Один из важнейших итогов психического развития ребенка в период дошкольного детства – его психологическая готовность к школьному обучению.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.docx | 122.54 КБ |
rayonnyy_konkurs_tvorcheskih_issledovatelskih_rabot_shkolnikov.docx | 98.47 КБ |
issledovatelkaya.docx | 17.25 КБ |
prilozhenie_a.docx | 61.68 КБ |
Один из важнейших итогов психического развития ребенка в период дошкольного детства – его психологическая готовность к школьному обучению.
Моя сестра должна 1 сентября 2017 года стать первоклассницей. Новая социальная ситуация, в которую попадает ребенок с приходом в школу, вводит его в строго нормированный мир отношений и требует организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности.
Поэтому наша семья переживала, а сможет ли она быстро адаптироваться в школе. Свобода дошкольного детства сменится отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Мы обратились к школьному психологу с вопросом: «Как помочь моей сестре?» Тамара Викторовна предложила мне принять участие в исследовании эмоционально-волевой готовности старшей группы детского сада, воспитанницей которой являлась моя сестра.
Так как, ведущей деятельностью в этом возрасте является игра, то исследование мы проводили через применение различной игровой деятельности. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно–потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм.
Гипотеза исследования – процесс развития эмоционально–волевой готовности дошкольников к обучению в школе будет эффективным, если на занятиях будет организована различная игровая деятельность.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игровой деятельности в развитии эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования: (представлены на слайде)
1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
2. Рассмотреть сущность и значение игровой деятельности как средства развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Выявить уровень развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в МКДОУ «Устьянцевский детский сад».
II. Описание методики исследования
Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально–волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т. д.).
Волевая готовность – это достаточно высокий уровень произвольно управляемого поведения.
Эмоциональная готовность – это способность ребенка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создает благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.
Среди различных способов развития эмоционально–волевой готовности игровая деятельность занимают существенное место. Игра эмоционально ярко насыщена, привлекательна и интересна детям. В игре ребенок пополняет свой арсенал эмоциональных проявлений.
Игровая деятельность создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских отношений.
Она удовлетворяет основные потребности ребенка:
В играх зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности:
Игра способствует:
Развивать эмоциональную сферу детей, научить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их можно через использование следующих игр:
1. Ролевые игры, которые основываются на понимании социальной роли человека в обществе.
2. Коммуникативные игры, способствующие углублению осознания сферы общения.
3. Игры и задания, направленные на развитие произвольности, осознание таких понятий, как «хозяин своих чувств» и «сила воли».
4. Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры и «мысленные картинки».
5. Использование эмоционально-символических методов: радости, обиды, гнева, страха, печали, интереса, как необходимый этап для обсуждения используются детские рисунки, выполненные на темы чувств.
Таким образом, игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений.
2 Организация эксперимента и анализ уровня развития эмоционально-волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Экспериментальное исследование проводилось на базе МКДОУ «Устьянцевский детский сад» с.Устьянцево Барабинского района Новосибирской области.
В исследовании участвовало 20 детей 6 –7 лет. Список диагностируемых детей и их возраст на момент проведения экспериментального исследования представлен в Таблице В.3 (Приложении В).
Цель: экспериментально подтвердить или опровергнуть гипотезу о том, что процесс развития эмоционально–волевой готовности дошкольников к обучению в школе будет эффективным, если на занятиях будет организована различная игровая деятельность.
Задачи: (так же представлены на слайде)
Для выявления первоначального уровня эмоционально–волевой готовности детей подготовительной группы, мы подобрали следующие методики обследования: «Домик» Н.И. Гуткиной, «Рисование бус» И.И. Аргинской, «Рисунок школы» А.И. Баркан.
Методика № 1 «Домик» Н.И. Гуткиной.
Цель: выявить умение ребенка следовать правилам, ориентироваться на образец, точно его копировать, определить уровень сформированности произвольности (волевая готовность).
Материалы: лист А4 и карандаш
Инструкция: Каждому ребенку предлагается нарисовать точно такую картинку, как на этом рисунке. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай, а нарисуй поверх или рядом правильный вариант.
В протоколах отмечается и поведение детей: как принял задание, как приступил к его реализации, обращался ли за помощью к воспитателю, характер обращений.
Анализ результатов.
Работа ребенка, выполненный им рисунок оцениваются следующим образом:
4 балла – точное воспроизведение рисунка (высокий уровень).
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии (средний уровень).
2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок (ниже среднего уровня).
1 балл – воспроизведение, содержащее сходство отдельных элементов с узором (низкий)
0 баллов – отсутствие сходства (очень низкий уровень).
Слайд 11
В таблице 1 представлены результаты исследования по методике №1 «Домик» Н.И. Гуткиной.
Таблица 4– Результаты исследования волевой готовности детей подготовительной группы по методике №1 «Домик» Н.И. Гуткиной
№ | Имя | «Домик» | |
баллы | уровень | ||
1 | Ира | 4 | высокий |
2 | Игорь | 4 | высокий |
3 | Аслан | 3 | средний |
4 | Аня | 1 | низкий |
5 | Надя | 3 | средний |
6 | Никита | 1 | низкий |
7 | Настя | 1 | низкий |
8 | Полина | 3 | средний |
9 | Семен | 1 | низкий |
10 | Артем | 1 | низкий |
11 | Данил | 4 | высокий |
12 | Вика | 4 | высокий |
13 | Таня | 3 | средний |
14 | Маша | 1 | низкий |
15 | Лиза | 3 | средний |
16 | Дима | 1 | низкий |
17 | Ксюша | 4 | высокий |
18 | Саша | 3 | средний |
19 | Кирилл | 3 | средний |
20 | Рома | 3 | средний |
Результаты исследования детей подготовительной группы по методике №1 «Домик» показали, что у 8 детей (40%) средний уровень сформированности волевой готовности, у 7 детей (35%) – низкий, у 5 детей (25%) – высокий уровень. Данные результаты так же представлены на слайде 11
Рисунок 1– Уровень волевой готовности детей подготовительной группы
Слайд 12
Методика № 2 «Рисование бус» И.И. Аргинской.
Цель: выявить уровень умения слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию и строить свои действия согласно этой инструкции; способность к самоконтролю.
Материал: отдельный лист с рисунком кривой, изображающей нитку, шесть разноцветных карандашей (для каждого ребёнка).
Инструкция (повторяется два раза):
«У каждого из вас на листочке нарисована нитка. На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусин. Все бусины должны быть разного цвета. Средняя бусина должна быть синей. Начинайте рисовать».
Анализ результатов:
4 балла – задание выполнено правильно, учтены все четыре условия: количество бусин (пять), их форма (круглая или близкая к круглой), использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины (высокий уровень).
3 балла– учтены три условия (средний уровень).
2 балла– учтены два условия (ниже среднего уровня).
1 балла– учтено одно условие (низкий уровень).
В таблице 2 представлены результаты исследования по методике №2 «Рисование бус» И.И. Аргинской.
