Работа может быть использована учителями ОБЖ, истории и обществознания на уроках и внеклассной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota.docx | 60.46 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№31» ПОСЕЛКА КРАСНОБРОДСКОГО (МБОУ«СОШ №31» ПОСЕЛКА КРАСНОБРОДСКОГО ) | |
Проектная работа | |
«Преступность несовершеннолетних в России» | |
Выполнила ученица 11 «А» класса Комиссарова Е.А. Руководитель: Лузянина И.А. Учитель ОБЖ | |
Краснобродский 2020 год |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПАСПОРТ ПРЕКТА…………………………………………………………..2
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. Подростковая преступность и ее причины………………….…..5
1.1. Причины подростковой преступности…………………………….…….5
1.2. Особенности подростковой преступности……………………………...7
ГЛАВА 2. Особенности ответственности несовершеннолетних…………..10
2.1. Виды ответственность несовершеннолетних……………………………10
2.2. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних….11
ГЛАВА 3. Подростковая преступность в Кемеровской области…………..19
3.1. Исследование подростковой преступности в Кемеровской области…19
3.2. Исследование сформированности правосознания среди учащихся 11 классов…………………………………………………………………………19
3.3. Пути решения проблемы подростковой преступности………….……..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..…25
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...26
Название проекта | Преступность несовершеннолетних в России |
Основные разработчики проекта | Комиссарова Елена Анатольевна , ученица 11 «А» класса МБОУ «СОШ№31» поселка Краснобродского |
Партнеры проекта | Лузянина Ирина Александровна |
Актуальность проекта | Криминальная ситуация в России по-прежнему остается сложной. Преступность подростков продолжает быть дестабилизирующим фактором общественной жизни. Причем, в сравнении с другими явлениями, она характеризуется наивысшей общественной опасностью с точки зрения государства |
Цель проекта | Исследование вопросов состояния и предупреждения преступности несовершеннолетних |
Задачи проекта | - выявить криминологические особенности преступности несовершеннолетних; - рассмотреть особенности личности несовершеннолетних преступников; - рассмотреть причины и условия преступности несовершеннолетних; -изучить статистические данные и исследовать динамику показателей подростковой преступности в Кемеровской области. - провести анкетирование среди учащихся 11 классов МБОУ «СОШ №31» поселка Краснобродского по теме «Правовая грамотность». - рассмотреть государственную систему профилактики преступности несовершеннолетних. |
Сроки и этапы реализации проекта |
|
Перечень основных мероприятий |
|
Исполнители проекта и основных мероприятий | Комиссарова Елена Анатольевна , ученица 11 «А» класса МБОУ «СОШ№31» |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Повышение уровня правовой грамотности подростков. |
Целевые группы проекта | 5-11 классы |
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проблема преступности несовершеннолетних в России приобрела особую остроту и актуальность. Несовершеннолетние были и остаются наиболее “уязвимой” частью общества, более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.
Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают делать это в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления.
Гипотеза: правовая безграмотность может являться причиной отклоняющегося поведения несовершеннолетних, асоциального образа жизни, противоправного поведения.
Целью проектной работы является исследование вопросов состояния, и предупреждения преступности несовершеннолетних.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- выявить криминологические особенности преступности несовершеннолетних;
- рассмотреть особенности личности несовершеннолетних преступников;
- рассмотреть причины и условия преступности несовершеннолетних;
-изучить статистические данные и исследовать динамику показателей подростковой преступности в Кемеровской области.
- провести анкетирование среди учащихся 11 классов МБОУ «СОШ №31» поселка Краснобродского по теме «Правовая грамотность».
- рассмотреть государственную систему профилактики преступности
несовершеннолетних.
В работе были использованы следующие методы: анализ, системный подход, синтез, обобщение, анкетирование.
ГЛАВА 1. Подростковая преступность и ее причины
1.1. Понятие преступления и причины подростковой преступности
Преступление - это совершенное виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным Кодексом РФ, и запрещенное им под угрозой наказания [ 5 ].
Преступностью же считается исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое негативное явление, представляющее собой систему преступлений, совершённых на определённой территории в тот или иной период времени.[1]
Преступность несовершеннолетних - это совокупность преступлений в обществе, совершаемых лицами в возрасте от 14 до 18 лет.
