Ученический проект
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_andrey_-_kopiya.docx | 33.09 КБ |
Муниципальное бюждетное общеобразовательное учреждение
«Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»
«Действия населения при наводнениях»
(проект)
Автор: Бойков Андрей Иванович,
ученик 9 Б класса
Руководитель: Беченко Игорь Александрович
преподаватель ОБЖ
г. Саяногорск, 2019 г.
Содержание
Введение
Может случиться так, что человек неожиданно, помимо своей воли. В силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Это вынужденная автономия человека в природной среде. Наши предки с удивлением смотрели на людей, не умеющих выживать в лесу - месте, которое испокон веков кормило людей. Но сегодня подавляющее большинство людей, оказавшихся в экстремальных условиях, способно умереть от голода и холода. Знание основ выживания для каждого человека обязательно. Под выживанием следует понимать целесообразные активные действия, которые направлены на сохранение здоровья, жизни и работоспособности при условиях автономной жизнедеятельности. Большой опыт свидетельствует о том, что люди способны перенести самые тяжкие условия природной среды в течение довольно длительного времени. Но человек, к этим условиям не привыкший, в них впервые попавший, оказывается не приспособленным к этой жизни. Умение человека действовать в борьбе с природной средой за свое выживание - это основа его успеха в экстремальной ситуации, спасение своей жизни и здоровья. В первые минуты чрезвычайной ситуации недопустимо действовать, подчиняясь эмоциональной оценке событий. Следует провести анализ ситуации: необходимо собрать информацию об условиях сложившейся ситуации, оценить свое положение, продумать пути выхода, оценить свои возможности; принять решение, найти наиболее рационального путь выживания, которого следует придерживаться; разработать план действий: наметить этапы действий и их последовательность и приступить к осуществлению этого плана.
Паспорт проекта
В связи с этим целью моей работы является формирование умений и навыков, необходимых для выживания человека в экстремальной ситуации, а конкретно при наводнениях.
Задачи:
1.Познакомиться с различными типами поведения человека в момент экстремальных ситуаций.
2. Способствовать формированию навыков правильного поведения при наводнениях.
3. Способствовать развитию навыков коллективной работы и совместного поиска решений.
4. Способствовать расширению кругозора.
Методы проектной работы: работа с литературными источниками и Интернет-ресурсами;
Гипотеза: мы предполагаем, что если будешь знать правила «Как вести себя при наводнениях», то сможешь себя обезопасить и выжить в экстремальных условиях в экстремальной ситуации.
Объект исследования: наводнения, их типы.
Методы исследования: сбор информации, анализ информации, синтез информации (обобщение собранных и проанализированных сведений).
Практическая значимость: результаты нашего исследования можно использовать на уроках ОБЖ, в экстремальной ситуации вынужденной автономии.
Направление проекта, тип, вид: практико-ориентированный, продукционный,
Продукт проекта: памятка «Действия населения при наводнениях».
Период выполнения проекта: 2018-2019 учебный год.
Наводнения
Наводнение — это затопление значительной части суши в результате подъема выше обычного уровня.
Очагом поражения при наводнении называется территория, в пределах которой произошли затопление местности, повреждения и разрушения зданий и других объектов, сопровождающиеся поражением и гибелью людей.
Вторичные последствия наводнений — это утрата прочности сооружений, перенос вылившихся вредных веществ и загрязнение ими местности, осложнение санитарно-эпидемической обстановки, заболачивание местности, оползни, залы и т. д.
Низкие (малые) наводнения происходят на равнинных реках раз в 5-10 лет. При возникновении затопляются сельскохозяйственные угодья, расположенные поймах.
Высокие наводнения сопровождаются значительным затоплением территорий, охватывают большие участки речных долин. Вызывают необходимость частичной эвакуации. Повторяются раз в 20-25 лет.
Выдающиеся наводнения охватывают целые речные бассейны, парализуют хозяйственную деятельность на больших территориях. Требуют массовой эвакуации. Повторяются раз в 50-100 лет.
