1.1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ:
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» — гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем.
В соответствии с данными многочисленных научных исследований, классическая музыка оказывает чрезвычайно положительное воздействие на здоровье людей. Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно-сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы. В зависимости от тематики, классическая музыка может расслаблять и успокаивать, а также стимулировать мыслительную и физическую активность.
Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно – сосудистой системы, органов дыхания т. д.
1.1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ:
P увеличивающийся интерес к арт – терапевтическим возможностям классической музыки;
P формирование способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, умение составлять развёрнутый план, конспект, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации, способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности, готовности к сотрудничеству с целью выполнения зачётной работы для допуска к ГИА.
ЦЕЛЬ: обобщение материала о здоровьесберегающих особенностях музыкальных классических произведений, подбор музыкальных произведений для сеансов музыкальной терапии, определение особенностей влияния классической музыки на физическое здоровье школьника
ЗАДАЧИ:
Предмет исследования
Состояние здоровья школьников
Гипотеза
Если духовно развивать человека средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
Методы исследования
Изучение и анализ литературы по теме проекта, наблюдение, экспертный опрос, тестирование, метод математической статистики.
1.1.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своем здоровье и любит музыку.
ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ:
Реестр произведений для сеансов музыкальной терапии.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tatyanin_daniil_muzyka.doc | 850.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 7 г. ЯРЦЕВА
Индивидуальный
информационно - исследовательский
итоговый проект
Классическая музыка и здоровье человека
Автор: обучающийся 9 Б класса
Татьянин Даниил
Руководитель: учитель музыки
Матвеева Ирина Геннадьевна
Начало работы: октябрь 2020 г.
Завершение работы: март 2021 г.
2020 – 2021 учебный год
ПЛАН
Страница | |
1. ВВЕДЕНИЕ. | 3 |
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. | 3-4 |
2.1. Способы деятельности, материалы и используемые ресурсы. | 4 |
2.2. Анализ информационных источников. | 4 |
2.3. Описание хода работы. | 4-13 |
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. | 13 |
4. ИСТОЧНИКИ. | 14 |
5. ПРИЛОЖЕНИЯ | 15-17 |
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ:
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным. Здоровье – самая важная ценность в жизни человека. «Береги здоровье смолоду…» — гласит русская народная пословица. Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимы всем.
В соответствии с данными многочисленных научных исследований, классическая музыка оказывает чрезвычайно положительное воздействие на здоровье людей. Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно-сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы. В зависимости от тематики, классическая музыка может расслаблять и успокаивать, а также стимулировать мыслительную и физическую активность.
Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно – сосудистой системы, органов дыхания т. д.
1.1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ:
✓ увеличивающийся интерес к арт – терапевтическим возможностям классической музыки;
✓ формирование способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность, умение составлять развёрнутый план, конспект, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации, способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности, готовности к сотрудничеству с целью выполнения зачётной работы для допуска к ГИА.
ЦЕЛЬ: обобщение материала о здоровьесберегающих особенностях музыкальных классических произведений, подбор музыкальных произведений для сеансов музыкальной терапии, определение особенностей влияния классической музыки на физическое здоровье школьника
ЗАДАЧИ:
Предмет исследования
Состояние здоровья школьников
Гипотеза
Если духовно развивать человека средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
Методы исследования
Изучение и анализ литературы по теме проекта, наблюдение, экспертный опрос, тестирование, метод математической статистики.
1.1.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:
Материалы данного проекта могут быть использованы в целях пропаганды оздоровления человека средствами классической музыки. Результаты исследования и предложенные рекомендации будут интересны учителям, учащимся и их родителям, а также тем, кто заботится о своем здоровье и любит музыку.
ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ:
Реестр произведений для сеансов музыкальной терапии.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
🙡 поиск и обработка информации;
🙡 проведение исследования (тестирование среди обучающихся 7-х классов по оценке их самочувствия, активности и настроения до прослушивания музыки и после).