Таблица 5 – Результаты исследования способности самоконтроля детей подготовительной группы по методике №2 «Рисование бус» И.И. Аргинской
№ п./п. | Имя ребенка | «Рисование бус» | |
баллы | уровень | ||
1 | Ира | 3 | средний |
2 | Игорь | 4 | высокий |
3 | Аслан | 3 | средний |
4 | Аня | 1 | низкий |
5 | Надя | 3 | средний |
6 | Никита | 1 | низкий |
7 | Настя | 1 | низкий |
8 | Полина | 3 | средний |
9 | Семен | 1 | низкий |
10 | Артем | 1 | низкий |
11 | Данил | 4 | высокий |
12 | Вика | 4 | высокий |
13 | Таня | 3 | средний |
14 | Маша | 1 | низкий |
15 | Лиза | 3 | средний |
16 | Дима | 1 | низкий |
17 | Ксюша | 4 | высокий |
18 | Саша | 3 | средний |
19 | Кирилл | 3 | средний |
20 | Рома | 3 | средний |
Слайд 13
Результаты исследования детей подготовительной группы по методике №2 «Рисование бус» И.И. Аргинской показали, что у 9 детей (45%) средний уровень умения слушать, удерживать в памяти словесную инструкцию и строить свои действия согласно этой инструкции, у 7 детей (35%) – низкий, у 4 ребенка (20%) – высокий уровень. Данные результаты представлены на рис.2:
Рисунок 2 – Уровень способности к самоконтролю детей подготовительной группы
Слайд 14
Методика № 3 «Рисунок школы» А.И. Баркан.
Цель: определение эмоционального отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности.
Материал: лист А4, цветные карандаши.
Инструкция: детям предлагается самостоятельно нарисовать школу.
Беседа, уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка. Никаких указаний по выполнению задания не дается.
Анализ результатов:
Отношение к школе и учению оценивается по 3 показателям:
При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы складываются.
1. Цветовая гамма:
2. Линия и характер рисунка:
3. Сюжет рисунка:
Анализ результатов:
Слайд 15
В таблице 3 представлены результаты исследования по методике №3 «Рисунок школы» А.И. Баркан.
Таблица 6 – Результаты исследования детей подготовительной группы по методике №3 «Рисунок школы» А.И. Баркан
№ п/п | Имя ребенка | «Рисунок школы» | ||||
Цветовая гамма | Линия и характер рисунка | Сюжет рисунка: | балл | уровень | ||
1 | Ира | 2 | 1 | 2 | 5 | высокий |
2 | Игорь | 2 | 2 | 2 | 6 | высокий |
3 | Аслан | 1 | 1 | 2 | 4 | средний |
4 | Аня | 1 | 1 | 1 | 3 | средний |
5 | Надя | 2 | 2 | 1 | 5 | высокий |
6 | Никита | 1 | 0 | 0 | 1 | низкий |
7 | Настя | 2 | 1 | 1 | 4 | средний |
8 | Полина | 2 | 0 | 1 | 3 | средний |
9 | Семен | 1 | 0 | 0 | 1 | низкий |
10 | Артем | 0 | 1 | 0 | 1 | низкий |
11 | Данил | 2 | 1 | 1 | 4 | средний |
12 | Вика | 2 | 1 | 2 | 5 | высокий |
13 | Таня | 1 | 2 | 1 | 4 | средний |
14 | Маша | 1 | 0 | 9 | 1 | низкий |
15 | Лиза | 2 | 1 | 2 | 5 | средний |
16 | Дима | 0 | 1 | 0 | 1 | низкий |
17 | Ксюша | 2 | 2 | 2 | 6 | высокий |
18 | Саша | 2 | 1 | 1 | 4 | средний |
19 | Кирилл | 1 | 2 | 1 | 4 | средний |
20 | Рома | 0 | 0 | 1 | 1 | низкий |
Результаты исследования детей подготовительной группы по методике №3 «Рисунок школы» А.И. Баркан показали, что у 5 детей (25%) сформировано положительное эмоционального отношения к школе, ожидание от пребывания в школе у этих детей позитивные, уровень тревожности низкий, у 9 детей (45%) – положительное эмоционального отношения к школе, средний уровень тревожности, у 6 детей (30%) – негативное эмоционального отношения, высокий уровень тревожности. Данные представлены на рис.3:
Рисунок 3 - Уровень школьной тревожности детей подготовительной группы
У большинства детей образ школы безусловно, положительный и даже в какой-то степени идеализированный, ожидания от нее радужные.
В каждой из трёх методик суммировались баллы по всем критериям. Для получения общей оценки за всю серию заданий складывались и представлялись в процентном выражении.
Анализ полученных результатов исследования:
12-14 (баллов) – высокий уровень;
7-11 (баллов) – средний уровень;
до 6 (баллов) – низкий уровень.
В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило первоначальный уровень эмоционально-волевой готовности детей подготовительной группы. Данные результаты представлены в таблице 4.
Слайд 16
Таблица 7 – Результаты исследования первоначального уровня эмоционально-волевой готовности детей подготовительной группы по трем методикам «Домик» Н.И. Гуткиной, «Рисование бус» И.И. Аргинской, «Рисунок школы» А.И. Баркан на констатирующем этапе эксперимента
п/п№ | Имя ребенка | Методика № 1 | Методика №2 | Методика № 3 | Общий балл и уровень | |
«Домик» | «Рисование бус» | «Рисунок школы» | Общий балл | Уровень | ||
1 | Ира | 4 | 3 | 5 | 12 | В |
2 | Игорь | 4 | 4 | 6 | 16 | В |
3 | Аслан | 3 | 3 | 4 | 10 | С |
4 | Аня | 1 | 1 | 3 | 5 | Н |
5 | Надя | 3 | 3 | 5 | 11 | С |
6 | Никита | 1 | 1 | 1 | 3 | Н |
7 | Настя | 1 | 1 | 4 | 6 | Н |
8 | Полина | 3 | 3 | 3 | 9 | С |
9 | Семен | 1 | 1 | 1 | 3 | Н |
10 | Артем | 1 | 1 | 1 | 3 | Н |
11 | Данил | 4 | 4 | 4 | 12 | В |
12 | Вика | 4 | 4 | 5 | 13 | В |
13 | Таня | 3 | 3 | 4 | 10 | С |
14 | Маша | 1 | 1 | 1 | 3 | Н |
15 | Лиза | 3 | 3 | 5 | 11 | С |
16 | Дима | 1 | 1 | 1 | 3 | Н |
17 | Ксюша | 4 | 4 | 6 | 14 | В |
18 | Саша | 3 | 3 | 4 | 10 | С |
19 | Кирилл | 3 | 3 | 4 | 10 | С |
20 | Рома | 3 | 3 | 1 | 7 | С |
Результаты исследования уровня развития эмоционально–волевой готовности детей подготовительной группы показали, что развитие у детей эмоционально-волевой готовности находится на среднем и низком уровнях, отдельные проявления произвольности, воли и проявления эмоций не могут, по нашему мнению, обеспечить успешность учебной деятельности будущего школьника.
В ходе исследования были изучены уровень произвольного внимания: у 75% не сформированы навыки произвольного внимания и слабо пространственная ориентировка, имеют низкий показатель при выполнении задания, наблюдается частая отвлекаемость от задания, присутствуют замены одних элементов на другие, и т. д. пропорции в рисунке нарушены, при указании на допущенные ошибки некоторые были исправлены, несмотря на неточности выполнении задания, были удовлетворены своей работой, что указывает на пониженную работоспособность и неадекватную самооценку.
Изучение уровня произвольного действия свидетельствует о том, что 35% дошкольников имеют низкий уровень развития произвольности. Чаще всего такой результат показывают дети, не имевшие опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеющие навыка работы пошаговой инструкции взрослого. 45% детей имеют средний уровень развития произвольности, что говорит о том, что произвольность сформирована недостаточно хорошо. У 20% детей высокий уровень произвольности, что свидетельствуют о достаточно сформированном навыке работы по инструкции взрослого, развитой способности внимательно слушать взрослого и точно выполнять его задания.
На основании результатов эксперимента можно сделать вывод, что дети нуждаются в формировании воли и развитии умений распознавать эмоции.
