Исследовательская работа по русскому языку "Слова – паразиты и речевая культура"
Вложение | Размер |
---|---|
slova_-_parazity.ppt | 350.5 КБ |
Слайд 1
Исследовательская работа по русскому языку Слова – паразиты и речевая культура Выполнила ученица 8Б класса Новомичуринская СОШ№2 Гудкова НатальяСлайд 2
Ну, эта…в книге, которая типа перед тобой, короче, которую ты прочел в ее первом издании, как бы изображен человек, взятый, ну, как бы из нашего же государства. Короче, ездит он по нашей, эта, Русской земле, встречается там типа с людьми всяких сословий, типа э-э-э от благородных до простых. Такскать, взят он больше затем, чтобы э-э-э показать недостатки и, такскать, пороки русского человека как бы, а не его достоинства и добродетели, ну и вот все люди, которые типа окружают его, взяты также затем, чтобы э-э-э показать наши слабости там и недостатки, короче; лучшие люди и характеры как бы будут в других частях, да. Ну и вот, в книге этой многое описано типа неверно, не так, как есть , короче, и как действительно происходит в Русской земле, ну, это потому. что я не мог узнать всего: короче, мало жизни человека, чтобы типа одному узнать и сотую часть того э-э-э, что делается в нашей земле, да.
Слайд 3
В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочел в ее первом издании, изображен человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по нашей Русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных до простых. Взят он больше затем, чтобы показать недостатки и пороки русского человека, а не его достоинства и добродетели, и все люди, которые окружают его, взяты также затем, чтобы показать наши слабости и недостатки; лучшие люди и характеры будут в других частях. В книге этой многое описано неверно, не так, как есть и как действительно происходит в Русской земле, потому что я не мог узнать всего: мало жизни человека на то, чтобы узнать одному и сотую часть того, что делается в нашей земле. Н.В. Гоголь
Слайд 4
Актуальность исследования Словесный мусор – бич современного общества в целом. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.
Слайд 5
Цель исследования Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в микросреде учащихся школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Слайд 6
Гипотеза Большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.
Слайд 7
Задачи дать определение и классифицировать слова-паразиты исследовать частотность употребления слов-паразитов, состав этих структурных единиц (провести анкетирование в 7-х – 11-х классах) выявить взаимосвязь между употреблением слов-паразитов и речевой ситуацией
Слайд 8
Структура работы. Слова-паразиты как речевая единица Классификация слов-паразитов в речи Исследование частотности употребления слов-паразитов в речи учащимися и педагогами Шиловской сош№2
Слайд 9
Определение. Слово - это номинативная единица языка, являющаяся строительным материалом для предложения. Высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. Каждый элемент высказывания берет на себя выражение части смысла целого. Согласно правилам языка, в фразе не должно быть ни одного слова, которое бы не принимало участия в выражении смысла высказывания. Слова, не несущие смысловой нагрузки, принято называть сорняками (паразитами). Сами по себе эти слова не сорняки (в языке ненужных слов нет), но могут становиться ими в речи отдельных людей, недостаточно владеющих языком. Говорящий с трудом подбирает нужные слова, вынужден делать длинные паузы и заполняет их семантически пустыми лексическими единицами.
Слайд 10
Исследование частотности употребления слов-паразитов Частота употребления слов-паразитов на уроке может варьироваться в зависимости от общей усталости участников полилога, их несобранности, неготовности к работе.
Слайд 11
На основании предположения и в результате наблюдений можно сделать следующие выводы: 1. Однозначно можно сказать, что частотность употребления слов-паразитов на первом и последнем уроках как во вторник, так и в пятницу в среднем в 3-4 раза выше, чем на других уроках. Причем данные подтверждаются как в отношении учителя, так и в отношении учащихся. 2. В начале и конце недели количество употреблений слов-паразитов приблизительно одинаково, хотя стоит отметить явное его увеличение среди употреблений учащихся на последнем уроке в пятницу, что можно объяснить как усталостью, так и особенностью предмета (устный). Надо оговориться, что на устных предметах вообще их количество заметно больше.
Слайд 12
3. Наиболее «либимы» учителями слова в общем, как бы, так сказать, значит , что, вероятно, связано со спецификой задачи педагога на уроке: объяснение, пояснение материала, его обобщение и приведение в систему. 4 Ученики, кроме уже названных отдают предпочтение словам как бы, я не знаю, собственно говоря, в принципе, значит, прежде всего, вообще; 5. Случаи употребления слов так вот, скажем и то есть редки. 6. Самыми распространенными из слов -паразитов являются ну (его использовали 42 раза); вот (использовали 43 раза); так (использовали 42 раза)
Слайд 13
Вывод 1.На уроках наблюдается средняя степень засоренности речи участников учебного процесса словами-паразитами, поскольку их использование в большей степени определяется сложностью, критичностью момента речи или языковой ситуацией, связанной со спецификой работы. 2.Частотность употребления слов-паразитов выше на первых и последних уроках, что может быть связано с отсутствием концентрации и усталостью участников диалога.
Слайд 14
Вывод(продолжение) 3. Количество слов-паразитов в речи учащихся возрастает на пердметах гуманитарного цикла, что связано с необходимостью конструирования монологичного высказывания спонтанного характера. 4. Важное, на мой взгляд, наблюдение состоит в том, что больше половины опрошенных не знают, что такое слова-паразиты в речи, путая их с жаргонизмами, арготизмами и т.п.
Слайд 15
Рекомендации Тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек». Сделайте вдох, когда чувствуете искушение сказать что-то вроде «мгм» (образуется пауза, но молчание всегда лучше любых «мгм»). Меняйте «паразитов» на нейтральные слова. Попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое произнесённое вами слово – паразит. Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.
Зимовье зверей
Девочка-Снегурочка
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)
Рисуем "Осенний дождь"