Попробуйте представить, что эволюция жизни на планете пошла другим путём, и мы не смогли обзавестись таким чувством, как зрение. Не получается? Неудивительно — как всем известно, восприятие окружающих предметов у человека происходит благодаря совместной работе глаз и мозга. Но не всегда мы воспринимаем объекты реалистично, иногда у нас бывают оптические иллюзии, когда мы видим объекты или движения, которых в реальности нет.
История оптических иллюзий насчитывает не одну тысячу лет, ещё в 350 году до нашей эры Аристотель писал: «Нашим чувствам можно доверять, но их всё же легко обмануть».
Вложение | Размер |
---|---|
semyon_illyuziya.docx | 1.03 МБ |
prezentatsiya.pptx | 2.02 МБ |
zashchitnoe_slovo.docx | 19.25 КБ |
Слайд 1
Волшебство оптических иллюзий Конкурс научно-исследовательских работ Выполнил: Гришин Семён обучающийся 3 В класса МБОУ «Лицея № 17» Руководитель: Заболотнова В.С., учитель начальных классовСлайд 2
Цель исследования: выяснить, что такое иллюзия (обман или реальность?).
Слайд 3
Задачи: 1. Изучить научно-популярную литературу иллюзий. 2. Узнать какие бывают оптические иллюзии. 3. Провести опыты восприятия объектов с одноклассниками.
Слайд 4
Объект исследования : иллюзия. Предмет исследования : воздействие картинок с оптической иллюзией на зрение человека.
Слайд 5
Гипотеза: глаза не могут ошибаться. Все видим так, как оно есть на самом деле.
Слайд 6
Методы исследования: Просмотр рисунков, фотографий. Диагностика учащихся моего класса. Анализ полученной информации.
Слайд 7
Иллю́зия означает от лат. illusio заблуждение , обман . О птическая иллюзия ( зрительная иллюзия ) — ошибка в зрительном восприятии .
Слайд 8
Иллюзия восприятия относительных размеров. Иллюзия Эббингауза
Слайд 9
Иллюзия восприятия глубины. Иллюзия Понцо
Слайд 10
«Волшебные» линии Мюллера-Лайера
Слайд 11
Перевертыши
Слайд 12
Опыт №1. «Иллюзия движения мяча»
Слайд 13
Опыт №2. «Иллюзия Мюллера-Лайера »- иллюзия восприятия размера.
Слайд 14
Опыт №2. «Иллюзия Мюллера-Лайера »- иллюзия восприятия размера.
Слайд 15
Опыт № 3. «Ваза Рубина»- соотношение фигуры и фона
Слайд 16
Диаграмма 2. «Ваза Рубина»-соотношение фигуры и фона.
Слайд 17
ОПЫТ №4. «Иллюзия Эббингауза »
Слайд 18
Диаграмма 3. «Иллюзия Эббингауза »
Слайд 19
ОПЫТ №5. «Оптическая иллюзия со стаканом воды»
Слайд 20
ОПЫТ №6. «Невозможная фигура - треугольник « Пенроуза » рнв
Слайд 21
ОПЫТ №6. «Невозможная фигура - треугольник « Пенроуза »
Слайд 22
Спасибо за внимание!
Здравствуйте, уважаемые члены жюри и участники конференции!
Однажды в детском журнале «Непоседы» мне попались картинки с необычными изображениями, такие как: «Бесконечный треугольник», картинки с эффектом обмана зрения, картинки перевертыши. Они меня так поразили и заинтересовали, что я решил узнать как с помощью обычных картинок можно обмануть наше зрение.
Тема моей исследовательской работы: «Волшебство оптических иллюзий».
Цель моего исследования: выяснить, что такое иллюзия (обман или реальность?).
Задачи:
1. Изучить научно-популярную литературу иллюзий.
2. Узнать какие бывают оптические иллюзии.
3. Провести опыты восприятия объектов с одноклассниками.
4. Создать картинки-загадки.
Объект исследования: иллюзия.
Предмет исследования: воздействие картинок с оптической иллюзией на зрение человека.
Гипотеза: глаза не могут ошибаться. Все видим так, как оно есть на самом деле.
Методы исследования представлены на слайде.
Иллюзия – это искаженное восприятие реального объекта или явления, которое можно интерпретировать неоднозначно. Иллюзия, как правило, создается фокусником или природой, однако иногда иллюзию для себя создает сам человек.
История оптических иллюзий насчитывает не одну тысячу лет, ещё в 350 году до нашей эры Аристотель писал: «Нашим чувствам можно доверять, но их всё же легко обмануть».
В литературе встречается огромное количество иллюзий. Давайте рассмотрим каждую.
Иллюзия восприятия относительных размеров
Иллюзия Эббингауза
В XIX-м веке началось активное изучение свойств восприятия . Именно тогда исследователями были разработаны оптические иллюзии, которые сейчас считаются классическими, в первую очередь — иллюзия Эббингауза.
