Исследовательская работа обучающихся посвящена оценке готовности учителей школы и родителей обучающихся к введению Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне»
Вложение | Размер |
---|---|
byzina_a.a._manukyan_a.m._9_kl.docx | 95.31 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Комаровская школа»
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К ВВЕДЕНИЮ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО
Выполнили
Бызина Анастасия Александровна,
Манукян Ани Мануковна,
учащиеся 9а класса
Научный руководитель
Оринчук Вячеслав Анатольевич,
преподаватель-организатор ОБЖ
первой квалификационной категории
поселок Кудьма
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
ГЛАВА 1. | КОМПЛЕКС ГТО В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ | 5 |
1.1. Роль семьи и школы в физическом воспитании обучающихся | 5 | |
1.2. Современный комплекс ГТО в воспитании обучающихся | 6 | |
ГЛАВА 2. | ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО | 7 |
2.1. Организация и методы исследования | 7 | |
2.2. Отношение учителей школы и родителей обучающихся к введению ВФСК «ГТО» | 8 | |
2.3. Готовность учителей школы и родителей обучающихся к сдаче нормативов ВФСК «ГТО | 11 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 16 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 18 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 20 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян [6].
За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. В первую очередь, это связано с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, научно-методической основ физкультурно-спортивного движения.
Вместе с тем, исходя из задач по повышению вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое развитие страны, необходимо существенно увеличить число российских граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни [6].
По данным федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих [8].
Одной из ключевых мер, призванных исправить ситуацию в направлении оздоровления молодого поколения россиян, стало введение в действие с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК «ГТО»), главной целью введения которого является охват всего населения страны общим физкультурно-спортивным движением [7].
Большое значение в реализации проекта введения ВФСК «ГТО» в общеобразовательных организациях и привлечению к участию в данном движении учащихся будет иметь активная позиция учителей школ, а также родителей обучающихся [3]. Одним из направлений реализации комплекса ГТО в нашей стране должна стать информационная и пропагандистская работа среди учителей и родителей обучающихся, повышения их мотивации к участию в сдаче нормативов комплекса ВФСК «ГТО».
Цель исследования – оценка готовности учителей школы и родителей обучающихся к введению Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне»
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме введения ВФСК «ГТО» в образовательных организациях.
2. По результатам анкетного опроса оценить отношение учителей школы и родителей обучающихся к введению ВФСК «ГТО».
3. Определить готовность учителей школы и родителей обучающихся к сдаче нормативов ВФСК «ГТО».
Практическая значимость результатов работы заключается в представлении и анализе данных об отношении учителей и родителей обучающихся к введению комплекса ГТО, об их и готовности к сдаче нормативов ВФСК «ГТО». Результаты исследования могут быть использованы при организации работы по введению комплекса ГТО в общеобразовательных организациях, проведении информационной и пропагандистской работы среди учителей и родителей обучающихся по формированию положительного отношения к введению комплекса ГТО.
ГЛАВА 1. КОМПЛЕКС ГТО В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
1.1. Роль семьи и школы в физическом воспитании обучающихся
Сохранение здоровья ребенка – главная задача взрослых людей, окружающих его: родителей, педагогов и других работников школы, в которой ребенок обучается. В этой связи важно отметить, что ребенок будет действительно здоровым, если усилия школы и семьи в формировании его здоровья и здорового образа жизни будут слаженными, т.е. имеют одну и ту же цель, претворяются в жизнь школьника одними и теми же методами. Только согласованные усилия родителей и школьного коллектива, позволят проводить системную работу по сохранению и укреплению здоровья [2].
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая школой и семьей. Физическое воспитание имеет большое значение в воспитании детей и подростков. Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья обучающихся [9].
Семья и школьные учителя во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (участие в спортивных мероприятиях, занятия физической культурой, обсуждение результатов спортивных команд) [9]. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению взрослых: родителей или учителей школы. Личный пример взрослого, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье и школе.
1.2. Современный комплекс ГТО в воспитании обучающихся
Современный комплекс ГТО должен стать программной и нормативной основы всей системы физического воспитания населения, в том числе учащейся и студенческой молодежи, а его нормативы стать ориентирами разносторонней физической подготовленности. В основе комплекса ГТО лежит цель формирования здоровой и крепкой нация, способной противостоять любым угрозам современности. Роль учителя физической культуры очень важна в процессе внедрения норм ГТО в образовательные организациях [2].