Таким образом, исходя из результатов констатирующего этапа исследования, были сформированы две подгруппы: экспериментальная группа (№ 2) и контрольная группа (№ 1).
Слайд 17
Данные представлены в таблице
Контрольная группа (№1)
Высокий уровень – 40%
Средний уровень – 40%
Низкий уровень – 20%.
Экспериментальная группа (№2)
Высокий уровень – 0%
Средний уровень – 40%
Низкий уровень – 60%.
Данные результаты представлены на рис:
Рисунок 4 – Уровень развития эмоционально–волевой готовности детей контрольной группы (№1) и экспериментальной группы (№2) на констатирующем этапе.
Таким образом, нами с помощью методик, разработанных Н.И. Гуткиной, И.И. Аргинской, А.И. Баркан проведено исследование уровня развития эмоционально-волевой готовности детей подготовительной группы. У детей 6–7 лет в основном преобладает низкий и средний уровень эмоционально–волевой готовности к школе.
Показатель уровня развития эмоционально–волевой готовности детей подготовительной группы у экспериментальной группы (№ 2) ниже, чем у контрольной группы (№ 1).
На основании полученных результатов мы с Тамарой Викторовной разработали план целенаправленной работы по развитию эмоционально–волевой готовности к школьному обучению детей 6–7 лет. Нами была предложена система работы по организации игровой деятельности для развития эмоционально–волевой готовности детей подготовительной группы.
Слайд 18
В дальнейшую работу были включены дети только экспериментальной группы (№ 2).
С целью развития эмоционально–волевой готовности дошкольников к школе нами был подобран и систематизирован курс специальных занятий, этюдов, игр и упражнений, а также ряд конкретных методических приёмов. Перспективное планирование по развитию эмоционально–волевой готовности старших дошкольников в игровой деятельности представлено в Приложение Д.
Конспекты нескольких занятий на формирование эмоционально–волевой готовности дошкольников к школе представлены в Приложении Г. .
Росту положительной динамики в формировании эмоционально–волевой готовности дошкольников помогло использование на занятиях разнообразных форм работы: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры–драматизации; упражнения для социально–эмоционального развития детей; коррекционно–развивающие игры; игры–превращения, образные упражнения; упражнения на развитие детской пластики; пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения; упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; театральные этюды; отдельные упражнения по этике во время драматизаций; подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.
Слайд 19
Таким образом, в течение всего периода работы с дошкольниками было организовано взаимодействие воспитателей группы, педагога–психолога и музыкального руководителя, а также к работе привлекались родители воспитанников. В конце эксперимента была отмечена положительная динамика во взаимоотношениях детей. Дошкольники научились уважительно относиться ко сверстникам и взрослым, стали более раскрепощены и самостоятельны, в свободной игровой деятельности научились разрешать конфликтные ситуации конструктивным способом, научились определять настроение друг друга и оказывать эмоциональную поддержку.
3 Анализ уровня сформированности эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на контрольном этапе эксперимента
Слайд 20
Контрольное исследование определения состояния уровня развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе было проведено по тем же трем методикам «Домик»
Н.И. Гуткиной, «Рисование бус» И.И. Аргинской, «Рисунок школы» А.И. Баркан, что и на первом этапе эксперимента. Данные результаты представлены в таблице 10.
Таблица 10 - Результаты исследования уровня развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе по трем методикам «Домик» Н.И. Гуткиной, «Рисование бус» И.И. Аргинской, «Рисунок школы» А.И. Баркан на контрольном этапе эксперимента
п/п№ | Имя ребенка | Методика № 1 | Методика №2 | Методика № 3 | Общий балл и уровень | |
«Домик» | «Рисование бус» | «Рисунок школы» | Общий балл | Уровень | ||
Контрольная группа (№1) | ||||||
1 | Ира | 4 | 3 | 5 | 12 | В |
2 | Игорь | 4 | 4 | 6 | 16 | В |
3 | Аслан | 3 | 3 | 4 | 10 | С |
4 | Надя | 3 | 3 | 5 | 11 | С |
5 | Данил | 4 | 4 | 4 | 12 | В |
6 | Вика | 4 | 4 | 5 | 13 | В |
7 | Лиза | 3 | 3 | 5 | 11 | С |
8 | Ксюша | 4 | 4 | 6 | 14 | С |
9 | Саша | 3 | 3 | 4 | 10 | С |
10 | Маша | 3 | 3 | 5 | 11 | С |
Экспериментальная группа (№2) | ||||||
1 | Аня | 3 | 3 | 5 | 11 | С |
2 | Никита | 3 | 3 | 4 | 10 | С |
3 | Настя | 3 | 3 | 4 | 10 | С |
4 | Семен | 3 | 3 | 5 | 11 | С |
5 | Полина | 4 | 3 | 5 | 12 | В |
6 | Артем | 1 | 1 | 3 | 5 | Н |
7 | Кирилл | 4 | 4 | 5 | 13 | В |
8 | Дима | 4 | 4 | 6 | 16 | В |
9 | Рома | 3 | 3 | 5 | 11 | С |
10 | Таня | 4 | 3 | 5 | 12 | В |
Итоговые диагностические данные позволили оценить положительную динамику в развитии эмоционально-волевой готовности детей. Полученные результаты отражены в сводной таблице
Слайд 21
Таблица 11 – Сводная таблица динамики уровня развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе контрольной группы (№1) и экспериментальной группы (№2).
№ п./п. | Имя ребенка | Экспертная оценка развития эмоционально–волевой готовности | Динамика (балл) | |
Констатирующий этап | Контрольный этап | |||
Контрольная группа (№1) | ||||
1 | Ира | 12 | 12 | +0 |
2 | Игорь | 16 | 16 | +0 |
3 | Аслан | 10 | 10 | +0 |
4 | Надя | 11 | 11 | +0 |
5 | Данил | 12 | 12 | +0 |
6 | Вика | 13 | 13 | +0 |
7 | Лиза | 11 | 11 | +0 |
8 | Ксюша | 14 | 14 | +0 |
9 | Саша | 10 | 10 | +0 |
10 | Маша | 3 | 11 | +8 |
Экспериментальная группа (№2) | ||||
1 | Аня | 5 | 11 | +6 |
2 | Никита | 3 | 10 | +7 |
3 | Настя | 6 | 10 | +4 |
4 | Семен | 3 | 11 | +8 |
5 | Полина | 9 | 12 | +3 |
6 | Артем | 3 | 5 | +2 |
7 | Кирилл | 10 | 13 | +3 |
8 | Дима | 3 | 16 | +13 |
9 | Рома | 7 | 11 | +4 |
10 | Таня | 10 | 12 | +2 |
Результаты исследования уровня развития эмоционально–волевой готовности старшего дошкольного возраста к обучению в школе по трем методикам «Домик» Н.И. Гуткиной, «Рисование бус» И.И. Аргинской, «Рисунок школы» А.И. Баркан показали, что в контрольной группе (№1) у 4 детей (40%) высокий уровень эмоционально–волевой готовности, у 6 детей (60%) – средний уровень. В экспериментальной группе (№2) после формирующего этапа у 4 детей (40%) высокий уровень, у 5 детей (50%) средний уровень и 1 ребенок имеет низкий уровень развития (10%). В экспериментальной группе (№2) прослеживается положительная динамика уровня развития эмоционально эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Таким образом, мы определили уровни развития эмоционально–волевой готовности у детей старшего дошкольного возраста:
Контрольная группа (№1):
Высокий уровень – 40%
Средний уровень – 60%
Низкий уровень – 0%.