Преступность несовершеннолетних, является составной частью преступности вообще, но и имеет свои особенности, связанными с особенностями психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте происходит нравственное формирование личности, накапливается опыт, в том числе и отрицательный, который может проявиться не сразу.
Подростки, с одной стороны, проявляют самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой, с другой - продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, накапливается опыт межличностных отношений. Поэтому важно выяснить причины, приводящие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.
Семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка, является алкоголизм родителей. Взрослые в такой семье, забыв о родительских обязанностях, не уделяют внимания друг другу, плохо относятся к детям, либо вообще их не замечают. Совместная жизнь с больным алкоголизмом приводит к серьезным психическим нарушениям у других членов семьи. Дети в таких семьях, приобщаются к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.
Среди неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них отношения характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия.
Большое влияние на подростка оказывает пропаганда преступности и экстремизма в СМИ, жестокость в компьютерных играх и т.д. Физическую агрессию часто показывают по телевидению как средство разрешения конфликтов. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:
а) агрессивные стили поведения;
б) приучает к насилию;
в) искажает представление об окружающей реальности.
Подстрекательство со стороны взрослых. Подстрекательство – это не только склонение, но и вовлечение в преступление. Подстрекатели любыми способами стремятся сделать несовершеннолетних зависимыми, увлекают их ложной романтикой, разлагают бездельем, пьянством и наркоманией.
Правовая безграмотность – одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Неосведомлённость подростков о возможных последствиях их действий, зачастую становится причиной данной проблемы-преступности несовершеннолетних.
Недостаточная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, не значительная ответственность за совершенные преступления.
К причинам, побуждающим подростков совершать преступления, необходимо также отнести психологические особенности, желание чувствовать свою значимость в мире. Если подросток неуспешен, то совершая преступления, он стремится привлечь к себе внимание окружающих. Жизненный опыт подростка мал, характер и взгляды окончательно не сформировались. Поэтому оценка ситуации часто бывает неадекватной, а недостаточный жизненный опыт и неадекватность оценки ситуации обусловливают и неправильное предвидение последствий.
Причинами подростковой преступности также являются употребление спиртных напитков и наркотических средств, желание самоутвердиться в лице сверстников. Пассивный образ жизни подростков и их нигилистические взгляды.[ 1]
1.2. Особенности подростковой преступности
Преступность несовершеннолетних является резервом всей преступности. Чем в более раннем возрасте человек совершил преступление, тем выше вероятность того, что он совершит новое преступление. Более 2/3 рецидивистов совершили первое преступление в несовершеннолетнем возрасте.
Состояние преступности несовершеннолетних в России сегодня остается неблагоприятным. Увеличилось число лиц, повторно совершивших преступления: за 15 лет — на треть. Преступления девочек и 14—15- летних растут более быстрыми темпами, чем преступность несовершеннолетних в целом. Несовершеннолетние являются одной из наиболее пораженных преступностью групп населения.
Одни общественно опасные деяния несовершеннолетних не считаются преступлениями (по возрасту), другие — не совершаются ими в силу их социальной роли (воинские, должностные и т.д.). По этой причине преступная мотивация также отличается от взрослой: не присутствует семейно-бытовая, карьеристская, политическая и т.д. Среди мотивов преступности преобладают корыстные: 3/4 всех совершаемых несовершеннолетними преступлений — это преступления против собственности.
Однако в последние годы наметился интенсивный рост насильственных преступлений. Среди них такие как, сопряженные с насилием хулиганство, причинение вреда здоровью и изнасилование.
По характеру преступность несовершеннолетних являлась более тяжкой, чем преступность взрослых: 3/4 совершаемых несовершеннолетними преступлений были тяжкими или особо тяжкими. Но после того, как в октябре 2002 г. квалифицированная кража (а это наиболее распространенный состав) была переведена в категорию преступлений средней тяжести, этот показатель снизился более чем в 1,5 раза. [3].
Увеличивается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними с психическими отклонениями, а также на почве пьянства, токсикомании, наркомании. Почти каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.[1]
Особенности структуры преступности несовершеннолетних заключаются в более узком круге совершаемых преступлений (в основном преобладают кражи, грабежи, разбои и хулиганство); в незначительной доле преступлений, совершенных по неосторожности. В то же время в последние годы несовершеннолетние «осваивают» и новые для них преступления (вымогательство, захват заложников, мошенничество, торговля оружием, наркотиками, компьютерные преступления и т.п.).
