Работа заняла 1 место на школьной научно-исследовательской конференции. Опубликована на сайте "Обучёнок"
Вложение | Размер |
---|---|
urazov_robert_9b_kl._tema_krugi_eylera.docx | 43.33 КБ |
Исследовательская работа по математике |
Тема: Круги Эйлера. |
МБОУ «Новоаганская ОСШ №1» |
Выполнил: Уразов Роберт, 9 «Б» класс. 2018-2019 учебный год. Руководитель: учитель математики Новосельцева Ольга Альбертовна |
Леонард Эйлер - математик, механик, физик и астроном. Л. Эйлер — ученый необычайной широты интересов и творческой продуктивности. Автор свыше 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближенным вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и других, оказавших значительное влияние на развитие науки. Леонард Эйлер за свою долгую жизнь (он родился в 1707 г., а умер в 1783 г.) написал более 850 научных работ. В одной из них и появились эти круги.
Круги Эйлера – это геометрическая схема, которая помогает находить или делать более наглядными логические связи между явлениями и понятиями. А также помогает изобразить отношения между каким-либо множеством и его частью.
Например, на рисунке представлено множество – все возможные игрушки. Некоторые из игрушек являются конструкторами – они выделены в отдельный овал. Это часть большого множества «игрушки» и одновременно отдельное множество (ведь конструктором может быть и «Лего», и примитивные конструкторы из кубиков для малышей). Какая-то часть большого множества «игрушки» может быть заводными игрушками. Они не конструкторы, поэтому для них нужен отдельный овал. Желтый овал «заводной автомобиль» относится одновременно к множеству «игрушки» и является частью меньшего множества «заводная игрушка». Поэтому и изображается внутри обоих овалов сразу.
,
Итак, мы видим, что круги Эйлера – это тот метод, который наглядно демонстрирует: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Его заслуга в том, что наглядность упрощает рассуждения и помогает быстрее и проще получить ответ. Сам Леонард Эйлер так и говорил о названных его именем схемах: «круги подходят для того, чтобы облегчить наши размышления».
Например, если вы не можете определиться, какую профессию выбрать, попробуйте нарисовать схему в виде кругов Эйлера. Возможно, чертеж вроде этого поможет вам определиться с выбором:
Те варианты, которые окажутся на пересечении всех трех кругов, и есть профессия, которая не только сможет вас прокормить, но и будет вам нравиться.
Другой пример, доказывающий прикладное значение кругов Эйлера: Каждый из 35 девятиклассников является читателем, по крайней мере, одной из двух библиотек: школьной и поселковой. Из них 25 человек берут книги в школьной библиотеке, 20 – в поселковой.
Сколько девятиклассников:
1.Являются читателями обеих библиотек;
2.Не являются читателями районной библиотеки;
3.Не являются читателями школьной библиотеки;
4.Являются читателями только районной библиотеки;
5.Являются читателями только школьной библиотеки?
Заметим, что первый вопрос является ключевым для понимания и решения данной задачи. Ведь не сразу сообразишь, как получается 20 + 25 = 45 из 35. В первом вопросе звучит подсказка к пониманию условия: есть ученики, которые посещают обе библиотеки. А если условие задачи изобразить на схеме, то ответ на первый вопрос становится очевидным.
25 10 20
Всего 35 девятиклассников
Решение:
1. 20 + 25 – 35 = 10 (человек) – являются читателями обеих библиотек. На схеме это общая часть кругов. Мы определили единственную неизвестную нам величину. Теперь, глядя на схему, легко даем ответы на поставленные вопросы.
2. 35 – 20 = 15 (человек) – не являются читателями районной библиотеки. (На схеме левая часть левого круга)
3. 35 – 25 = 10 (человек) – не являются читателями школьной библиотеки. (На схеме правая часть правого круга)
4. 35 – 25 = 10 (человек) – являются читателями только районной библиотеки. (На схеме правая часть правого круга)
5. 35 – 20 = 15 (человек) – являются читателями только школьной библиотеки. (На схеме левая часть левого круга).
Очевидно, что 2 и 5, а также 3 и 4 – равнозначны и ответы на них совпадают.
Ещё один пример: В туристической группе из 100 человек 75 человек знают немецкий язык, 65 человек-английский язык, а 10 человек - не знают ни немецкого, ни английского языка. Сколько туристов знают два языка?
Решение: Изобразим условие задачи в виде кругов Эйлера. В большом круге, изображающем 100 туристов, поместим 2 меньших круга, изображающих знатоков английского и немецкого языков. Легко видеть, что 90 туристов (100-10) знают хотя бы один язык; 15 туристов (90-75) знают только английский язык, 65-15=50 – туристов знают оба языка.
Ответ: 50 туристов.
10
А А Н
65 Н 75
Таким образом, круги Эйлера имеют большое прикладное назначение, то есть с их помощью на практике решаются задачи на объединение или пересечение множеств в математике, логике, менеджменте.
Просто так
Выбери путь
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Два Мороза
Как нарисовать лимон акварелью