В этой работе я постаралась обозначить и выделить все известные нам факты о книгопечатании. Эта тема довольно интересна.
Степень изученности. Приблизительно книгопечатание начали изучать во второй половины XVI века. В этом есть и взаимосвязь и с религиями. Ведь именно тогда начали создавать Библию.
Вложение | Размер |
---|---|
beketova_kristina.doc | 82 КБ |
Проект по истории России
на тему «Просвещение. Начало книгопечатания»
Работу выполнила ученица 6 класса
Базовой школы Филиала СГПИ
в г. Железноводске
Бекетова Кристина
Руководитель: Юртеева Е.С.
пос. Иноземцево
2016 г.
Содержание
стр.
Введение…………………………………………………………………………
1. Бумага и её роль в книгопечатании.…………………………
2. Монастыри……………………………………….
3.Письмо и грамота ……………………………………………………………
4. Книгопечатание …………………………………………………………..
5. Иван Фёдоров …………………………………….
Введение
В этой работе я постаралась обозначить и выделить все известные нам факты о книгопечатании. Эта тема довольно интересна.
Степень изученности. Приблизительно книгопечатание начали изучать во второй половины XVI века. В этом есть и взаимосвязь и с религиями. Ведь именно тогда начали создавать Библию.
Цель работы – Изучить начало книгопечатания.
Задачи:
- рассмотреть, как появление бумаги повлияло на появление книг на Руси в 14 – 16 веках;
- узнать, какие были центры книжности.
- исследовать начало письма и грамоты на Руси.
- посмотреть, как зарождалось книгопечатание.
- узнать, кто создал первую на Руси книгу.
В XIV (14) веке на Русь стали ввозить бумагу. Этот материал был более дешевым, чем пергамент, а так же более удобным. В связи с этим, на Руси стало появляться больше книг.
Во второй половине XVI века Юго-Западная Русь заводит у себя печатное дело: скоро всё её пространство покрывается сетью типографий, и печатный станок оказывает ей величайшую услугу в деле борьбы с католичеством и унией, а затем в деле устроения церкви и общественного образования.
Важнейшие типографии были во Львове, Вильне, Остроге, Стрятине, Заблудове, Уневе. Замечательнейшие из изданий того времени: Библия, перевод Евангелия на народный язык, множество догматических и апологетических сочинений. Ни одно из сочинений, враждебных церкви, не оставалось без ответа.
Центр этой деятельности был в Вильне и Волыни (Острог). В Вильне во второй половине XVI и в начале XVII столетий типографию содержали видные западнорусские деятели Мамоничи, Козьма (бурмистр виленский) и Лука (скарбный короля) Ивановичи (на Будятычском Евангелии, здесь напечатанном, имеется вкладная запись 1564 года.
Центрами книжности было монастыри. При них находились библиотеки. Были и князья, которые имели свои мастерские. Вместе с тем уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого грамотность была ремеслом.
Известно обращение новгородского архиепископа Геннадия к митрополиту Симону (конец XV — начало XVI в.) с просьбой «печаловаться» перед государем, «чтоб училища учинити»: «Мой совет учить в училище прежде всего азбуке, словам под титлом да псалтырю: когда это изучат, тогда уже можно читать и всякие книги. А то мужики-невежи учат ребят — только портят. Сперва он научит его вечерне, и за это приносят мастеру каши да гривну дене г. То же полагается и за заутреню, а за часы — плата особая. Сверх того, даются еще поминки, кроме условленного магарыча. А отойдет (такой ученик) от мастера — ничего и не умеет, только бредет по книге.
Нельзя ведь иначе постигнуть смысл книги, как выучивши азбуку да титла». Как видно, «мастера» — педагоги Древней Руси — умели натаскивать кандидатов в священнослужители прямо с голоса без настоящего обучения грамоте.
Вместе с образованием возросла потребность в грамотных людях. В 1551 году было принято решение в различных городах при церквях и монастырях открыть училища чтобы обучать детей.
В этот период в основном в руках церкви. В монастырях и церквях создавались училища, где детей обучали представители духовенства. Сведения о таких школах содержатся в житиях русских святых — Сергия Радонежского, Александра Свир- ского, Антония Сийского, Зосимы Соловецкого и других.
Сохранялась и поддерживалась в XIV—XV вв. грамотность в среде торгово-ремесленного населения Новгорода и Пскова, что подтверждают берестяные грамоты и «граффити» (надписи на стенах храмов). К уникальным находкам относятся берестяные «учебные тетради» новгородского мальчика Онфима, в которых содержатся буквы, слоги, фразы молитв, песен и долговых обязательств. Центрами письменности в этот период были также вечевые и княжеские канцелярии.
4. Книгопечатание.
В середине XVI столетия произошло крупнейшее событие в истории русской культуры, сыгравшее необычайно важную роль в развитии грамотности и книжности, — возникло книгопечатание. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апостол» — первая русская датированная печатная книга. Во главе государственной типографии, созданной по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, стали дьякон кремлевской церкви Иван Федоров и Петр Мстиславец.
В XVI веке возросло число высокообразованных людей как среди духовенства, так и среди светских лиц. Это были не только отдельные аристократы, но и люди умственного труда — деятели государственного управления, дипломатической службы, военные, ученые-книжники. Высокая степень образованности в Древней Руси достигалась путем чтения книг или общения со знающими людьми. Благодаря деятельности этих людей развивались зачатки научных знаний, создавались исторические и литературные произведения, расшатывалась монополия церкви на знания и образование. Некоторые мыслители XVI в. в России, посмевшие критиковать русскую православную церковь, были объявлены еретиками и казнены.
Во второй половине XVI века ведут деятельность и печатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец (бывшие московские первопечатники; см. ниже). Уехав из Москвы, они по приглашению «наивысшего гетмана» Великого княжества Литовского Григория Александровича Ходкевича открыли типографию в его имении Заблудове (в 14 верстах от Белостока); здесь в 1569 году было напечатано «Евангелие учительное», а в 1570 году, одним Фёдоровым — «Псалтирь с часословцем». Это издание напечатано московской азбукой, с киноварью, и украшено изображениями герба Ходкевича, заставками и травчатыми начальными буквами одинакового рисунка с украшениями первопечатного московского «Апостола».
Мстиславец в виленской типографии Мамоничей напечатал в 1575 году «Евангелие» напрестольное в лист, а в 1575 или 1576 году — «Псалтирь», также в лист. Оба издания напечатаны с киноварью, крупной уставной азбукой великорусского почерка, в которую по требованиям местного произношения введена буква юс малый. Эта азбука была началом так называемых евангельских шрифтов, которые в последующей церковной печати устраивались по её образцу.
Фёдоров из Заблудова перешёл в Львов, где устроил типографию и напечатал новое издание «Апостола» в 1574 году. Когда князь Константин Острожский задумал устроить в Остроге типографию для издания православных церковных книг, он вызвал туда Фёдорова, который отлил для острогской типографии шесть разной величины церковнославянских и греческих шрифтов. Первая книга, напечатанная в 1580 году в Остроге, была Новый Завет с Псалтирью.
В 1581 году отпечатана была Библия; текст её набран в 2 столбца; всё издание, в особенности по ровности шрифтов, считается образцовым для своего времени.
Заключение
В этой работе мы узнали, как зарождалось книгопечатание на Руси, а так же кто создал первую книгу и как она была названа. В ходе исследования я узнала, что первую книгу создал ….. и называлась она ….
Основными центрами книжности были ….
После того, как на Русь стали завозить бумагу, стало ….
Литература
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Как я избавился от обидчивости
За чашкой чая
Калитка в сад
Рукавичка