В структуре преступности несовершеннолетних две трети составляют корыстные и корыстно-насильственные преступления, совершаемые путем кражи, грабежа или разбоя.
Характерной чертой этих несовершеннолетних становятся немотивированная агрессивность и жестокость. Несовершеннолетний, как правило, не в состоянии почувствовать чужую боль. У него либо занижен, либо вовсе отсутствует страх перед смертью. Зачастую он совершает какие-либо действия агрессивного характера не потому, что он особенно смел, а потому, что не может адекватно оценить степень опасности своих поступков для жизни как своей, так и окружающих.
Повышается удельный вес групповых, организованных, заранее подготавливаемых, изощренных и технически оснащенных несовершеннолетних. Доля групповых в преступности несовершеннолетних (в зависимости от вида преступлений, возрастных категорий, территориального распределения) в 2 - 5 раз выше, чем аналогичный показатель преступности взрослых. Ежегодно более половины всех несовершеннолетних совершают преступления в составе групп. Групповой характер носят и такие формы их асоциального поведения, как наркомания, уличное хулиганство, половая распущенность. Группы отличаются большой мобильностью и совершают преступления за десятки, а то и сотни километров от места жительства участников, что существенно увеличивает их общественную опасность.
Групповой характер преступности несовершеннолетних во многом определяется психологическими особенностями поведения человека в группе. Совершая преступления в группе, человек в известной мере теряет присущие ему индивидуальные черты, и его поведение больше определяется психическим комплексом, свойственным группе в целом. Самый отъявленный хулиган в одиночку, как правило, не представляет для окружающих особой опасности. Однако стоит ему оказаться среди своих единомышленников, у него возникает немотивированное проявление агрессии по малейшему поводу, а иногда и вовсе без повода.
Таким образом, преступность несовершеннолетних можно определить как самостоятельный вид преступности, характеризуемый особенностями количественных и качественных показателей её состояния и развития, обусловленный прежде всего личностью преступника, в основе поведения которого лежат эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика.
ГЛАВА 2. Особенности ответственности несовершеннолетних
2.1. Виды правонарушений несовершеннолетних
Правонарушения разделяются на два общих класса: проступки и преступления. Различение этих двух классов и определение, к какому именно из них относится правонарушение, происходит исходя из тяжести последствий действий правонарушителя.
Проступок – это нарушение правил поведения или вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Это значит, что преступлением признается такое деяние, которое причиняет вред или создает угрозу причинения существенного вреда правоохранительным интересам, то есть объекту преступления. Поэтому общественная опасность определяется прежде всего объектом преступления: его важностью, социальной ценностью. Чем важнее объект посягательства, тем значительнее причиняемый ему вред, тем большая степень общественной опасности деяния.
Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Прямой умысел - это ситуация, когда лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело и желало наступления преступных последствий своего деяния. Так бывает, например, когда человек в пылу ссоры готов убить своего врага и сознательно наносит удары ножом в самые уязвимые места: живот, грудную клетку, понимая, что это может причинить смерть.
Косвенный умысел - это ситуация, когда лицо осознает общественную опасность своих действий (бездействия), предвидит последствия и сознательно допускает их наступление, т. е. ему их наступление безразлично.
Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Легкомыслие - это ситуация, когда лицо предвидело возможность наступления последствий, но легкомысленно, без достаточных к тому оснований рассчитывало на их предотвращение. Так бывает, например, когда водитель, понимая, что это опасно, превышает скорость в условиях гололедицы и это приводит к дорожно-транспортному происшествию с человеческими жертвами.
Небрежность - это ситуация, когда лицо не предвидело, но при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было предвидеть наступление преступных последствий.
Основной обязанностью любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина является соблюдение законов. Ответственность – необходимость, обязанность гражданина отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.[8]
2.2. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних
Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.
Основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина – соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.
За невыполнение этой обязанности гражданин, в том числе, несовершеннолетний, может привлекаться к четырём видам юридической ответственности:
- уголовной;
- административной;
- гражданской;
- дисциплинарной.
Кроме того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение, что формально наказанием не считается, но наступает также за совершение правонарушения.
Рассмотрим более подробно каждый из видов юридической ответственности.
