Работа раскрывает роль традиций и обычаев в формировании национального характера малочисленных коренных народов севера-ханты и манси.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_traditsiy_i_obychaev_v_formirovanii_natsionalnogo_haraktera_obskih_ugrov_.docx | 40.5 КБ |
Роль традиций и обычаев в формировании национального характера обских угров
Автор: Ямалтдинова Алина Альбертовна,
ученица 6Г класса
МАОУ «Средняя школа № 6»
Руководитель:
Польских Евгения Александровна,
педагог-организатор
г. Когалым, 2020
Оглавление
Введение. …………………………................................................................................ 2
Глава 1 Промысловые традиции и обычаи Обских Угров…………………………..4
Глава 2 Семейно-бытовые традиции, обычаи и праздники…………………………6
Заключение.....................................................................................................................10
Список использованной литературы ………………………………………………...11
Приложение 1 ………………………………………………………………………….12
Если бы предоставить всем народам на свете выбирать самые лучшие из всех обычаи и нравы, то каждый народ, внимательно рассмотрев их, выбрал бы свои собственные…
Геродот
Введение
На берегах великой реки Обь, и по её притокам, издревле проживают родственные народы – ханты и манси, или, как их еще называют, обские угры. Некогда это были великие народы охотников, слава о которых в XV веке доходила от Урала до Москвы. Сегодня же, эти они представлены малочисленными группами коренных народов Севера. Но, несмотря на свою малочисленность, обские угры сумели сохранить присущий только им национальный характер, в котором нашло отражение освоение человеком суровой северной природы. В данной исследовательской работы я постараюсь разобраться как традиции и обычаи, присущие народам ханты и манси влияют на формирование национального характера.
Конечно, в начале исследования следует разобраться, что же такое национальный характер?
В этнопсихологическом словаре Крысько В.Г. мы находим следующее определение:
Национальный характер - это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре. В национальном характере тесно переплетаются элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения. Отношение к окружающему характеризует направленность национального сознания людей.
Также, можно отнести к значимым проявлениям национального характера: особенности темперамента, выражения чувств, национальные предрассудки, распространённые привычки, стереотипы. Особое же значение в формировании национального характера имеют традиции и обычаи.
Именно влиянию традиций и обычаев в формировании национального характера будет посвящена данная исследовательская работа.
Таким образом, актуальность исследования заключается в изучении особенностей национального характера обских угров, и то как на его формирование влияют традиции и обычаи. Мы решили подробно изучить традиции и обычаи народов ханты и манси, разделив их на две группы – связанные с промыслами и семейно-бытовые.
Я провела онлайн-анкетирование (приложение 1), в котором приняли участие мои одноклассники и краеведы нашей школы. Мне было любопытно узнать интересна ли ребятам тема традиций и обычаев народов ханты и манси. Проведя анализ анкет, я выяснила, что ребята думают, что традиции и обычаи влияют на формирование национального характера. И им было бы интересно подробнее узнать о традициях и обычаях обских угров. Я считаю, что этот интерес играет важную роль в актуальности исследования. Потому что после того, как я исследую данную тему я смогу выступить на классном часе и на кружке краеведения и рассказать ребятам о проделанной работе.
Цель исследования: подробно изучить традиции и обычаи обских угров и выяснить, как они влияют на формирование национального характера.
Гипотеза исследования: Традиции и обычаи обских угров влияют на формирование национального характера.
Задачи:
1) Исследовать традиции и обычаи народов ханты и манси;
2) Изучить деление традиций и обычаев на семейно-бытовые и связанные с промысловой деятельностью;
3) Исследовать как зависят традиции и обычаи от отношения обских угров к окружающей природе;
4) Исследовать какие традиции и обряды существуют в хозяйственно-бытовой сфере жизни;
5) На классном часе и кружке краеведения рассказать о традициях и обычаях обских угров и их влиянии на формирование национального характера.