Мы воспринимаем размеры оранжевых кругов одинаковыми, так как знаем ответ, но глаза по-прежнему вам врут — на доли секунды возникает ощущение, они всё-таки разные. (Приложение 1)
Иллюзия восприятия глубины
Иллюзия Понцо
Итальянский психолог Марио Понцо в начале XX-го века одним из первых среди учёных продемонстрировал миру иллюзию, которая сейчас носит его имя.
Между двумя наклонными линиями расположены две одинаковые горизонтальные, при этом одна из них воспринимается, как более длинная.
Другая оптическая иллюзия, которой более ста лет — иллюзия Мюллера-Лайера. Её суть также достаточно проста — на рисунке изображены линии со стрелками на концах, большей кажется та, что обрамлена «хвостами» стрел.
Перевертыши
Вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Примером такой иллюзии является дом-перевёртыш в Москве на ВДНХ.
Я решил опытно-экспериментальным путём проверить смогут ли мои одноклассники поддаться иллюзии. Мы провели ряд опытов.
Опыт №1. «Иллюзия движения мяча».
Объект исследования: нарисованный предмет.
1.Рисую на первом листе бумаги мяч, который расположен внизу листа. 2.Рисую на втором листе бумаги такой же мяч, но на середине листа.
3. Скрутил второй лист в рулон.
4.Соединил два листа бумаги и прикрепил на опору.
5. При помощи палочки двигал второй лист бумаги вверх и вниз.
Двигая бумагу, мы видим, как при быстром перелистывании мячи сливаются. Это демонстрирует неспособность нашего глаза "ухватить" быструю смену картинки. На этом основан эффект анимации, применяемый для создания кино и мультфильмов.
Вывод: выбирая самые разные фазы движения, при быстром перелистываниилистов, создается иллюзия движения изображенных персонажей
Опыт №2 «Иллюзия Мюллера-Лайера»- иллюзия восприятия размера
Объект исследования: нарисованные отрезки.
На листе бумаги нарисованы отрезки одинакового размера со стрелками на концах А,В,и С. Я предложилодноклассникам посмотреть на отрезки А,В,С и сравнить их .
Ребята восприняли линию В со стрелками на концах самой большей
Вывод: мозг воспринимает расстояние так,что в результате чего линии видятся разными.
ОПЫТ №3 «Ваза Рубина»-соотношение фигуры и фона. (Приложение 8)
Учащиеся моего класса рассмотрели рисунки А и В. Я попросил их рассказать о том, что они видят
При восприятии фигуры и фона большинство ребят увидели темные лица людей на рисунке А, а на рисунке В увидели вазу или перевёрнутую фигуру из шахмат. Результаты представлены в диаграмме 2.
Вывод: чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.
ОПЫТ №4«Иллюзия Эббингауза» - иллюзия восприятия относительных размеров.
На картинке изображены круги красного и белого цвета. Я предложил посмотреть на красные круги.
Ребята восприняли на фоне крупных белых кругов красный меньшим, чем рядом с маленькими кружками.
Вывод: иллюзия с кружками объясняется восприятием относительных размеров, где предмет будет казаться больше своей реальной величины на фоне мелких предметов, и наоборот.
ОПЫТ №5 «Оптическая иллюзия со стаканом воды» (Приложение 11)
Объект исследования: стакан с водой
Я показал учащимся моего класса листок картона, на котором нарисована стрелка, показывающая направо. Затем оставил картонку за стеклянный стакан и предложил ребятам посмотреть на картонку через стакан с водой.
В пустом стакане ребята увидели стрелку, показывающую направо, а налив воду в стакан и держа его на небольшом расстоянииот картонки, ребята увидели, что стрелка в одно мгновение перевернулась и показала налево.
Вывод:оптическая иллюзия заключается в том,что когда в стакан наливается вода, получается линза, которая переворачивает изображение.
ОПЫТ №6 «Невозможная фигура - треугольник «Пенроуза»
Объект исследования: фигура из бумаги.
По схеме я вырезал фигуру из бумаги и по линиям перегиба согнул бумагу. Мы посмотрели на эту фигуру под разными углами.
При взгляде на такой объект из определённой точки отдельные его части не могут образовать треугольник, но когда я рассматривал его целиком, при обзоре с любой другой точки фигура казалась реальной.
Вывод: на самом деле все невозможные фигуры могут существовать в реальном мире, если смотреть на них из определенной точки. Это обман зрения или иллюзия.
Проведя ряд опытов и изучив литературу, я сделал вывод, что иллюзия – это не чудо, а наука. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, не подтвердилась – наши глаза могут нас обманывать.
Пока бьют часы
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Сказка "12 месяцев". История и современность
Муравьиная кухня