Кино в Белорецке
Вложение | Размер |
---|---|
kino_v_beloretske.doc | 498.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 13
Тема исследования:
Кино в Белорецке
Подготовили: Челищева Анна,
Фазылова Лина, учащиеся 8 класса
Руководитель: Шагалиева С.Б.,
учитель башкирского языка и литературы
Белорецк -2017
Содержание
1). Кристен Гайнет
2). Евгений Калугин
5. «Вечный зов родной земли»
6. Заключение
7. Список использованных источников.
Введение
Пожалуй, нет такого человека, который не любит кинематограф. Мы часто задаемся вопросом: откуда у нас такой интерес к «важнейшему» из искусств? Наверное, потому, что многие из нас хотят быть причастными к кино. Многие мальчишки и девчонки посещают театральные студии и кружки, занимаются изучением истории кинематографа. Особенно их вдохновляет то, что известные фильмы были сняты в родном городе Белорецке.
Кино – это веский и неоспоримый факт культуры 20 века. О нём, как о самостоятельном искусстве, написано очень много. Кино входит в нашу жизнь, переплетается с нашей жизнью.
2016 год был объявлен Годом кино. Кино – волшебная страна. Задумывались ли вы над тем, что такое кино? Что скрывается за данным понятием, какие виды фильмов существуют и как их создают? Это чрезвычайно интересный и увлекательный вид искусства. При создании фильма интересен не только результат (готовый фильм), но и сам процесс создания фильма.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что мы мало интересуемся историей и часто не знаем, сколько интересного из прошлого могут рассказать окружающие нас взрослые. Проблема, которую мы видим, то что мы мало общаемся со старшим поколением людей, а ведь они – настоящие хранители истории и культуры.
Цель исследования: изучение экранизации фильмов, снятых в Белорецке, знакомство с творчеством режиссеров нашего родного края. Изучение воспоминаний взрослых.
Задачи:
1. Узнать, какие фильмы были сняты в Белорецке и Белорецком районе.
2. Собрать материал о молодых режиссерах - выходцев из нашего края.
3. Узнать от взрослых, что значило для них кино в детстве.
Методы исследования: поиск информации в Интернете, чтение литературы по теме, беседа, просмотр кинофильма «Вечный зов родной земли»
Предмет исследования: фильмы снятые в Белорецке и Белорецком районе.
Объект исследования: значимость кино для человека.
Гипотеза: Природа нашего родного края притягивала режиссеров снимать фильмы. Снятые фильмы
Данный проект может использоваться при проведении внеклассных мероприятий, для расширения кругозора, для воспитания интереса к культуре и истории своей страны.
никогда не бывал.
История кинотеатра «Металлург»
Кинотеатр «Металлург» расположен в центре города на площади Металлургов. Первым директором был Скурлатов Александр Васильевич. Белоречанин, родился в 1927 году. Имея среднее образование, позже закончил Университет марксизма-ленинизма при городской партии. Будучи энергичным, добросовестным, он устранил строительные неполадки, отремонтировал отопление, заменил обычный экран на широкий. Коллектив кинотеатра уважал Александра Васильевича, и он отвечал им взаимностью. Кинотеатр выполнял и перевыполнял план работы. Александр Васильевич проработал в кинотеатре 15 лет. После Скурлатова А.В. в кинотеатре работали директорами Сысоева Елизавета Ивановна, Старостин Василий Петрович, Телятников Юрий Валентинович, Горбатов Анатолий Иванович, Горячев Геннадий Викторович, Агафонова Валентина Григорьевна, Рыбакова Любовь Васильевна, Лунегов Сергей Константинович.