Методы исследования:
-опрос;
-изучение литературы и других источников информации;
-анализ собранного материала;
-описание;
Объект исследования: Традиции и обычаи обских угров.
Предмет исследования: Влияние традиций и обычаев на формирование национального характера.
Социальная значимость: изучать и сохранять традиции коренных народов Севера.
В данной работе я буду придерживаться классификации, согласно которой разделю традиции и обряды, которые связаны с промысловой деятельностью и семейно-бытовые.
Глава 1
Промысловые традиции и обычаи обских угров
Издревле ханты и манси занимаются рыболовством и охотой. Сравнительно недавно, а именно два века назад, к основным промыслам прибавилось оленеводство. Вся жизнь этих северных народов проходила в единение с природой, поэтому одной из важнейших традиций стало поведения человека по отношению к окружающей природе.
В данной главе я исследовала традиции и обычаи, без которых не представляли своей жизни обские угры – превосходные рыбаки, меткие охотники и умелые оленеводы.
«Зверем удачи» называют зверя, которого охотник добыл на первой в своей жизни охоте. Шкурку или череп этого зверя складывали в особый ящик с домашними духами. Особо ценились необычные трофеи – «белка с двойными кисточками на ушах, «пестрый» соболь, животные-альбиносы, их шкурки также помещались в священный ящик. Хвосты, кости лап выдр и лисиц нанизывались и их хранили «на удачу».
Природа – леса и реки, были местами, которые давали людям все необходимое для жизни, поэтому перед началом охотничьего сезона у охотников были особые традиционные ритуалы. Охотник разводил костёр, кипятил чай и угощал хозяев леса-духов. При этом охотник обещал бережно относится к окружающей природе. Человек, который вышел на промысел должен знать не только места, где обитают ценные звери, но также и понимать изменения погоды и хорошо ориентироваться в лесу.
Рыбаки, для того чтобы рыболовный сезон был удачным, проводили обряды, принося жертв Духам-хозяевам Воды.
Жители тайги старались прислушиваться к знакам природы и верили в приметы. Например, считалось если медведь забредал к жилищу охотника и разорял священный лабаз, то это был плохой знак, и охотнику следовало завершать свою охотничью деятельность.
Важным спутником человека на севере всегда были собаки. Исследователи отмечают, что, когда обские угры сомневались в своём отношении к тому или иному человеку они полагались на реакцию на этого человека у собаки. Считалось что собака всегда понимает с добрыми ли намерениями пришел человек на стойбище. По традиции считают, что собака - это связь между домом и лесом. В некоторых поверьях собаке приписывают способность вступать в связь с духами, поэтому убийство собаки приравнивается к убийству человека. Также существовал обычай, по которому в случае смерти хозяина собак умертвляли вместе с ним, чтобы он мог взять их с собой в «нижний мир».
В традициях обских угров особое место отведено священным животным. Самым почитаемым животным является медведь. В некоторых мифах говорится, что медведь принес людям огонь, в некоторых, что от медведя ведется род обских угров. Жители тайги стараются не произносить слово «медведь» в лесу, чтобы не привлечь хозяина леса. Поэтому неудивительно, что главный традиционный праздник таежных охотников посвящен медведю.
Медвежий праздник, проходил после удачной охоты на медведя, основным смыслом которого является искупление вины перед убитым зверем. После праздника, который проходит в несколько этапов, голова зверя остановится оберегом для семьи. Если была убита медведица - ей на голову надевают нарядный платок, и разноцветные бусы. Если же был убил самец, то на морду зверя клали монеты, сделанные из серебра, на пасть же надевали берестяной намордник.
У обских угров существуют праздники, связанные с хозяйственной деятельностью. Среди таких праздников выделяются – день оленевода, и день рыбака.
День оленевода корнями уходит в глубокую древность. Сейчас праздник проводится в марте-апреле, хотя изначально был приурочен ко дню весеннего равноденствия. Оленеводы съезжались со стойбищ на оленьих упряжках, чтобы состязаться в ловкости и смелости. Основным соревнование этого дня были гонки на оленьих упряжках, но помимо этого соревновались в прыжках через нарты, метании тынзяня на хорей, метании топора и национальной борьбе.