В настоящее время можно утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. С одной стороны, это необходимость в реализации здоровьесберегающих технологий в процессе образования, а с другой стороны, это привлечение учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом, формирование основ здорового образа жизни [1].
Важную роль в процессе внедрения комплекса ГТО играет совместная активная деятельность школы и родителей. Возможно проведение совместных занятий по подготовке к сдаче нормативов ГТО, совместное участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях, общешкольные собрания, семинары, просветительские акции и мероприятия по пропаганде комплекса ГТО [3].
Такая системная работа общеобразовательный организации с активным участием родительской общественности по внедрению ВФСК «ГТО» будет способствовать повышению мотивации участников образовательного процесса как со стороны обучающихся, так и их родителей, а соответственно, стратегическая цель комплекса ГТО - привлечение школьников к здоровому и активному образу жизни и массовому спорту – будет достигнута.
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВВЕДЕНИЮ КОМПЛЕКСА ГТО
2.1. Организация и методы исследования
Исследование было организовано на базе МБОУ «Комаровская школа» Богородского муниципального района и проводилось в три этапа.
Первый этап - сентябрь 2016 года. На заседании школьного физкультурно-спортивного клуба «Прометей» было принято решение о проведения исследования, определены исполнители и руководитель исследовательской деятельности. Далее был проведен выбор темы исследования, определены цели и задач исследования. Проводилась работа по изучению научно-методической литературы по проблеме исследования. Также были определены методы исследования и разработана анкета «Изучение отношения учителей и родителей обучающихся к введению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО», состоящая из двух разделов: 1. Отношение учителей школы и родителей обучающихся к введению ВФСК «ГТО» и 2. Готовность учителей и родителей обучающихся к сдаче нормативов ВФСК «ГТО».
Содержание анкет представлено в приложении.
Второй этап - октябрь-декабрь 2016 года. Проведение анкетного опроса среди учителей школы и родителей обучающихся 1-11 классов. Всего на вопросы анкет ответили 23 учителя школы (из 32 учителей) и 132 родителя обучающихся 1-11 классов (из 310 обучающихся). Каждому ученику выдавалась одна анкета для ответа одного из родителей.
Третий этап - январь-февраль 2017 года. На третьем этапе была произведена обработка результатов исследования. Также были сформулированы выводы и проведено оформление исследовательской работы.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ и обобщение научно-методической литературы. В процессе подготовки и написания работы было изучено и проанализировано 9 источников научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Анкетный опрос учителей и родителей обучающихся по анкете «Отношение учителей школы и родителей обучающихся к введению ВФСК «ГТО». Для проведения опроса была разработана анкета состоящая из двух разделов: «Отношение учителей школы и родителей обучающихся к введению ВФСК «ГТО» и «Готовность учителей школы и родителей обучающихся к сдаче нормативов ВФСК «ГТО». Содержание анкет представлено в приложении.
3. Метод математической обработки результатов исследования. Данный метод был использован при обработке результатов анкетирования и подведении итогов исследования.
2.2. Отношение учителей школы и родителей обучающихся к введению ВФСК «ГТО»
Результаты опроса учителей школы и родителей обучающихся Комаровской школы по анкете «Отношение учителей школы и родителей обучающихся к введению ВФСК «ГТО» показали, что есть вопросы, где респонденты показали единое мнение, но есть вопросы, где мнение респондентов разошлись (см. таблицу 1).
1. В вопросе возрождения комплекса ГТО в современной России наблюдается определенное единство: 100% учителей и 90,9% родителей положительно или более положительно, чем отрицательно отнеслись к возрождению комплекса ГТО, что говорит о важности возрождения комплекса ГТО в системе общеобразовательной школы.
2. В вопросе мотивации детей (учащихся) к сдаче норм ГТО также наблюдается единство мнения родителей и учителей: 91,3% учителей и 89,4% родителей будут мотивировать (скорее будут мотивировать, чем нет) своих детей к сдаче нормативов комплекса ГТО. Данные результаты говорят о понимании респондентами важности комплекса ГТО в работе по физическому развитию и физической подготовленности школьников.
