления трудно переоценить.
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» и (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств.
Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнера.
Воспитание доброжелательного отношения к творчеству других, уважения к чужому мнению – необходимые элементы развития гармоничной личности. В этом смысле, упражнение «Рисунки на заборе» просто незаменимо.
Упражнения, приведенные выше, обращены на развитие внимания и эмоциональной сферы ребенка, на развитие сообразительности.
3. Говорим по-болтунски!
Педагог читает небольшое стихотворение или короткую басню. Одного из учеников просят его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский). Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно затруднительно для взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный отклик. Изобретательность детей столь высока, что, чаще всего, они почти сразу, поняв задание и заговорив «по-болтунски», используют довольно точные рифмы, вернее их звукоподражающее соответствие. Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность действия. Заметим, дети почти всегда блестяще исполняют это упражнение.
4. Зеркало.
Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – ребёнок перед зеркалом, другой – его отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения является Кривое зеркало. Преподаватель может «наделить» отражение некоторыми характерными чертами, той или иной «кривизной», за счет чего искажаются формы отражения. Оно может быть гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее…
5. «Баранья голова».
Игры, которые развивают и помогают концентрировать внимание. Также – традиционные упражнения. Применительно к младшим школьникам, лучше использовать Баранью голову, игру, в которой каждый произносит одно произвольно придуманное слово, повторив предварительно все слова, придуманные другими участниками. В случае, когда чье-либо слово забыто, надо произнести: «баранья голова», после чего продолжить перечисление. Побеждает самый памятливый и внимательный участник. Любопытно, что игра прекрасно развивает ассоциативную память, слова ассоциируются с людьми, их произносившими, что является дополнительной подсказкой в игре.
6. Люди – самолеты.
Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата. Кроме того, оно важно в воспитании у ребенка чувства группы, партнерства.
Группа становится по кругу, и преподаватель, играющий роль руководителя полетов подает команды: «на взлет», «выезжайте на рулежную дорожку», «взлет», «набор высоты» и т.д. У всех участвующих в игре предполагается один тип самолетов (спортивные, грузовые, военные и т.д.). Исходя из этого, ученики голосом воспроизводят звук моторов этих машин. В зависимости от высоты и типа самолета дети ведут себя соответственно в «полете». «Диспетчер» просит «самолеты» развернуться, увидеть аэродром посадки, «приземлиться» и выключить «двигатели».
Выводы
1. Собрал и проанализировал материал по теме проекта
2. Провел социальный опрос
3. Создал тренинг для младших школьников, по развитию актерских способностей.
Литература
Как нарисовать портрет?
Муравьиная кухня
Просто так
В поисках капитана Гранта
Воздух - музыкант