Катастрофические наводнения затапливают значительные территории в пределах одной или нескольких речных систем. Полностью парализуют хозяйственную деятельность людей, вызывают огромные материальные потери. Повторяются раз в 100-200 лет.
Типы наводнений
Половодье — периодически повторяющийся довольно продолжительный подъем уровня воды в реках, обычно вызываемый весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками. Затапливает низкие участки местности.
Половодье может принимать катастрофический характер, если инфильтрационные свойства почвы значительно уменьшились за счет перенасыщения ее влагой осенью и глубокого промерзания в суровую зиму. К увеличению половодья могут привести и весенние дожди, когда его пик совпадает с пиком паводка. Именно это привело к небывалому наводнению в бассейне верхней Волги в 1908 г. Из-за чрезвычайно дружной весны снег, запасы воды в котором превышали норму на 170-220%, сошел за очень короткое время. Положение усугубилось тем, что в конце апреля шли проливные дожди. В результате оказались затоплены десятки тысяч гектаров посевов, без крова остались 50 тыс. человек.
В 1997 г. исключительно высоким было весеннее половодье на реках Архангельской области (Онега, Вычегда). Особенно сильное половодье, какого не наблюдалось здесь уже 70 лет, произошло в бассейне реки Онега. В четырех районах области в зоне затопления площадью 1220 км2 оказались 53-населенных пункта с населением 17 186 человек. Отселялось 1973 жителя, были повреждены мосты, дороги, линии связи и ЛЭП, затоплено 259 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
Паводок — интенсивный сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при оттепелях. В отличие от половодий, паводки могут повторяться несколько раз в году. Особую угрозу представляют так называемые внезапные паводки, связанные с кратковременными, но очень интенсивными ливнями, которые случаются и зимой из-за оттепелей.
Затор — нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и на излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и выше него.
Затор возникает из-за неодновременного вскрытия больших рек, протекающих с юга на север. Вскрывшиеся южные участки реки в своем течении подпруживаются скоплением льда в северных районах, что нередко вызывает значительное повышение уровня воды.
Зажор — скопление рыхлого льда во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и на излучинах русла реки, вызывающее подъем воды на некоторых участках выше него.
Ветровой нагон — это подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся в морских устьях крупных рек, а также на наветренном берегу больших озер, водохранилищ и морей.
Действия населения при угрозе наводнений
Все граждане перед эвакуацией для защиты своего дома (квартиры) и имущества должны выполнить следующие операции:
При получении предупреждения о начале эвакуации эвакуируемый должен быстро собрать и взять с собой:
Всем эвакуируемым необходимо к установленному сроку прибыть на эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасный район. В зависимости от сложившейся обстановки эвакуация населения проводится специально выделенным для этих целей транспортом или пешком. По прибытии в конечный пункт эвакуации, проводятся регистрация и размещение эвакуированных в местах временного проживания.
При угрозе затопления на предприятиях и в учреждениях изменяется режим работы, а в некоторых случаях работа прекращается. Защита части материальных ценностей иногда предусматривается на месте, для чего заделываются входы и оконные проемы подвалов и нижних этажей зданий. В зонах возможного затопления временно прекращают работу школы и детские дошкольные учреждения; детей переводят в школы и детские учреждения, которые находятся в опасных местах.
В случае внезапных наводнений предупреждение населения производится всеми имеющимися техническими средствами оповещения, в том числе и с, помог громкоговорящих подвижных установок.
Внезапность возникновения наводнения вызывает необходимость особых действий населения. При подъеме воды людям, проживающим на первом или других нижних этажах, необходимо покинуть квартиры, подняться на верхние эта, если дом одноэтажный — занять чердачные помещения. При нахождении на боте по распоряжению администрации следует, соблюдая установленный порядок, занять возвышенные места.