Таблица 1
Результаты опроса по анкете «Отношение учителей школы и родителей обучающихся к введению ВФСК «ГТО»
№ | Вопросы | Варианты ответов | Ответы респондентов, % (кол-во) | |
Учителя (n=23) | Родители (n=132) | |||
1 | Как Вы относитесь к возрождению комплекса ГТО в современной России | Положительно | 91,3% (21 чел.) | 77,3% (102 чел.) |
Более положительно, чем отрицательно | 8,7% (2 чел.) | 13,6% (18 чел.) | ||
Более отрицательно, чем положительно | -- | 6,1% (8 чел.) | ||
Индифферентно | -- | 3,0% (4 чел.) | ||
2 | Будете ли Вы мотивировать своих детей (учащихся) к сдаче норм ГТО | Да | 69,6% (16 чел.) | 63,6% (84 чел.) |
Скорее да, чем нет | 21,7% (5 чел.) | 25,8% (34 чел.) | ||
Скорее нет, чем да | 8,7% (2 чел.) | 6,1% (8 чел.) | ||
Нет | 4,5% (6 чел.) | |||
3 | Каковы на сегодня, по Вашему, проблемные места в организации сдачи норм ГТО учащимися | Низкий уровень физ. подготовки учащихся | 26,1% (6 чел.) | 30,3% (40 чел.) |
Нет возможности подготовиться к сдаче норм по плаванию, стрельбе | 34,8% (8 чел.) | 43,9% (58 чел.) | ||
Нет плана мероприятий по сдаче норм ГТО на год | 8,7% (2 чел.) | 22,0% (29 чел.) | ||
Много раз приходится выезжать для сдачи норм ГТО | 30,4% (7 чел.) | 3,8% (5 чел.) | ||
4 | Как Вы относитесь к сдаче норма ГТО в условиях школы по месту жительства (при соблюдении необходимых требований) | Положительно | 87,0% (20 чел.) | 65,2% (86 чел.) |
Более положительно, чем отрицательно | 8,7% (2 чел.) | 22,7% (30 чел.) | ||
Более отрицательно, чем положительно | -- | 4,5% (6 чел.) | ||
Индифферентно | 4,3% (1 чел.) | 7,6% (10 чел.) | ||
5 | Зарегистрировались ли Вы на официальном сайте ВФСК ГТО - gto.ru | Да | 8,7% (2 чел.) | 12,1% (16 чел.) |
Зарегистрируюсь в ближайшее время | 30,4% (7 чел.) | 13,6% (18 чел.) | ||
Нет | 60,9% (14 чел.) | 74,3% (98 чел.) | ||
6 | Откуда Вы получаете информацию о комплексе ГТО | По месту работы | 69,6% (16 чел.) | 7,6% (10 чел.) |
От детей, знакомых | 13,0% (3 чел.) | 68,9% (91 чел.) | ||
С тематического сайта gto.ru | 8,7% (2 чел.) | 7,6% (10 чел.) | ||
Из интернета, телевидения | 8,7% (2 чел.) | 15,9% (21 чел.) | ||
7 | Будет ли введение комплекса ГТО способствовать в формировании здорового и активного образа жизни обучающихся | Да | 82,6% (19 чел.) | 73,5% (97 чел.) |
Скорее да, чем нет | 13,0% (3 чел.) | 20,4% (27 чел.) | ||
Скорее нет, чем да | 4,3% (1 чел.) | 6,1% (8 чел.) | ||
Нет | -- | -- |
3. В определении проблемных в организации сдачи норм ГТО учащимися мнение респондентов несколько разошлись. Главной проблемой учителя и родители обозначили отсутствие возможности подготовиться к сдаче норм по плаванию, стрельбе - 34,8% и 43,9% соответственно. На второе место в списке проблемных мест учителя поставили необходимость большого количества выездов для сдачи норм ГТО - 30,4%, а родители - Низкий уровень физической подготовки учащихся - 30,3%. На третьем месте в списке проблемных мест у учителей низкий физической подготовки учащихся - 26,1%, а в ответах родителей - отсутствие плана мероприятий по сдаче норм ГТО на год - 22%.
4. В вопросе организации сдачи отдельных испытаний комплекса ГТО на базе школы учителя и родители обучающихся проявили единство: 95,7% учителей и 89,9% родителей положительно и более положительно, чем отрицательно отнеслись к данной возможности. Возможность сдачи нормативов ГТО на базе школы позволит вовлечь большее количество обучающихся к ВФСК ГТО всех возрастных групп и уменьшить количество выездов обучающихся.