Экспериментальная группа (№2):
Высокий уровень – 40%
Средний уровень – 50%
Низкий уровень – 10%.
Динамика изменения развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе контрольной группы (№ 1) после формирующего этапа эксперимента представлена на рисунке: Слайд 22
Рисунок 6 - Сравнительный результат обследования детей контрольной группы (№1) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в (%)
Динамика изменения развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе экспериментальной группы (№ 2) после формирующего этапа эксперимента представлена на рис:
Рисунок 7 – Сравнительный результат обследования детей экспериментальной группы (№2) на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в (%)
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о положительной динамике уровня развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в экспериментальной группе. По результатам методики обследования высокий уровень развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в экспериментальной группе повысился на 40%, средний уровень составил 50%, низкий уровень сократился на 50%. В контрольной группе изменения произошли незначительные.
Дети экспериментальной группы после проведения занятий с использованием разнообразной игровой деятельности по развитию эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе стали более активны в выражении своих чувств, отношения детей стали более дружелюбными, справедливыми, милосердными, дети самостоятельно решали многие конфликтные ситуации. Заметно снизилась агрессивность проблемных детей, уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, ранее игравшие в одиночестве, стали чаще участвовать в совместных играх.
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.
Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования мотивов волевого поведения и формирования черт личности ребёнка. Как показали исследования, ребёнок в игре значительно легче проявляет волевые черты: он может более длительное время управлять своим поведением, доводить начатое дело до конца, подчинять свои чувства правилам поведения.
На основании проведенного исследования было выделено две группы: контрольная и экспериментальная. На констатирующем этапе исследования показатель уровня развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста у экспериментальной группы (№ 2) ниже, чем у контрольной группы (№ 1).
Контрольный этап исследования позволил выявить эффективность использования в эксперименте игровой деятельности. Так, в экспериментальной группе (которая была охвачена формирующим экспериментом) надо отметить положительную динамику развития эмоционально–волевой готовности: высокий уровень развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе повысился на 40%, средний уровень составил 50%, низкий уровень сократился на 40%. В контрольной группе изменения произошли незначительные.
Дети экспериментальной группы после проведения занятий по развитию эмоционально–волевой готовности стали более активны в выражении своих чувств и эмоций, существенно развились способности к волевой регуляции поведения дошкольников, нормализации эмоционального состояния дошкольников.
Таким образом, цель, поставленная в работе достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. И самое главное, результаты контрольного этапа исследования показали, что моя сестра к обучению в школе эмоционально готова.
IV Литература
Районный конкурс творческих исследовательских работ школьников
Исследовательская работа
на тему:
«Развитие эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе в игровой деятельности»
Работу выполнила:
Копалова Анастасия Андреевна
ученица 11 класс
МКОУ Устьянцевская СОШ
Руководитель:
Крылова Тамара Викторовна
педагог-психолог
МКОУ Устьянцевская СОШ.
г. Барабинск
2018г
Содержание:
I.Введение-----------------------------------------------------------------------------------------1
II. Описание методики исследования
1.Развитие эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе в игровой деятельности----------------------------------------------2-3
2. Организация эксперимента и анализ уровня развития эмоционально-волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе------3-12
3.Анализ уровня сформированности эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на контрольном этапе эксперимента----------------------------------------------------------------------------12-15
III.Заключение -------------------------------------------------------------------------------16
IV. Литература-------------------------------------------------------------------------------17
V. Приложение
XXI Районный конкурс творческих
исследовательских работ
Развитие эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе в игровой деятельности
Выполнила:
обучающаяся 11 класса МКОУ Устьянцевской СОШ
Копалова Анастасия
Руководитель:
педагог- психолог МКОУ Устьянцевской СОШ
Крылова Тамара Викторовна
Моя сестра должна 1 сентября 2017 года стать первоклассницей. Поэтому наша семья переживала, а сможет ли она быстро адаптироваться в школе. Свобода дошкольного детства сменится отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Мы обратились к школьному психологу с вопросом: «Как помочь моей сестре?» Тамара Викторовна предложила мне принять участие в исследовании эмоционально-волевой готовности старшей группы детского сада, воспитанницей которой являлась моя сестра. Игровая деятельность имеет огромное значение для формирования мотивов волевого поведения и формирования черт личности ребёнка.
Гипотеза исследования – процесс развития эмоционально–волевой готовности дошкольников к обучению в школе будет эффективным, если на занятиях будет организована различная игровая деятельность.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность игровой деятельности в развитии эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
2. Рассмотреть сущность и значение игровой деятельности как средства развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
3. Выявить уровень развития эмоционально–волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в МКДОУ «Устьянцевский детский сад».
Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально–волевая готовность. Экспериментальное исследование проводилось на базе «Устьянцевский детский сад»
Для выявления уровня эмоционально–волевой готовности детей подготовительной группы, мы подобрали следующие методики обследования: «Домик» Н.И. Гуткиной, «Рисование бус» И.И. Аргинской, «Рисунок школы» А.И. Баркан. На основании полученных результатов мы с Тамарой Викторовной разработали план целенаправленной работы по развитию эмоционально–волевой готовности к школьному обучению детей 6–7 лет. Нами была предложена система работы по организации игровой деятельности.
На основании проведенного исследования было выделено две группы: контрольная и экспериментальная. На констатирующем этапе исследования показатель уровня развития эмоционально–волевой готовности детей у экспериментальной группы (№ 2) ниже, чем у контрольной группы (№ 1). В экспериментальной группе надо отметить положительную динамику развития эмоционально–волевой готовности: высокий уровень развития эмоционально–волевой готовности детей в экспериментальной группе повысился на 40%, средний уровень составил 50%, низкий уровень сократился на 40%. В контрольной группе изменения произошли незначительные.
Дети экспериментальной группы после проведения занятий по развитию эмоционально–волевой готовности стали более активны в выражении своих чувств и эмоций, существенно развились способности к волевой регуляции поведения дошкольников, нормализации эмоционального состояния дошкольников.
Таким образом, цель, поставленная в работе достигнута, задачи решены, гипотеза доказана. И самое главное, результаты контрольного этапа исследования показали, что моя сестра к обучению в школе эмоционально готова.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Классификация игр Коротковой Н.А., Михайленко Н.Я.
Таблица А. 1 – Специфические признаки игр с правилами и творческих игр по Коротковой Н.А., Михайленко Н.Я.
Игры с правилами | Творческие игры |
Правила эти безличны, одинаковы для всех, стабильны на протяжении игры. | 1.Основа - воображаемая ситуация, которая проявляется в условных, замещающих действиях. Все действия имеют личностный смысл, у каждого играющего свое понимание воображаемой ситуации |
2.Действия реальны и однозначны. | 2.Условные замещающие действия внешне неоднозначны. |
3.Всегда совместная деятельность. | 3.Игра может носить как индивидуальный, так и совместный характер. |
4.Конечный результат есть. Это результат действий каждого играющего, соотнесенный с результатами других детей. Результат – выигрыш. Момент завершения игры определяется критериями выигрыша.
| 4. Процесс игры не имеет конечного результата, момент ее завершения определяется желанием окружающих. |
5.Процесс деятельности цикличен, каждый вид игры завершается выигрышем и возобновляется снова.
