Литературлуг номчулга эртеминде толевилел
Вложение | Размер |
---|---|
doduy-ool_mongunmaa_mbou_chyraa-bazhynskaya_sosh.docx | 156.82 КБ |
МБОУ Чыраа-Бажынская СОШ
Додуй-оол Монгунмаа Делгер-ооловна. , 4 «а» класс
Речевой этикет главной героини мультсериала «Маша и медведь»
Руководитель: Дарбый Шораана Адар-ооловна,
учитель начальных классов.
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы……………4
11.. Понятие культуры речи………………………………………………….....4
1.2. История создания мультсериала…………………………………………..4
Глава 2. Практическая часть исследовательской работы………………6
2.1. Морфологический, лексический и синтаксический состав речи Маши..6
2.2. Правильная постановка ударений и чистота норм языка………………...6
Заключение
Литература
Введение
Ни для кого не секрет, что современный ребёнок много времени проводит около телевизора. Несомненно, что современные фильмы, реклама и само пребывание около экрана оказывают на подрастающее поколение вредное воздействие. Но ведь есть и польза, пусть небольшая, от того, что малыш смотрит телевизор.
К сожалению, в современном мире родителям все труднее уделять малышам внимание, которое им так необходимо. Некому ни сказку рассказать, ни выслушать, ни помочь добрым советом. В лучшем случае, родитель спросит о том, как ребёнок провел день, что он съел, включит ему очередной мультик и уйдет.
Откуда же современные дети черпают информацию о мире? Из мультфильмов. Откуда дети узнают новые слова и используют их в речи? Из мультфильмов. Услышав от своего ребёнка новое слово или фразу, никак не соотносящуюся с его возрастом, родитель сам себе задаёт вопрос: «Откуда?» И тут же находит ответ. Наверное, поэтому так часто звучит в последнее время вопрос и в сети Интернет, и в прессе: «Какие мультфильмы полезны для детей?».
Дети копируют не только поведение любимых героев, но их речь. Умение говорить очень важно для ребёнка. Далеко не всегда даже школьники умеют выражаться литературным языком, поэтому очень важно малышу с самого детства слышать образцы правильной, красивой речи. Так есть ли среди российских мультфильмов мультик, в котором герои дают этот образец?
На сегодняшний день, «Маша и Медведь» - это самый популярный российский мультсериал для всей семьи, рассказывающий о дружбе бывшего циркового артиста Медведя и маленькой веселой хулиганки Маши, которая не даёт скучать не только ему, но и всем лесным жителям.
Цель работы: рассмотреть индивидуальные особенности речи главной героини мультсериала «Маша и Медведь».
Объект исследования: мультсериал «Маша и Медведь».
Предмет исследования – речь героини мультфильма отечественного производства «Маша и Медведь».
Задачи:
Методы:
-изучение литературы по теме исследования,
-анкетирование
-работа со словарями
-поиск информации в сети интернет
Гипотеза исследования: если мультфильм предназначен для детей, значит, речь героини должна быть яркой, интересной и правильной
Теоретическая значимость: мы обобщили информацию по теме; ее можно использовать на уроках русского языка.
Практическая значимость: работа будет полезна будущим родителям, а также всем, кто хочет по - больше узнать о нормах русского языка.
Предполагаемый результат: после знакомства с результатами нашего исследования учащиеся смогут:
- узнать, нормы литературного языка;
Глава 1. Теоретические основы исследовательской работы
1.1. Понятие культуры речи
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме.
Культура речи предполагает прежде всего правильность речи.
Известный современный лингвист Е. Н. Ширяев дал следующее определение культуре речи: «Культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [2, с. 9]
Источниками формирования речевой культуры ребенка являются семья, школа, книги, общение со сверстниками, СМИ. Причём телевидение является самым доступным средством информации, которое формирует представление о языковой норме.
В Толковом словаре С.И.Ожегова мы находим следующее определение: «Лексика – это словарный состав языка или произведений какого-нибудь писателя».
1.2. История создания мультсериала.
Создателем, художником-мультипликатором и продюсером стал Олег Геннадьевич Кузовков (замечу, 1960 года рождения, по моей теории, подходит под поколение Родителей Дяди Федора). Работал в студии «Пилот», в 1998 году переехал в Лос-Анджелес и трудился в «Кинофильме», затем — в студии «Анимаккорд», где и появилась «Маша и Медведь». По словам Кузовкова, вдохновением для создания сериала послужил «Том и Джерри». Но каковы же отличия между этими шедеврами, и кого на самом деле создал Олег Кузовков? Давайте разберемся!