Последний директор кинотеатра «Металлург» до его закрытия в 200 (?) г. Бардина Нина Дмитриевна. Первым киномехаником и техническим руководителем была Тучкова Надежда Константиновна, она проработала в кинотеатре 33 года. Кроме неё киномеханиками были Езенко Юрий, Смирнов Юрий. Ещё мальчишкой начал работать в кинотеатре Аникин Александр Иванович. Он закончил школу киномехаников в г. Белебее, затем учился в вечернем институте МГМИ. В кинотеатре он проработал более 14 лет техническим руководителем, старшим инженером. Он осваивал новую технику, устанавливал кинооборудование. Вёл кружковую работу с детьми по кино- и фото делу.
В кинотеатре, как говорят, от звонка до звонка, проработали киномеханики Тутиков Иван Михайлович и Хакимова Зина. Первыми контролерами были Захарова Таисия, Оголихина Мария, Чечеткина Вера. Кинозритель любил их за культурное обслуживание, доброту, чуткость, вежливость.
В 50-80 гг. в кинотеатре звучала живая классическая музыка в исполнении эстрадного оркестра под руководством Шахова Александра.
С 1970 года Сысоева Елизавета Ивановна приняла кинотеатр. При ней работал Совет содействия по кино в составе более 200 киноорганизаторов-общественников.
Лучшим был Виль Усманов – учитель истории. Он часто работал на выборных должностях в Комсомоле, обкоме Комсомола в Уфе. В Белорецке возглавил работу отдела культуры Исполкома. В последние годы работал учителем, организатором по внеклассной работе в школах № 1, №8. Пропаганде лучших советских фильмов уделялось особое внимание. Каждую пятницу по местному телевидению транслировались фильмы, работала световая реклама. Совет кинотеатра распространял абонементы тематических фильмов как для детского, так и для взрослого зрителя. Народный университет по киноискусству работал на базе пед училища, мед училища и металлургического техникума. В дни всенародных праздников и школьных каникул учащиеся вели обзорные беседы о фильмах, встречались с интересными людьми.
С большим успехом в белорецком кинотеатре прошли премьеры фильмов «Особо важное задание» (1979г.), «Приказ перейти границу» (1982), «Шёл четвёртый год войны» (1983г.). В 70-е годы белорецкий зритель встретился на большом экране с замечательными режиссерами и киноактёрами фильма «Вечный зов»: Краснопольским В., Усковым В., Лапиковым И., Спиридоновым В. и другими.
Но постепенно кинотеатр приходил в упадок, всё меньше зрителей приходило в «Металлург». Это было связано и со слабым развитием отечественного кинематографа, и, напротив, стремительным развитием телевидения. Белоречане предпочитали смотреть фильмы дома у экранов телевизора. В 2004 году кинотеатр был закрыт.
И только в 2011 году начались работы по реконструкции кинотеатра. В 2016 году рамках проведения Года кино особое внимание уделено развитию системы кинопоказа в регионах страны и прежде всего в малых городах с населением не превышающем 100 тыс. человек. В частности, предусмотрено выделение субсидий организациям кинематографии на приобретение современного кинооборудования для кинозалов при условии произведенного в них ремонта. В связи с этим, был проведен конкурс, по итогам которого Фонд кино составил перечень получателей средств в целях создания условий для показа национальных фильмов. В список вошли восемь кинозалов нашей республики, среди которых и белорецкий кинотеатр «Металлург».
Теперь 3D кинотеатр «Металлург» — это современный кино комплекс, место для отдыха и развлечения всей семьи. При сохранении своего первоначального, «классического» вида как снаружи, так и внутри, он полностью соответствует современным требованиям кинопроката.
Фильмы, снятые в Белорецке
1. «Долгое-долгое детство» — экранизация повести Мустая Карима. Режиссер фильма Булат Юсупов вынашивал идею экранизировать эту повесть долгое время. Ему удалось это сделать лишь благодаря сильному сокращению сценария. События автобиографической повести разворачиваются в 1920-х годах. Мы наблюдаем за жизнью мальчика по прозвищу Пупок из башкирской деревни, за обществом, за жизнью в селе и жизнью тех, к кому судьба оказалась не очень благосклонна. Мы наблюдаем, как взрослеет главный герой, как формируется его характер, как он проходит Великую Отечественную войну и как становится писателем. Фильм вышел в 2005 году. В ролях: Айдар Закирьянов — Пупок-детство, Ильмир Идрисов — Пупок-взрослый, Егор Сурганов — Асхат, Рушана Бабич — Людмила и другие. Съёмки фильма проходили в деревне Баишево Баймакского района Башкортостана. Интересно, что из Белорецка для фильма привезли ретро-автомобиль ГАЗ-М-1, а военные сцены снимались на полигоне Алкино-2.