5. Вопрос о регистрации учителей и родителей на официальном сайте ВФСК ГТО (gto.ru) показал их низкую активность и желание участвовать в сдаче нормативов комплекса ГТО. На момент проведения опроса (декабрь 2016 года) всего 8,7% учителей и 12,1% родителей зарегистрировались на официальном сайте ВФСК ГТО и 30,4% учителей и 13,6% родителей собирались сделать это в ближайшее время. Данные результаты показывают на необходимость продолжения активной информационной работы по пропаганде комплекса ГТО среди учителей и родителей обучающихся.
6. Результаты ответов на вопрос об источнике информации о комплексе ГТО показали, что большинство учителей 69,6% получают информацию о комплексе ГТО в школе, а большинство родителей 68,9% - от детей и знакомых. Данные результаты говорят о хорошей информационной работе по пропаганде комплекса ГТО, проводимой в школ, а также необходимости проведения такой работы на производствах.
7. В вопросе влияния комплекса ГТО на формирование здорового и активного образа жизни обучающихся респонденты также проявили единство: 95,6% учителей и 93,9% родителей отметили положительное влияние введения комплекса ГТО на формирование здорового образа жизни обучающихся, что еще раз подтверждает единство респондентов в важности введения данного комплекса для школьников.
2.3. Готовность учителей школы и родителей обучающихся к сдаче нормативов ВФСК «ГТО»
Результаты опроса учителей школы и родителей обучающихся Комаровской школы по анкете «Готовность учителей школы и родителей обучающихся к сдаче нормативов ВФСК «ГТО» позволили определить уровень готовности респондентов к участию в мероприятиях по сдаче нормативов ГТО, формах физической подготовки (см. таблицу 2). Также в ходе опроса были определены испытания комплекса ГТО, которые вызывают трудности у респондентов, и при выполнении которых учителя и родители не испытают особых трудностей (рис. 1-4).
1. Опрос показал низкий уровень мотивации учителей и родителей обучающихся к участию в мероприятиях по сдаче нормативов комплекса ГТО: 34,8% учителей и 25,7% родителей ответили, что будут и скорее буду принимать участие в сдаче нормативов комплекса ГТО. Но в случае введения мер дополнительного стимулирования готовность к сдаче норм ГТО в обеих группах увеличивается более чем в два раза: 69,5% учителей и 71,2% родителей готовы сдавать нормы ГТО.
2. Среди причин, по которым они будут сдавать нормативы ГТО учителя и родители поставили на первое место - проверить свой уровень физической подготовленности - 39,1% и 43,9% соответственно. На второе место учителя школы (13%) поставили престижность комплекса ГТО, а родители - возможность получить дополнительное материальное стимулирование (13,6%). Данные результаты говорят о том, что учителя и родители в целом, следят за своей физической подготовленностью.
Таблица 2
Результаты опроса по анкете «Готовность учителей школы и родителей обучающихся к сдаче нормативов ВФСК «ГТО»
№ | Вопросы | Варианты ответов | Ответы респондентов, % (кол-во) | |
Учителя (n=23) | Родители (n=132) | |||
1 | Будете ли Вы сами сдавать нормы ГТО | Да | 17,4% (4 чел.) | 9,1% (12 чел.) |
Скорее да, чем нет | 17,4% (4 чел.) | 16,6% (22 чел.) | ||
Скорее нет, чем да | 34,8% (8 чел.) | 37,9% (50 чел.) | ||
Нет | 30,4% (7 чел.) | 36,4% (48 чел.) | ||
2 | По какой причине Вы будете принимать участие в сдаче нормативов комплекса ГТО | Дополнительное материальное стимулирование | 13,6% (18 чел.) | |
Проверить свой уровень физ. подготовки | 39,1% (9 чел.) | 43,9% (58 чел.) | ||
Получить значок ГТО | 8,7% (2 чел.) | 4,5% (6 чел.) | ||
Это престижно | 13,0% (3 чел.) | 7,6% (10 чел.) | ||
3 | По какой причине Вы не станете сдавать нормативы комплекса ГТО | Нет никаких преимуществ для сдавших нормы ГТО | 26,1% (6 чел.) | 6,1% (8 чел.) |