С первого года своего рождения (первая серия была показана в 2009 году) и за 9 лет трансляции в разных странах мира «Маша и Медведь» имеет около 20 престижных международных премий. А главное - неимоверное количество поклонников данного мультшедевра.
Главную героиню мультфильма озвучивает Алина Кукушкина, сейчас ей 17 лет. Девочка продолжает учиться в школе и является круглой отличницей, хотя довольно часто ей приходится отпрашиваться с уроков, чтобы поехать на репетицию или запись.
Одноклассники Алины Кукушкиной первый год даже не догадывались, что именно ее голосом разговаривает мультипликационная Маша. Ни мама, ни дочь не хотели афишировать этот факт. Среди фанатов мультсериала «Маша и Медведь» - люди любого возраста, от едва начавших говорить детишек до их бабушек. Приключения неугомонной девчушки Маши и ее верного друга Медведя передаются из уст в уста, как свежие анекдоты.
У героини, между тем, есть реальный прототип. Автор идеи мультсериала, художественный руководитель и продюсер проекта Олег Кузовков, больше десяти лет назад отдыхал с друзьями на море. У приятелей, семейной пары, была невероятно энергичная дочка, умудрившаяся за несколько дней поднять на уши всех взрослых в округе. Девчушка так понравилась Олегу, что он решил сделать про эту девочку мультик. Дело оставалось за «малым»: найти средства и команду, которая бы заразилась его энтузиазмом. Олег Кузовков с самого начала решил, что мультфильм должен быть не только смешным и обаятельным, но и современным, качественным, а следовательно - дорогостоящим. Инвесторы нашлись только в 2007 году, и через год в Интернет попали первые серии нового мультсериала.
«Мы не вложили в раскрутку нашей Маши ни копейки, за нас все сделала виртуальная Сеть, - говорит Дмитрий Ловейко, генеральный директор студии «АНИМАККОРД», на которой создается сериал. — Буквально через несколько дней после того, как серии появились в Интернете, пользователи стали рассылать их друг другу и требовать продолжения. Тут же появились фан-сайты, посвященные Маше и Медведю. Сейчас без ложной скромности могу сказать, у нас за 2019 год в общей сложности около 80 миллионов просмотров и скачиваний сериала в Рунете».
Глава 2. Практическая часть исследовательской работы
2.1. Результаты анкетирования.
В ходе работы было проведено анкетирование, в котором приняло участие 106 человек. Всем учащимся была предложена анкета с целью выявления знаний о влиянии речи героев мультфильма на детей.
В результате проведенного анкетирования были получены следующие результаты:
- все учащиеся 1-4-х классов нашей школы смотрят (100%) мультсериал «Маша и Медведь» любимым, интересным и полезным.
Также школьники привели немало примеров цитат из речи Маши, которые они запомнили (100%).
Многим нравиться речь Маши, и они не замечают ее ошибки: 60%
К сожалению, дети очень много времени проводят у телевизора или компьютера, а это портит осанку и зрение: 80%- смотрят пока не надоест,
25% - выключает мама и 25 % -знают, что долго смотреть нельзя.
Многим нравиться речь Маши, и они не замечают ее ошибки: 60%
Это нас заинтересовало, и мы решили провести исследование, в котором попытаемся найти ошибки, допущенные героиней мультфильма.
Мы просмотрели все 86 серий мультсериала «Маша и медведь», выписали интересные выражения из речи главной героини (Приложение №1) и проанализировали их морфологический, лексический, синтаксический состав.
Также обратили внимание на нарушение литературных норм в речи Маши. При выполнении этой части исследования мы использовали учебник «Культура речи» Петряковой А.Г. [4]
2.2. Морфологический, лексический и синтаксический состав речи Маши.
Создавая мультипликационного персонажа, автор, так или иначе, обращается к портрету, который немыслимо представить без речевой характеристики.
