Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_nastya.pptx | 1.47 МБ |
kak_by_velikiy_i_tipa_moguchiy.docx | 994.32 КБ |
Слайд 1
Автор: Еременко Анастасия, ученица 3 «А» класса ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город » Гуманитарное направление Тема : «Как бы великий и типа могучий или слова-паразиты в речи школьников»Слайд 2
Объект исследования : группа учащихся 3 «А» класса ГБОУ СОШ ОЦ «Южный город» Предмет исследования: употребление слов–паразитов в устной речи Цель исследования: изучение проблемы употребления слов-паразитов в речи учащихся 3«А » класса нашей школы, выявление способов борьбы с этим явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Слайд 3
Почему это происходит? Как эти слова появляются в нашей речи? Как с этим бороться?
Слайд 4
Слова, которые человек употребляет часто, но при этом не вкладывает в них никакого смыслового значения, являются словами–паразитами .
Слайд 5
Причины появления «лишних» слов в нашей речи: Скудность речи, бедный словарный запас, Психологические особенности, Заполнение пауз между словами, Мода на некоторые слова.
Слайд 6
Способы борьбы со словами-сорняками. Совершенствуйте свою речь: говорите больше, читайте хорошую литературу, записывайте интересные обороты речи, заучивайте стихи, проговаривайте скороговорки, пересказывайте текст до тех пор, пока в речи не будет ни одной ошибочки и «лишнего» слова.
Слайд 7
Анкета 1 Назови привычки, которые ты считаешь вредными. Что такое «слова-паразиты»?
Слайд 8
На второй вопрос – «Что такое «слова-паразиты?» – 27% опрошенных дали ответы, которые говорят о том, что ребята имеют представление о таком языковом явлении, как «слова-паразиты»
Слайд 9
Анкета 2 Какие слова-«паразиты» часто употребляют в речи твои одноклассники? Какие слова-«паразиты» употребляешь ты? Назови слова-«паразиты», которые ты знаешь или слышал? Считаешь ли ты, что эти слова: - засоряют речь говорящего; - украшают речь говорящего; - помогают говорящему сформулировать мысль?
Слайд 11
№ п/п «Слова-паразиты» Число обучающихся, употребляющих «слова-паразиты», уч. Число обучающихся, употребляющих «слова-паразиты», % 1. ну 25 83% 2. это, как его 21 70% 3. это самое 17 57% 4. блин 30 100% 5. как его 15 50% 6. короче 16 53% 7. прикольно 7 23% 8. просто 8 27% 9. ни фига себе 9 30% 10. офигеть (обалдеть) 11 37% 11. как бы 5 17% 12. типа 6 20% 13. черт 6 20% 14. капец 13 43% 15. пипец 23 77% Статистика употребления «слов-паразитов» учениками 3 «А» класса
Слайд 12
Рекомендации для третьеклассников по борьбе со «словами-паразитами»: 1. Больше читай хорошие книги. Чтение пополняет словарный запас и развивает речь. 2. Тренируйся в проговаривании скороговорок . 3. Чаще готовь интересные сообщения на различные темы и выступай с ними перед одноклассниками. 4. Тщательно готовься к пересказу текста, чтобы чувствовать себя уверенно. 5. Участвуй в дружеских беседах с ровесниками. 6. Общайся в людьми, имеющими богатый словарный запас и правильную речь. 7. Периодически устраивай прослушивание своей речи при помощи диктофона. 8. Когда хочешь сказать слово-связку или звук-связку, сделай глубокий вдох и – помолчи!
Слайд 13
«Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас ». И.С.Тургенев
Слайд 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Секция: «Филология»
Тема: «Как бы великий и типа могучий или слова-паразиты в речи школьников»
Автор: Еременко Анастасия,
ученица 3 «А» класса
ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город»,
пос. Придорожный
Научный руководитель:
Мальцева Алена Александровна,
учитель начальных классов.
м. р. Волжский, 2017 -2018 г.
Оглавление
Стр.