До прибытия помощи люди, оказавшиеся в зоне затопления, должны оставаться на верхних этажах и крышах зданий, деревьях и других возвышенных мест. Обычно пребывание людей в зоне затопления длится до спада воды или принятия спасателей, имеющих надежные средства для эвакуации в безопасный paйон. При спасательных работах необходимо проявлять выдержку и самообладание. Строго выполнять требования спасателей. Нельзя перегружать спасательные средства (катера, лодки, плоты и т. п.), поскольку это угрожает безопасности и спасаемых, и спасателей. Попав в воду, следует сбросить с себя тяжелую одежду. и обувь, отыскать поблизости плавающие или возвышающиеся над водой предметы и держаться за них до получения помощи.
После спада воды люди торопятся вернуться в свое жилье. При этом надо помнить о мерах предосторожности. Следует остерегаться порванных или провиси электрических проводов. Информацию об этих повреждениях, а также о разрешении водопроводных, газовых и канализационных магистралей необходимо медленно передавать в соответствующие коммунальные службы и организации.
Попавшие в воду продукты категорически запрещается применять в пищу без проверки органами санэпиднадзора и без температурной обработки. Запасы питьевой воды перед употреблением должны быть проверены, а колодцы с питьевой водой осушены путем выкачивания из них загрязненной воды. Перед входом в здания после наводнения следует убедиться, что их конструкции; не претерпели явных разрушений и не представляют опасности для людей. Прежде чем войти в помещение, необходимо в течение нескольких минут проветривать его, открыв входные двери или окна. При осмотре внутренних комнат зданий не рекомендуется пользоваться спичками или свечами в качестве источника использовать электрические фонари. До проверки специалистами состояния электрической сети нельзя пользоваться источниками электроэнергии.
Перечисленные правила поведения и порядок действий населения при наводнении позволяют существенно снизить возможный материальный ущерб и сохранить жизнь людей, проживающих в районах, подверженных наводнениям.
Заключение
Исследовав объект (наводнения, их типы, действия населения при наводнениях), мы пришли к выводу, что при чрезвычайных ситуациях умение правильно действовать увеличивает шансы человека на выживание.
Я добился своей цели: сформировали умения и навыки, необходимые для правильного поведения в экстремальной ситуации.
В процессе проектной деятельности я решил поставленные задачи:
познакомился с различными типами наводнений, сформировал навыки выбора действий при наводнении в зависимости от поставленной задачи, приобрел навыки коллективной работы и совместного поиска решений, расширил свой кругозор.
Я применил на практике методы исследовательской работы: работал с литературными источниками и Интернет-ресурсами; научился применять полученные знания на практике - изготовил памятку «Действия населения при наводнениях».
В своём проекте я доказал гипотезу: если будешь знать правила «Действия при наводнениях», то сможешь себя обезопасить и выжить в экстремальных условиях и в ситуации вынужденной автономии.
Мой проект имеет практическую значимость: результаты моего проекта можно использовать на уроках ОБЖ, и в экстремальной ситуации.
Список литературы
1. Чрезвычайные ситуации и защита от них. / сост. А.Бондаренко. Москва,
1998 г.
2. Способы автономного выживания человека в природе, Михайлов Л.А., 2008.
3. Основы безопасности жизнедеятельности, 9 класс, Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., 2008
4. Источник интернет.
Список источников для учащихся и педагогов:
1. Бардин К.В., Азбука туризма. Пособие для учителей, руководителей туристских походов со школьниками/ 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. http://tyr-zo.narod.ru/met/bardin.html2
2. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста/2-е изд., с изм. и доп.—М.: Профиздат, 1982. http://hibaratxt.narod.ru/karemansprav/index.html
ПРИЛОЖЕНИЯ
Памятка
Рецензия.
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза, разработан план действий по доказательству гипотезы.
Актуальность темы проекта и её значимость раскрыты и обоснованы, тема имеет актуальность и значимость не только для самих учеников, но и для их родителей.
Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность авторов, предпринята попытка представить коллективный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества.
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан.
Названы потенциальные потребители и области использования продукта. Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты
Тема проекта раскрыта, авторы продемонстрировализнания, выходящие за рамки школьной программы
Продукт соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) Средства наглядности, в т.ч. ТСО используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации. Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и структуру.