| 5.Процесс деятельности характеризуется поступательным характером, воображаемая ситуация все время развивается. |
6.Тип отношений играющих – отношения состязания | 6.Тип отношений играющих – отношения дополнительности и сопричастности. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Опорная схема игровой деятельности на основе различных подходов к классификации детских игр
Таблица Б.2 – Классификационные признаки игр и их характеристики
Классификационные признаки | Характеристики |
Виды игр | Предметные. Ролевые. Сюжетно-ролевые. Дидактические. Театрализованные. Подвижные. Экспериментирование. Забавы и развлечения. |
Функции игры | Познание. Экспериментирование. Упражнение. Исследование. Прогнозирование. Моделирование. Самопознание. Отдых. Забава. Отображение. Релаксация. Компенсация. Реализация потребностей. |
Инициатива в возникновении игры | От ребенка. От взрослого. От других детей |
Предмет игры | Готовые игрушки. Заместители. Воображаемые предметы и образы. Слово. Рисунок. Компьютерная программа. Природные материалы и явления. |
По количеству играющих | Индивидуальные. Рядом. Микрогрупповые. Коллективные. Массовые. |
По динамике | Статичные. Малоподвижные. Подвижные. |
По способу решения игровых задач | Интеллектуальные. Социальные. Двигательные. |
Игровые приемы | Соревнование. Драматизации. |
По степени и характеру создания | Готовые. Репродуктивные. Творческие. Импровизированные. |
По месту развития | В помещении: игровая карта, стол, лист бумаги, ширма, подиум, пространство группы. На воздухе: игровое поле, площадка, участок. |
По времени создания и развития | Архаичные. Традиционные. Современные. Ситуативные. Длительные. С фиксир.временем. |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Список детей МКДОУ «Устьянцевский детский сад», участвующих в эксперименте.
Таблица В. 3 – Список диагностируемых детей
№ п/п | Подготовительная группа | |
Имя | Возраст | |
1 | Ира | 6 лет |
2 | Игорь | 6 лет |
3 | Аслан | 7 лет |
4 | Аня | 6 лет |
5 | Надя | 6 лет |
6 | Никита | 6 лет |
7 | Настя | 7 лет |
8 | Полина | 6 лет |
9 | Семен | 7 лет |
10 | Артем | 7 лет |
11 | Данил | 6лет |
12 | Вика | 6 лет |
13 | Таня | 6 лет 9 мес |
14 | Настя | 6 лет 10 мес |
15 | Лиза | 6 лет |
16 | Дима | 6 лет |
17 | Ксюша | 6 лет 8 мес |
18 | Саша | 6 лет 9 мес |
19 | Кирилл | 6 лет |
20 | Рома | 6 лет 7 мес |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Уровень развития эмоционально–волевой готовности детей контрольной группы (№1) и экспериментальной группы (№2)
на констатирующем этапе по методикам
Н.И. Гуткиной, И.И. Аргинской, А.И. Баркан
Таблица Г. 8 – Результаты исследования уровня развития эмоционально-волевой готовности детей подготовительной группы по трем методикам Н.И. Гуткиной, И.И. Аргинской, А.И. Баркан на констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе (№ 1) и в экспериментальной группе (№ 2)
№ п/п | Контрольная группа (№1) | № п./п. | Экспериментальная группа (№ 2) | ||
Имя | Уровень | Имя | Уровень | ||
1 | Ира | В | 1 | Аня | Н |
2 | Игорь | В | 2 | Никита | Н |
3 | Аслан | С | 3 | Настя | Н |
4 | Надя | С | 4 | Семен | Н |
5 | Данил | В | 5 | Полина | С |
6 | Вика | В | 6 | Артем | Н |
7 | Лиза | С | 7 | Кирилл | С |
8 | Ксюша | С | 8 | Дима | Н |
9 | Саша | С | 9 | Рома | С |
10 | Маша | Н | 10 | Таня | С |
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Перспективное планирование по развитию эмоционально–волевой готовности старших дошкольников в игровой деятельности
Дата | Тема | Используемые игры и упражнения | Программное содержание, цели | Работа с родителями |
1-я неделя сентября | Знакомство | Дидактические игры Д/и «Игрушки» | знакомство детей с основными правилами, целями, задачами | Привлечь родителей к изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевой игры: Папка – передвижка «Игра в жизни ребёнка» |
2-я неделя октября | Удивительный мир эмоций и чувств | Сюжетно–ролевые игры «Скульптор» "Изобрази эмоцию" Дидактические игры Д/и «Угадай эмоцию» Русские народные игры Русская народная игра «Весёлые дети» Упражнение "Фигуры эмоций | ознакомление детей с эмоциями; развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; снятие психомышечного напряжения. | Папка-передвижка: «Особенности психологии дошкольников». |
3-я неделя октября | Маленький храбрец | Игра –драматизация «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи» Театрализованная игра «Живая шляпа» Дидактические игры Игра "Испорченный телефон" Хороводные игры и русские народные игры Русская народная игра «Жмурки» Подвижные игры «Лягушки и цапля», | повышение самооценки; снятие психического напряжения, устранение страхов; создание положительного эмоционального фона. | Предложить нарисовать эпизод из сказки. |
4-я неделя октября | Мышка -хвастунишка | Театрализованная игра Разыгрывание сказки «Мышка-хвастунишка» Дидактические игры Игра «Цветок» (под красивую музыку) Хороводные игры и русские народные игры Русская народная игра «Гуси» Подвижные игры «Салочки выручалочки» | Знакомство с чувством самодовольства. Закрепление ранее изученных эмоций. Развитие эмпатии, коллективизма. | Папка – передвижка «Воображение и мышление у детей дошкольного возраста» |
1-я неделя Ноябрь | Гнев. Как преодолеть гнев | Театрализованная игра Этюд «Гневная гиена» Дидактические игры Рисование «Гнев в цвете» Хороводные игры и русские народные игры Русская народная игра «Фанты» Подвижные игры Игра «Снежный ком» | познакомить с эмоцией гнева; учить различать эмоцию по схематическому изображению; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние, | Предложить родителям поговорить с детьми о чувстве вины, стыда. |
2-я неделя Ноябрь | Знакомство с эмоцией грусти | Сюжетно-ролевые игры «Грустинка» Театрализованная игра «Загадки без слов» Дидактические игры Игра "Встаньте все те, кто. " Хороводные игры и русские народные игры Русская народная игра «Салки» Подвижные игры «Игра "Волшебный стул" | продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; познакомить с эмоцией грусти; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; обучать приемам саморегуляции | Консультация для родителей «Капризы и упрямство». |
3-я неделя Ноябрь | Удивление
| Сюжетно-ролевые игры .Игра «Фантазии» Театрализованная игра Этюд «Удивление» Дидактические игры Рисование «Удивления» Подвижные игры «Солнечные лучики» | развивать у детей умения различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния (радость, горе, удивление); приучать детей вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе делать вывод о настроении и чувствах детей; воспитывать у детей чувство взаимопомощи, чем и как можно порадовать другого в случае огорчения | - Напомнить родителям о том, что нужно читать передавая эмоции героев. |
4-я неделя Ноябрь | Мир эмоций | Сюжетно-ролевые игры Игра « Сурдопереводчики» Театрализованная игра «Театр масок» Дидактические игры Словарь эмоций Хороводные игры и русские народные игры Русская народная игра «12 палочек» Подвижные игры Игра «Раз, два, три, нужное место займи» | закрепление знаний детей об эмоциях; закрепление умения определять эмоциональное состояние других, тренировка умения владеть своими эмоциями. | Анкета для родителей. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Конспекты занятий по развитию эмоционально-волевой готовности детей посредством игровой деятельности
Занятие 1.
Тема: Знакомство.
Цель: знакомство детей с основными правилами, целями, задачами
Знакомство
Педагог: Здравствуйте, дети! Мы - группа, нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга.
Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключены тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам. Меня зовут…, педагог передает мягкое сердечко близкому ребенку, который называет свое имя и передает сердечко другому. Постарайтесь запомнить имена детей группы. (Педагог громко, четко и эмоционально! повторяет имя каждого ребенка.)
Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, правильно ли я запомнила имя каждого из вас. Если я не смогу вспомнить, помогите мне (психолог называет детей). Я надеюсь, что вы тоже запомнили имена друг друга.
Ритуал приветствия.
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть: - Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть вой.)
Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)
Доброе утро, Тамара Викторовна!
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)
Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)
Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
Принятие правил.
Появляется мягкая игрушка (или кукла), здоровается с детьми, лично знакомится с каждым ребенком, спрашивает имя ребенка, гладит, предлагает познакомиться. Далее гость предлагает ребятам свои правила.
Никого не обижай, никого не унижай!
Слушай внимательно!
Хочешь сказать, подними руку!
Будь на своем месте!
Игрушка (кукла) предлагает потренироваться в соблюдении правил: поиграть в игру "Испорченный телефон". Дети делятся на две команды. Воспитатель объясняет, что цепочке нужно передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок сигнализирует высоко поднятой рукой, об окончании цепочки и озвучивает слово.
Каждый передающий должен "разбудить" ребенка, которому должны передать слово, делая это бережно и осторожно. Таким образом, тренируемся соблюдать два правила: "никого не обижай, никого не унижай" и "слушай внимательно". В конце игры отмечаются дети, разбудившие другого тихонечко, поглаживая по голове, по плечу. Педагог благодарит всех детей за участие и предлагает разучить ритуал прощания.
Ритуал прощания.
Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог-психолог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание!
У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать это тепло ваших ладошек. Рукопожатие по кругу.
Занятие 2.
Тема: «Удивительный мир эмоций и чувств».
Цель: расширить знания детей об эмоциях; закрепить умения определять эмоциональное состояние других, тренировка умения владеть своими эмоциями.
Ритуал приветствия.
Упражнение на внимание "Что ты услышал?".
Рефлексия прошлого занятия
Что интересного произошло за время, прошедшее с прошлого занятия?
Какого цвета сейчас твое настроение?
Основная часть "Угадай эмоцию"
Вывешиваются по одному плакаты со схематичным изображением эмоций. Дети угадывают, какие эмоции изображены на них.
Упражнение "Фигуры эмоций"
Дети рисуют 5 больших фигур на листе А4. Потом, распознав 4 фигуры (радость, страх, гнев, злость) цветными карандашами, придумывают имя пятой фигуре, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.
"Назови эмоцию"
Передавая мяч по кругу, дети называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передают в другую сторону называют эмоции, помогающие общению.
"Изобрази эмоцию"
Воспитатель. С помощью чего можно выражать эмоции? (Их можно выражать с помощью движений, мимики, пантомимики, интонации.) Заранее приготовленные карточки с изображением
той или иной эмоцией. (радость, страх, обида, грусть, и т.д.). Каждый ребенок по очереди достает карточку и пытается изобразить доставшуюся эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.
Сюжетно–ролевая игра «Скульптор»
Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.
Содержание. Один ребенок - скульптор, трое - пятеро детей - глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».
Релаксационное упражнение "Воздушный шарик"
Цель: показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия, научить «вдыхать» и «выдыхать».
Это упражнение успокаивает нервную систему, гасит эмоции. Когда мы глубоко дышим, то избавляемся от тревожных мыслей и ощущаем, что можем контролировать свои мысли, а не подчиняться им.
Занятие 3
Тема: «Маленький храбрец»
Цель: познакомить с новой эмоцией - страхом; учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи.
Ритуал приветствия
Игра "Поздоровайся с соседом так, как будто ты его боишься
Основная часть
С помощью сюжетной картины и схематического изображения познакомить с новой эмоцией, ее проявлением в мимике, пантомимике, голосе.
Вопросы к детям:
Какое настроение у героев этой картины?
Как вы это узнали?
Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лицо?
Как меняются движения человека в разном настроении?
Как меняется голос? '
Игра "Испорченный телефон"
Передаем страшное слово. Мимика страха. Обсуждение: "Чего мы боимся?"
Рисование "Я боюсь" или "Я боялся "
Работа в парах - поменяться с соседом рисунками, рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.
Игра "Живая шляпа"
Воспитатель (очень эмоционально). Это произошло совсем недавно с очень хорошими друзьями. Однажды у. (имя одного из присутствующих) был день рождения. И он пригласил к себе (воспитатель перечисляет имена всех присутствующих детей). В самый разгар веселья, когда родителей не было дома, в комнате раздался грохот. - Дети насторожились, а кто-то успел даже испугаться. Ой, что это? (воспитатель делает испуганное выражение лица и с ужасом смотрит по сторонам, останавливая свой взгляд в углу комнаты, где заранее прячется игрушечный котенок, сидящий в машинке с дистанционным управлением, накрытый шляпой.) Все ребята побежали в угол комнаты. И что же все там увидели? (Дети предлагают варианты ответов.) Это была не просто шляпа. Она двигалась! (воспитатель незаметно от детей начинает управлять движением шляпы, дети разбегаются в разные стороны.) Все, конечно же, испугались (воспитатель просит детей изобразить мимикой и жестами испуг). Как вдруг шляпа перевернулась, и там оказался маленький, пушистый, мягкий котенок. Все засмеялись и побежали гладить котенка.
Детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его.
Игра – драматизация «Рычи лев, рычи; стучи, поезд, стучи»
Ведущий говорит: «Все мы — львы; большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание».
«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать, как можно громче, изображая при этом львиную стойку.
Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего.Это — паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
Релаксационное упражнение "Что нам делать с этим чувством?"
Воспитатель. Если ты расстроен, испугался, представь, что ты можешь с этим сделать. Например, если ты боишься, ты можешь включить телевизор и посмотреть любимый мультфильм, выйти из комнаты или выбросить страх в мусорное ведро, рассмеяться.
А затем сделай то, что представил: например, надуй мяч из страха и закинь его подальше.
Занятие 4
Тема: «Мышка -хвастунишка» (хвастовство)
Цель: Знакомство с чувством самодовольства. Закрепление ранее изученных эмоций. Развитие эмпатии, коллективизма.
1. Ритуал начала занятия
Давайте представим себе, что мы разучились говорить, а можем только петь. Сейчас каждый из вас пропоёт своё имя, а мы все вместе будем за ним повторять.
2. Знакомство с эмоцией самодовольства.
Посмотрите на карточки, которые я вам принесла сегодня. Какие чувства на них изображены? (радость, страх, удивление)
Какое чувство здесь изображено?
Как вы узнали?
Что вам помогло различить чувства?
А вот ещё одно лицо (см. рис. 9, 10). Этот человек хочет с вами общаться или нет? Почему вы так решили?
Как вы думаете, он хочет поиграть с кем-то в свою любимую игрушку, или всем покажет и никому не даст?
Да, этот человек, скорее всего, никому не даст свою игрушку. Чувство на его лице называется самодовольство. Когда вы хвастаетесь, на вашем лице появляется такое же или очень похожее выражение.
Теперь по кругу мы с вами будем хвастаться, кто, чем захочет.
Можно хвастаться тем, что у вас есть, можно что-то придумать. Я начну…
3. Разыгрывание сказки «Мышка-хвастунишка»
Я расскажу вам сказку « Мышка-хвастунишка», а вы её внимательно слушайте. Потом мы будем разыгрывать её по ролям.
Мышка гуляла по лесу и встретила там Оленёнка с золотыми рожками.
Подари мне свои золотые рожки,- попросила у оленёнка мышка.