2. Драматический фильм «Седьмое лето Сюмбель» киностудии «Башкортостан» вышел в 2002 году. Режиссер — Булат Юсупов. События происходят в Башкирии в 1937 году. Офицер НКВД Курамша Янбердин узнает, что его жене Фирдаус грозит арест за антисоветскую пропаганду. Он безумно любит ее и готов пожертвовать всем. Вместе с дочкой Сюмбель они бегут из города в глухую башкирскую деревню, где живут друзья Курамши — Ахат и Тагир, воевавшие вместе с ним в Красной Армии во время гражданской войны. Но Курамша и его семья уже разыскиваются. В ролях снимались: Расуль Карабулатов — Курамша, Рушана Бабич — Фирдаус, Камилла Биккулова-Кусимова — Сюмбель и другие. «Седьмое лето Сюмбель» снимали в Белорецком и Архангельском районах республики: именно в этом фильме в последний раз запечатлена Белорецкая узкоколейная железная дорога. Вторая часть фильма была снята в башкирской деревне Верхние Лемезы.
3. Художественный фильм "Пропавшая экспедиция". С большим вниманием его будут смотреть и белоречане: ведь 30 лет назад некоторым из них довелось быть свидетелями и участниками съемок массовых эпизодов этой картины. Ее постановщик — известный режиссер Вениамин Дорман, на счету которого множество приключенческих фильмов. Не случайно в среде кинематографистов его звали "Шпион". Лента, к созданию которой группа студии им. М.Горького приступила летом 1975 года, рассказывает о том, как в первые годы революции из Питера в далекую сибирскую деревню Ардыбаш, в роли которой выступили деревни Белорецкого района, отправляется экспедиция. Ей предстояло отыскать и начать добычу золота на местных приисках. К участию в работе над картиной Вениамин Дорман привлек как известных, так и молодых актеров. В "Пропавшей экспедиции" свои первые роли в кино исполняли ныне широко известные Александр Абдулов и Евгения Симонова. Вместе с такими зубрами экрана, как Николай Гринько, Виктор Сергачев, Лев Прыгунов, Раднэр Муратов (ставший к тому времени известным Василием Алибабаевичем), Николай Олялин, свои силы пробовали также Вахтанг Кикабидзе, Александр Кайдановский и уже известный по главным ролям в фильме "Кортик" и "Бронзовая птица" московский школьник Сергей Шевкуненко (в начале 90-х его как криминального авторитета при невыясненных обстоятельствах убьют вместе с матерью в собственной квартире в Москве).
Работа над фильмом, а затем и его продолжением "Золотая речка" проходили в непосредственной близости от Белорецка и на его окраинах, где к тому времени еще сохранялись целые кварталы дореволюционной застройки. Местные жители тепло встречали артистов, дружно приходили на творческие встречи, которые организовывали актеры с просмотром уже отснятого материала. Надо заметить, что в это же время режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков (двоюродные братья) здесь же, в окрестностях Белорецка, снимали свою эпопею "Вечный зов". Так что горожанам и сельчанам выпала уникальная возможность встретиться со многими тогдашними кинознаменитостями.
Со съемками "Пропавшей экспедиции" связано и несколько интересных событий. Так, в городском загсе Белорецка был зарегистрирован брак Александра Кайдановского и Евгении Симоновой, тогда еще старшекурсницы одного из московских театральных вузов. К сожалению, он оказался недолговечным, а Александр Кайдановский умер около десяти лет назад. Кстати, этот популярный актер очень подружился с местным хирургом-ортопедом Юрием Ларионовым, они вместе ходили на охоту, а после травмы, полученной на съемках, Юрий Григорьевич оперировал артиста.