Дисциплинарная ответственность несовершеннолетних.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, дисциплинарная ответственность может применяться к несовершеннолетнему, только если он уже работает по трудовому договору. Наступает она за нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т. д.). В соответствии со ст. 192 ТК РФ, существует три формы дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение. Не может наступать дисциплинарная ответственность в виде удержаний из заработной платы или в иных формах. Если подросток причинил вред имуществу работодателя, может наступить материальная ответственность в форме возмещения ущерба (В соответствии со ст. 242 ТК РФ – полная материальная ответственность несовершеннолетних наступает при умышленном причинении ущерба, а также за ущерб причиненный в состоянии алкогольного или иного опьянения, а также за ущерб причиненный в результате совершения преступления или административного проступка).[4]
Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности
Указанные три меры ответственности налагаются приказом работодателя, который может быть обжалован в трудовой инспекции или в профсоюзе.
Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних. Она наступает за причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести и достоинству и т. д. Гражданско-правовая ответственность – это имущественное (как правило, денежное) возмещение вреда пострадавшему лицу. Даже если несовершеннолетний причинил вред чьему-либо здоровью или оскорбил чью-то честь и достоинство, компенсировать вред нужно будет в виде определённой денежной суммы.
Если подростку нет 14 лет – гражданскую ответственность за причинённый им вред будут нести его родители или опекуны.
Если подростку от 14 до 18 лет – он сам может возместить ущерб своим имуществом или заработком, а если такового его нет или его недостаточно – возмещать опять же будут его родители.
К гражданской ответственности человек привлекается по решению суда. Это значит, что если подросток и его родители не хотят добровольно возместить ущерб пострадавшему, он может самостоятельно обратиться в суд с соответствующим иском к ним. Пока подростку нет 18 лет, в суде по гражданским делам его интересы должны представлять родители (или опекуны), но если ему уже есть 14 лет – то суд может привлекать к участию непосредственно и самого несовершеннолетнего, если затронуты его права и интересы. В гражданском процессе не предусмотрено мер пресечения, задержания и иных принудительных мер. Доказательства по делу собирают и представляют сам истец и ответчик.[4]
Административная ответственность несовершеннолетних. Административная ответственность наступает с 16 лет. Административными наказаниями, применяемыми к несовершеннолетним, являются предупреждение и наложение штрафа, как дополнительная мера может применяться постановка на профилактический учет.
Дела об административных правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, а также в их отношении, рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних. За совершение административного проступка несовершеннолетнего также может быть доставлен в Отдел внутренних дел, о чем немедленно должны уведомляться родители подростка. Срок задержания не может превышать трёх часов
В случае совершения административного проступка проводится административное расследование, которое может включать опрос, изъятие вещественных доказательств, документов и т. д. Затем дело рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних и выносится постановление о назначении административного наказания. Защиту прав несовершеннолетнего в ходе расследования и рассмотрения дела осуществляют его родители или опекуны, которые, как и сам подросток, могут читать все материалы дела, давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника и другими правами.
Уголовная ответственность - это самый строгий вид ответственности. Она наступает за совершение преступлений, то есть, наиболее опасных правонарушений.
В соответствие со ст. 20 УК РФ уголовная ответственность лица наступает, по общему правилу, по достижении им 16-летнего возраста. Согласно ч. 2 ст. 20 УК с 14 лет ответственность наступает за некоторые преступления (всего 20 составов): убийство (статья 105);умышленное причинение средней тяжести и тяжкого вреда здоровью (статья 111, 112);похищение человека (статья 126); оскорбление (ст. 130 УК РФ);изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132); кража (статья 158); грабеж (статья 161) разбой (статья 162) вымогательство (статья 163); неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166); умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167); террористический акт (статья 205); захват заложника (статья 206); заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207); хулиганство (статья 213); вандализм (статья 214); хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226); незаконное приобретение, хищение либо вымогательство хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или аналогов (ст. 228, 229 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).[5]
Уголовными наказаниями для несовершеннолетних являются: штраф (при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или собственного имущества), лишение права заниматься определённой деятельностью (например, предпринимательством), обязательные работы (работы, выполняемые в свободное от учёбы время, без оплаты труда), исправительные работы (работы по месту, назначенному администрацией города или района, с удержанием из заработка), арест и лишение свободы на определённый срок (до десяти лет).
