Данная работа направлена на выявление степени физического развития младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_teme_otsenka_fizicheskogo_zdorovya_u_shkolnikov.2020gdocx.docx | 72.14 КБ |
Управление образования МО «Баргузинский район»
МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»
671601 республика Бурятия Баргузинский район с. Улюкчикан, ул.Цыдынжапова,16
ulukschool@mail.ru
«Оценка степени физического развития младших школьников»
Руководитель: Ухинова Людмила Дармаевна,
учитель биологии
2019 г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………….3
2. Физическое развитие организма человека……………………………………….4
2.1. Факторы, влияющие на антропометрические показатели………………..4
2.2. Условия проведения антропометрических исследований………………..5
2.3. Методы антропометрических измерений………………………………….5
2.3.1. Измерение роста (длины тела)……………………………………...5
2.3.2. Измерение массы тела (веса)………………………………………..6
2.4. Методика проведения исследования……………………………………….6
2.4.1. Метод нахождения индекса Кетле………………………………….6
2.5. Полученные результаты исследования…………………………………….7
5. Выводы……………………………………………………………………………..8
6. Список литературы………………………………………………………………..9
7. Приложения.
1. Введение.
За последние годы в России отмечается заметное ухудшение состояние здоровья детей всех возрастных групп. Это тенденция отмечается и в нашем регионе.
Оценка физического развития при проведении профилактических медицинских осмотров дает возможность оценить состояние здоровья детей. Состояние физического развития детей − один из важнейших обобщающих параметров здоровья и индикатор социального благополучия.
На здоровье детей влияют климатические условия, места проживания (регион, город, село), возрастно-половые особенности, методы воспитания, уровень образования.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения.
Для определения физического развития детей и подростков используют метод индексов и стандартов (Кетле, Брокмана, Эрисмана, Пинье, жизненный индекс и другие).
Цель данного исследования − освоить методику оценки индивидуального физического развития детей и подростков с помощью индексов, т. е. соотношения антропометрических показателей, полученных с помощью математических расчетов.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Использовать метод индекса Кетле для определения параметров физического развития.
2. Оценить физическое развитие детей и подростков с 7 до 10 лет по нормативным показателям.
Объект исследования: учащиеся 1 – 4 классов МБОУ «Улюкчиканская ООШ» Баргузинского муниципального района, Республики Бурятия.
Предмет исследования: физическое развитие учащихся 1 – 4 классов МБОУ «Улюкчиканская ООШ» Баргузинского муниципального района, Республики Бурятия.
2. Физическое развитие организма человека.
При взгляде на того или иного человека, мы задаем себе вопрос: «Почему люди отличаются друг от друга? С чем это связано?» Мы разные по характеру, по восприятию мира, но интересно и то, почему мы так отличаемся друг от друга внешне.
Жизнь человека − это непрерывный процесс развития, в котором последовательно проходят следующие этапы: это созревание, зрелый возраст, старение. Рост и развитие − это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса. Рост − это количественные изменения, связанные с увеличением размеров клеток, массы как отдельных органов и тканей, так и всего организма. Развитие − качественные изменения, дифференцировка тканей и органов и их функциональное совершенствование. Рост и развитие протекают неравномерно.
Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов, отражает наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов.
Особенности физического развития программируются на генетическом уровне, поэтому дети большинство похожи на родителей. Наследственная информация передается из поколения в поколение, и у одних людей не изменяется, а у других совершенствуется. Необходимо помнить, что на физическое развитие оказывают влияние множество внешних и внутренних факторов, материально-бытовые условия, национальные и региональные особенности уклада и стиля жизни, экологическая обстановка, состояние питания, наличие или отсутствие болезней.
В настоящее время в нашей стране широко вводится культ здоровья. Он всячески поощряется государственными структурами, ответственными за сохранение и восстановление здоровья, а это в свою очередь способствует формированию потребности в здоровом теле. Еще в древнем мире имел место культ здорового тела. Примером тому служит олимпиадные игры, которое дошло до наших дней.
Познакомившись с нижеизложенным материалом, можно будет судить о соответствии исследуемых параметров возрастным нормативам, гармоничности развития, оценить вклад наследственности в особенности телосложения.
2.1. Факторы, влияющие на антропометрические показатели.
Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Темпы изменений массы, роста, окружностей тела в различные периоды жизни не одинаковы.
Рост, масса, последовательность в увеличении различных частей тела, его пропорции запрограммированы наследственными механизмами и при оптимальных условиях жизни идут в определенной последовательности. Однако некоторые факторы могут не только нарушить последовательность развития, но и вызвать необратимые изменения. К таким факторам можно отнести социальные условия, нерациональное питание, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, режим труда и отдыха, экологические, так и внутренние – наследственность и наличие заболеваний.
Физическое развитие − это процесс количественного и качественного изменения всех показателей организма человека в процессе его жизнедеятельности.
Основы современных антропометрических (antropos-человек, metria-измерение) методов исследования заложены еще в прошлом веке, когда были записаны закономерности изменчивости антропометрических показателей.
Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
Общее представление о физическом развитии можно получить при проведении основных измерений, определяя − длину и массу тела.
2.2. Условия проведения антропометрических исследований.
Антропометрию проводят с помощью измерительных приборов: весов, ростомера. Все измерения желательно производить в первой половине дня, натощак, либо через 2-3 часа после еды, обследуемый должен быть одет в легкую одежду.
Для объективности последующей оценки необходимо соблюдать требования к правилам измерения. Анализ антропометрических показателей − важнейший элемент исследования соответствия физического развития возрастным нормативам.
Выявленные отклонения могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний. Поэтому умение правильно оценить полученные результаты измерений, может способствовать воспитанию установки на здоровый образ жизни.
Ниже представлены методики измерения наиболее часто исследуемых антропометрических величин.
2.3. Методы антропометрических измерений.
2.3.1. Измерение роста (длины тела).
Измерение роста − производится в положении стоя при помощи ростомера. Обследуемый становится на площадку ростомера, спиной к вертикальной стойке, выпрямившись, прикасаясь к стойке затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками. Скользящая горизонтальная планка прикладывается к голове без надавливания.
Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения. Рост может значительно варьироваться в зависимости от наследственности, внутриутробного развития и от наличия заболеваний.
На рост оказывают влияние генетические факторы, половые различия, возраст, состояние здоровья и т.д. Длина тела может соответствовать возрасту, но может и значительно отличаться от возрастной нормы, при этом малый рост называют нанизмом, а высокий гигантизмом.
2.3.2. Измерение массы тела (веса).
Взвешивание проводится на рычажных или напольных весах. Обследуемый стоит неподвижно на площадке весов. Погрешность при взвешивании должна составлять не более +/-50 г. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.
2.4. Методика проведения исследования.
2.4.1. Метод нахождения индекса Кетле.
Для оценки физического развития человека используется ряд методов. В последние годы широко применяется метод нахождения индекса Кетле (весоростового показателя) – ИК.
Для определения весоростового показателя, необходимо вес разделить на квадрат роста.
ИК = М (кг) / Р2 (м)
где М – масса тела в килограммах, а Р – рост в метрах.
Должная величина индекса Кетле составляет:
Верхняя граница нормы, т.е. величина, с которой вес считается избыточным, определяется путем прибавления к должной величине 2-х единиц, что составляет примерно 10% от приведенных возрастно-половых норм. Так, избыток массы тела для 6-летних детей начинается с 18 (16 + 2), для детей 9-10-летних – с 19 (17 + 2) и т.д. снижение индекса на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела.
Алгоритм действий:
2.5. Полученные результаты исследования.
Данное исследование проводилось в МБОУ «Улюкчиканская ООШ» среди школьников 1-4 классов. Всего было исследовано 27 человек. Результаты измерений детей показаны на диаграмме, (см. приложение 1, рис. 1-3) можно увидеть результаты весоростовых показателей (в % соотношении) детей разного возраста.
Из 10-и детей 7-8-летнего (1-2 класс) возраста имеют нормальный показатель ИК – 10% (1 чел.), недостаточную массу тела – 30% (3 чел.), избыточную массу тела – 0% (0 чел.) и 60% (6 чел.) имеют дефицит массы тела.
У 17-и детей 9-10-летнего возраста нормальный показатель ИК имеется у - 30% (5 чел.), недостаточную массу тела – 64% (11 чел.), избыток массы тела – у 0% (0 чел.) и дефицит массы тела – у 6% (1 чел.).
Анализируя общие результаты по школе, можно сказать, что 23% детей (6 чел.) имеют нормальный показатель ИК, недостаточную массу тела – 41% (11 чел.), превышение ИК (избыток массы по отношению к возрасту) нет, и у 26% (7 чел.), отставание ИК (дефицит массы по отношению к возрасту).
5. Выводы.
В ходе данного исследования мною была освоена методика оценки индивидуального физического развития детей с помощью электронного калькулятора ИМТ и оценено их развитие по нормативным показателям.
Следовательно, в ходе работы выявлены дети с недостаточной массой тела и дистрофическими нарушениями, которые чаще всего проявляются при белково-энергетической недостаточности. Отсутствие детей с избыточной массой тела и ожирением.
Практические рекомендации для детей:
1) С недостаточной массой тела: для нормального развития ребенка требуется пища следующей калорийности: от 8 до 12 лет – 60-70 ккал на 1 кг веса в сутки. При недостаточном весе школьника необходимо увеличить в рационе продукты, богатые полноценным белком: мясо, рыбу, творог, яйцо, сыр, кисломолочные продукты. В сутки употреблять 30 г. сливочного и 30 г. растительного масла.
2) С дефицитом массы тела: нужно выяснить причины худобы. Это могут быть заболевания эндокринной системы, туберкулёз, болезни органов пищеварения. Если худоба вызвана недостаточным питанием, следует обратить внимание на сбалансированный полноценный рацион адекватной калорийности и соблюдение режима питания, в том числе кратности и ритмичности приёма пищи. Необходимо позаботиться об аппетите, стимулируя его как обстановкой во время еды, так и вкусовыми веществами блюд.
Я считаю, что для успешного решения проблем здоровья детей необходимо тесное сотрудничество семьи, педагогического коллектива и медицинских работников. Совместными усилиями необходимо формировать у подростков ответственное отношение к своему здоровью.
6. Список литературы.
Приложение 1
Диаграммы весоростовых показателей учащихся начальных классов
МБОУ «Улюкчиканская ООШ»
Рис. 1. Весоростовые показатели (в % соотношении) детей 7-8 лет
Рис. 2. Весоростовые показатели (в % соотношении) детей 9-10 лет
Рис. 9. Общие данные весоростовых показателей (в % соотношении) детей по начальной школе
Как нарисовать портрет?
Мороз Иванович
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Как напиться обезьяне?
Горка