РЕСУРСЫ:
2.2. АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Отправной основой моей работы стало изучение информационных интернет-источников по запросу музыкальная арт – терапия, терапевтические возможности классической и современной музыки. Я познакомился с историей вопроса, с особенностями терапевтических эффектов разных произведений классической музыки, определился со своими предпочтениями в этом вопросе. Было интересно и познавательно анализировать материал по теме. Чтобы уточнить некоторые сведения, а также получить дополнительную информацию, я просматривал видеоматериалы, прослушивал аудиофайлы, что пополняло мои знания и помогало использовать их на практике.
2.3. ОПИСАНИЕ ХОДА РАБОТЫ.
Первый этап (подготовительный) – определение и обоснование выбора темы работы, цели и задач индивидуального итогового проекта.
Второй этап (планирование) – определение источников информации, способов её сбора и анализ; выбор вида и формы проектного продукта.
Третий этап (работа над проектом) – изучение информации по теме, отбор и систематизация; выполнение творческой работы.
Четвёртый этап (завершающий) – защита индивидуального итогового проекта и презентация проектного продукта.
ПЛАН
1.О силе музыкального искусства
2.Влияние музыки на человека
3.Музыка и здоровье
-Положительное воздействие музыки на человека
- Музыка здорового питания
- Классическая музыка и рождение ребенка
- Музыкотерапия
4.Исследовательская деятельность
О силе музыкального искусства
Кто музыки не носит сам в себе,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть изменником, лгуном.
Темна, как ночь, и как Эреб, черна
Его приязнь. Не верь такому.
У. Шекспир
Платон считал, что ритмы и лады музыки, «достигая глубин души, воздействуют на мысль, делая её сообразной им самим» … Лучшая охрана государства, как считал Платон, — музыка, наиболее степенная и пристойно слаженная, скромная и простая, мужественная, а не женственная …
О воспитательной функции музыки высказывался и Аристотель: поскольку «музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи. Обучение музыки подходит самой природе для этого возраста».
Один из наиболее известных теоретиков музыки эпохи Возрождения Джозеффо Царлино писал в своём трактате: «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость, заставляет проводить добродетельно время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам, особенно тогда, когда она употребляется в должных ладах и в меру» Очень точно о назначении музыки сказал П. И. Чайковский: «Цель музыки — возбудить душевное волнение. Никакое другое искусство не пробуждает столь возвышенным образом благородные чувства в сердце человека».
Известный отечественный педагог В. А. Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном. Прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе» ( Райгородский, 2004. С. 61)
Занятия музыкой развивают музыкальный слух, и у человека повышается чувствительность к улавливанию различных звуков. Эта способность может помочь летчикам, водителям, механикам по еле уловимым оттенкам звука работающего мотора определить, какие в нем случились неполадки. Студенты и школьники, обладающие развитым слухом и хорошим чувством музыкальной интонации, осваивают трудности произношения иностранного языка намного скорее, чем те, у кого музыкальный слух не развит.
Занятия пением положительно влияют на интонационное богатство речи, ее выразительность, тонкость и точность в передаче соответствующих настроений. Такое умение владеть голосом в принципе необходимо каждому человеку, но особенно учителям, преподавателям. Лекторам — всем, кому приходится много говорить.
Пение в хоре, игра в оркестре или в ансамбле развивают в человеке такую важную черту характера, как чувство коллективизма.
Общение с музыкой совершенствует духовную организацию человека и повышает его общую эмоциональность, то положительно
Сказывается на творческом потенциале личности.
В наше время обладание минимальными навыками и знаниями в области музыки является непременным условием для развития хорошего художественного вкуса, который в свою очередь, во многом определяет суть самого человека. Если перефразировать изречение
древних о друге, можно смело утверждать: «Скажи, какую музыку ты любишь, и я скажу тебе, кто ты».
Давно заметив неоспоримое влияние искусства на жизнь и здоровье, человек настойчиво обращался к нему в надежде на помощь. И искусство помогало ему, возвращая силы и душевное равновесие, делая жизнь достойной человека.
К культуре какой бы страны мы не обратились, везде можно найти сведения о применении музыки для нормализации душевного состояния людей. В Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.
Влияние музыки на человека
Музыка... Такая земная и неземная. Музыка - словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце - сама музыка. В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе - мелодию разлуки.
В отдаленные от нас тысячелетиями времена люди умели слушать музыку мира, понимая ее единство со всем существующим в природе.
"Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", - так утверждали древние мудрецы. Во Вселенной, где идет борьба Космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: "музыка - наука о хорошей гармонии. Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки.
Действительно, Пифагор свидетельствует, что этот мир основан посредством музыки и может управляться ею".
(Кассеодор Сенатор (485-ок.580) "О музыке").
Все древнейшие учения земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека. В древности выделяли 3 направления влияния музыки на человека: 1) на духовную сущность человека; 2) на интеллект; 3) на физическое тело. «Музыка усиливает любую радость, успокаивает любую печаль, изгоняет болезни, смягчает любую боль и поэтому Мудрецы Древности поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни». (Армстронг "Кельтские поэты"). Именно "Единой силе Души, Мелодии и Песни" поклонялись друиды - кельтские жрецы древней Британии. В книге Д. Монро "21 урок Мерлина" Мерлин - посвященный жрец говорит Артуру - будущему королю и своему ученику: - "Всем наукам и изощрениям, которые придумало человечество, древние предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего. Как сказано в некоторых из наших наиболее почитаемых стихов - Вся музыка, все естественные мелодии - это только слабое непокоренное эхо Имени Творца".
Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория - Барды - которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, об инструментах, которые позволяют управлять Королями Стихий и о том, как сделать такие инструменты; о том, как создать Песенное Заклинание, способное исцелять или причинять вред.» Песенное Заклинание - ... пение Барда - это духовное действо, источником которого служит сама Земля".
Согласно легендам о друидах основа Песенных Заклинаний - это традиция, уходящая корнями в солнечную страну древних атлантов, которую продолжили Барды и древние греки. Барды были связаны обещанием использовать Песенные Заклинания для самых добрых дел, а потом передавать свою мудрость тому, кто лучше всех ее сохранит: заклинания имели огромную силу.
Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку.
Тайну гармонических звучаний знали и древние египтяне. Большинство древних египтян культивировало музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах.
Мyзыка пpименялась в отделе исцелений пpи хpамах для лечения неpвных pасстpойств... У них была священная мyзыка, домашняя и военная. Для концеpтов священной мyзыки yпотpеблялись лиpа, аpфа и флейта, для пpазднеств - гитаpа, свиpели, кастаньеты; войска в течение слyжбы пользовались тpyбами, тамбypинами, баpабанами и таpелками... Пифагоp yчился мyзыке в Египте и сделал мyзыкy пpедметом наyки в Италии. Полyчив сокpовенные знания о божественной теоpии мyзыки, Пифагоp основал наyкy о гаpмонии сфеp, yтвеpдив мyзыкy как точнyю наyкy.
К этомy пониманию мyзыки постепенно пpиходит и совpеменная наyка. Начиная с 19 в. она накопила немало жизненноважных сведений о воздействии мyзыки на человека и живые оpганизмы, полyченных в pезyльтате экспеpиментальных исследований. Особо интенсивно изyчается влияние мyзыки в последние десятилетия нашего века. Экспеpименты ведyтся в нескольких напpавлениях: влияние отдельных мyзыкальных инстpyментов на живые оpганизмы; влияние мyзыки великих гениев человечества; индивидyальное воздействие отдельных пpоизведений композитоpов; воздействие на оpганизм человека тpадиционных наpодных напpавлений в мyзыке, а также влияние на человека музыки совpеменных напpавлений.
Музыка и здоровье
Положительное воздействие музыки на здоровье человека
В соответствии с данными многочисленных научных исследований, классическая музыка оказывает чрезвычайно положительное воздействие на здоровье людей. Вы можете улучшить свое настроение и самочувствие, прослушав некоторые и предложенных классических композиций.
Считается, что музыка классических композиторов (например, Бетховена, Моцарта) не только расслабляет нервную систему, но и стимулирует работу мозга, а также благотворно влияет на развитие плода и успокаивающе действует на новорожденных детей (да и вообще людей любого возраста), поэтому во многих детских садах европейских стран и США очень часто включают произведения данных композиторов, а в некоторых больницах бесплатно раздают диски с классической музыкой. Кроме того, научно доказано, что под воздействием классической музыки ускоряет свое движение протоплазма клеток растений (что увеличивает рост растений в несколько раз), а также прослушивание классической музыки повышает на 20% количество молока у кормящих матерей. Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно влияет на сердечно-сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы.