Не уверен(а) в своих силах | 21,7% (5 чел.) | 18,2% (24 чел.) | ||
Нет времени на подготовку | 21,7% (5 чел.) | 39,4% (52 чел.) | ||
Нельзя по состоянию здоровья | 17,4% (4 чел.) | 16,6% (22 чел.) | ||
4 | Станете ли Вы сдавать нормы ГТО, если будут введены меры доп. стимулирования (премия, доп. отпуск, другое) | Да | 39,1% (9 чел.) | 31,1% (41 чел.) |
Скорее да, чем нет | 30,4% (7 чел.) | 40,1% (53 чел.) | ||
Скорее нет, чем да | 13,0% (3 чел.) | 13,6% (18 чел.) | ||
Нет | 17,4% (4 чел.) | 15,2% (20 чел.) | ||
5 | Какие формы подготовки к сдаче норм ГТО Вы выберите | Организованные занятия на производстве | 34,8% (8 чел.) | 27,3% (36 чел.) |
Занятия в спортивных секциях | 30,4% (7 чел.) | 35,6% (47 чел.) | ||
Участие в соревнованиях | 4,3% (1 чел.) | 11,4% (15 чел.) | ||
Самостоятельные занятия ФК и спортом | 30,4% (7 чел.) | 25,7% (34 чел.) | ||
6 | Будете ли Вы принимать участие в соревнованиях по сдаче норм ГТО в школе среди учителей и родителей («Рекорды Комаровской школы») | Да | 21,7% (5 чел.) | 9,1% (12 чел.) |
Скорее да, чем нет | 21,7% (5 чел.) | 27,3% (36 чел.) | ||
Скорее нет, чем да | 34,8% (8 чел.) | 37,9% (50 чел.) | ||
Нет | 21,7% (5 чел.) | 25,7% (34 чел.) |
3. Основной причиной, по которой не станут сдавать нормативы ГТО учителя школы отметили отсутствие преимуществ для сдавших нормы ГТО (26,1%), а родители - отсутствие времени на подготовку (39,4%). На второе место учителя и родители поставили неуверенность в своих силах - 21,7% и 18,2% соответственно. Данные ответы позволят определить направления работы предприятий и организаций по пропаганде комплекса ГТО среди работников.
4. Среди форм подготовки к сдаче норм ГТО учителя на первое место поставили организованные занятия на производстве (34,8%), а родители - занятия в спортивных секциях (35,6%). На последнем месте среди форм подготовки в обеих группах отмечено участие в соревнованиях, что подтверждает неготовность и нежелание респондентов участвовать в мероприятиях к сдаче нормативов ГТО. Подтверждение данного заключения видно в ответе на вопрос об участии в соревнованиях по сдаче норм ГТО в школе среди учителей и родителей («Рекорды Комаровской школы»): 43,4% учителей и 36,4% родителей готовы или практически готовы к участию в данном мероприятии.
В определении испытаний комплекса ГТО, которые могут вызвать трудности, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов (см. рис. 1 и 2).
Рис. 1. Испытания комплекса ГТО, вызывающие трудности у учителей школы, %
Рис. 2. Испытания комплекса ГТО, вызывающие трудности у родителей обучающихся, %
Так в первую пятерку самых проблемных испытаний комплекса ГТО учителя поставили подтягивание - 43,5% респондентов, стрельба - 34,8%, метания - 30,4%, туризм - 26,1% и лыжные гонки - 21,7%. По результатам опроса родителей самыми проблемными стали следующие испытания: подтягивание - 53% родителей, отжимание - 37,9%, бег на выносливость - 36,4%, метания - 26,5% и лыжные гонки - 21,2%. Результаты тестирования помогут спланировать работу по подготовке учителей и родителей к сдаче нормативов ГТО. В подготовке их к сдаче норм ГТО необходимо уделить больше внимания развитию силовых способностей и выносливости, т.к. они входят в разряд обязательных испытаний комплекса ГТО, а также прикладным умениям в туризме и стрельбе [4].
В выборе самых доступных испытаний комплекса ГТО среди учителей и родителей снова наблюдается определенное единство мнений (рис. 3 и 4). Обе группы респондентов в первую пятерку самых доступных испытаний комплекса ГТО отнесли: упражнение на пресс (56,5% учителей и 37,1% родителей), наклон вперед (43,5% учителей и 52,3% родителей), прыжки (34,8% учителей и 46,2% родителей), плавание (26,1% учителей и 35,6% родителей) и бег на 100 м (26,1% учителей и 36,4% родителей).
