Исследовательская работа "Изучение предпочтений учащихся 6 класса МБОУ СОШ №4 г.Донецка при выборе будущей профессии"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.pptx | 2.8 МБ |
soprovozhdayushchiy_tekst_k_prezentatsii.docx | 27.41 КБ |
Слайд 1
Изучение предпочтений учащихся 6 класса МБОУ СОШ №4 г.Донецка при выборе будущей профессии Исследовательская работа Исследование выполнили : Команда «Взрыв мозга» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа № 4 муниципального образования «Город Донецк» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества муниципального образования «Город Донецк»Слайд 2
Проблема выбора будущей профессии актуальна для каждого человека. Правильно выбранная профессия позволяет человеку реализовать себя, развиваться и является источником доходов. Наше исследование важно для нас и наших сверстников, потому что выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности совершается сегодня во все более раннем возрасте. Считаем , что исследование поможет нам не только задуматься о будущей профессии, но и разобраться, чем нужно руководствоваться при её выборе. Актуальность исследования
Слайд 3
ПРЕДМЕТ: Профессиональное самоопределение подростков. ОБЪЕКТ: Предпочтения учащихся 6 класса МБОУ СОШ № 4 г.Донецка при выборе будущей профессии предмет и объект исследования
Слайд 4
Проблемный вопрос: Какие профессии и по каким причинам выбирают учащиеся 6 класса МБОУ СОШ № 4 ? Гипотеза При выборе будущей профессии учащиеся 6 класса отдают предпочтение профессиям, приносящим высокий доход. Проблема исследования и гипотеза
Слайд 5
ЦЕЛЬ : Выявить и проанализировать предпочтения учащихся 6 класса МБОУ СОШ № 4 г.Донецка при выборе будущей профессии. Задачи: ознакомиться с информацией по теме «Профессиональное самоопределение подростков», - провести опрос учащихся 6 класса о предпочтениях при выборе будущей профессии, - обработать и проанализировать результаты исследования, - подготовить презентацию результатов исследования . Цели и задачи
Слайд 6
теоретические методы: сравнительный анализ, синтез, дедукцию. практические методы: анкетирование, опрос. Методы исследования
Слайд 7
Астапова О.Л. Исследование взаимосвязи профессионального самоопределения и коммуникативных качеств личности у подростков и юношей. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/55990/1/m_th_o.l.astapova_2017.pdf Каргин М.И., Глебов В.Ю. Особенности мотивов выбора профессии у старшеклассников общеобразовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25770 (дата обращения: 12.11.2020). Социологический словарь http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/p/professija.html Толс n ых А.В. Вопросы жизни / А.В. Толстых. - М.: «Молодая гвардия», 1988, - 222с https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2 страницы: мотив, мотивация Список литературы и интернет-источников
Слайд 8
Профессия –это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов . Профессия
Слайд 9
Профессиональное самоопределение представляет собой длительную, многолетнюю, многоэтапную деятельность, в ходе которой человек ведет поиск смысла в профессиональной деятельности, соотносит личностные цели, предпочтения, способности и склонности, являющиеся динамичными и подверженными изменениям, с содержанием и требованиями профессионального труда. Профессиональное самоопределение
Слайд 10
Период становления личности: чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к общению, заметное развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении и в деятельности, имеющей личностный смысл. Отношение к выбору будущей профессии у подростков отличается, как правило, неустойчивостью профессиональных намерений. Более осознанное отношение к выбору профессии происходит в 15-17 лет. Подростковый возраст
Слайд 11
Мотив (психология) — динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотив
Слайд 12
Мотивация - побуждение к действию; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. (вики) Выделяют следующие виды мотивов: внутренние индивидуально-значимые мотивы внутренние социально-значимые мотивы внешние положительные мотивы внешние отрицательные мотивы. Мотивация
Слайд 13
1. Что ты поставишь на 1, 2, 3 место при выборе будущей профессии? Поставь напротив каждого пункта соответствующую цифру. Профессия, которую я выберу, должна приносить: А) деньги Б) удовольствие В) пользу людям 2. Какие профессии ты считаешь подходящими для себя? Поставь плюс напротив выбранных (не более трех) 1.В сфере образования 2.В сфере медицины 3.В сфере физики и инженерии 4.В сфере IT-технологий 5.В сфере медиа 6 . В сфере творчества 7.В сфере управления 8.В сфере экономики 9.В сфере торговли 10.Военная , пограничная служба, МЧС, полиция и пр. 11.В сфере сельского хозяйства 12 . В сфере услуг Другое (назови ) 3. Почему именно эти профессии? Поставь плюс (не более трех) 1 .- интересно 2 .- хорошо оплачивается 3 .- всегда можно найти работу 4 .- советуют родители 5 .- нравятся условия работы 6.престижно Анкета «Определение предпочтений при выборе будущей профессии»
Слайд 14
Предпочтения при выборе будущей профессии
Слайд 16
Сфера профессиональной деятельности Количество выборов Творчество 9 Военная, пограничная служба, МЧС, полиция 8 Медицина 6 Выбор сфер профессиональной деятельности
Слайд 17
Сфера профессиональной деятельности Количество выборов Образование 5 IT -технологии 5 Управление 5 Выбор сфер профессиональной деятельности
Слайд 18
Сфера профессиональной деятельности Количество выборов Медиа 4 Торговля 4 Физика и инженерия 3 Выбор сфер профессиональной деятельности
Слайд 19
Сфера профессиональной деятельности Количество выборов Экономика 1 Сельское хозяйство 1 Сфера услуг 1 Выбор сфер профессиональной деятельности
Слайд 20
Почему ты выбираешь именно эти профессии?