Музыка может успокоить или, наоборот, возбудить. Развеселить или заставить плакать.
Все мы – кто реже, кто чаще – пользуемся этими ее возможностями. Однако мало кто знает, что музыку, как таблетку, можно «принимать» головной боли, лишнего веса.
Использование в комплексно-санаторном лечении психотерапии с элементами музыки значительно улучшает самочувствие больных неврозами, депрессиями, расстройствами сна. После двух-трех сеансов группового гипноза-отдыха под специально подобранную мелодию сон восстанавливается у 45 процентов пациентов, к концу лечения75-80процентов.
Специалисты отмечают, что классическая музыка влияет на выработку гормонов, которые связаны с эмоциональными реакциями, например с ощущением радости и тревоги, проявлением отваги, мужества.
В голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. Известно, что «сердечникам» показаны мажорные мелодии.
Во Франции, в Национальном институте переливания крови, во время операций передается классическая музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания. В Китае и Японии музыкотерапевты помогают пациентам сформировать домашнюю музыкальную аптечку, в которой могут лежать диски «Печенка», «Легкие», «Мигрень», «Пищеварение».
Эффект Моцарта
Самой полезной для здоровья и красоты специалисты считают музыку Моцарта. По мнению врачей, она не очень быстрая, но и не слишком медленная, не громкая, но и не очень тихая, плавная, но не монотонная. С этим, конечно, можно поспорить: достаточно вспомнить хотя бы первые части большинства симфоний и увертюры моцартовских опер. Кроме того, манера исполнения часто зависит от интерпретатора. Однако по результатам контраргументов не найдется.
Произведения Моцарта рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, воздействия этой музыки например после студенческой сессии, ночной смены, экстремальных ситуаций и т.д. В 1993 году Фран Роше, невролог из университета Висконсина, обнаружил необычное влияние музыки Моцарта на физиологию людей.
Прослушивание «Сонаты для двух фортепиано до мажор» совершенствовало умственные способности студентов – ни лучше выполняли тесты. Другие испытания также показали положительное влияние на работоспособность мозга именно музыки Моцарта, и никакой другой.
Однако до сих пор ученые спорят, является ли это следствием просто хорошего настроения, которое создает классическое музыкальное произведение, или это результат более глубоких физиологических процессов, как-то связанных с особенностями данной музыки. Роше тем не менее продолжает сообщать науке о результатах новых исследований «эффекта Моцарта».
Европейские специалисты отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, на котором ее исполняют. Например, звучание кларнета положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.
Музыка здорового питания
Музыкальное сопровождение во время еды влияет на процесс усвоения пищи. Например, ужин с Моцартом способствует пищеварению, а современная музыка, особенно в быстром темпе, ритмично бьет «ударной установкой» по желудочно-кишечному тракту. Действительно, когда челюсти инстинктивно двигаются в ритме «хита», пища пережевывается кое-как, в результате воздуха и еды заглатывается больше, чем нужно. Ученые обнаружили, что еда под «попсу» гарантирует лишние килограммы.
Хорошая классическая музыка, звучащая за обедом, улучшает аппетит и положительно влияет на секрецию желудочного сока. Медленная неторопливая трапеза под классику способствует усвоению пищи. Английский ученый Л. Демлинг установил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока, а британские психологи обнаружили, что классическая музыка располагает к более продолжительным обедам в ресторане.
Классическая музыка и рождение ребенка
По данным современных исследователей, у новорожденных музыка способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
Полезно не только прослушивать классическую музыку в записи, но и исполнять песни самим. Для ребенка очень важным является «живой» голос матери. Поэтому весьма благоприятное воздействие оказывает пение колыбельных песен: они успокаивают, приводят малыша в равновесие, создают обоюдный благоприятный эмоциональный фон.
Для индивидуального исполнения матерям рекомендуются лирические песни, которые по характеру мелодии близки к колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей.
Установлено, что пение полезно не только для ребенка, но и для самой матери. Так, у кормящих матерей, которые регулярно напевают колыбельные, заметно увеличивается лактация.