Если несовершеннолетний совершил преступление небольшой или средней тяжести, наказание может быть ему заменено принудительными мерами воспитательного воздействия (состоящих, например, в отдаче под надзор специализированному органу, обязанности возместить причинённый вред, запрете посещения определённых мест, ограничении пребывания вне дома и т. д.). Кроме того, по усмотрению суда несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное заведение на срок до наступления совершеннолетия, но не более чем на 3 года.
Если в полицию или прокуратуру поступают сведения о совершении преступления, сначала проводится проверка этих фактов, затем, если факты подтвердились, возбуждается уголовное дело и начинается расследование. По окончании расследования дело передаётся в суд, который рассматривает дело и выносит приговор.
На стадии проверки, если несовершеннолетний может иметь отношение к преступлению, его могут опросить. Если уголовное дело уже возбуждено и начато расследование, несовершеннолетнего могут вызвать на допрос, который должен проводиться по определённым правилам: если подросток является потерпевшим или свидетелем, то при его допросе может, а если ему менее 14 лет - должен присутствовать педагог, а по его желанию также один из родителей. В этой ситуации, если подростку нет 16 лет, вызвать его на допрос могут через родителей или опекунов, либо через администрацию по месту работы или учёбы.
На допросе подросток обязан говорить только правду. Если подростку 16 лет и больше, за дачу заведомо ложных показаний или отказ от дачи показаний он может быть привлечён к уголовной ответственности, о чём его предупреждают в начале допроса.
Если же сам подросток подозревается или обвиняется в совершении преступления, в допросе обязательно должен участвовать защитник. Если подростку нет 16 лет, обязательно участие в допросе также педагога или психолога. Родители подростка могут тоже участвовать в допросе и других следственных действиях на основании постановления следователя об их допуске. Вызвать несовершеннолетнего на допрос могут только через его законных представителей (родителей или опекунов); исключение составляет только случай, когда подросток находится в специальном учебном заведении. Участие защитника обязательно должно быть обеспечено, а участие родителей подростка – должно быть обеспечено по их требованию также при проведении других следственных действий (обыска, очной ставки и т. д.).
Если подросток подозревается в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, он может быть задержан при условии, если застигнут на месте преступления или сразу после его совершения, либо на него укажут потерпевшие или очевидцы преступления, либо будут обнаружены явные следы преступления, а также в некоторых других случаях, например, если не установлена его личность О задержании должны немедленно уведомляться родители или опекуны. С момента задержания несовершеннолетний имеет право требовать предоставления защитника (адвоката). Подростку должны сразу разъяснить, на каком основании и по какому подозрению он задерживается. В течение 3 часов должен быть составлен протокол задержания, который следует внимательно прочитать и подписать, если в нём всё указано верно. Задержать несовершеннолетнего могут на срок не более 48 часов (этот срок может быть продлён до 72 часов), после чего должны либо отпустить, либо на основании постановления судьи заключить под стражу, что допускается только по подозрению в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления.
После задержания подростка должны допросить. До начала допроса по просьбе задержанного должно быть обеспечено свидание с защитником наедине. Порядок допроса здесь такой же, как описано выше.
Также необходимо иметь в виду, что и при задержании, и во всех других случаях, сотрудники полиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, только для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, и только если ненасильственные способы не действуют. При этом, при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан: предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника полиции, стремиться к тому, чтобы причиняемый ущерб был минимальным; обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников. Сам же задерживаемый обязан подчиняться законным требованиям полиции.[6]
К несовершеннолетним могут применяться и иные меры если подросток в возрасте 11 лет и старше совершил уголовно наказуемое деяние, но ещё не достиг возраста уголовной ответственности, либо совершил преступление средней тяжести, но был освобождён судом от наказания, он может быть помещён в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Это делается на основании приговора суда. Максимальный срок, на который несовершеннолетний может быть туда направлен – 3 года. Эта мера юридически считается не наказанием, а особой формой воспитания несовершеннолетних.
Несовершеннолетние, совершившие общественно опасные деяния, по решению суда могут быть также временно направлены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Там они содержатся, по общему правилу, не более 30 суток.
К несовершеннолетним, содержащимся в специальных образовательных учреждениях, могут применяться такие меры взыскания, как предупреждение, выговор и строгий выговор.
