«Какие имена можно назвать Великими ?», - задалась я вопросом, когда решила принять участие в конкурсе «Великие имена России». Пытаясь найти для себя ответ, мне стало ясно, что Россия – это великая страна с многовековой и славной историей.
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_velikie_imena_rossii.docx | 18.28 КБ |
Сочинение в рамках конкурса
«Великие имена России»
на тему:
«Михаил Михайлович Гоптарев –
великий мастер кисти»
Выполнила:
Воропаева Дарья Романовна,
ученица 9 класса
Руководитель:
Борщева Юлия Сергеевна,
учитель русского языка и
литературы МКОУ Бугаевской СОШ
2018-2019 учебный год
«Какие имена можно назвать Великими ?», - задалась я вопросом, когда решила принять участие в конкурсе «Великие имена России». Пытаясь найти для себя ответ, мне стало ясно, что Россия – это великая страна с многовековой и славной историей. Я поняла, что на протяжении каждого исторического отрезка времени были гениальные люди, которые трудились на русской земле и прославляли ее в различных сферах жизни. Это писатели и поэты, это ученые и деятели культуры, это и полководцы, и спортсмены, и композиторы… Перечислять можно бесконечно. Так много в России великих имен, и невозможно рассказать обо всех в своем сочинении.
И тут, во время исследования ценных материалов нашего школьного музея, мне попадается на глаза альбом с напутственной речью: «Учителям и ученикам школы, которую я окончил в 1952. В классах провести беседы с показом картин в альбоме. С уважением художник Михаил Гоптарев С-Петербург 2012 г.». Листаю этот альбом, с интересом разглядываю репродукции картин художника и читаю их названия: «Утро на Ладоге», «Последний рейс (на Ладоге)», «У крепости «Орешек»». Такие незнакомые пейзажи представляются моему воображению. И вдруг – «Дворик», «Родной дом», «Иван-чай», «В огороде», «Жаркое лето», «Уборка полей». И еще множество названий полотен, на которых проступают черты милой моему сердцу Родины. Также вспоминаю картинную галерею, которую мы посетили вместе с моими одноклассниками и школьными друзьями. И я понимаю, что не могу не посвятить свое сочинение автору увиденных мною работ, поражающих до глубины души своей красотой, иногда - простотой, а иногда - невыразимой глубиной.
Эти картины написаны рукой и сердцем моего земляка, Гоптарева Михаила Михайловича. Они изображают мир таким, каким его видит автор. А чтобы яснее понять содержание человека, необходимо окунуться в ту среду, в тот мир, в котором он родился и жил.
Родился художник в тысяча девятьсот тридцать восьмом году в хуторе Хрещатом. Малая родина, окруженная живописной природой, научила Михаила Михайловича видеть красоту в сельской жизни, в обыденных вещах и мелочах. Нарисованный угольком на свежей побелке петух вызвал недовольство матери, но в то же время и восхищение соседки. Это был первый опыт рисования будущего известного мастера живописи. Позже, когда Михаил станет художником, он будет вспоминать свои детские впечатления и оживлять их на полотнах. А мы будем любоваться его подсолнухами, русскими хатками, красотой родной природы…
Не сможет не оставить отпечатка в творчестве Гоптарева время Великой Отечественной Войны, время, когда провожали отца на фронт, укрывались от бомбежек в сырых погребах, голодали. Потом встречали героев с войны, и, слава Богу, среди них был и отец Миши, хотя уже не такой, как прежде, веселый, но весь в орденах. «Фашисты», «Возвращение домой», «Последний перекур» - картины, родившиеся у художника по воспоминаниям того тяжелого военного времени.
Сейчас я учусь в Бугаевской школе, куда после окончания Хрещатовской начальной школы за пять километров ходил Михаил Гоптарев, и где впервые в шестом классе учителем рисования был замечен талант мальчика. Миша посвящал рисованию все свое свободное время. Особую роль в духовном становлении будущего художника сыграла репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря», изображенная на учебнике «Родная речь». «Я на всю жизнь пронес воспоминания об этой картине, так она меня впечатлила», - говорил художник.