День рыбака проходят летом, на этом празднике чествуют лучших рыбаков. Традиционным развлечением на день рыбака выступает состязание на лучший улов. Также обязательно всех угощают ухой.
С водой и рыбалкой связан еще один традиционный праздник – день обласа. Облас – это небольшая лодка-долблёнка, которая изготавливается долбленным способом из цельного ствола дерева- кедра или осины. Эта маленькая одновесельная лодка - традиционный транспорт рыбаков. Традиционно праздник обласа проводят в начале лета, когда в реках появляется благородная рыба нельма. На празднике обязательно проходит обряд поклонения воде. Обские угры верят, что у каждого водоема есть свой дух покровитель – Вит Хон. Чтобы получить его благосклонность и помощь в рыбалке в воду бросают монеты, которые заворачивают в ткань. Также на празднике проходят гонки на обласах, в которых могут принимать участие мужчины и женщины.
Отмечу еще один обряд, связанный с водой - обряд поклонения Духу Оби – Ас тай ики. Проводили его, когда спускали в реку лодки после долгой зимы. Рыбаки умывались речной водой в знак единения с духом Оби, после чего на воду спускали белую или синюю ткань. В уголки которой привязывали монеты. Проводя этот обряд, рыбаки просили, чтобы Ас тай ики был к ним благосклонен, давал много улова и не забрал их жизни. Рыбу, которую ловили первой приносили в дар духу Оби.
Анализируя традиции и обычаи, обских угров, которые связанны с поведением человека в природе, промыслах и, связанные с хозяйственной деятельностью видно, что они направлены на соблюдении баланса в природе. Например, охотник никогда не убивал молодого зверя, а рыбак отпускал пойманную рыбу, небольшого размера. Также угры не селились в местах жилища животных. Таким образом, можно сказать, что одной из основных черт национального характера, на становление которого влияют, исследуемые выше, традиции и обычаи, является бережное отношение к природе. Человек живущий в тайге, осознает себя как часть природы, и все традиции и обычаи направлены на то, чтобы это единение поддержать, снискать поддержку у матушки-природы и не привлечь на себя ее гнев, и сберечь ее богатства.
Глава 2
Семейно-бытовые традиции, обычаи и праздники
Формирование национального характера тесно связано с народной педагогикой, традициями и обычаями, принятыми в данном обществе. Особенности воспитания детей во все времена были одним из самых важных и интересных вопросов истории.
В данной главе я постараюсь исследовать некоторые традиции и обычаи, влияющие на формирование национального характера, которые связаны с семейно-бытовой сферой. Я рассмотрю понятие о традиционном устройстве мира у Обских Угров, традиции, связанные с рождением ребенка и определением его на жизненном пути, а также некоторые традиционные праздники, в которых наиболее ярко отражаются семейно-бытовые традиции и обычаи.
Понятия о становлении мира у обских угров всегда было неоднозначным. Потому как некоторые представляли три сферы мироздания:
- Верхнюю, где царствовал верховный бог Нум-Торум - сын создавшего мир Курс-Торума;
- Среднюю, где обитают люди, а также другие боги и духи, например, Най-ими — богиня огня, Тылащ-ими — месяц, Мув-анки — мать-земля и др.
- Нижнюю – обиталище мертвецов и Куль - Отыра – неприятеля небесного Торума.
Существовала и другая версия о создании мира: когда верхний мир связывался с верховьями Оби, нижний – с низовьями реки, а средний – с землей.
Также существует миф, согласно которому землю со дна океана достала птица гагара по имени Лули, которой доступны все три сферы жизни – воздушная, водная и земная.
