Ребятам было дано творческое задание: создать презентацию или написать реферат на тему "Тайны русского языка". Колесникова Амелия - способная и творческая девочка. Она выполнила презентацию, которую можно использовать на уроках русского языка или во внеурочной работе при изучении темы "Обращение".
Вложение | Размер |
---|---|
kolesnikova_propavshiy_padezh.ppsx | 2.5 МБ |
Слайд 1
Выполнила : Амелия Колесникова, ученица 5-Б класса. Руководитель : Л.Н.Прокопчук г . Георгиевск 2021 г.Слайд 2
Именные части речи (имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение) могут склоняться, то есть изменяться по падежам. Ещё древние греки заметили, что у слова кроме основной формы есть несколько дополнительных, косвенных форм. В косвенной форме слова немного отклоняются от основной, склоняются друг к другу, чтобы установить взаимосвязь. Отсюда и термин склонение .
Слайд 3
Нас окружают разные предметы: стол, компьютер, диван, кот. Называя их независимо друг от друга, мы даём им «имя». Но в речи, оказываясь рядом, слова должны приспособиться друг к другу: В комнате есть стол . На столе стоит компьютер . Я играю на компьютере . На диване лежит кот . Брат гладит кота. В этих предложениях одни и те же существительные стоят в разных падежах. Что такое падежи и для чего они нужны?
Слайд 4
Падеж – это особая форма слова, которая позволяет ему установить смысловую связь с другими словами в предложении или словосочетании.
Слайд 5
Простое перечисление слов парус, одинокий, туман, море, голубой вызовет у нас определённые ассоциации. Но, чтобы получить осмысленные предложения, необходимо употребить склоняемые слова в нужной падежной форме. М.Ю . Лермонтов сделал это так : Белеет парус одинокой В тумане моря голубом !...
Слайд 6
Сколько же падежей в современном русском языке? Сейчас их шесть: 1) Именительный падеж — кто? что? 2) Родительный падеж — нет кого? чего? 3) Дательный падеж — дать кому? чему? (определяет объект-адресат или конечную точку действия) 4) Винительный падеж — вижу кого? что? (обозначает непосредственный объект действия) 5) Творительный падеж — творю кем? чем? (определяет инструмент, вид занятия ( работаю учителем ), некоторые виды временной принадлежности (ночью) и пр. 6) Предложный падеж — думать о ком? о чём?
Слайд 7
Но в древнерусском языке был ещё звательный, который использовался в обращениях . Данный падеж до 1918 года считался седьмым русским падежом, причём в белорусском и украинском языках он существует до сих пор. Формы звательного падежа использовались непосредственно при обращении к человеку ( « Княже !», « Жено !», « Сестро !», « Мамо !» ). Формы звательного падежа можно встретить и в старой литературе. Мы все помним знаменитую фразу золотой рыбки из сказки Александра Сергеевича Пушкина: «Чего тебе надобно, старче?». В этой фразе мы видим форму звательного падежа – старче. Помимо этого, можно встретить формы этого падежа и в церковной литературе (Отче, Боже, Господи), которые в настоящее время являются архаизмами.
Слайд 8
В современном русском этот падеж сохранился лишь частично. Слова « княже », «отче», «старче», « братие », « друже », «Господи» нам понятны и даже могут употребляться в нашей речи, придавая ей особую стилистическую окраску. Но в подавляющем большинстве случаев, мы им не пользуемся . Зато у нас появился так называемый новый звательный падеж . Он образуется совершенно по-другому и имеет ограниченную сферу действия. Давайте вспомним, как мы окликаем друзей или подруг: «Ань!», «Маш!», «Петь!», «Дим!» и т.д. Вот это усечение имен и есть — новый звательный.
Слайд 9
Но здесь сделаем оговорку — использование этого падежа является не всеобъемлющим, а эмоционально окрашенным. То есть он может применяться нами по желанию, если мы хотим добавить в свое обращение, какую-то особую эмоцию.
Слайд 10
А вот те шесть падежей, которые мы изучаем в школе, не подразумевают никакой вариативности. Они обязательны к использованию во всех случаях . Использованы текстовые материалы и изображения с открытых источников интернета.
Рисуют дети водопад
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Злая мать и добрая тётя
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Басня "Две подруги"