Исследовательская работа посвящена изучению возможностей реализации олимпийского образования в современной школе.
Вложение | Размер |
---|---|
1_rabota_orinchuk_melnikova.docx | 40.5 КБ |
РЕЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
Оринчук Н.В., Мельникова Е.С.
Научный руководитель: учитель физической культуры Оринчук А.Н
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комаровская школа» Богородского района Нижегородской области
Актуальность исследования. Основоположник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен в 1912 году официально сформулировал термин олимпизм, который и составил основу современного олимпийского образования. Олимпизм – это философия жизни, превозносящая и объединяющая в сбалансированное целое качества тела, воли и разума, смесь спорта с культурой и образованием [2].
Анализируя более чем столетнюю историю современного олимпийского движения, можно убедиться в том, что идеалы, лежавшие в основе олимпийского спорта Древней Греции, вечны и притягательны для человечества. Борьба за идеалы не только позволила возродить Олимпийские игры, но и сделала олимпийское движение популярным явлением, охватившим все континенты и страны, своего рода феноменом общественной жизни мирового сообщества на рубеже XX-XXI веков [5].
Олимпийское образование в школе, которое существенно активизировалось в преддверии проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году, предполагает формирование у обучающихся определенной системы знаний, мотивацию интересов, ценностных ориентаций и установок [4].
Идеалы олимпизма ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, обладают несомненным воспитательным потенциалом. Так, сложные проблемы патриотического воспитания в нашей стране возможно решать и через формирование у подрастающего поколения чувства сопричастности к борьбе и победам спортсменов России на мировых аренах [1].
В то же время сегодня имеется определенный дефицит разработок по содержательному обеспечению олимпийского образования в учебном процессе.
Цель исследования – изучение возможностей реализации олимпийского образования в современной школе.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативно-правовое и методическое обеспечение олимпийского образования в Российской Федерации.
2. Определить формы олимпийского образования в современной школе.
3. Оценить эффективность реализации программы олимпийского образования в Комаровской школе.
Практическая значимость исследования заключается в изучении и анализе нормативно-правового и методического обеспечения олимпийского образования в современной школе. Представленная в работе программа олимпийского образования доступна для реализации в образовательных организациях любого типа. Она не требует существенных материальных затрат и позволяет привлечь к участию в воспитательной деятельности всех субъектов образовательного процесса.
Методы и организация исследования.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы.
2. Опрос участников исследования с целью определения наиболее эффективных форм реализации программы олимпийского образования и оценки уровня их знаний по вопросам олимпийского и паралимпийского движения.
3. Анализ нормативно-правовой и методической документации обеспечивающей реализацию олимпийского образования.
4. Метод математической обработки и анализа результатов исследования.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Комаровская школа» Богородского муниципального района в период с сентября 2017 года по май 2018 года. Основу исследования составила оценка эффективности реализации программы олимпийского образования «Декада олимпийского спорта».
Таблица 1
Содержание программы олимпийского образования
«Декада олимпийского спорта»
Месяц | Вид спорта | Месяц | Вид спорта | |
I полугодие | II полугодие | |||
Сентябрь | Легкая атлетика | Январь | Зимние виды спорта (лыжи, биатлон) | |
Октябрь | Футбол | Февраль | Интеллектуальные виды (шашки, шахматы) | |
Ноябрь | Настольный теннис, бадминтон | Март | Волейбол | |
Декабрь | Баскетбол | Апрель | «Президентские состязания» | |
Май | Легкая атлетика |
Главной целью реализации программы олимпийского образования «Декада олимпийского спорта» стало повышение уровня образования обучающихся, родителей и учителей в области олимпийского и паралимпийского спорта. Программа реализуется на протяжении учебного года и включает в себя проведение ежемесячно декад, посвященным олимпийским видам спорта (таблица 1).
Проведение декад связано с программой по физическому воспитанию обучающихся 1-11 классов общеобразовательной организации, что существенно его дополняет.
Реализация программы олимпийского образования в Комаровской школе включает различные формы образовательно-воспитательной деятельности:
Результаты исследования.