У северных ханты и манси существует деление на рода-фратрии, мы можем выделить Мощ(Мось) и Пур(Пор). По легенде, родоначальница фратрии Пур была рождена медведицей, которая съела растение порых. Предками Мощ принято считать добрых духов Миш. Для которых священными животными покровителями считаются – лягушка, лошадь и гусь, По мнению исследователей северных народов в основу деления на фратрии вошло то, что фратрия Пур ведет свой род от местных охотников тайги, а фратрия Мощ от пришельцев с юга, которые были коневодами. Заключать браки могли только с людьми из своей фратрии.
Что касается восточных ханты, то у них принято выделять три фратрии, покровителями которых были медведь, бобр и лось.
Понятие рода - это основа культуры обских угров. Для тотемного животного, которого род считает своим предком обязательно создавали культовое (священное) место. В этом месте представители рода могли приносить жертвы и просить о благополучии рода.
Сейчас, как и в давние времена, при обращении к друг другу очень важны родственные связи, для обозначения которых существует более ста понятий.
В суровых климатических условиях северной природы очень важны традиции гостеприимства. Человек, который пришёл в дом всегда рассматривался как гость, в хантыйском языке даже слова «гость» и «гостинец» (подарок) тождественны. Человек, пришедший в гости рассматривался как подарок богов. Хозяину следовало оказать радушный прием. Поэтому гостеприимство – отличительная черта национального характера обских угров.
Интересной чертой гостевания была традиция одаривание подарками гостей хозяевами. Гости, в свою очередь, преподносили гостинцы, которые хозяева принимали, но угощали ими духов, а не людей. Пищу раскладывали в трех местах в избе: около очага, в священном углу и около порога для божественных правителей двух миров – Нум-Торума и Кынь-лунгу, а также Най-анки.
Основным смыслом семейно-бытовых традиций является передача многовекового опыта и устоев обских угров от предков потомкам. Эти традиции, в основном, направлены на духовную защиту членов семьи.
Больше всех, конечно, в защите нуждаются дети, которые только появились на свет. Поэтому у народов ханты и манси множество традиций и обрядов, связанных с рождением ребенка, началом его жизненного пути.
Большой радостью считается рождение ребенка в хантыйской семье. Рождение ребенка сопровождает традиционный обряд – «Няврэм сэма питты вер». Следует отметить, что у хантыйского младенца, помимо матери, у которой он родился, появляются еще названные матери, например, Пукан ангки (мать пупка), которая первой берет младенца на руки.
В колыбель ребенка перекладывает Антом ангки (несущая мать). По старинным обычаям, в колыбельку кладутся обереги – нож, точильный камень и спички. А на саму колыбель вешали хвост горностая или клык медведя. У детей обских угров было две люльки-колыбели - дневная и ночная. По традициям изготовление люльки-колыбели считается очень важным делом, за которое не каждый может взяться, ведь важна каждая деталь. Люльки изготавливали без единого гвоздя. Когда ребенок вырастал, люльку не выбрасывали, для сохранности ее подвешивали в лабазе (хозяйственном амбаре), где благодаря чистому воздуху, она хорошо сохранялась. Часто бывает так, что в люльке отца потом спит его сын. Алтом ангки при входе в дом говорит от лица новорожденного: «Вет вулэнг ху хотэма ёхатсом» (На пяти оленях мужчина в свой дом приехал). Если же родилась девочка, то алтом ангки говорит : «Нял вулэнг нэ хотэма ёхатсом» (На четырех оленях женщина в свой дом приехала). По традиционным поверьям считается, что мужчина имеет пять душ, а женщина – четыре. При этом новорожденного показывают в дверной проем пять раз, а новорожденную – четыре раза. Когда окружающие спрашивают, какого пола родился младенец, по традиции следовало отвечать так: если девочка, то родилась ягоды собирать, а если мальчик то, родился в лес ходить, охотиться.
Чтобы ребенок был спокойным и не был плаксивым, перед тем как внести младенца в дом, алтом ангки (несущая мать) также говорит: «Холлаты унглэн камн ат хащал» (Плаксивый твой рот пусть на улице останется!).
