В данной исследовательской работе рассказывается об учителях нашей школы - участниках Великой Отечественной войны
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelya_-_uchastniki_voyny.docx | 28.08 КБ |
Оглавление
1. Введение. 2
2. Учителя Степано-Савченской школы - участники Великой Отечественной войны. 3
2.1. Мы в поиске. 3
2.2. Из поколения сильных духом. 4
2.3.Каменев Пётр Владимирович (1914-2010г.) 4
2.4.Каменев Семён Владимирович (1918 – 1980). 5
2.5.Лесняк Алексей Харитонович (1921 – 2003). 6
2.6.Дунайцев Георгий Ефимович (1921 – 2018). 7
Результаты. 8
3.Заключение. 9
Список источников и использованной литературы 10
Приложение 11
Учителя вписали немало героических страниц в историю освобождения нашей Родины от фашистов. Нет школы, где бы её учителя, не были участниками войны, о каждом из них можно написать книги. Но, к сожалению, пока об учителях написано мало и скупо. Мне захотелось больше узнать о жизни и подвигах учителей нашей школы. Эта тема важна мне потому, что я правнучка учителя-участника войны. Название моей работы «Учителя Степано – Савченской школы – участники Великой Отечественной войны».
Цель: собрать и представить материал об учителях – участниках войны. Задачи:
Гипотеза: Так ли важна роль учителей-ветеранов в воспитании молодого поколения.
Объект исследования: учителя нашей школы-участники войны. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы на примере наших учителей, которые были участниками исторических событий, показать вклад каждого человека в Победу.
Методы исследования: изучение архивных материалов, личных записей; работа с интернет-сайтами: «Память народа», «Подвиг народа», «Книгой памяти Ростовской области»; сравнение; анализ, обобщение.
Прошло 75 лет со Дня Победы, всё меньше остаётся участников войны, поэтому так дороги нам воспоминания о наших учителях. Нам, молодому поколению, надо знать, какой ценой досталась нашей стране Победа. Мы не должны забывать историю.
Вряд ли найдётся такой участок фронта, такое сражение, где бы, не воевали учителя. Маршал Советского Союза Александр Михайлович Василевский писал: «Учитель и на фронте, в окопах, оставался верен своей профессии – личным примером учил, как надо воевать». [1]
Мы провели опрос «Знаете ли вы учителей – участников ВОВ нашей школы» среди учащихся 5-9 классов. (Приложение №1). К сожалению, многие учащиеся не назвали ни одного учителя – ветерана школы. На кружке «Поиск» мы решили создать экспозицию «Ради жизни на Земле» и провести экскурсию «И помнит мир спасённый», посвящённую учителям нашей школы – участникам Великой Отечественной войны. (Приложение №2, 3).
Я считаю, что это важно, чтобы не только учащиеся, состоящие в кружке «Поиск» знали о них и их подвигах, но и все учащиеся нашей школы.
Я, провёла исследование по этой теме и написала исследовательскую работу «Учителя Степано –Савченской школы - участники Великой Отечественной войны».
Прежде чем начать свою работу, я прочитала книги по истории Милютинского района, статьи из газеты «Победа» Аксайского района о судьбах учителей – фронтовиков, поработала с материалами школьного музея, архивными документами, а также использовала в своей работе Интернет – ресурсы: сайты «Память народа», «Подвиг народа», встречалась с родственниками, выпускниками нашей школы.
Практическое значение моей работы заключается в том, чтобы познакомить подрастающее поколение со своими исследованиями.
Я думаю, что наш долг сохранять память о подвигах учителей, наших земляков.
Всю жизнь наших учителей можно разделить на 3 части: 1. Довоенный период. 2. Война. 3. Послевоенный период. До Великой Отечественной войны коллектив учителей нашей школы был дружным и сплоченным. Проводили спортивные мероприятия, концерты, праздники, занимались ликвидацией неграмотности. С усложнением международной обстановки осенью 1939 года учителей, имевших отсрочку от военной службы, призвали в ряды Красной армии.
В годы Великой Отечественной войны наши учителя, надев солдатские шинели, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. За нашу Родину воевали: Дунайцев Георгий Ефимович, учитель истории и Конституции, директор школы, Каменев Петр Владимирович, учитель математики, Каменев Семён Владимирович, учитель истории, изо и трудового обучения, Лесняк Алексей Харитонович, учитель немецкого языка и географии. Эти учителя заслужили звания героев, но это были скромные люди, они не любили рассказывать о себе, своих боевых наградах. Мы решили выяснить, что знают наши ребята об учителях – ветеранах войны. Провели опрос в 5-9 классах «Кто из учителей школы был участником Великой Отечественной войны?» Из них было опрошено 32 человека, только 7 человек назвали имена. А ведь, именно, нам надо рассказывать младшим ребятам о наших учителях – участниках войны.
2.3.Каменев Пётр Владимирович (1914-2010г.) (Приложение №4.)