ГЛАВА 3. Подростковая преступность в Кемеровской области
3.1. Исследование подростковой преступности в Кемеровской области
Согласно данным МВД РФ в 2020 году на территории Российской Федерации на 9% сократилось количество уголовно наказуемых деяний, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии. Лицами в состоянии алкогольного опьянения совершено на 2,1% меньше преступлений, в состоянии наркотического опьянения – на 14,3%.
Кемеровская область вошла в тройку российских регионов — лидеров по количеству преступлений среди несовершеннолетних. Такие данные приводит Генпрокуратура РФ.
По статистике, с января по октябрь 2020 года в Кузбассе зарегистрировали 1192 преступлений, совершенных несовершеннолетними. Обошли кузбассовцев жители Челябинской (1288) и Свердловской областей (1277).
В динамике же количество детских преступлений в Кузбассе пусть неровно, но снижается. Так, в 2011 году было зарегистрировано 2181 преступлений, в 2015-м — 1760, в 2017 году уже 1395. Несмотря на резкий скачок в 2018-м (1510 преступлений), к 2019-му это значение удалось снизить почти вдвое. Однако, в октябре 2020 года число несовершеннолетних, совершивших преступления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 4,9 %.[2]
3.2. Исследование сформированности правосознания среди учащихся 11 классов
Правовая безграмотность может являться причиной отклоняющегося поведения несовершеннолетних, асоциального образа жизни, противоправного поведения.
Поэтому необходимо создать условия для знакомства подрастающего поколения с правовыми основами государства, нормами, регулирующими отношения людей на основе закона. В школе существуют такие учебные предметы как обществознание, право, которые включают в себя изучение правовой грамотности в рамках школьной программы. Однако, объема изучаемой информации недостаточно, а родители данному вопросу не уделяется должного внимания.
Для выявления уровня правовой грамотности было проведено исследование среди учащихся 11-х классов МБОУ «СОШ №31» поселка Краснобродского, в котором приняли участие человек, в возрасте 17 -18 лет. Для проведения исследования была составлена анкета «Правовая грамотность школьника» (Приложение 1). Данная анкета ориентирована на определение знаний в области своих прав и обязанностей и состоит из 11 вопросов: «Знаете ли Вы свои права?» «Есть ли нарушения Ваших прав?» Нарушаете ли Вы чьи-либо права?» «Куда необходимо обратиться при нарушении Ваших прав?» «Какие обязанности имеет несовершеннолетний?» «Какие права Вы знаете?» 43% школьников отметили, что их права нарушаются, 24 % высказали мнение, что они, возможно, нарушают чьи-либо права. 82 % учащихся уверены в знании собственных прав. Из этого следует, что уровень правовой грамотности находится на низком уровне. На вопросы «Как часто родители с Вами беседуют на тему правовой грамотности и Вашей ответственности?» «Препятствуют ли родители просмотру фильмов и телепередач, неограниченному доступу в интернет?» «Возникало ли желание совершить правонарушение (например своровать)?» «Если бы знали, что наказание не последует, совершили бы правонарушение?» «Как в семье относятся к алкоголю и табаку?» 30%детей от общего числа опрошенных указали, что родители никогда не беседовали со своими детьми на тему правовой грамотности. Так же 90 % несовершеннолетних ответили, что родители не препятствуют просмотру передач по телевизору и времяпрепровождению в сети «Интернет», что негативно влияет на психику. 40 % несовершеннолетних отметили, что в их семье родители безразлично относятся к алкоголю и табаку 44 % опрошенных высказали желание совершить правонарушение, те же результаты у показателя «Если бы знали, что наказание не последует, совершили бы правонарушение?». Таким образом необходимо отметить, что уровень правовой грамотности среди несовершеннолетних невысок. Следовательно, необходимо осуществлять просветительскую работу по правовой грамотности среди учащихся как со стороны школы, так и со стороны родителей. Повышение уровня правовой грамотности является гарантией снижения числа правонарушений среди несовершеннолетних.
3.3. Пути решения проблемы подростковой преступности
Профилактика преступности среди несовершеннолетних, это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Профилактика правонарушений может быть общей и индивидуальной. Общая профилактика преступности среди несовершеннолетних, это форма общего воздействия на объекты профилактики правонарушений.