Родители ребенка одаривают новых родственников: пукан ангки дарят нож, алтом ангки – иголки (если мальчик – пять, если девочка четыре). Новые родители относятся к ребенку как к своему родному: заботятся о нем, учат ремеслам, делают подарки, шьют одежду, обувь, мастерят игрушки.
С помощью обряда ляксоптаты новорожденный младенец нарекается именем. В новорожденного должна вселиться душа одного из умерших родственников. Для обряда ставят колыбель на пол, под колыбель кладется нож, и перечисляются имена умерших родственников. При упоминании подходящего имени колыбель как бы «прилипает» к полу. Ребенок получает имя этого умершего. Это имя знали только самые близкие родственники, а для остальных у ребенка было подставное имя, которым его все называли, настоящее имя скрывали, чтобы о нем не узнали злые духи, способные нанести человеку вред.
Традиционно считается, что младенец приходит из мира духов, и какое-то время находится между мирами. И так как он нуждается в сакральной защите его посвящают определенному богу.
У Обских угров, как и у многих других народов, существует деление на мужское и женское пространство. Как и в домах, чумах есть деление на мужскую и женскую половину, так и в остальных сферах жизни. С детства северные дети приобщаются к делам. Девочка находится в «мире мамы» она учится быть умелой хозяйкой, рукодельницей, помощницей мужу. Мальчик же учится у отца основам охоты, рыбалки, оленеводства.
Ханты и манси верили в существование духов-защитников. Считалось, что связь с покровителем устанавливается во время ритуала, вскоре после рождения ребенка. Также, по поверьям, существовали и защитники-покровители среди животных и птиц. Именно им Обские Угры посвящали традиционные праздники. В праздниках обряды и традиции являются важнейший компонентом. В первой главе нашего исследования мы рассмотрели медвежий праздник, день оленевода, день рыбака и день обласа, которые являются праздниками людей, которые занимаются промыслами. В данной главе мы обратим внимание на праздники, в основу которых был заложен семейно-бытовой смысл. Например, Вурна Хатл или Вороний день.
Ворона первой прилетает на северную землю после зимних холодов, и ее карканье будит природу от зимнего сна. Ворона считается, покровительницей женщин и детей. Известно, что обские угры в детские колыбельки насыпали опилки, в качестве впитывающего материала. В праздник опилки высыпали в лесу, чтобы ворона могла погреть в них свои лапки после долгого перелета. «Пусть здесь родятся мальчики, пусть здесь родятся девочки. Пусть будет здесь много детей! Пусть будет здесь много цапа, чтобы могла я здесь хорошо греть свои лапки!»
Считается, что ворона, также, как и люди, радуется рождению каждого ребёнка, поэтому для детей изготавливали оберег – метелочку из вороньих перьев.
У хантов считается, что убивать ворону нельзя, иначе могут налететь злые духи, которые принесут несчастья. В начале праздника гости угощались клюквой и их окуривали чагой- это приносило здоровье и счастье. Еще одним важный обрядом на празднике был обряд поклонения духу Огня. Женщина, снимала платок с головы маленькой девочки, бросала его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений. Также во время праздника на березу (священное дерево женщин) повязывали разноцветные ленточки, загадывали желания и просили Торума об их исполнении. Мужчины приносили свой дар - оленя своему священному дереву-кедру. Обские угры считают, что деревья корнями уходят в нижний мир, а крона дерева - это связь с верхним миром, миром духов. Ствол дерева – это средний мир – жизнь, которую люди проживают на земле.
Одним из важнейших традиционных праздников народа манси был праздник Трясогузки. В этот день гостей угощали традиционной кашей саламат, в которую добавляли кедровые орешки и фигурками трясогузки из теста. На празднике ритуал проводила самая старшая женщина, она проговаривала: «Прилетела наша весенняя птица-Трясогузка! Прилетела священная пташка, зима не вернется. Прошу Духов Неба, пусть пошлют нам долгое жаркое лето, теплые дожди, чтобы скоро зацвели ягодники. Пусть реки и озера рыбой пополнятся, а леса – зверями». После этого девочки танцевали танец, подражая быстрым и порывистым движениям этой птички.