В ходе исследования было определено, что для реализации олимпийского образования в образовательных организациях Российской Федерации и Нижегородской области была разработана соответствующая нормативно-правовая документация:
Все документы подготовлены в период подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи 2014 года и были призваны активизировать процесс олимпийского образования в предверии этих игр.Методические рекомендации по релизации олимпийского образования были также разработаны на рагиональном уровне в Тульской Курганской, Московской, Ленинградской и других областях в период с 2011 по 2013 годы. В Нижегородской области данный документ не разрабатывался.
Формы реализации олимпийского образования и их эффективность.
В мае 2018 года был проведен опрос обучающихся 3-11 классов школы с целью определения наиболее оптимальных форм проведения декад по олимпийскому спорту (таблица 2). Результаты опроса показали, что все формы реализации программы олимпийского образования «Декада олимпийского спорта» вызывают интерес у обучающихся. На первое место обучающиеся поставили спортивные соревнования: 86% школьные и 77% поселковые, что подчеркивает интерес обучающихся к состязательной деятельности. На втором месте оказались мероприятия, связанные с повышением их знаний в области олимпийского движения: 68% олимпийские уроки по другим предметам и 65% викторины и интеллектуальные конкурсы. И на третье место обучающиеся поставили информационные и творческие мероприятия: 56% информационное освещение и 48% творческие конкурсы.
Таблица 2
Определение эффективности форм олимпийского образования при реализации программы «Декада олимпийского спорта»
№ п/п | Содержание вопроса | Ответ респондентов (n=268) |
Какие формы реализации декады олимпийского спорта наиболее интересны для Вас: - общешкольные соревнования по виду спорта - викторины и интеллектуальные конкурсы - творческие конкурсы - поселковые соревнования - информационное освещение - олимпийские уроки по другим предметам | 86% (231 чел) 65% (176 чел) 48% (129 чел) 77% (207 чел) 56% (151 чел) 68% (182 чел) |
Для оценки уровня знаний обучающихся в области Олимпийского и Паралимпийского движения, был проведен опрос обучающихся 3-11 классов (анкета представлена в приложении 2). Вопросы в анкете были сгруппированы в 3 блока:
- история Олимпийского движения;
- достижения российских и нижегородских спортсменов на Олимпийских играх.
- Паралимпийское движение, достижения российских паралимпийцев.
Опрос проводился 3 раза за учебный в год: в сентябре 2017 года, в январе и мае 2018 года. Данные опроса за сентябрь 2017 года показали, что по всем вопросам олимпийского движения, достижений российских спортсменов на олимпийских играх и Олимпийских играх в Сочи учащиеся имеют уровень знаний ниже среднего, а по вопросам Паралимпийского движения и достижений российских спортсменов на паралимпийских играх низкий уровень знаний (таблица 3).
Таблица 3
Результаты оценки уровня знаний обучающихся в области Олимпийского и Паралимпийского движения
№ п/п | Раздел | Результаты опроса | ||
Сентябрь 2017 года | Январь 2018 года | Май 2018 года | ||
1. | История Олимпийского движения | 2,3 балла (ниже среднего) | 3,2 балла (средний) | 3,8 балла (выше среднего) |
2. | Достижения российских и нижегородских спортсменов на Олимпийских играх | 2,2 балла (ниже среднего) | 3,0 балла (средний) | 3,7 балла (выше среднего) |
3. | История Паралимпийского движения и достижения российских спортсменов на Паралимпийских играх | 1,4 балла (низкий) | 2,1 балла (ниже среднего) | 2,9 балла (средний) |
Диагностика знаний обучающихся школы, проведенная в январе 2018 года и в мае 2018 года показала улучшение показателей уровня знаний по всем вопросам. Так по вопросам олимпийского движения, достижений российских спортсменов на олимпийских играх в январе 2018 года учащиеся показали средний уровень знаний, а в мае 2018 года - уровень выше среднего. По вопросам Паралимпийского движения и достижений российских спортсменов на Паралимпийских играх уровень знаний обучающихся в январе 2018 года составил ниже среднего, а в мае 2018 года - средний уровень, что говорит о правильной работе в направлении олимпийского образования обучающихся.
Выводы.
1. В ходе исследования было определено, что для реализации олимпийского образования была разработана нормативно-правовая документация, которая включает письма Министерства образования и науки РФ и Приказ министерства образования Нижегородской области. Все документы подготовлены в период подготовки к проведению Олимпийских игр в Сочи 2014 года и были призваны активизировать процесс олимпийского образования в преддверии этих игр.