Фильм "Пропавшая экспедиция" долгое время был весьма популярен у зрителей, как и другие картины, снятые Вениамином Дорманом. Он, к примеру, так заинтересовал слесаря трамвайного депо Стерлитамака Виктора Гладкова, что тот на протяжении нескольких лет подряд в свои отпуска приезжает в Белорецк, где досконально изучает места съемок. И теперь он лучше любого киноведа может рассказать о том, где, при каких обстоятельствах проходила работа над лентой и как сложилась судьба участников ее съемочной группы.
4. И, конечно же, хотелось бы отметить телесериал «Вечный зов», снятый по роману Анатолия Иванова. В нем рассказывается, как семья Савельевых и их односельчане переживают Великую Отечественную войну и послевоенное время. Режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, авторы знаменитого советского сериала «Вечный зов», решили, что для того, чтобы снять Сибирь, ехать туда вовсе не обязательно. В результате летом 1973г. съёмочная группа появилась в Дуванском районе, и в первых четырех сериях мы узнаем удивительные по красоте пейзажи реки Юрюзань, а также деревенек, стоящих на её берегах: Елабуги, Каламаш, Бурцовки. Тут и скала Сабакай высится узнаваемым профилем. Снимали режиссеры и в деревнях Тастуба, Ярославка. Множество местных жителей принимало участие в массовке, о чём до сих пор вспоминают с большой теплотой и гордостью. Впрочем, эта самая массовка стала камнем преткновения для продолжения съёмок в Дуванском районе. Говорят, бухгалтерия фильма не со всеми успела рассчитаться, и во избежание скандала съёмки перенесли в Белорецкий район. Так оно было или нет, но соответствующие органы весьма сильно потаскали администрацию съёмочной группы – факт известный.
В Белорецком районе к Краснопольскому и Ускову присоединился режиссер Вениамин Дорман, автор дилогии «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка». Как в «Вечном зове», так и в этих двух фильмах узнаются дома хутора Отнурок, каменная речка, стекающая с горы Кирель, «каменный мешок» на Малиновой, р. Нура. Режиссеры охватили добрую половину Белорецкого района. Дорман увековечил паром через Белую в поселке Узян, «расстрелял» из пулемета состав на Белорецкой узкоколейке у Егоровых печей, запустил в небо на самодельном дельтаплане пацана со скалы в деревне Шушпа.
У авторов «Вечного зова» география была чуть шире, и в кадрах мы видим множество узнаваемых мест от Верхнеаршинского до Узяна. Например, известная сцена, где Агата ходила по дороге встречать Ивана Савельева из мест заключения, снята на старом Верхнеуральском тракте, на горушке близ Узяна. Помните, там красивая панорама далей идет? Так вот, если будете ехать от Белорецка в Узян, перед селом поверните вправо, на самом перегибе подъёма, и без труда узнаете место.
Краснопольский и Усков умудрились во время работы над «Вечным зовом» снять ещё один фильм – «Отец и сын». На Павловском водохранилище отдыхавшие на окрестных турбазах вспоминают участие в массовке. Этим двум режиссерам за прославление Башкортостана на весь мир можно было присвоить звание «народных режиссеров РБ».
Первые четыре серии фильма снимались в Дуванском районе Башкирии, в селе Тастуба и на берегу реки Юрюзань. Далее «Вечный зов» снимался в Белорецком районе Башкирии. Сцена, где Агата ходила по дороге встречать Ивана Савельева из мест заключения, была снята на старом Верхнеуральском тракте, на горушке близ Узяна. Жители мест, где снимали «Вечный зов», до сих пор вспоминают о съемках и о своем участии в них.
Фильмы, снятые в Башкортостане, различаются по месту съемок и по тематике. Мастерство башкирских режиссеров растет, их фильмы становятся все лучше и лучше, а в Башкортостане есть еще много мест, которые могут украсить любой фильм.