А жизнь была долгая, и в ней было многое: учеба в Таганрогском ремесленном училище, служба в армии, Московский заочный народный университет искусств имени Крупской, Саратовское училище искусств. Получив профессию, Гоптарев работал в Нововоронеже. В школе он вел уроки рисования, в техникуме – черчение. На своей первой выставке под названием «Строители Нововоронежской атомной станции» художник отобразил трудовые будни строителей АЭС. Далее – Ленинград, знакомство с Аркадием Пластовым, чья живопись воспринималась Гоптаревым как гимн русской природе и деревне.
В тысяча девятьсот шестьдесят девятом году Михаил Михайлович с женой поселились в поселке имени Морозова Ленинградской области, где жили до последних дней своей жизни. До две тысячи третьего года Гоптарев работал в заводском отделе архитектуры, а в филиале Всеволжского Дома детского творчества преподавал основы живописи. Он участвовал в четырех коллективных областных выставках в Ленинграде, в трех персональных во Всеволжске и шести в Морозовском ДК имени Н.М. Чкалова. Гоптарев являлся членом областного союза художников, стал почетным гражданином поселка имени Морозова, автором герба и флага МО «Морозовское городское поселение».
В творческом активе Михаила Михайловича около трехсот работ. Любимые жанры художника - натюрморт и пейзаж. Творческое кредо: «… окружающая нас природа – это и есть сама жизнь…». Полотна, наполненные животворящей силой и красотой, полюбили не только на родине, но и за границей. Картины Гоптарева находятся в частных коллекциях в Израиле, Германии, Австралии.
Но больше всего в биографии художника меня поразило то, что, прожив около трех десятилетий в Ленинградской области, вдалеке от места, где родился и где прошло детство, Михаил Михайлович Гоптарев сердцем и душой всегда оставался на малой родине. Он осуществил свою давнюю мечту и подарил жителям Кантемировского района частичку себя, своего жизненного опыта, проступающего сквозь живописные произведения искусства. Первого ноября две тысячи тринадцатого года в здании ДК РП Кантемировка при поддержке неравнодушных земляков была торжественно открыта картинная галерея Гоптарева Михаила Михайловича, куда художник передал свои шестьдесят две работы. Некоторые из подаренных картин выставлялись и ранее в Ленинграде и во Всеволжске. Исследуя выдержки из книги отзывов об этих выставках, встречаю такое высказывание: «Очень надо любить свой край, Родину свою, чтобы можно было так нарисовать». Этот отзыв в очередной раз доказал мне, как предан был художник своей малой родине, с какой любовью он создавал ее образ на своих холстах.
Умер Гоптарев в ноябре две тысячи пятнадцатого года и похоронен в хуторе Хрещатом, там, где родился и где оставался сердцем и душой всю свою жизнь. Художника не стало, но он оставил нам свой собственный мир, наполненный красками и запахами… Теперь великий мастер будет воспитывать в людях культуру, доброту, любовь к родине через свою живопись. «Надеюсь, мои картины принесут пользу и радость тем, кто будет посещать галерею. Приходите, я буду всегда с вами в своих картинах, - обещал художник в своем послании, записанном на пленку по случаю открытия галереи. - Я горжусь своей родиной и вами, дорогие мои земляки».
А я, в свою очередь, горжусь тем, что хоть как-то смогла прикоснуться к памяти великого человека, живя и учась там, где жил и учился он, исследуя его творческий и жизненный путь. Я восхищаюсь мастерством своего земляка и надеюсь, что моя работа расскажет еще кому-то о том, каким Великим человеком был художник Гоптарев Михаил Михайлович.
О путнике
Зимовье зверей
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Хитрый коврик
Домик зимней ночью