2. Опрос обучающихся 3-11 классов Комаровской школы позволил определить наиболее оптимальные формы проведения декад по олимпийскому спорту. На первое место обучающиеся поставили спортивные соревнования: 86% школьные и 77% поселковые. На втором месте оказались мероприятия, связанные с повышением их знаний в области олимпийского движения: 68% олимпийские уроки по другим предметам и 65% викторины и интеллектуальные конкурсы. И на третье место обучающиеся поставили информационные мероприятия (56%) и творческие конкурсы (48%).
3. Диагностика знаний обучающихся школы, проведенная в ходе исследования, показала положительные изменение по всем разделам программы. Так по вопросам истории олимпийского движения, достижений российских спортсменов на олимпийских играх в начале исследования (сентябрь 2017 года) уровень знаний был ниже среднего, а в конце исследования (май 2018 года) - выше среднего. По вопросам Паралимпийского движения в начале исследования обучающиеся продемонстрировали низкий уровень знаний, а в конце исследования - средний уровень знаний.
Важным моментом реализации программы олимпийского образования в Комаровской школе является вовлечение в работу всех сторон образовательно-воспитательного процесса: учащиеся – учителя – родители – социум. Также значимым моментом реализации проекта стало активное участие в олимпийском образовании учителей-предметников.
Список литературы
1. Мелентьева Н. Н. Олимпийское образование школьников / Н.Н. Мелентьева, Ю.В. Поженская // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015 - С. 45-51
2. Олимпийская хартия - Лозанна: Международный олимпийский комитет, 2007. - 47 с.
3. Платонов В. Н. Энциклопедия олимпийского спорта. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 494 с.
4. Твой олимпийский учебник: учебное пособие для олимпийского образования / В. С. Родиченко и др.; Олимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2017. – 224 с.
5. Томенко А. А. Особенности становления и развития олимпийского образования в современной практике / А.А. Томенко // Наука в олимпийском спорте. - 2007. - № 2. - С. 133-136
Приложение
ОЦЕНКА
знаний обучающихся по вопросам Олимпийского и Паралимпийского движения
Оцените свои знания по вопросам Олимпийского и Паралимийского движения по
5-ти бальной шкале (поставьте знак «+» в соответствующем столбике):
1 балл (низкий) - Не знаю |
2 балла (ниже среднего) - Имею некоторую информацию |
3 балла (средний) - Имею достаточно знаний, но не в полном объеме |
4 балла (выше среднего) - Имею хорошие знания |
5 балла (высокий) - Владею знаниями в полном объеме |
№ п/п | Раздел | Вопросы | Оценказнаний, баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
История Олимпийского движения | История зарождения и проведения Олимпийских игр в Древней Греции | ||||||
История возрождения Олимпийского движения современности | |||||||
Становление Олимпийского движения в дореволюционной России | |||||||
История олимпийского движения в период до второй мировой войны | |||||||
Виды спорта зимних Олимпийских игр | |||||||
Виды спорта летних Олимпийских игр | |||||||
Содержание и реализация принципов «Фейр-плей» в Олимпийском и Паралимпийском движении | |||||||
Достижения российских и нижегородских спортсменов на Олимпийских играх | Участие советских спортсменов в олимпийском движении в период после второй мировой войны | ||||||
История проведения Олимпийских игр в Москве | |||||||
Достижения Российских спортсменов на летних Олимпийских играх | |||||||
Достижения Российских спортсменов на зимних Олимпийских играх | |||||||
Достижения Нижегородских спортсменов на летних Олимпийских играх | |||||||
Достижения Нижегородских спортсменов на зимних Олимпийских играх | |||||||
История проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи в 2014 году | |||||||
Паралимпийское движение, достижение российских паралимпийцев | История становления и развития Паралимпийского движения в мире | ||||||
Развитие Паралимпийского движения в России | |||||||
Виды спорта зимних Паралимпийских игр | |||||||
Виды спорта летних Паралимпийских игр | |||||||
Достижения российских спортсменов на Паралимпийских играх | |||||||
Достижения Нижегородских спортсменов на Паралимпийских играх |
Заяц-хваста
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Знакомимся с плотностью жидкостей
Ворона
Мороз и заяц