Слайд 22
Наиболее популярные сферы профессиональной деятельности, выбираемые шестиклассниками: сфера творческой деятельности ; военная, пограничная служба, МЧС, полиция; медицина. Наименее популярные профессии: в сферах экономики, сельского хозяйства, услуг. При выборе будущей профессии шестиклассники чаще руководствуются : внутренними индивидуально-значимыми мотивами: интерес, удовольствие от работы, всегда можно найти работу; внешне положительными мотивами – мотив материального стимулирования, престижность профессии. Реже прослеживаются внутренние социально-значимые мотивы (польза людям). Подростки мало ориентированы на профессии, которые рекомендуют родители . Выводы
Слайд 23
Гипотеза подтвердилась частично. При выборе будущей профессии учащиеся 6 класса отдают предпочтение профессиям, приносящим высокий доход, НО не менее важным оказался мотив «профессия должна быть интересной, приносить удовольствие». Выводы
Слайд 24
Для участников опроса характерна неустойчивость профессиональных намерений: сферы профессиональной деятельности, которые они выбирают часто не связаны между собой, например: творчество – сфера услуг – военная служба. Небольшое количество выборов востребованных в современном мире профессий в таких сферах как физика и инженерия, IT -технологии, медиа, свидетельствует о слабом знакомстве с миром современных профессий. Выводы
Слайд 25
Предлагается в целях развития профессионального самоопределения: - мероприятия по информированию участников опроса о разнообразии мира современных профессий, - встречи со специалистами по профориентационной работе. Рекомендации
Актуальность исследования
Наше исследование важно для нас и наших сверстников, потому что выбор предпочитаемой сферы профессиональной деятельности совершается сегодня во все более раннем возрасте. Многие подростки не просто мечтают о той или иной профессии, но и приобретают уже в школьные годы необходимые для этого знания и навыки.
В какой профессиональной деятельности видим мы себя в будущем? Почему отдаем предпочтение той или иной профессии? Считаем, что исследование поможет нам не только задуматься о будущей профессии, но и разобраться, чем нужно руководствоваться при её выборе.
Объект исследования - Предпочтения учащихся 6 класса МБОУ СОШ № 4 г.Донецка при выборе будущей профессии.
Проблемные вопросы, которые нас заинтересовали - Какие профессии и по каким причинам выбирают учащиеся 6 класса МБОУ СОШ № 4?
В качестве гипотезы мы выдвинули следующее предположение:
При выборе будущей профессии учащиеся 6 класса отдают предпочтение профессиям, приносящим высокий доход.
Выявить и проанализировать предпочтения учащихся 6 класса МБОУ СОШ № 4 г.Донецка при выборе будущей профессии.
Для достижения цели мы определили следующие задачи:
- ознакомиться с информацией по теме «Профессиональное самоопределение подростков»,
- провести опрос учащихся 6 класса о предпочтениях при выборе будущей профессии,
- обработать и проанализировать результаты исследования,
- подготовить презентацию результатов исследования,
- подготовить рекомендации для одноклассников о том, что нужно учитывать при выборе будущей профессии.
Обзор источников информации:
В своей работе мы используем ряд терминов, значение которых требует пояснений.
Существует несколько трактовок термина «профессия». В своей работе мы используем следующее определение, взятое из социологического словаря.
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, требующий развития определенного уровня специальных знаний, умений и навыков, служащий источником доходов [3].