Речевая характеристика – это один из способов раскрытия образа героя как в художественном произведении, так и в мультфильме. Именно речь помогает раскрыть внутренний мир героя, его образ жизни, ход мыслей. Талантливо созданная речевая характеристика – это украшение любого произведения. .[3, с.23]
Любая речевая характеристика также отличается и выбором речевых средств, используемых для её создания. Выделяют целую группу лексических средств создания речевой характеристики героя. [5]
В своей речи Маша использует слова разных знаменательных частей речи. (Приложение №2). Больше всего в её речи присутствуют глаголы, имена существительные и имена прилагательные.
На первом месте по употреблению стоят глаголы, так как эта часть речи обладает широкими возможностями яркого описания жизни в ее развитии, движении.
Речь Маши, насыщенная глаголами, выразительно рисует стремительно разворачивающиеся события, создает энергию, иногда и напряженность повествования.
Мы обратили внимание, что глаголы в речи живой и активной Маши представлены чаще всего в форме повелительного наклонения. (Приложение № 2).
Особый интерес вызывает использование видовых форм глагола в повелительном наклонении. Глаголы в повелительном наклонении несовершенного вида имеют оттенок приглашения, а формы совершенного вида представляются более категоричным выражением побуждения, они означают скорее приказание, чем просьбу: Приступим - делай.
Для образности речи Маша часто использует междометия: ух, ага, эх,
ох, ух, ура.
1, с. 45]
Речь главной героини мультфильма эмоциональная, яркая. Много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. (Приложение №2).
Маша нередко употребляет новые слова. Но в её речи присутствует не столько образование новых слов, а создание необычных форм слова или какой-то новый образ того или иного слова. То же самое часто делают и дети младшего возраста, когда учатся говорить.
Примеры Машиных новых слов:
1. Перемена корней в сложных словах:
Носорог +дикообраз = носообраз - дикорог
Крокодил+бегемот = крокомот- бегедил
Попугай+пеликан = попукан-пелигай
(«Следы невиданных зверей»)
2. Переход одной части речи в другую.
Настроение вареное (им.сущ.ВАРЕНЬЕ в им.прилаг. ВАРЕНОЕ) («Варенье»)
3. Слияние слов.
Накашеварю (глагол НАВАРЮ+имя существительное КАША)
Расфокусируй ( от слова ФОКУС)
Постельный лежим ( из сочетания слов «лежать» и «режим») . Фотографичная (от сочетания слов «фотография» и «фотогеничная»)
Синтаксический состав речи Маши представлен простыми предложениями, так как сложные предложения тяжелы для восприятия маленьких зрителей.
В мультсериале используется форма монолог-диалог, так как основных героев только два. В мультфильме речью наделена только Маша, а Медведь, например, отвечает ей только звуками, жестами и мимикой.
Простые предложения, которые использует в речи Маша, чаще всего односоставные:
В речи героини наблюдаются все типы предложений по цели высказывания. Но больше всего побудительных, выражающих призыв к совместному действию.
Присутствуют и вопросительные предложения, которые необходимы для того, чтобы выразить стремление получить информацию и содержат вопрос. Собственно-вопросительных предложений в речи Маши немного.
Чаще всего это вопросительно-побудительные или вопросительно-риторические предложения.
Также в речи Маши очень много восклицательных предложений, что также создаёт эмоциональный настрой текста. В зависимости от ситуации эти предложения вызывают разные чувства: то восхищение, то возмущение, то удивление:
В своей речи героиня активно использует обращения с уменьшительно-ласкательными суффиксами, что делает речь Маши доброй, приветливой.
Ошибки в правильной постановке ударения в слове. Маша: «Вот и стала ещё красивЕй». ("Дальний родственник"). Согласно норме ударение должно падать на второй слог, то есть красИвее.
Маша: «Мы тут этого того». ("Лыжню") В данном примере помимо отсутствия смысла (нарушение точности речи), наблюдается употребление слов - паразитов (нарушение чистоты речи).
Маша: «Вы где тут все?» ("Первая встреча") Как и в предыдущем примере, наблюдается нарушение чистоты речи, указательное местоимение «тут» выступает словом-паразитом.
Также нарушением чистоты речи является употребление Машей слова уже дважды в выражениях: «Может, уже покатаемся уже?» («Праздник на льду»). «Может, уже поужинаем уже?» («До весны не будить»), «Может, уже познакомимся уже?» («Дальний родственник»).