Зачем тебе мои золотые рожки? Они будут тебе мешать, - ответил оленёнок.
Ты жадина!- стала дразнить оленёнка мышка
Я не жадный, - ответил оленёнок и надел на голову мышки свои золотые рожки.
Мышка обрадовалась и побежала всем показывать украшение. Она так торопилась, что забыла даже сказать оленёнку слова благодарности. Когда мышка увидела своих подружек, то стала хвастаться перед ними:
Я лучше всех, я богаче всех, я не буду с вами, с серыми, дружить!
Вдруг из-за кустов выскочил кот. Все серые мышки быстро попрятались в свои норки, а мышка с золотыми рожками застряла. Кот набросился на неё и съел. И остались на траве только золотые рожки. Идёт оленёнок по лесу и видит: лежат его золотые рога. Остановился он, нагнулся и надел их снова себе на голову.
Как плохо быть хвастливым, - вздохнул оленёнок и покачал золотыми рожками.
Вот такая сказка. Сейчас мы попробуем её разыграть. Кто хочет быть мышкой? Оленёнком? Кошкой? Хорошо! А все остальные будут просто мышками.
Сказка разыгрывается несколько раз. Очень хорошо! Как у настоящих актёров!
Упражнение на закрепление изученных эмоций
Педагог читает стихи, дети поднимают соответствующую пиктограмму.
1) «Страшная птица» (страх)
На окошко села птица, Брат закрыл глаза от страха:
Что это за птица? Он её не боится!
Клюв у этой птицы острый, Встрёпанные перья.
Где же мама? Где же сёстры?- Ну, пропал теперь я!
Кто тебя, сынок, обидел? -Засмеялась мама.
Ты воробушка увидел.
2) «О чём грустят корабли»
О чём грустят корабли От суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики О мели на реке,
Где можно на минуточку Присесть и отдохнуть
И где совсем ничуточки Не страшно утонуть. (А. Барто)
3) «Бабочка» (удивление)
Увидав на клумбе прекрасный цветок
Сорвать я его захотел.
Но стоило тронуть рукой стебелёк,
И сразу цветок …улетел. (В. Лунин).
4) «Радость»
Радость - если солнце светит, Если в небе месяц есть.
Сколько радости на свете Не измерить и не счесть.
Только радостные слышат Песни ветра с высоты,
Как тихонько травы дышат, Как в лугах звенят цветы.
Только тот, кто сильно любит, Верит в светлую мечту,
Не испортит, не погубит В этом мире красоту! (В. Лунин).
Игра «Цветок» (под красивую музыку)
Цель: выявление умения ребёнка выражать свои эмоции с помощью речи, жестов, мимики.
Наступила весна. Я посадила в землю семена. Эти семена будете вы, согласны?
До кого я дотронусь «волшебной палочкой», пожалуйста, присядьте на корточки спрячьте голову в руки и колени.
Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семена. Из них проклюнулся росток, (медленно поднимают голову и выпрямляются).
Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток. Поворачивает голову вслед за солнцем. Покажите, как «цветок расцвёл»: поднимите руки в стороны, голову откиньте назад, медленно повернитесь за солнцем.
Как много красивых цветов! Я соберу их в букет (обнимает детей).
А теперь давайте сплетём веночек! (обнимаем за талию друг друга)
А теперь, давайте скажем хорошие слова, тем, кто стоит рядом, и обнимем его.
Вот какой веночек получился.
Нравится он вам? Вам было приятно, радостно вместе играть?
6. Ритуал окончания занятия
На этом наше занятие заканчивается. До свидания!
Занятие 5
Тема: «Гнев. Как преодолеть гнев»
Цель: Знакомство с чувством злости. Тренировка умения различать эмоции. Учить детей управлять своим гневом.
1. Ритуал начала занятия
Игра «Снежный ком»
Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё, затем мяч получает третий участник. Игра проводится по кругу со всеми участниками.
2. Проблемная ситуация
Незнайка поссорился с Винтиком. Они никак не могли решить, кто же первый начнёт игру. Они так рассердились друг на друга, что затеяли драку. У Незнайки насуплены брови, сморщен нос, он крепко сжал кулаки. Винтик машет руками, лоб нахмурен, брови сдвинуты. Мальчики набрасываются друг на друга.
Ребята, представьте себя на месте мальчиков и выберете, с помощью чего они решили бы этот спор: кулаков спокойного тона крика насмешки топанья ног.
Людей, привыкших решать спор с помощью силы, часто сравнивают с драчливыми петухами. Послушайте стихотворение, где поэт высмеивает таких людей:
Петушки распетушились, Но подраться не решились,
Если очень петушиться - Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться -Нечем будет петушиться!
Сегодня мы продолжаем знакомиться с чувствами, которые могут появиться у нас с вами, у наших мам, пап, бабушек, дедушек.
Посмотрите на лицо, изображённое на карточке
Какое чувство испытывает человек? Посмотрите на лицо, изображённое на карточке. Какое чувство испытывает человек? Посмотрите на выражение его лица. Что произошло с его ртом? Бровями? Какое у него выражение глаз?
Что же это за чувство? (Злость)
3. Доверительная беседа на тему «Почему человек злится»
Гнев - естественная эмоциональная реакция человека, сигнализирующая о том, что возникло препятствие. Это чувство побуждает человека к преодолению препятствия, изменению ситуации, помогает заглушить или разрядить душевную боль или неприятные ощущения. Гнев выражается в стремлении применить насильственные действия, в угрозах, оскорблениях. Не всегда мы умеем правильно выразить свои чувства, не причинив вреда окружающим людям.
Этюд «Гневная гиена»
Давайте почувствуем это ощущение с помощью небольшого этюда.
Гиена стоит у одинокой пальмы (стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилит от голода и жажды и спрыгнет на землю. Тогда она её съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Я страшная гиена, (Дети мимикой и движением изображают гиену и обезьянку)
Я гневная гиена, От гнева на моих губах, Всегда вскипает пена.
Вопросы:
5. Рисование «Гнев в цвете»
Цель: упражнение детей в выражении эмоции гнева с помощью цвета, цветовой гаммы.
Детям раздаются листы бумаги и краски без ограничения цвета. Педагог предлагает изобразить гнев в цветовой гамме. Даёт возможность детям подумать.
Позже, рассмотреть рисунки детей. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, схожесть и различие в изображении гнева детьми.
6. Упражнение «зеркало»
Цель: закрепление всех известных детям эмоций в мимике и пластике.
Дети встают парами и договариваются, кто из них зеркало. Один из детей встаёт перед зеркалом и изображает известную ему эмоцию. Зеркало как можно точнее её повторяет. Потом ребята меняются ролями.
7. Как вы понимаете смысл пословиц:
8. Ритуал окончания занятия
Советы по управлению гневом: Поиграть с мячом, скакалкой или с боксёрской грушей. Побегать или попрыгать. Покричать. Трудотерапия. Принять душ.
Занятие 6.
Тема: «Знакомство с эмоцией грусти»
Цель: продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; познакомить с эмоцией грусти; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; обучать приемам саморегуляции.
Ритуал приветствия
Игра "Встаньте все те, кто ".
Воспитатель. Встаньте те, кто
любит прыгать,
радуется хорошей погоде,
имеет младшего братишку,
любит дарить подарки и т.д.
Рефлексия прошлого занятия
Испытывал ли ты и твои близкие гнев за время прошедшее с предыдущего занятия?
Чем это было вызвано?
Как ты или твои близкие преодолели гнев?
Основная часть
Прослушивание и обсуждение "Истории про Обидку и Грустинку".