Поиск профессии, смена профессий может происходить на протяжении всей жизни. Этот процесс в науке называется «Профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение представляет собой длительную, многоэтапную деятельность, в ходе которой человек ведет поиск смысла в профессиональной деятельности, соотносит личностные цели, предпочтения, способности, которые могут меняться на протяжении жизни, с содержанием и требованиями профессионального труда [10].
Потребность в профессиональном самоопределении возникает в старшем школьном возрасте, но ему предшествует первичный выбор профессии в младшем школьном возрасте. Первичный выбор отличается малодифференцированными представлениями о мире профессий и неустойчивостью профессиональных намерений. Российский психолог А.В. Толстых приводит характеристику и последующих этапов: 2этап профессионального самоопределения - старший школьный возраст. Здесь происходит формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда; 3 этап профессиональное обучение для освоения выбранной профессии; 4) профессиональная адаптация, когда происходит формирование индивидуального стиля деятельности,; 5) самореализация в труде. Происходит выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом [40, c.117]
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.
Возраст, в котором мы находимся, называется в психологии и педагогике «подростковый возраст». Он представляет собой период становления личности. Проявляется чувство взрослости, стремление к самостоятельности, критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа, стремление к общению, заметное развитие волевых качеств, потребность в самоутверждении и в деятельности, имеющей личностный смысл.
Отношение к выбору будущей профессии у подростков отличается, как правило, неустойчивостью профессиональных намерений. Более осознанное отношение к выбору профессии происходит в 15-17 лет.
Мотив - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
Мотивация - побуждение к действию; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
Выделяют следующие виды мотивов:
Практическая часть
Ответы мы занесли в таблицу и оформили при помощи диаграмм.
В первом вопросе предлагалось проранжировать приоритеты при выборе будущей профессии. Предлагаемые приоритеты - деньги, удовольствие, польза людям.
44% учащихся 6 класса в качестве основного приоритета выбирают деньги.
36 % поставили на первое место утверждение «Работа должна приносить удовольствие».
20 % учащихся считают наиболее важным в профессии, чтобы она приносила пользу людям.
Результаты мы оформили в таблице (таблица 1).
Наиболее популярными сферами профессиональной деятельности по итогам опроса оказались следующие:
На 1 месте (9 выборов) – сфера творческой деятельности;
На 2 месте (8 выборов) - военная, пограничная служба, МЧС, полиция;
На 3 месте (6 выборов) – медицина.
В число самых непопулярных профессий (по 1 выбору) вошли профессии в сферах экономики, сельского хозяйства, услуг
П. 13 выбрали 2 человека. В числе профессиональных сфер были названы: спорт, киберспорт.
Результаты представлены в диаграмме.
При ответе на этот вопрос на 1 место вышло утверждение «Интересно» - 72% от общего числа выборов.
68% выборов пришлось на приоритет «Деньги» - утверждение «хорошо оплачивается».
44% выборов в пользу практичности: «Всегда можно найти работу».
32% выборов – за утверждение «Престижно».
12% выборов – за утверждение «Нравятся условия работы»
8% выборов - наименьшее количество - пришлось на утверждение «Советуют родители».
Заключение
1. Таким образом, в ходе исследования мы проделали следующую работу:
1.Ознакомились с определениями по теме исследования, с видами мотивации при выборе будущей профессии.
2.Разработали опрос « Кем хочешь стать и почему».
3.Провели опрос и обработали его.
выводы
2. По итогам опроса можно сделать следующие выводы.
Наиболее популярными сферами профессиональной деятельности, выбираемые шестиклассниками стали: сфера творческой деятельности; военная, пограничная служба, МЧС, полиция; медицина.
Наименее популярные - профессии в сферах экономики, сельского хозяйства, услуг.
При выборе будущей профессии у учащиеся 6 класса МБОУ СОШ № 4 г.Донецка чаще всего руководствуются:
Реже прослеживаются внутренние социально-значимые мотивы (польза людям).
Подростки мало ориентированы на профессии, которые рекомендуют родители.
Можно также отметить, что для участников опроса характерна неустойчивость профессиональных намерений: сферы профессиональной деятельности, которые выбирают шестиклассники часто не связаны между собой, например: творчество – сфера услуг – военная служба.
Небольшое количество выборов востребованных в современном мире профессий в таких сферах, как: физика и инженерия, IT-технологии, медиа, свидетельствует о слабом знакомстве с миром современных профессий.
По итогам исследования предлагается в целях развития профессионального самоопределения провести ряд мероприятий по информированию участников опроса о разнообразии мира современных профессий, а также встречи со специалистами по профориентационной работе.
Спасибо за внимание.
Новогодние гирлянды
Серебряное копытце
Два петушка
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Свадьба в Малиновке