Исследуя традиционные праздники обских угров можно отметить, что в них находит отражение адаптации жизни человека природному ритму. В празднично-обрядовой деятельности обских угров ярко отразились черты традиционных обрядов и обычаев.
В традиционных праздниках важной частью была магическая составляющая. Основной целью праздников, почти всегда, было получение защиты, покровительства духов-покровителей. В настоящее время, малочисленные народы севера воспринимают праздники как важнейшую часть древней культуры, которую очень важно сохранить. Культура эта отражает единство человека и природы, она оберегается в традициях и обычаях. Отметим, что сохранение традиций и обычаев является важной чертой национального характера.
Заключение
Формирование национального характера происходит путем сочетания общественно-исторического опыта и культурных традиций, обычаев того или иного народа. Традиции и обычаи являются образцами, в которых сосредоточены отличительные черты, качества личности, нравственные идеалы человека. В традициях отражаются те нормы поведения, которые были заложены исторически. Можно сказать, что традиции и обычаи являются неотъемлемой частью национального характера.
В данной исследовательской работе были рассмотрены традиции и обычаи, которые оказывают влияние на формирование национального характера. В первой главе исследования я обратила внимание на традиции и обычаи, которые связаны с промысловой и хозяйственной деятельностью обских угров. Во второй главе я исследовала семейно-бытовые традиции и обряды.
Таким образом, можно выделить некоторые черты национального характера, на формирование которых оказали влияние исследуемые традиции и обычаи:
- Единение человека с природой. Человек, сознает себя неотъемлемой частью окружающей природы, поэтому особенно бережет ее;
- Северные люди бережно относятся к животным. Охотник, убивает зверей только в ограниченном количестве и в определённый период, для пропитания или пушнины, не забирая из тайги лишнего;
- Конечно, с особым почтением, они относятся к животным, которые считаются покровителями;
- Охотники, трепетно относятся к оружию;
- Обские угры гостеприимны, так как гости – это нечастое явление на стойбищах, особенно отдаленных;
- Ханты и манси верят в духов-предков, в связи с чем называют детей в их честь, при этом мало кому известно эти настоящие имена.
Традиции обских угров интересны и загадочны. Древние малочисленные народы продолжают сохранять традиционный уклад жизни, борются за сохранение языка и особенностей культуры.
Я горжусь, что живу на такой богатой традициями земле. В традициях и обычаях обских угров сочетается мудрость и вековой опыт предков. И моя задача, как краеведа, делать все для сохранения и изучения традиций народа, на земле которых, мы живем…
После окончания исследования, я планирую выступить на классном часе, а также на кружке краеведения на которых расскажу своим одноклассникам о традициях и обычаях, которые влияют на национальный характер народов ханты и манси.
Список использованной литературы
1. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. – Екатеринбург, 2001
2. Иванов С. В. Орнамент народов Сибири как исторический источник // ТИЭ. Новая серия. Т. 81. — М., 1963
3. Лукина Н. В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). — Томск, 1985
4. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь.- М., 1999
5. Кулемзин В.М. Знакомьтесь:ханты. – Новосибирск, 1992
6.Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, 2008
Приложение 1
Уважаемые участники анкетирования, я пишу проект по краеведению, и мне нужна ваша помощь – ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Ваш ответ:
У коренных народов ханты и манси ярко выражен национальный характер с особенностями в религии, традициях, культуре, в ритуалах, кухне.
Ваш ответ:
Обычаи и праздники, одежда, мудрость, обряды, кухня, жилище, язык.
Ваш ответ:
Влияют. Также влияют условия природной среды, духовные основы, историческое прошлое.
Ваш ответ: Да, мне было бы очень интересно узнать.