Рис. 3. Испытания комплекса ГТО, не вызывающие трудности у учителей школы, %
Рис. 4. Испытания комплекса ГТО, не вызывающие трудности у родителей обучающихся, %
Но делая анализ результатов опроса, можно отметить, что при видимой простоте отмеченных респондентами упражнений комплекса ГТО уровень их результатов для получения знаков ГТО достаточно высокий и при подготовке к сдаче комплекса ГТО необходимо обращать внимание на и тренировку в выше указанных упражнениях, т.к. гибкость и бег на 100 м входят в обязательные испытания комплекса ГТО [4].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование показало, что на сегодня проблеме введения комплекса ГТО в России посвящено значительное количество научно-методической литературы. В основе комплекса ГТО лежит цель формирования здоровой и крепкой нация, способной противостоять любым угрозам современности. Повысить эффективность внедрения комплекса ГТО может совместная активная деятельность школы и родителей.
Результаты опроса учителей школы и родителей обучающихся Комаровской школы по анкете «Отношение учителей школы и родителей обучающихся к введению ВФСК «ГТО» позволяют сделать вывод об их положительном отношении к введению комплекса ГТО в школе. Так обе группы респондентов отметили их положительное отношение к введению комплекса ГТО (100% учителей и 90,9% родителей), высокую заинтересованность в участии детей и обучающихся в сдаче нормативов ГТО (91,3% учителей и 89,4% родителей) и положительное отношение к возможности сдачи отдельных нормативов комплекса ГТО на базе школы (95,7% учителей и 89,9% родителей). Также 95,6% учителей и 93,9% родителей считают, что введение комплекса ГТО будет оказывать положительное влияние на формирование здорового и активного образа жизни обучающихся.
Наиболее проблемными местами в организации сдачи нормативов ГТО учителя и родители определили отсутствие возможности подготовиться к сдаче норм по плаванию, стрельбе, необходимость большого количества выездов для сдачи норм ГТО и низкий физической подготовки учащихся.
Результаты опроса учителей школы и родителей обучающихся Комаровской школы по анкете «Готовность учителей школы и родителей обучающихся к сдаче нормативов ВФСК «ГТО» позволяют сделать вывод о достаточно низком уровне их готовности к участию в мероприятиях по сдаче нормативов ГТО. Только 34,8% учителей и 25,7% родителей выразили готовность принимать участие в сдаче нормативов комплекса ГТО. Но введение мер дополнительного стимулирования повышает мотивацию к сдаче норм ГТО в обеих группах более чем в два раза: 69,5% учителей и 71,2% родителей готовы сдавать нормы ГТО в данном случае.
Среди наиболее актуальных форм подготовки к сдаче норм ГТО респонденты выделили организованные занятия на производстве и занятия в спортивных секция. На последнем месте среди форм подготовки в обеих группах отмечено участие в соревнованиях, что подтверждает неготовность и нежелание респондентов участвовать в мероприятиях к сдаче нормативов ГТО.
Таким образом, результаты исследования подтверждают, что большую роль в введении комплекса ГТО будет играть активная позиция учителей и родителей обучающихся. Последующая информационная и пропагандистская работа в области введения комплекса ГТО должна быть направлена на повышение мотивации учителей и родителей к сдаче нормативов комплекса ГТО и вовлечение их к участию в мероприятиях ВФСК ГТО как на уровне школы, так и на уроне района и области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гладышева О. С. Системная модель деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся: методическое руководство. – Н.Новгород: НИРО, 2008. – 203 с.
2. Коноплева Е.Н. Совместная деятельность семьи и школы в подготовке детей и подростков к сдаче нормативов комплекса ГТО / Е.Н. Коноплева, А.А. Нумонов // Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие массовой физической культуры в современной России: традиции и перспективы внедрения ВФСК (ГТО)» 6 ноября 2015 г. / отв. ред. В.В. Пономарев. – Красноярск: СибГТУ. - С. 29-34.
3. Оринчук А. Н. Введение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в образовательных организациях Нижегородской области / А.Н. Оринчук, В.А. Оринчук // Оптимизация учебно-тренировочного процесса: материалы конференции. – Н. Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2015. - С. 118-121.
4. Приказ Минспорта России от 08 июля 2014 г. № 575 «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Текст].
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р «Об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Текст].