Жизнь Петра Владимировича началась осенью 1914 года в хуторе Семёновка Милютинского района Ростовской области. Отца его забрали на германскую войну, где он был ранен и отправлен лечиться, а потом был списан и отправлен домой. Вскоре началась Гражданская война. Коллективизация. Жизнь начала налаживаться с созданием колхозов. Дети учились в школах. Выпускник Степано – Савченской школы. В1933-1937годах учился в Шахтах на учителя математики и физики. Работал учителем в Степано – Савченской школе по 1939 год. С 1939года был призван в Красную армию, зачислен в 43 автобригаду шофёром с декабря 1939 по июль 1940 года. С июля 1940 по июль1941 года был механиком-водителем танка Т - 34 в 10-м танковом полку. С первых дней Великой Отечественной войны был отправлен на передовую. 26 июля 1941 года попал в плен в результате окружения, где пробыл до 8 марта 1945 года. Перенёс весь ужас фашистских лагерей. 8 марта 1945 года освобождён советскими войсками.7 октября 1945 года был демобилизован на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23.06.1945года. После демобилизации в 1946году, работал учителем физики и математики до 1976 год. За многолетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР решением исполкома Ростовского областного Совета депутатов трудящихся 13 августа 1975 года награждён медалью «Ветеран труда». По воспоминаниям бывших учеников был строг, требователен, хотя никто ни помнит, чтобы Пётр Владимирович повышал голос. На его уроках было интересно. Про войну ничего не рассказывал.
2.4.Каменев Семён Владимирович (1918 – 1980). (Приложение №5).
Каменев Семён Владимирович, родной брат Петра Владимировича, родился в хуторе Семёновка Милютинского района. Учился в Степано – Савченской школе. Работал учителем истории в этой школе. В сентябре 1939 года был призван в ряды Красной армии на действительную службу, в 17 мотострелковой дивизии 1-й пулемётной роты 35 мотострелкового полка, где проходил первоначальное обучение. В составе этого соединения с 31 декабря 1939 года по 11февраля 1940 года участвовал в боях с белофинами.11 февраля 1941года при штурме линии Маннергейма был тяжело ранен в грудь. Пуля вместе с пуговицей проникла в грудь и остановилась в верхушке сердца. С 11февраля по август 1940 года находился на излечении в военных госпиталях городов Ленинграда, Полтавы, Москвы, Горького. В августе 1941 года при госпитале в городе Горьком прошёл комиссию и был признан «Годен к нестроевой службе в военное время». С этого периода началось участие на фронтах Великой Отечественной войны. Поступил на службу в в/ч 201сп 84 сд. 27.11.1942 года, где совершил подвиг. (Приложение №6). О боевом пути ярко показано в документе, выданном в воинском соединении. Этот материал хранится в школьном музее, запись его воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны, о боях в которых ему пришлось принимать участие. День Победы встретил в городе Гриц (Австрия) при встрече с союзными (американскими) войсками. С мая 1945 года по июль 1945 года служил в Южной группе войск. В июле был демобилизован, а с сентября 1946 года работал учителем в Степано – Савченской школе Милютинского района. Семён Владимирович работал учителем истории с пулей в области сердца. Он каждый день сражался за жизнь, был образцом для подражания своим ученикам. Но пуля остановила его сердце, он умер, но память о нём осталась в сердцах его воспитанников, коллег. Вчитываясь в строки этих записей, чувствуешь, как это все происходило. Какой замечательный учитель ушёл из жизни!
2.5.Лесняк Алексей Харитонович (1921 – 2003). (Приложение №7).
Я встретилась с сыном Лесняк А.Х., Николаем и узнал следующую историю: «Семья Алексея Харитоновича переселилась в хутор Ново – Поляков с Днепропетровщины. Учился в Богачевской начальной школе, затем в Степано – Савченской средней школе. В 1940 году закончил Каменское педучилище. Был преподавателем истории, географии и немецкого языка в Ново – Дмитриевской школе. За полтора месяца до начала войны Алексея Харитоновича призвали в Красную Армию. Военная служба проходила в Белоруссии, в городе Осиповичи. Во время тяжёлых боёв под Могилёвым, в деревне Грабовичи,26 августа во время боя был тяжело ранен. Пуля ударила его под лопатку, прошла через лёгкое, недалеко от сердца, выбила зуб и застряла в челюсти. Бойцы вынесли его, полуживого, с поля боя. Он был политруком. Чтобы фашисты не расстреляли командира, солдаты сняли с него гимнастёрку, документы зарыли под дубом, а форму уничтожили. Дождались ночи, постучались в один из домов на окраине хутора. Две недели был между жизнью и смертью, а когда пришёл в себя советские войска были уже далеко. В хуторе были фашисты. Кто – то из хуторян выдал политрука. Его схватили и погнали вместе с другими солдатами в концлагерь. Освободили американцы в апреле 1945 года. Снова воевал против фашистов, был ранен, встретил долгожданную Победу в Германии. Демобилизовался в 1946 году. Женился. Проработал учителем географии и немецкого языка в Ново – Дмитриевской, Степано – Савченской школах, учителем Таловской начальной школы, а затем кладовщиком в колхозе «Мир» Милютинского района Ростовской области».[2]
Алексей Харитонович, ветеран Великой Отечественной войны, был награждён медалью «За победу над Германией», ветеран труда, награждён медалью «За долголетний доблестный труд».