Воспитатель. Жили-были на свете две подружи Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела. Как? (Ответы детей.) Обидка была зеленого цвета, очень пушистые ладошки у нее были липкими, поэтому она могла клеиться к прохожим. Грустинка выглядела. Как? (ответы детей.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось пути. Давайте изобразим грусть. Вы сегодня выходили на улицу, вот там они к вам и пристали - прилипла я даже вижу их. (Подходит к кому-либо из детей и показывает.) Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка - на правом. Давайте их снимем, и пусть они летят дальше.
Воспитатель вместе с детьми в комическое форме начинают снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему трудно это делать.
Воспитатель предлагает детям нарисовать героев рассказа, после этого вырезать их по контуру и поиграть с ними.
Игра "Волшебный стул"
Кому-нибудь из детей кладется на плечо Грустинка или Обидка, он изображает соответствующего человека; (с соответствующим эмоциональным состоянием) садится на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов адресованных их товарищу. После этого дети очереди подходят к волшебному стулу и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера первым игру начинает воспитатель.
Игра "Испорченный телефон"
Передаем грустное слово.
Игра "Море волнуется раз ".
Дети передают мимикой и пантомимикой заданное воспитателем эмоциональное состояние.
Релаксационное упражнение "Спаси птенца"
Представьте, что у вас в руках маленький беззащитный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. Теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику согните в ладонь, спрячьте в нее птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, прижмите ладони к своей груди, отдайте птенцу доб-1> сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.
Ритуал прощания
Игра "Цвет настроения".
Занятие 7
Тема: «Удивление»
Цель: Знакомство с чувством удивления. Закрепление мимических навыков. Развитие памяти, внимания, воображения.
1. Ритуал начала занятия
Давайте все вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро».
2. Знакомство с новым чувством
Давайте вспомним, о каких чувствах, мы с вами уже говорили? (радость, грусть, страх)
Сегодня мы познакомимся с удивлением (См. рис. 7, 8). Что нам помогало, глядя на человека, сказать, радуется он или боится? (Мы смотрели на выражение его лица и старались определить, что происходит с человеком в данный момент).
Изобразим чувство радости. Что происходит в это время с нашими лицами?
Какие у нас глаза в этот момент?
Что происходит с губами?
Теперь изобразим чувство страха. Мы можем помогать себе жестами. Какие у нас у нас будут движения? Может быть, отталкивающие, или наоборот, зовущие? Что в это время происходит с нашими лицами? С глазами? Ртом?
Далее изобразим чувство грусти.
Отлично! Попробуйте изобразить на своём лице чувство удивления. Как вы думаете, оно будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?
Совершенно верно, оно неожиданно возникает и быстро исчезает. (Показ пиктограммы)
Давайте рассмотрим пиктограмму. Что же происходит с нашими лицами? С бровями? (поднятые вверх). С глазами? (широко открыты). С губами? (они растянуты и похожи на букву «о»).
Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим прикосновение по кругу. Молодцы!
3. Рисование «Удивления»
Давайте попробуем перед зеркалом изобразить удивление на лице, постарайтесь запомнить.
Садимся за столы. Перед вами лежат листы, на которых нарисованы кружочки. Вам надо оживить эти кружочки - нарисовать глаза, брови, нос, губы, но так, чтобы каждый человечек удивлялся. А пока вы рисуете, придумайте, что это за человечки, и чему они удивляются.
Затем садимся в круг и рассказываем о своих человечках.
А вы когда-нибудь удивлялись? И чему?
4. Этюды на выражение удивления
1. Этюд «Удивление»
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот открыт, брови и верхние веки приподняты.
2. Этюд «Круглые глаза»
Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: « Я шёл из школы. Я зашёл в подъезд и увидел что, бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котёнок».
Покажите, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
5. Игра «Фантазии» Давайте продолжим начало удивительных приключений:
6. Чтение истории «Живая шляпа»
Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовёт его, стоя у открытого окна:
Дима, пора домой, обед уже на столе. Дима попрощался с приятелями и пошёл домой. На пороге он увидел шляпу и решил её поднять, но шляпа, как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
Попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Шляпой?
Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?
Замечательно!
7. Ритуал окончания занятия
«Солнечные лучики» Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.
Занятие 8
Тема: «Мир эмоций»
Цель: Закрепление знаний о чувствах. Развитие эмпатии, памяти, речи, мышления, Обогащение словаря эмоций. Снять напряжение, усталость.
1. Ритуал начала занятия. «Подарки»
В конце занятия мы с вами поиграем в игру, которая называется «Подарки». Все мы любим получать подарки, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы всё можем. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок не забывает говорить «спасибо».
На этом наше занятие заканчивается. До свидания!
2. Тренинг на закрепление чувств.
Ребята, мы с вами изучили все эмоции и сегодня выясним, как вы их запомнили.
1) Упражнение «Театр масок».
Цель: расслабить мышцы лица, снять напряжение, усталость.
Ребята! Мы с вами посетим «Театр масок». Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба-яга. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу-ягу.
«Хорошо, здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы!»
Изобразите Ворону из басни «Ворона и лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр (плотно сжать челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв). Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!
А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с серым волком (широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот). «Замрите! Спасибо!»
А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы!
Замечательно! Хорошо потрудились! (Далее можно похвалить особо тревожных детей).
3. Игра «Раз, два, три, нужное место займи»
Устанавливаем в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки, детям предлагает занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.
4. Игра « Сурдопереводчики»
Рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато очень хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Сказки: «Курочка ряба», « Колобок», « Рукавичка».
5. Пальчиковая игра «Смешные человечки» Дети делятся на пары - мальчик и девочка.
6. Беседа о влиянии настроения
От настроения человека во многом зависит его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми.
Что нам может испортить настроение?
Как его можно поднять?
При повторном чтении сравнить четверостишия:1 и 3, 2 и 4.
Какие тона присутствуют в 1и 3 четверостишии? (тусклые)
Во 2 и 4-м? (яркие, светлые).
Вывод: Мрачное настроение часто делает всё окружающее унылым, неинтересным, безрадостным. И наоборот, доброжелательный, светлый настрой даёт возможность видеть красивое, удивительное, приятное вокруг.
7. Словарь эмоций
Безразличный, жалкий, капризный, ленивый, стыдно, обиженный, скучный, усталый.
Не только нужно назвать эмоциональное состояние, но и назвать синонимы.
8. «По грибы»
Детям предлагается изобразить с помощью позы, мимики, жестов какой-либо из грибов: съедобный или несъедобный. Водящий- «грибник», он бродит между « грибами» и по внешним признакам пытается рассортировать их. Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит: «Хороший грибок, полезай в кузовок! - и уводит игрока в одну сторону. Если ему кажется, что это не так, то он со словами: «Несъедобный грибок, марш в уголок!» - уводит игрока в противоположную сторону. В конце игры грибник проверяет правильность своего выбора, и приносит « грибам» извинения, если что-то перепутал.
9. Релаксация « Водопад»
Цель: развитие воображения.
Сядьте поудобней и закройте глаза. Глубоко вздохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нём падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струиться по вашей голове… Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи…Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.
А свет течёт по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.
Пусть свет течёт также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся всё мягче и расслабленнее. Свет течёт и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вздохом вы всё глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд).Теперь поблагодарите этот водопад за то, что он вас так чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
10. Ритуал окончания занятия
«Глаза в глаза» Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: « Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции. Например: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить»
Потом дети обсуждают, какая эмоция передавалась и воспринималась.
Барсучья кладовая. Александр Барков
Три коробки с орехами
Флейта и Ветер
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Фокус-покус! Раз, два,три!