Воспоминания о «Вечном зове»
Многим жителям посчастливилось сняться в этих фильмах. Воспоминаниями о тех временах поделились тогдашние самодеятельные актёры русского и башкирского драматических театров Алевтина Куприева (на снимке) и Мухаррам Салимов. Они рассказывали о том времени так эмоционально, будто всё было вчера. Мухаррам Салимов( из воспоминаний)
- Во время съемок у народа было веселое настроение. Для нас это был праздник. Многие жители нашего города, участвовали в съемках, некоторых уже нет в живых. Снимали несколько дублей, я играл белогвардейца, актер должен был ударить меня пистолетом, но было скользко, он поскользнулся и ударил меня сапогом в голову. Я упал, было очень больно, но я не мог пошевелиться. Просто лежал и ждал команды «Снято!» После съемок, костюмерши не оказалось на месте, пришлось идти домой в костюмах и в гриме белогвардейца. Когда я пришел домой, меня не узнала.
Одна из участниц тех съемок, администратор городского Дворца культуры Алевтина Куприева напомнила, что в 1974 году в Белорецке работали сразу две киносъемочные группы. Киностудия имени Горького снимала фильмы «Золотая речка» и «Пропавшая экспедиция». В то же лето приехал и «Мосфильм» для съёмок многосерийного фильма «Вечный зов».
– Базировались они у нас во Дворце культуры, – рассказывает Алевтина Николаевна. – Здесь у артистов были гримёрки, в танцевальном зале располагались костюмерные. Одежды было всяких размеров – тысячи костюмов! В нашей мастерской делали многие элементы декораций. А мне тогда было двадцать два года. Я играла в народном театре и, конечно, всех актёров Дворца пригласили участвовать в съёмках. По ходу работы мне пришлось сниматься в полутора десятках эпизодов. Помнится, на Укшуке были развернуты декорации строительства завода. Мы стояли под репродуктором и слушали сводку Информбюро. Моя бабушка, не дождавшаяся мужа с фронта, очень естественно выглядела потом на экране. В поле, возле Сосновки мы снимались в эпизоде жатвы пшеницы, там же вязали снопы. На скале, в начале улицы Кирова я в одном из сюжетов была почтальонкой. В Юрюзани при пожаре бежала с детской люлькой в руках – проводницей в вагоне нашей узкоколейки была. Всему нас там научили! – улыбается Куприева. – А уж зрителей собиралось на съёмках целые толпы. Всем было интересно, как делают кино. Людям в массовке платили по три рубля за съемочный день, а мне, как актрисе первого плана – семь пятьдесят. Как–то приезжали уфимские корреспонденты. Спрашивали, куда деньги дела, – смеется Алевтина Николаевна. – Ну, куда могла деть! Покупала книги, пластинки, почтовые марки…
И на следующий год съемочная группа «Вечного зова» ещё раз приезжала. Лето тогда выдалось жарким. А уж сколько воспоминаний после съёмок осталось! Я могу эти фильмы пересматривать бесконечно – всё там такое родное и знакомое… Для нас же все актёры фильма стали вроде родственников. Вадим Спиридонов, сыгравший Фёдора, по окончании съемок «Вечного зова» сказал: «Прошла жизнь». К слову, после этого фильма он прожил всего шесть лет, хотя было ему только 45…
Три года назад к нам приезжала исследовательская группа из международной организации ЮНЕСКО, подготовившая телепрограмму к 40-летию фильма. Вместе с ними я ездила по многим местам съёмок, проводила экскурсию.
К сожалению, современное кино делают совсем по другим правилам, – сказала в заключение Алевтина Николаевна.
Алевтина Куприева (на снимке)
Кирстен Гайнет
Настоящее имя девушки – Кирстен Гайнетдинова. Будущий кинорежиссёр родилась и выросла в Белорецком районе Башкортостана, училась в Медицинском колледже в Уфе, затем получила образование в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения.