Я думаю, где бы ни трудился Лесняк Алексей Харитонович, он пользовался любовью и уважением жителей хутора, его учеников. По сегодняшний день учителя помнят его выпускники. Многие из них стали учителями, военными.
2.6.Дунайцев Георгий Ефимович (1921 – 2018). (Приложение №8).
Георгий Ефимович родился в грозное революционное время 4 апреля 1921 года. Семья была крестьянская. Учился в Степано – Савченской средней школе. В 1936 году Георгий Ефимович окончил Степано-Савченскую школу.Вы учился на учителя в Новочеркасске. Работал в Лукичёвской неполной средней школе учителем истории и конституции. Началась война. На фронт попал не сразу, как учитель имел бронь. В октябре 1942 года призвали на фронт: 49-я танковая бригада, рота управления, первый танковый корпус, Калининский фронт. Был под Ржевом, Руссой, Белгородом, Харьковом, Винницей, Житомиром. Весной 1944 года принимал участие в Черниговской операции, переправе через Днестр. Бои в Польше и битва за Берлин. Война для Георгия Ефимовича закончилась 2 мая 1945 года.
Домой Г.Е. Дунайцев вернулся в 1946 году.
В послевоенное время был директором Милютинской, Степано-Савченской, Ольгинской школ, назначен заврайоно в Аксае. (Приложение №9). Окончил Ростовский педагогический институт. После выхода на пенсию участвовал в общественных ветеранских организациях. В 2012 году Георгий Ефимович награждён знаком Губернатора Ростовской области «За ратную службу». (Приложение №10). До конца своих дней Г.Е. Дунайцев проводил большую работу по патриотическому воспитанию с молодёжью.
Результаты. В музее Степано-Савченской школы сохранились фотографии, документы, анкеты ветеранов – учителей. Из этих материалов я узнала, что учителя боролись с врагом на фронтах и в концлагерях, совершали побеги из них, над ними жестоко издевались, мучили, это Каменев П. В., Лесняк А. Х..
С. В. Каменев прожил с пулей в сердце 35 лет, проводил поисковую работу, из ребят воспитывал настоящих людей. Г. Е. Дунайцев был учителем и директором, где бы он ни работал, он всюду честно выполнял свой гражданский долг. Исследуя и сопоставляя полученный материал о наших учителях - участниках ВОВ, видно, как трудно им пришлось, сколько они вынесли испытаний, но всегда оставались настоящими людьми. Их устные и письменные воспоминания яркий пример подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Каждый из них внес свой вклад в Великую Победу. История не только учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков. Велика роль учителей - ветеранов нашей школы в воспитании подрастающего поколения. В исследовательской работе были отмечены биографические данные ветеранов школы: в военное и мирное время. У каждого учителя своя биография, есть награды за военные подвиги. Многие из них были ранены, каждый из них смотрел смерти в глаза не один раз. Такие мужественные люди работали в нашей школе. Они работали, как воевали. Много мероприятий прошло в школе под руководством ветеранов, и их непосредственном участии. Проводились военно-спортивные игры, ходили в походы.
Я думаю, что все наши ветераны уважаемые и замечательные люди. Их жизнь достойна стать примером для современной молодёжи.
3.Заключение.
Возвращаясь к выдвинутой цели проекта и поставленным задачам, на основе проведенного исследования можно сделать заключение:
Я и ребята, участвовавшие в этой работе, узнали много нового и интересного об учителях – участниках войны нашей школы. Я сожалею, что мне не удалось лично познакомиться с этими достойнейшими людьми.
Исследуя и сопоставляя полученный материал о наших учителях-участниках ВОВ, видно, как трудно им пришлось, сколько они вынесли испытаний. Их устные и письменные воспоминания яркий пример подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Каждый из них внес свой вклад в Великую Победу.
Мы собрали письменные воспоминания. Подготовили презентацию. Теперь, проводя экскурсии в нашем музее, мы сможем сами рассказывать то, что узнали об учителях – участниках войны, оформили книгу Памяти об учителях-ветеранах Степано – Савченской школы.
[1] - Василевский А. М. О дисциплине и воинском воспитании. — М.: Воениздат. 1987.
[2] - встреча с Лесняк Николаем Алексеевичем, 15.04.2020г.
Почта
Денис-изобретатель (отрывок)
Сказка "Морозко"
Самодельный телефон
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари