Цель работы – на основе исследования художественной литературы, прививать у сверстников внимательность, доброту и отзывчивость к маме, дать представление о значимости мамы в жизни ребенка, семьи, развивать интерес к чтению художественной литературы и умению оценить характеры героев.
Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ и синтез полученных результатов.
Актуальность работы: мама играет важную роль в жизни человека и от материнской любви зависит мир и согласие в доме, основы нравственной личности закладываются в раннем детстве при доминирующем воздействии мамы и отношение к матери является кирпичиком семейного счастья и гармоничного развития личности, взаимопонимания и уважения к старшему поколению.
(младшие школьники имеют низкую речевую культуру, отсутствует интерес к чтению книг и культура поведения. Необходимость сохранения русской речи, уважения к своим родителям.)
Выводы: данные моего исследования позволяют говорить о том, что мама самый дорогой человек на земле и независимо от национальностей, которые живут в России, все люди, во все времена, очень сильно любят маму и относятся к ней с уважением и лаской, поэтому мной сделан вывод, что все люди одинаковы, не зависимо от национальностей и все должны любить и не обижать своих мам, говорить им добрые, ласковые слова, что без любви человеку плохо.
Также мной сделан вывод о том, что чтение способствует развитию устной речи школьника, обогащает его словарный запас, знакомит с культурой и традициями народов России; чтение – единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, настроения и состояния.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_aleny_o_mame.doc | 77 КБ |
Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся
муниципальных образовательных учреждений.
Номинация «Соревнования юных исследователей обучающихся второй ступени образования»
«Я – исследователь»
«Образ мамы в рассказах и сказках разных народов России».
Исполнитель: Жежель Алена Евгеньевна,
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,
МБОУ СОШУИП №3, 1 а класс
Руководитель: Николаенко Раиса Владимировна,
Учитель первой квалификационной категории,
Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Лабытнанги,
МБОУ СОШУИП №3
г. Лабытнанги
2019
Аннотация
Цель моей работы – на основе исследования художественной литературы, прививать у сверстников внимательность, доброту и отзывчивость к маме, дать представление о значимости мамы в жизни ребенка, семьи, развивать интерес к чтению художественной литературы и умению оценить характеры героев.
Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ и синтез полученных результатов.
Актуальность работы: мама играет важную роль в жизни человека и от материнской любви зависит мир и согласие в доме, основы нравственной личности закладываются в раннем детстве при доминирующем воздействии мамы и отношение к матери является кирпичиком семейного счастья и гармоничного развития личности, взаимопонимания и уважения к старшему поколению.
(младшие школьники имеют низкую речевую культуру, отсутствует интерес к чтению книг и культура поведения. Необходимость сохранения русской речи, уважения к своим родителям.)
Выводы: данные моего исследования позволяют говорить о том, что мама самый дорогой человек на земле и независимо от национальностей, которые живут в России, все люди, во все времена, очень сильно любят маму и относятся к ней с уважением и лаской, поэтому мной сделан вывод, что все люди одинаковы, не зависимо от национальностей и все должны любить и не обижать своих мам, говорить им добрые, ласковые слова, что без любви человеку плохо.
Также мной сделан вывод о том, что чтение способствует развитию устной речи школьника, обогащает его словарный запас, знакомит с культурой и традициями народов России; чтение – единственный способ проникнуть во внутренний мир человека, в его мысли и чувства, настроения и состояния.
Содержание
Стр.
Цель: исследовать, как дети относятся к своей маме на примере учащихся 1 класса МБОУ СОШУИП №3, дать понимание о значимости мамы в жизни ребенка и семьи, выяснить верно ли утверждение «От матери человек берет все самое прекрасное и самое чистое…», Задачи исследования:
изучить, расширить знания детей о делах, заботах мамы о роли мамы в их жизни;
Ожидаемые результаты исследования:
Получить новые знания, представить собранную информацию в виде презентации, оформить буклеты по теме исследования, разместить свою работу на школьном сайте с целью повышения значимости мамы в жизни ребенка и семьи и популяризации чтения книг.
Объект, предмет и база исследования.
Гипотеза исследования:
Я предположила, что мама - самое главное на свете.
Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, обобщение.
Возвращаясь, как то со школы, мы разговорились с одноклассниками о маме. Каждый стал говорить, что его мама самая лучшая, и все наперебой стали говорить, что его мама лучше всех. Я сразу вспомнила о своей маме и подумала, что моя мама самая, самая… И этот детский спор заставил меня подумать, а все ли считаю, что мама у него самая лучшая и любимая? И в памяти всплыл мультфильм, который нам показывали в детском саду о маме-кукушке. Я пришла к маме и рассказала о своей беседе со сверстниками. У нас дома очень много книг и мама на ночь мне всегда читает сказки, я очень люблю эти моменты, люблю ее слушать, потому что она всегда читает с выражением и интересно. Мама предложила мне найти сказки народов России о маме и прочесть их.
Мы сходили в библиотеку и подобрали печатные издания, побеседовали с библиотекарем-----. На этом этапе мне удалось узнать много нового из тех произведениях русской литературы, которые мы с мамой прочли, узнать о роли мамы в жизни человека у разных народов.
В долгие зимние вечера, при тёплом свете абажура и шелесте книжных страниц, мамин голос мне прочел очень много сказок разных народов о маме. Читая эти сказки, я поняла, что Россия очень большая страна и в ней проживают разные народности: русские, татары, белорусы, украинцы, калмыки, селькупы, ненцы, ханты, коряки и другие. И в нашем классе учатся ребята разных национальностей: русские, украинцы, калмыки и марийцы. (Поискать сказки калмыкские и марийские), которые мне рассказывали как сильно они любят свою маму).
Мы прочли с мамой очень много сказок – это русские народные: «Волк и семеро козлят», «Счастливое дитя», «Терешечка», корякская сказка «Как старуха Кытна вернула домой свою дочь», нанайская сказка «Айога».
Терешечку, «Сказка про маму», «Не буду просить прощения» - аннотации ,
Нашли произведения русских писателей о маме, это Софьи Прокофьевой «Сказка про маму», «Не буду просить прощения», Е. Пермяка « Как Миша хотел маму перехитрить», Б.Емельянова «Рассказы о маме».
Но еще мне очень запомнилась ненецкая сказка «Кукушка», потому что мама у них работала на реке, тяжело ей было, а дети ей не помогали, не слушались ее: « …бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать – суши. Снегу натащат, а мать –убирай. И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети не помогали». От такой жизни заболела мама, навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.» Сделать выводы ,, что не все сказки заканчиваются одинаково хорошо…
В ходе исследования я поняла, что материнство это великий и тяжелый труд, но это не работа, на нее не устраиваются, это не должность и не профессия - ее не выбирают. Это призвание, это почетнейшая из всех существующих на земле должность; это самая круглосуточная (без отпусков и выходных), самая кропотливая, чистая и творческая работа, это повседневный труд. Материнская любовь - это самое сильное чувство на свете, которое основано на поддержке, ласке, заботе и конечно же, душевном тепле, это такая любовь, которая не требует ничего взамен. Мы должны об этом не забывать, не забывать о самом главном для каждого из нас человеке в жизни, заботиться о ней и любить ее.
У всех народов и во все времена – отношение мамы к своим детям одинаково: нежность, доброта и забота… Поэтому мы обязаны любить маму и заботиться о ней, не обижать и не расстраивать ее, относиться внимательнее к ее просьбам.
И, независимо от национальности, мы все одинаково любим своих мам.
4. Список литературы
1. Сказки народов Севера. Автор: Иванова А.Д. Издательство: ГУ «Северное издательство» 2014
2.Сказки России в пересказах Марка Ватагина. Издательство: Ленинград. Детская литература 1983
3. Толковый словарь В.И. Даль. Издательство: Альманах «Цитадель», 1988
4. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
5. Софья Прокофьева « Сказка про маму»
6.Русские народные сказки. Из сборника Афанасьева А.Н. Издательство Баку, Гянджлик 1990
7. Русские народные сказки. Издательство «Правда» 1990
5. Интернет – ресурсы:
Приложение 1
Список книг детям о маме для прочтения.
●
Приложение 2
Высказывания русских писателей о маме.
● Русские дети называют мать-«мама», маленькие французы –«маман», немецкие ребята-«мама», английские «мэмма», китайские -«мама», корейские –«омма». По видимому, где бы ни родился человек, почему-то именно это или очень похожее слово первым приходит ему в голову , когда надо назвать самое близкое, самое родное, самое дорогое существо на свете. Л.В. Успенский
Приложение 2
Памятка для детей
О том как нужно проявлять внимание к маме.
Памятка для родителей
Совет родителям, чтобы мамы читали на ночь детям сказки.
Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?
Приложение 4
Памятка. Какую пользу получает человек от такой полезной привычки, как чтение?
1. На первое место я бы поставила выработку четкого и ясного мышления и воображения. Подумать о прочитанном и поразмышлять, додумать за автора продолжение и придумать собственный финал — очень увлекательное занятие. Мы учимся читать между строк.
2. Чтение книг делает человека грамотным. Перечитывая тонны грамотно построенных предложений и правильно написанных слов, мы учимся писать грамотно и без ошибок. Особенно хорошо помогает в этом чтение вслух. Сегодня этот навык становится редкостью.
3. Книги развивают память. Если вы любите стихи, то многие из них знаете наизусть. Заучивая и запоминая, мы можем применять полученные навыки в других наших занятиях и деятельности.
4. От хороших книг человек умнеет. Таких людей называют начитанными. Книги расширяют наш кругозор. Мы можем поддержать беседу на разные темы или быть компетентным и более сведущим в чем-либо одном. Нас уже не смогут назвать человеком, который и двух слов связать не умеет.
5. Чтение книг способствует общению. Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит появляются темы для разговора и обсуждения. Навыки пересказывания, т. е. изложения, будут формироваться постепенно, со временем, вы станете отличным рассказчиком. Это будет объединять вокруг вас других людей.
6. Книги учат сопереживать. Оставаясь один на один с героями романа, мы становимся с ними одним целым и испытываем целую гамму чувств и эмоций при прочтении. Чтение книг рождает наши эмоции.
7. Если книга хорошо оформлена, если в ней есть красивая графика и картинки, все это способствует формированию правильного эстетического вкуса.
8. Когда мы читаем вслух, мы развиваем и улучшаем дикцию. Что очень полезно для публичных выступлений. Красивая речь всегда является преимуществом.
9. Чтение книг с карандашом в руках помогает научиться выделять главное и важное, ведь не секрет, что когда мы что-то записываем, мы улучшаем свою механическую память и информация запоминается гораздо лучше.
10.Читая книги, мы разрабатываем свою систему восприятия информации через книги. У нас появляется собственная методика чтения, с помощью которой мы лучше усваиваем информацию.
О вреде чтения книг можно сказать лишь только тогда, когда при плохом освещении можно испортить зрение, поэтому это еще один аргумент о пользе чтения, поскольку « противопоказаний» к данному занятию не имеется.
Приложение 5
Интересные факты из истории
У индейцев ----
Музыка космоса
"Разделите так, как делили работу..."
Рисуем акварельное мороженое
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Лиса Лариска и белка Ленка