6. Рогожкин О.А. Комплекс ГТО как основа формирования физической культуры учащихся сельской школы в современных условиях // Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина: вековая история как фундамент дальнейшего развития (100-летнему юбилею РГУ имени С.А. Есенина посвящается): материалы научно-практической конференции преподавателей РГУ имени С.А. Есенина. - Рязань : Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина, 2015. - С. 419-423.
7. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Текст].
8. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 30).
9. Ярлыкова О. В. Роль семьи в физическом воспитании школьников / О.В. Ярлыкова, С.Р. Измаилова // Таврический научный обозреватель. - 2016. - №8. - С. 47-49.
Приложение
Анкетный опрос «Изучение отношения учителей и родителей обучающихся к введению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО»
Раздел 1. Отношение учителей школы и родителей обучающихся к введению ВФСК «ГТО»
№ | Вопросы | Варианты ответов | ||||
Как Вы относитесь к возрождению комплекса ГТО в современной России | Положительно | Более положительно, чем отрицательно | Более отрицательно, чем положительно | Отрицательно | Индифферентно | |
Будете ли Вы мотивировать своих детей (учащихся) к сдаче норм ГТО | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | Затрудняюсь ответить | |
Каковы на сегодня, по Вашему, проблемные места в организации сдачи норм ГТО учащимися | Низкий уровень физ. подготовки учащихся | Нет возможности подготовиться к сдаче норм по плаванию, стрельбе | Нет плана мероприятий по сдаче норм ГТО на год | Много раз приходится выезжать для сдачи норм ГТО | Свой вариант ______________ ______________ | |
Как Вы относитесь к сдаче норма ГТО в условиях школы по месту жительства (при соблюдении необходимых требований) | Положительно | Более положительно, чем отрицательно | Более отрицательно, чем положительно | Отрицательно | Индифферентно | |
Зарегистрировались ли Вы на официальном сайте ВФСК ГТО - gto.ru | Да | Зарегистрируюсь в ближайшее время | Пока мне это не надо | Нет | Свой вариант ____________ | |
Откуда Вы получаете информацию о комплексе ГТО | По месту работы | От детей, знакомых | С тематического сайта gto.ru | Из интернета, телевидения | Свой вариант ______________ | |
Будет ли введение комплекса ГТО способствовать в формировании здорового и активного образа жизни обучающихся | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | Свой вариант ______________ |
Раздел 2. Готовность учителей и родителей обучающихся к сдаче нормативов ВФСК «ГТО»
№ | Вопросы | Варианты ответов | ||||||
Будете ли Вы сами сдавать нормы ГТО | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | Затрудняюсь ответить | |||
По какой причине Вы будете принимать участие в сдаче нормативов комплекса ГТО | Дополнительное материальное стимулирование | Проверить свой уровень физ. подготовки | Получить значок ГТО | Это престижно | Свой вариант ______________ | |||
По какой причине Вы не станете сдавать нормативы комплекса ГТО | Нет никаких преимуществ для сдавших нормы ГТО | Не уверен(а) в своих силах | Нет времени на подготовку | Нельзя по состоянию здоровья | Свой вариант ______________ | |||
Станете ли Вы сдавать нормы ГТО, если будут введены меры дополнительного стимулирования (премия, доп. отпуск, другое) | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | Затрудняюсь ответить | |||
Какие испытания комплекса ГТО вызывают у Вас наибольшие трудности (подчеркните все варианты) | Бег на выносливость Бег на100 м Подтягивание Отжимание от пола Пресс Плавание Стрельба Прыжки Метания Наклон вперед Лыжные гонки Туризм | Свой вариант _____________ _____________ | ||||||
Какие испытания комплекса ГТО не вызывают у Вас особых трудностей (подчеркните все варианты) | Бег на выносливость Бег на100 м Подтягивание Отжимание от пола Пресс Плавание Стрельба Прыжки Метания Наклон вперед Лыжные гонки Туризм | Свой вариант ______________ ______________ | ||||||
Какие формы подготовки к сдаче норм ГТО Вы выберите | Организованные занятия на производстве | Занятия в спортивных секциях | Участие в соревнованиях | Самостоятель-ные занятия ФК и спортом | Свой вариант ______________ | |||
Будете ли Вы принимать участие в соревнованиях по сдаче норм ГТО в школе среди учителей и родителей («Рекорды Комаровской школы») | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет | Затрудняюсь ответить |
Лист Мёбиуса
Сказка про Серого Зайку
Рисуем лошадь акварелью
Голубая лягушка
Чайковский П.И. "Детский альбом"