Фестиваль прошёл в Македонии, здесь же состоялась международная премьера картины. Фильм рассказывает о нелёгкой судьбе человека, который был отправлен в зону Чернобыля ликвидировать последствия аварии. Ранее «Живи, солдат, живи» был представлен на кинофестивалях в Москве и Санкт-Петербурге. К слову, фильм будет показан на международном фестивале в Португалии.
Кирстен Гайнет: «Спасибо большое за такой приз. Очень приятно получать из рук таких высокопочтенных людей кинематографа. Это не передать словами, потому что это первый приз для моего фильма в другой стране. Спасибо большое».
Евгений Калугин
Имя белорецкого режиссёра и сценариста, начальника видеоинформационной службы ГДК Евгения Калугина известно не только в нашем городе: снятые им документальные фильмы не раз завоёвывали награды на престижных республиканских, всероссийских и международных фестивалях авторского кино.
Первые шаги
Однажды Евгению попала в руки книга Сергея Лукьяненко «Рыцарь сорока островов», читая которую он ясно представлял себе её героев, развитие событий. Ему тут же захотелось поделиться увиденной картиной с другими. Он понял: нужно снять кино. Евгений учился тогда в пятом классе…
- Помню, когда в Белорецке появилось телевидение, я обратился туда и рассказал о своей идее, - улыбается режиссёр. - Понятно, на меня смотрели как на сумасшедшего. По дороге домой шёл и думал: «Ну и ладно, пускай, а я всё равно буду снимать кино! Сам буду!». Конечно, я не понимал главного: кино – это колоссальный труд.
Мечта героя публикации была настолько сильной, что просто не могла не воплотиться в жизнь. В 2007 году Евгений представляет на суд зрителей сразу два фильма: художественно-документальный об истории рождения Белорецкого металлургического комбината и города, а также мистическое кино «Идущий по небу» с элементами башкирских национальных сказаний. И это было только начало.
В 2008 году Евгений Калугин снимает художественный фильм «Крест» о жизни современной России - динамичную, довольно жёсткую, но правдивую киноленту. Картина была включена в программу XI международного фестиваля независимого кино «Дебоширфильм - Чистые грёзы» в Санкт-Петербурге.
- Сразу было понятно, что приз нам не «светит»: фестиваль собрал успешных и знаменитых режиссёров не только со всей России, но и из-за рубежа, - вспоминает Евгений. – Но попадание фильма в программу уже было большим успехом.
Именно там, на фестивале, я познакомился с известным режиссёром Андреем Шальопой («Море по колено», 28 панфиловцев» и др.), с которым мы стали хорошими друзьями.
К 65-летию Великой Победы молодой режиссёр снимает фильм «Орден», посвящённый памяти прадеда, погибшего в Великую Отечественную войну. Картина была представлена на III Уфимском открытом кинофестивале короткометражного кино, где получила награду «За лучшую режиссуру». Также она была отмечена Дипломом 57-го Петербургского международного фестиваля любительского кино «Белые ночи-2015».
История в кинокадрах
В 2012 году к юбилею города белоречане получают от Евгения Калугина киноподарок – документальный фильм «Шесть историй», рассказывающий об истории Белоречья. Режиссёр знакомит зрителей и с и другим короткометражным фильмом – «Авзянская тальяночка» - о Тимофее Андреевиче Трофимове, жителе посёлка Верхний Авзян, который смастерил более 20 гармоней.
- Фильм не рассчитан на широкую публику, поскольку это – не экшен и не триллер, - поясняет Евгений. – Это наша история и её важно сохранить для последующих поколений. Возможно, кто-то, просмотрев фильм, не поймёт его, усмехнётся, мол, зачем он вообще нужен. Что ж, у каждого - свои приоритеты. Для меня же главное, что «Авзянская тальяночка» - фильм живой. Конечно, сейчас я бы многое в нём переделал, но уже не имею права: работа закончена. Приятно, что фильм оценили документалисты, кинематографисты, критики. Значит, мы всё сделали правильно.