Индивидуальная профилактика преступности среди несовершеннолетних, это форма индивидуального воздействия на конкретного несовершеннолетнего, направленная на устранение неблагоприятных воздействий, которые могут привести к формированию антиобщественной направленности и общественно опасному поведению несовершеннолетнего, а также по его социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения им правонарушений и антиобщественных действий.
Целями профилактики преступности среди несовершеннолетних, являются защита прав и интересов несовершеннолетних, социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении. Обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены несовершеннолетние, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют [7].
Основания применения профилактики правонарушений закреплены в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Субъекты профилактики преступности среди несовершеннолетних, представляют собой единую, связанную общностью целей и задач, систему. Школа относится к специализированным субъектам профилактики подростковой преступности.
К мерам общей профилактики преступности среди несовершеннолетних, которые осуществляет школа относятся:
1) сбор и анализ сведений о преступлениях, совершаемых несовершеннолетними;
2) разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики преступности среди несовершеннолетних;
3) повышение уровня правовой грамотности и правосознания несовершеннолетних;
4) осуществление правовой пропаганды и правового воспитания среди несовершеннолетних направленной на недопустимость совершения преступлений среди несовершеннолетних;
5) организация правовой и педагогической пропаганды среди лиц, воспитывающих несовершеннолетних;
К Мерам индивидуальной профилактики преступности среди несовершеннолетних относятся такие как:
1) профилактическая беседа (разъяснение ответственности, убеждение);
2) направление информации в государственные органы о причинах и условиях преступного поведения;
3) оказание помощи профилактируемому несовершеннолетнему;
4) осуществление наблюдения за поведением (по месту жительства, учебе);
5) привлечение родственников, других лиц к воздействию;
6) другие меры (представления, предостережения, постановка на учет, контроль).
Меры индивидуальной профилактики преступности среди несовершеннолетних могут применятся как среди несовершеннолетних лиц, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.[7]
Для решения проблемы подростковой преступности, необходимо активизировать работу в школе по правовому просвещению школьников. Для этого предлагаю провести классный час на тему: «Правовая грамотность несовершеннолетних ». (Приложение 2)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Преступность - отрицательное социально-правовое явление, которое существует в человеческом обществе, влечет негативные для общества и людей последствия. Многие правонарушения – следствие безнадзорности подростков, отсутствие надлежащего контроля в семье, проблема занятости несовершеннолетних, семейное неблагополучие.
Еще одной серьезной угрозой для подрастающего поколения является правовая безграмотность. Юридическая ответственность несовершеннолетних отличается от взрослой своей мягкостью и не может решить проблему подростковой преступности. Считаю, что серьезно помочь может профилактическая работа.
В конце своего исследования я наметила для себя несколько путей, которые способствовали бы решению проблемы детской преступности:
1. Проводить работу по ликвидации правовой неграмотности среди подростков. Для этого провести классные часы с разъяснением ответственности несовершеннолетних, а также по защите их прав.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни с привлечением медицинских работников.
3. Проводить работу по вовлечению учащихся нашей школы в участие в кружках и секциях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ СТАТИСТИКИ. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://crimestat.ru/regions_table_total;
Режим доступа:http://www.zabota.usonnf.ru/roditelyam/yuridicheskaya-otvetstvennost-nesovershennoletnih.
Приложение 1.
АНКЕТА
1. Знаете ли Вы свои права?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
2. Есть ли нарушения Ваших прав?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
3. Нарушаете ли Вы чьи-либо права?
Да
Нет
4. Куда необходимо обратиться при нарушении Ваших прав?
_____________________________________________________________
5. Какие обязанности имеет несовершеннолетний?
____________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие права Вы знаете?
____________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как часто родители с Вами беседуют на тему правовой грамотности и Вашей ответственности?
Никогда
1-2 раза в год
более 2 раз в год
8. Препятствуют ли родители просмотру программ и телепередач, неограниченному доступу в «Интернет»?
Да
Нет
9. Возникало ли желание совершить правонарушение?
Да
Нет
10. Если бы Вы знали, что наказание последует, то совершили бы правонарушение?
Да
Нет
11.Как в Вашей семье относятся к алкоголю и табаку?
Отрицательно
Безразлично
Приложение 2.
СЦЕНАРИЙ
Зачем ребёнку знать свои права?
Что такое право? Право – это система общеобязательных правил поведения, которые формально определены и закреплены в законах, а также поддерживаются силой государственного принуждения. А кто же такой ребёнок? Ребёнок – это лицо, не достигшее 18 лет.