Музыка весьма существенно влияет на развитие образной памяти. Установлено, что при музыкальном стимулировании в мозге увеличивается количество гормонов, способствующих росту нейронов. Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартны темпов физического и речевого развития. В ходе экспериментов было обнаружено, что плод успокаивается при звуках музыки Вивальди и Моцарта, а при проигрывании произведений Бетховена или Брамса начинает энергично толкаться.
Музыкотерапия
Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. Каждое племя древних отличалось выбором и группировкой инструментов, своеобразным соединением вокального и двигательного компонентов, создавая тем самым определенную оригинальную форму лечебного ритуала, которая сохранялась как тайное магическое средство. Высокое значение лечебному влиянию музыки придавалось в медицинской науке древнего Египта, Греции, Рима. Бог Солнца — Апполон был одновременно богом музыки и медицины, что свидетельствует о тесных отношениях, существующих между этими видами знаний в умах древних греков.
Однако отдельные периоды истории разрушают связь музыки с медициной, предавая забвению уникальный опыт человечества. Так было после падения Римской империии, когда научный дух древности пришел в упадок, или в первой половине Х1Х столетия музыкотерапия трактовалась как «ненаучная игра», а также в начале ХХ столетия..
Современные научные исследования в области реабилитации законной связи музыки и медицины проводятся на базе научных национальных конфедераций в этой области в разных странах мира. После второй мировой войны музыкотерапия интенсивно развивается в Швеции и США. Создаются музыкотерапевтические Центры и Общества, к примеру «Nordisk Forbund for Pedagogik Musiktherapie», в которое вошли североевропейские страны — Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия, British Sosiety for Musik Therapy, издающее журнал по музыкотерапии с 1958 года, Deutscher Aussehuss fur Musik therapie, Institut Musicotherapeutique В Париже и многие другие.
В Санкт-Петербурге в 1913 году изучением лечебного действия музыки занимались психиатры, в том числе профессора Саккети и Бехтерев. В 1993 г. Михаил Чунч организовывает Международный центр музыкотерапии. Научные концепции этих специализированных музыкотерапевтических сообществ различаются между собой, как и оригинальные формы лечебных ритуалов древности.
Один из более общих подходов к пониманию музыкотерапевтического воздействия, сохранивший свое значение и в наши дни, описан в 1684 году Анастасиусом Кирхером в его труде «Phonurgia Nova» и характеризуется бытующими в XVII и XVIII столетиях медицинскими и философскими представлениями о «Iatromusica», как называлась тогда музыкотерапия. По его мнению, существует естественная музыка, которая окружает всю гармонично устроенную Вселенную и искусственная музыка, которая представляет гармоническое устройство тела и физиологические процессы в теле. Согласно этому, влияние музыки на человеческое тело объясняется как ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
Этот подход нашел в будущем глубокое развитие и продолжение в практически всех серьезных научных исследованиях по музыкотерапии: в публикациях Санкт-Петербургского биолога С.Шноля, впервые заявившего о создании музыкальной фармакопии или музыкальной «партитуре органов тела» на Тбилисском «Симпозиуме о Бессознательном», в работах психиатра С.Грофа, который узаконил связи музыкотерапии с психологией и психиатрией, обобщив представительный и многочисленный опыт американских специалистов в этой области и во множестве других. Влияние музыки стало описываться как психофизиологическое воздействие.
Неслучайна и заявленная необходимость в объединении будущей Национальной Академии Музыкотерапии с Медицинской Акустикой, коль скоро именно на акустическом уровне можно добиться безусловного психофизиологического воздействия средствами музыкальной выразительности.
Исследовательская деятельность
Изучив и проанализировав теоретический материал по теме проекта, мы выдвинули гипотезу: если человека духовно развивать средствами классического музыкального искусства, то это благотворно повлияет на состояние его здоровья.
На первом этапе своей практической деятельности мы решили провести тестирование среди учащихся 7-х классов по оперативной оценке их самочувствия и настроения до прослушивания музыки и после.
Сначала обучающимся от 1 до 5 надо было оценить свое самочувствие и настроение до прослушивания музыкального произведения, затем после.
Программа прослушивания длилась 5 минут и состояла из фрагментов музыкальных произведений, подобранных и предложенных учителем музыки:
В результате проведенного опроса нами были получены следующие данные.