«Авзянская тальяночка» сразу же получила Диплом в номинации «За сохранение культурных ценностей» на II открытом фестивале народного кино «Кинозрение» в Уфе.
- Когда я начинал снимать фильм, даже представить не мог, что получу за него какие-либо награды, - рассказывает Евгений. – Честно, не думал об этом, возможно, даже побаивался в душе. Именно поэтому очень волновался, сидя в зале кинокомплекса «Искра-IMAX», где проходил фестиваль. Председателем жюри был российский актёр и режиссёр Олег Фомин, и для меня было важно, что он, профессионал, смотрел фильм и дал ему свою оценку. Помню, во время церемонии награждения я сказал, что не научен говорить громкие слова, для меня важнее снимать кино. Пусть мои фильмы скажут за себя сами.
Награда, полученная в Уфе, стала лишь первой ласточкой. В 2013 году «Авзянская тальяночка» была удостоена бронзовой медали на всероссийском кинофестивале «История и культура» в Санкт-Петербурге, в 2015 – Диплома II степени в номинации «Лучший документальный фильм» на VI всероссийском фестивале видеофильмов по народному творчеству, традициям, культуре и этнографии (Йошкар-Ола). В 2016 году фильм получил Гран-при и был отмечен за лучшую режиссёрскую работу на республиканском конкурсе видеофильмов «Серебряные нити».
Чтобы помнили
В год 70-летия Великой Победы Евгений Калугин снимает фильм «Я убит подо Ржевом» о нашем земляке — Семёне Герасимовиче Панькове, погибшем в сентябре 1942 года. Съёмки велись в Белорецком районе и Тверской области, под Ржевом.
На всероссийском фестивале некоммерческого кино «История и культура» в Санкт-Петербурге кинолента завоевала Диплом 2-ой степени и серебряную медаль.
- При поддержке директора ГДК Сергея Михайлова я должен был лететь в Петербург, - говорит режиссёр. – Церемония награждения проходила в музее-квартире Александра Сергеевича Пушкина. Я так мечтал там побывать! Однако ничего не вышло: так разволновался, что заболел. Пришлось остаться дома. Награду получил позже, когда поехал на фестиваль «Белые ночи». Там я пообщался с организаторами, студентами, преподавателями Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Был на мастер-классах, учился у профессионалов. Познакомился с режиссёром и критиком Юрием Калугиным, преподавателем института кино и телевидения. Мы и сейчас с ним поддерживаем контакт, благодаря интернету. Что мне понравилось: никто не смотрел на меня и нашу работу свысока – общение со всеми было на равных. Это дорогого стоит!
В 2016 году фильм «Я убит подо Ржевом» побеждает в номинации «Лучший документальный фильм» регионального фестиваля любительского кино в Туле. Председателем жюри был генеральный директор «КАРО Продакшн» Юрий Обухов, который неоднократно выражал своё желание познакомиться с талантливым белорецким режиссёром, но Евгению не удалось поехать. Не был он и на VII международном фестивале «Человеческое кино», который проходил в Новосибирске: фильмы «Авзянская тальяночка» и «Убит подо Ржевом» были отмечены в номинации «Лучшая режиссёрская работа».
«Вечный зов родной земли»
В прошлом году Евгений со своей командой – Павлом Жариновым и Вадимом Биргалиным – приступил к съёмкам фильма о горе Иремель. Но так как работа над кинолентой ведётся лишь летом, режиссёр принял решение снять ещё одну картину, которая станет хорошим подарком белоречанам к 255-летию города.