Права ребёнка закреплены в таких нормативно-правовых актах, как Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребёнка и Декларация прав ребёнка.
Какие же права имеет ребёнок? Самыми основными правами ребёнка являются право на жизнь, право на имя и право на гражданство. Например, при рождении каждый ребёнок обязательно получает имя и не может остаться без него. Также он получает гражданство. А в силу его права на жизнь никто не вправе прекратить его биологическое существование.
Конечно, многие положения Конвенции являются для нас новыми. Нам еще предстоит привыкнуть, что ребёнок имеет право на выражение собственного мнения, право создавать ассоциации и мирные собрания (но реализация данного права не связывается со школой).
Возможности реализации всех положений Конвенции о правах ребёнка в различных регионах и государствах не одинаковы. Но правительства многих стран и международные организации делают всё возможное, чтобы помочь детям, чтобы защитить их права.
Так зачем же ребёнку знать свои права? В первую очередь, чтобы чувствовать себя защищенным. Известно, что дети – самая зависимая и незащищенная категория социума. Не зная своих прав, ребёнок может делать то, чего он делать не должен или лишиться того, на что он имеет право. Поэтому, если ребёнок заинтересован в собственной защите, в торжестве справедливости, в знании своих реальных возможностей, он обязательно должен знать свои права и уметь ими пользоваться.
Кроме того, ребёнок должен знать свои права, чтобы чувствовать себя свободным. Знание своих прав и обязанностей обеспечивает бесконфликтное существование в обществе, помогает выявить и устранить неправомерные ситуации в повседневной жизни. Так, например, по мере взросления подростки иногда попадают в конфликтные ситуации и не знают как себя вести и как себя защитить. Им трудно разобраться в том, что можно, а что нельзя. И все это потому, что зачастую им неизвестны их права.
Если ребёнок не знает свои права, то, по сути, это означает, что у него их просто нет. При этом следует не просто знать список своих прав, но и иметь чёткое и ясное представление о том, где и как они применяются. Из этого вытекает другая проблема современного российского общества – проблема правового воспитания в системе школьного образования. Известно, что предмет «Права человека» не относится к обязательной программе для преподавания в школе. Возникает вопрос: «Почему так?» Ребёнок является полноценным членом общества и заниматься его правовым воспитанием, на мой взгляд, следует как можно раньше, возможно даже в детских садах, но, конечно же, в игровой форме.
У прав ребёнка есть свои враги – нарушения прав. К сожалению, права и свободы ребёнка нарушаются нередко и видов этих нарушений немало.
Итак, каждый ребёнок должен знать свои права. Это позволит ему узнать своё место в обществе, свой социальный статус, понять в чём происходит нарушение его прав и учиться отстаивать свои интересы, чтобы с лёгкостью ими оперировать в нужной ситуации.
с рождения ребёнок имеет права:
Ответственность:
- перед родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями, преподавателями.
с 6 лет добавляются:
Права:
- совершать мелкие бытовые сделки, совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной
регистрации; совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или
другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского Кодекса РФ)
Обязанности:
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления;
- получить основное общее образование (9 классов);
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Ответственность:
- перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями, учителями, администрацией учебного заведения;
- перед своей совестью.
с 8 лет добавляются:
Права:
- на участие в детском общественном объединении.
Обязанности:
- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.
Ответственность:
- соблюдать устав, правила детского общественного объединения.
с 10 лет добавляются:
Права:
- на учет своего мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ);
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст.72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).
с 11 лет добавляются:
Ответственность:
- помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении). До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи. (ст. 15 Федерального Закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ).
с 14 лет добавляются:
Права:
Обязанности:
Ответственность:
с 15 лет добавляются:
Права:
работать с согласия профсоюза не более 24 часов в неделю на льготных условиях, установленных трудовым законодательством (ст. 92 ТК РФ).
с 16 лет добавляются:
Права:
Ответственность:
с 17 лет добавляются:
Обязанность:
- встать на воинский учет: пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ст. 9 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В 18 лет человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
ПОМНИ: ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ!
Как нарисовать небо акварелью
Компас своими руками
Два плуга
За еду птицы готовы собирать мусор
Лев Николаевич Толстой. Индеец и англичанин (быль)