Уважаемые участники анкетирования, я пишу проект по краеведению, и мне нужна ваша помощь – ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Ваш ответ:
Национальный характер выражен очень ярко. Это проявляется в их традициях, одежде, промыслах, языке, характере.
Ваш ответ:
Наиболее ярко выражены следующие черты национального характера: представители этих народов прирожденные охотники, рыболовы. Они умеют выживать в суровых условиях Севера без всех благ цивилизации, получая все необходимое от дикой природы.
Ваш ответ:
Да, влияют. Традиции и обычаи народов ханты и манси формировались на протяжении веков и передавались из поколения в поколение, формируя с детства присущие им черты национального характера.
Ваш ответ:
Мне было бы интересно узнать о тех традициях и обычаях, которые существуют у северных народов.
Уважаемые участники анкетирования, я пишу проект по краеведению, и мне нужна ваша помощь – ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Ваш ответ:
У ханты и манси ярко выражен национальный характер. Во всех своих действиях они неукоснительно придерживаются правил.
Ваш ответ:
Суровость и скупость природы научили народы ханты и манси быть терпеливым и послушным. Но еще большее значение имела упорная, непрерывная борьба с суровой природой. Трудолюбие и выносливость, сообразительность, художественные особенности.
Ваш ответ:
Я думаю, что в формировании национального характера народов ханты и манси большую роль играют обычаи, запреты, традиции.
Ваш ответ:
Да, я бы хотел узнать о традициях и обычаях этих народов
Уважаемые участники анкетирования, я пишу проект по краеведению, и мне нужна ваша помощь – ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Ваш ответ:
Национальный характер выражен ярко и связан с обычаями и религией (верят в богов: луны, огня, грома и духов идолов).
Ваш ответ:
Как мне кажется, одна из основных черт характера этих народов - преданность своим традициям и обычаям. А также долгая зима оказала сильное влияние на традиции гостеприимства. Отказать путнику в крове зимой в условиях севера, означает обречь его на холодную смерть. Поэтому гостеприимство тоже является важной особенностью.
Ваш ответ:
Я думаю, что обычаи, связанные с отношением к природе, сформировали бережное отношение к родной земле.
Было бы вам интересно подробнее узнать о традициях и обычаях народов ханты и манси?
Ваш ответ:
Да
Уважаемые участники анкетирования, я пишу проект по краеведению, и мне нужна ваша помощь – ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Ваш ответ:
Я думаю, что национальный характер выражен ярко.
Ваш ответ:
Проживая на территории, где зима длится около полугода, ханты и манси выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата.
Ваш ответ:
Да, я думаю, что влияют
Ваш ответ:
Мне было бы интересно узнать о их традициях и обычаях
Уважаемые участники анкетирования, я пишу проект по краеведению, и мне нужна ваша помощь – ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Ваш ответ:
Я считаю, что выражен ярко, поскольку у народов ханты и манси есть свои особенности, которые отличают их от представителей других народов.
Ваш ответ:
Сила воли, трудолюбие, выдержка, практический склад ума.
Ваш ответ:
Я думаю, что влияют, потому что благодаря соблюдению традиций и обычаев они развивают определенные черты характера, присущие им.
Ваш ответ:
Да, мне было бы очень интересно
Уважаемые участники анкетирования, я пишу проект по краеведению, и мне нужна ваша помощь – ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
Ваш ответ:
Выражен ярко. В их обычаях и традициях, национальных праздниках, промыслах.
Ваш ответ:
Они проживают в лесу и добывают различные ягоды, шьют одежду, изготавливают орудия труда самостоятельно.
Ваш ответ:
Думаю, что да, так как каждый народ имеет свои исторические традиции и обычаи, которые влияют на национальный характер.
Ваш ответ:
Мне интересно узнать что-то новое о традициях и обычаях этих народов
Снег своими руками
Два морехода
В Китае испытали "автобус будущего"
Простые новогодние шары из бумаги
Рисуем зимние домики