- Мы решили поднять тему «Вечного зова», вернее, рассказать о людях, которые участвовали в съёмках фильма, - поясняет Евгений. – Возможно, кто-то скажет, что тема заезжена – мол, и передача с Андреем Малаховым по Первому каналу была, и в новостях не единожды показывали. Но вот полноценного документального фильма об этом значимом для нашего города событии нет. А ведь люди, сыгравшие роли, пусть эпизодические, в легендарном фильме, живут рядом с нами. Это Алевтина Куприева, Галина Прасолова, Мухаррам Салимов. Думаю, белоречанам будет интересно узнать от них о съёмках «Вечного зова». Да, они уже об этом рассказывали, но в нашем фильме будет много того, о чём ранее не упоминалось.
Честно говоря, когда мы начали снимать «Вечный зов родной земли», сам я не ждал чего-то особенного, но в процессе произошёл интересный поворот. Какой? Пусть это останется небольшой тайной до показа картины. А вот другим секретом я охотно поделюсь: нашей съёмочной группе удалось побывать в Москве, в гостях у режиссёров «Вечного зова» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. С ними мы разговаривали о кинокартине, съёмках, Белорецке, природе, просто о жизни. Показали им набросанный фильм, просматривая который они вспоминали местность, а мы подсказывали, где что находилось и как изменилось с течением времени. Они помнят, как проходили съёмки, как они жили здесь, подобно большой дружной семье, и много других интересных моментов, которые войдут в документальный фильм «Вечный зов родной земли».
Встречу с этими великими людьми организовала белоречанка Ангелина Сурина, шеф-редактор телепередачи «Прямой эфир» с Борисом Корчевниковым на канале Россия1. Поездка состоялась при поддержке заместителя председателя Совета МР Белорецкий район Евгения Карепанова и Администрации МР БР, Олега Игоревича Хлёсткина и директора Городского Дворца культуры Сергея Михайлова. Мы выражаем слова искренней благодарности всем, кто помог нам в этом важном деле!
Документальные фильмы Евгения Калугина – короткометражные, как правило, длятся они не более 15-ти минут. «Вечный зов родной земли» будет идти немного дольше.
- Мы не боимся, что по регламенту не сможем представить фильм на кинофестивалях, поскольку снимаем его, в первую очередь, для белоречан, - говорит режиссёр. – Будет просто здорово, если эту киноленту покажут также в других регионах нашей страны. Таким образом, россияне узнают, что «Вечный зов» снимался в Белорецке – самом замечательном городе!
Заключение
Сегодня пленочное кино вытесняется цифровым. Для цифровых показов достаточно всего одного малогабаритного кинопроектора, размещаемого на стойке с несколькими полками и оснащенного клавиатурой, – управлять такой машиной, не сложнее, чем проигрывать фильм на домашнем ноутбуке. На все про все современному мультиплексу достаточно лишь маленькой комнатки с сервером и одного человека, который может управлять показами в пятнадцати залах сразу.
2016 год был объявлен в России годом кино. В городах, может быть, это и чувствовалось. А деревенские жители живут воспоминаниями о добром советском кино. Когда люди плакали на фильмах, искренне переживали за героев, бурно обсуждали после просмотра. Эти картины были про жизнь большинства людей, они учили, быть хорошими людьми.
Работая над проектом, мы многое узнали про фильмы, которые снимали в нашем городе, о режиссерах, которые сейчас работают. Кино имеет огромное значение для людей. И, конечно же, мы просмотрим все фильмы, которые были сняты в нашем городе и порекомендуем своим друзьям.
Думаю, наш работа будет полезна при проведении классного часа, внеклассного мероприятия. И мои друзья тоже начнут интересоваться жизнью своих бабушек и дедушек, родителей. Действительно, это очень интересно и поучительно!
Список использованных источников
1. http://www.belrab.ru/rubriki/kultura/item/387-beloretsk-na-bolshom-ekrane
2. http://www.gdkb.ru/page/vechniy_zov_beloretsk.html
3. http://beloretsk.ru/v-beloreckom-rajone-otkryli-god-rossijskogo-kino/
5. https://www.youtube.com/?gl=RU&hl=ru
«Течет река Волга»
Муравьиная кухня
5 зимних аудиосказок
Как нарисовать черёмуху
Привередница