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте .
Ребята проявили способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем. Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников.
Участники проекта работали в группе сверстников, оказывали взаимопомощь, выстраивали продуктивное взаимодействие друг с другом и взрослыми.
Главным инициатором работы в группе был Швек Алексей.Лёша брал инициативу на себя, выдвигал идеи и способы их реализации, умело распределил ответственных за каждый этап реализации проекта.
Типы наводнений
Половодье — периодически повторяющийся довольно продолжительный подъем уровня воды в реках, обычно вызываемый весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками. Затапливает низкие участки местности.
Половодье может принимать катастрофический характер, если инфильтрационные свойства почвы значительно уменьшились за счет перенасыщения ее влагой осенью и глубокого промерзания в суровую зиму. К увеличению половодья могут привести и весенние дожди, когда его пик совпадает с пиком паводка. Именно это привело к небывалому наводнению в бассейне верхней Волги в 1908 г. Из-за чрезвычайно дружной весны снег, запасы воды в котором превышали норму на 170-220%, сошел за очень короткое время. Положение усугубилось тем, что в конце апреля шли проливные дожди. В результате оказались затоплены десятки тысяч гектаров посевов, без крова остались 50 тыс. человек.
В 1997 г. исключительно высоким было весеннее половодье на реках Архангельской области (Онега, Вычегда). Особенно сильное половодье, какого не наблюдалось здесь уже 70 лет, произошло в бассейне реки Онега. В четырех районах области в зоне затопления площадью 1220 км2 оказались 53-населенных пункта с населением 17 186 человек. Отселялось 1973 жителя, были повреждены мосты, дороги, линии связи и ЛЭП, затоплено 259 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
Паводок — интенсивный сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при оттепелях. В отличие от половодий, паводки могут повторяться несколько раз в году. Особую угрозу представляют так называемые внезапные паводки, связанные с кратковременными, но очень интенсивными ливнями, которые случаются и зимой из-за оттепелей.
Затор — нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и на излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и выше него.
Затор возникает из-за неодновременного вскрытия больших рек, протекающих с юга на север. Вскрывшиеся южные участки реки в своем течении подпруживаются скоплением льда в северных районах, что нередко вызывает значительное повышение уровня воды.
Зажор — скопление рыхлого льда во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и на излучинах русла реки, вызывающее подъем воды на некоторых участках выше него.
Ветровой нагон — это подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся в морских устьях крупных рек, а также на наветренном берегу больших озер, водохранилищ и морей.
7. Правила поведения и действия населения при наводнениях
Перед эвакуацией для защиты своего дома (квартиры) и имущества все должны выполнить следующие обязательные действия:
- отключить воду, газ и электричество;
- потушить горящие печи отопления;
- перенести в верхние этажи зданий (чердаки) ценные предметы и вещи;
- убрать в безопасное место сельскохозяйственный инвентарь, закопать, укрыть удобрения и отходы
- обить (при необходимости) окна и двери первых этажей домов досками или фанерой.
При получении предупреждения о начале эвакуации необходимо быстро собрать и взять с собой:
- личные документы, помещенные в непромокаемый пакет;
- деньги и ценности;
- медицинскую аптечку;
- комплект верхней одежды и обуви по сезону;
- постельное белье и туалетные принадлежности;
- трехдневный запас продуктов питания. Вещи и продукты лучше уложить в чемоданы (рюкзаки, сумки).
Всем эвакуируемым необходимо прибыть к установленному сроку на сборный эвакуационный пункт для регистрации и отправки в безопасный район. В зависимости от сложившейся обстановки эвакуация населения проводится выделенным для этих целей транспортом или пешком Величко К.Ф., Егасян И.Г., Лаптев В.С. Оценка устойчивости работы объектов и систем народного хозяйства. Уч. пособие. -М.: МИФИ, 2004..
Рисуют дети водопад
Колумбово яйцо
Как нарисовать китайскую розу
Одеяльце
Денис-изобретатель (отрывок)