7а класс ( ______ обучающихся)
7б класс (______ обучающихся)
Проанализировав полученные данные обучающихся 7-х классов, можно сделать вывод о том, что восприятие классической музыки дало положительный эффект. В результате улучшение самочувствия отмечено у 16 из ______ обучающихся, а положительное изменение настроения наблюдалось у 15 учащихся.
Таким образом, мы убедились сами и доказали одноклассникам, что классическая музыка благотворно влияет на здоровье человека.
Заключение
Изучив и проанализировав материалы по теме проекта, нами были сделаны следующие выводы:
Выдвинутая нами гипотеза о том, что духовное развитие человека средствами классического музыкального искусства благотворно влияет на состояние его здоровья, была подтверждена в ходе практической исследовательской деятельности.
Поскольку оздоровление организма при помощи классической музыки доступно всем, то знания о том, как этого достигать необходимы. Мы считаем, что нужно расширять возможности звучания настоящей музыки в нашей жизни и предлагаем рекомендации по использованию средств музыкального искусства для оздоровления организма, а также репертуар произведений для сеансов музыкальной терапии (см. ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2,3).
Подводя итог нашему небольшому исследованию, хочется пожелать всем: слушайте классическую музыку на здоровье! Она напомнит о любви к людям и поддержит в горе, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение.
Источники
1. Барышева Т. А., Шекалов В. А. Креативный ребенок: Диагностика и
развитие творческих способностей. — Ростов-на-Дону, 2004
2. Большая Советская энциклопедия. Электронное издание CD-ROM.
2003.
3. Лобанова Е. А. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки Образование в современной школе. 2005.
4. Петрушин В. И. Слушай, пой, играй. — М.: ВЛАДОС, 2000.
5. Райгородский Б. Д. Что может музыка // Музыка в школе. 2004.
6. https://www.neboleem.net/stati-o-zdorove/9469-art-terapija-muzyka-kotoraja-lechit.php
7. https://multiurok.ru/files/vliianiie-muzyki-na-chielovieka-i-art-tierapiia.html
8. https://hotplayer.ru/?s=%D0%B0%D1%80%D1%82-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Слушая музыку, вы постепенно войдете в «музыкальный поток» и ваше настроение незаметно изменится в лучшую сторону.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОТЕРАПЕВТОВ
Приложение 2
Произведения для сеансов музыкальной терапии
Желаемое действие | Рекомендуемое музыкальное произведение |
Снятие нервного напряжения | П.И. Чайковский. «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»; «Сентиментальный вальс». Ж. Бизе. «Пастораль»; «Старинная песенка». К. Сен-Санс. «Лебедь» из «Карнавала животных». К.В. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». Д. Шостакович. «Романс» из к|ф «Овод». К. Дебюсси. «Лунный свет». |
Снятие депрессивного состояния | Ф. Шуберт. Песня «Аве Мария». В.А. Моцарт. «Рондо в турецком стиле». Ж. Бизе. Хабанера из оперы «Кармен». Дж. Верди. Марш из оперы «Аида». |
Снятие головной боли и мигрени | М. Огиньский. Полонез. Ф. Мендельсон. «Весенняя песня». А. Дворжак. «Юморески». |
Повышение общего тонуса | П.И. Чайковский. Вальс из Серенады для струнного оркестра. В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро». Ж. Бизе. Увертюра к опере «Кармен». |
Расслабление, успокоение | Н. А. Римский-Корсаков. Песня индийского гостя (без слов) из оперы «Садко». Э.Григ. «Утро» из музыки к драме «Пер Гюнт». |
Улучшение пищеварения | П.И. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Спящая красавица». Мелодичная музыка В.А. Моцарта. Фортепианные концерты Ф. Листа. |
Стимулирование творческого мышления | Фортепианная музыка А. Скрябина и Ф. Шопена. Симфоническая и фортепианная музыка С.С. Прокофьева. Музыка И.С. Баха |
Приложение 3
Памятка «Произведения для сеансов музыкальной терапии»
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Можно от Солнца уйти...
В поисках капитана Гранта
Как нарисовать черёмуху
Девочка-Снегурочка