Маша: «Чё -это детям?» ("Подкидыш"), «Чё - не похож?». ("Картина маслом") В русском языке есть местоимение Что, «чё» характерно для малограмотных или необразованных людей.
Русский язык требует правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Маша: «Давненько не брала я в руки пианины». ("Репетиция оркестра")
При соблюдении литературной нормы, данное предложение должно звучать следующим образом: «Давненько не брала я в руки пианино».
В руки можно брать гитару, аккордеон, но пианино взять нельзя. Возможно, авторы мультфильма имели в виду нотную тетрадь или сборник с гаммами, но как об этом должен догадаться маленький зритель, остается загадкой.
Машу, нарушающую общепринятые правила, никто не поправляет. Она не только главный герой, но и единственный говорящий персонаж. Поэтому у ребенка, который с увлечением смотрит занимательные серии любимого мультфильма, закрепляется представление о допустимости подобных форм употребления слов.
Заключение
Таким образом, понаблюдав за речью главного персонажа мультсериала «Маша и Медведь», можно сделать некоторые выводы:
Наша гипотеза подтверждается тем, что речь главной героини интересная, красочная, яркая. И не подтверждается, потому что не является правильной, образцовой.
Мы говорим о том, что речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной, красивой. Чем правильнее и точнее речь, тем она доступнее для понимания.
Чем она красочней и выразительней, тем сильнее она воздействует на слушателя. Именно поэтому у самых главных зрителей мультипликационных фильмов должен быть шанс научиться у любимых героев правильным словам.
Использованная литература
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1981.
2. Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. - М.: Наука, 1995.
3. Русский язык и культура речи: Учебник. Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. - М.:ИНФРА-М, 2009.
4. Петрякова А.Г. Культура речи. Учебник. М.: ФЛИНТА, 2006
5. https://wikipedia.green/Маша_и_Медведь
Приложение №1
Цитаты из мультфильма «Маша и Медведь»
Первая встреча
До весны не будить
Раз, два, три! Ёлочка, гори!
Ловись, рыбка!
Следы невиданных зверей
С волками жить.
Позвони мне, позвони!
День варенья
Праздник на льду
Праздник на льду
Первый раз в первый класс
Граница на замке
Кто не спрятался, я не виноват
Лыжню!
Будьте здоровы!
Маша + каша
Дальний родственник
Большая стирка
Репетиция оркестра
Усатый-полосатый
Один дома
Подкидыш
Приятного аппетита
Фокус-покус
Осторожно, ремонт!
Картина маслом
Хит сезона
Витамин роста
Новая метла
Сладкая жизнь
Фотография 9 на 12
Трудно быть маленьким
Двое на одного
Большое путешествие
Нынче всё наоборот
Приложение №2.
Примеры разных частей речи
Местоимение | Наречия | Прилагательные | Существительные | Глаголы |
ты | туда | боевая | голубчик | жди |
оно | обратно | фотографичная | чайку | прошу |
я | назад | летучая | с малинкой | принарядимся |
мы | давненько | музыкальный | лекарство | забери |
это | теперь | маленькая | червячки | жить не запретишь |
моё | нечаянно | заводная | Мишка | расфокусируй |
сам-то | немножко | волшебное | каша | сметём |
какой-то | сейчас | нормальный | деточка | кормить буду |
все | вкусновато | живой | красотулечка | дохлюпала |
никому | маловато | симпотненький | инструментик | дайте |
здорово | постельный | крошечка | залеплю | |
ярче | усатый-полосатый | дитё | будем кушать | |
долго | знаменитая | журнальчик | будем делать | |
быстрее | скорая (на помощь) | витаминчик | наелась | |
хорошенечко | добренькое | сестрёнка | подросла | |
скользковато | чудные | живописность | давай не высиживайся | |
косенький | фокус-покус | сдашься или половить | ||
погодка | посмотрите | |||
клубничка | взгляните | |||
лапочка | давай (лапу) | |||
розочка | поиграй | |||
пианины | не рычи | |||
губки | не уйдёшь | |||
зубки | будешь здоров | |||
язычок | столпотворю | |||
ротик | заварила (кашу) | |||
фоточки | надо научиться | |||
комочек | давай лечиться | |||
номерок | поберегись | |||
прятайся |
Медведь и солнце
Как нарисовать ветку ели?
Фокус-покус! Раз, два,три!
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Пчёлки на разведках