Введение………………………………………………………………… | 3 |
1. Основная часть………………………………………………………. | 5 |
1.1. Что такое «слова–паразиты»………………………………………. | 5 |
1.2. Причины употребления слов-паразитов…………………………. | 6 |
1.3. Способы борьбы со словами-сорняками………………………….. | 7 |
2. Практическая часть…………………………………………………. | 9 |
Заключение……………………………………………………………… | 11 |
Список использованных источников и литературы…………………. | 12 |
Приложение 1…………………………………………………………… | 13 |
Приложение 2…………………………………………………………… | 14 |
Приложение 3…………………………………………………………… | 15 |
Приложение 4…………………………………………………………… | 16 |
Приложение 5…………………………………………………………… | 17 |
Приложение 6…………………………………………………………… | 18 |
Введение
Мы нынче как бы все глупеем,
Все стали как бы забывать,
Что как бы даже не умеем
Без «как бы» пару слов связать.
Добро бы было как бы в дело,
Пусть даже как бы наугад.
А то ведь как бы неумело
И чаще как бы невпопад [2].
Общение в жизни человека играет очень важную роль. С самых первых дней человек осваивает родную речь, ему прививают культуру общения. На уроках нам рассказывают о русском литературном языке, его богатстве. Но, к сожалению, на сегодняшний день все чаще в речи детей и взрослых людей стали появляться «лишние» слова, так называемые слова-паразиты, которые изменили нашу речь не в лучшую сторону. И на этом «свободном» языке мы общаемся со сверстниками, одноклассниками, друзьями.
Почему это происходит? Как эти слова появляются в нашей речи? Как с этим бороться? В своей работе я решила ответить на эти вопросы.
В русском языке все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, называются словами–паразитами (сорняками, пустышками), их употребление является нарушением правил языка. Сами по себе такие слова не являются паразитами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте [1].
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употребляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов–паразитов. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования: группа учащихся 3 «А» класса (30 человек) ГБОУ СОШ ОЦ «Южный город»
Предмет исследования: употребление слов–паразитов в устной речи
Цель исследования: изучение проблемы употребления слов-паразитов в речи учащихся 3 «А» класса нашей школы, выявление способов борьбы с этим явлением, привлечение внимания школьников и учителей к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Задачи исследования:
В ходе подготовки данной работы использовались как учебные издания, так и интернет-источники.
Рассмотрим подробнее, что же представляют собой слова–паразиты и как они появляются в нашей речи.
1. Основная часть
1.1. Что такое «слова–паразиты»
В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова–паразиты» и «вредные слова» [2].
Слова, которые человек употребляет часто, но при этом не вкладывает в них никакого смыслового значения, являются словами–паразитами. Это слова типа « в принципе», «короче говоря», «блин», «понимаешь», «короче говоря», «как бы», «так сказать», « в общем-то», «м-м-м» и другие. Эти слова накрепко закрепляются в речи человека и становятся привычкой, сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Обычно их используют, когда говорящему трудно найти подходящее слово или высказать мысль. Но использовать их могут и люди с богатым словарным запасом, так как некоторые слова-паразиты являются «модными». Бывает, что люди начинают использовать такие слова в момент волнения. При этом сам человек уже не замечает их частого употребления [3]. (Приложение 1)
Очень распространенными и часто употребляемыми «словами–паразитами» являются матерные слова – ненормативная лексика. Наличие в лексиконе матерных «слов–паразитов» свидетельствует о низкой культуре человека.
1.2. Причины употребления слов-паразитов
Считается, что можно охарактеризовать человека в зависимости от того какое именно слово-паразит он употребляет чаще всего. Так, например, люди, употребляющие слово «понимаешь», – это обычно люди робкие, надеющиеся на сопереживание, понимание. Слово «короче» употребляют те, кто не расположен к общению и стремится максимально сократить свою речь. Употребление в речи слова «как бы» является признаком неуверенности, постоянного сомнения [4].
Итак, можно выявить несколько причин появления «лишних» слов в нашей речи:
С помощью слов–паразитов мы избегаем пустоты фразы, компенсируем ими свою неуверенность, процесс и время подбора слов. «Как бы», «прикинь», «короче», «по-любому» вставляются там, где заканчивается наш словарный запас. И если он пока еще скуден, а выразить словами есть что, лингвистические паразиты, к сожалению, облегчают процесс общения [6].
1.3. Способы борьбы со словами-сорняками
Избавиться от слов-паразитов очень трудно. Прежде всего, следует контролировать свою речь и думать, о том, что хочется сказать на самом деле. В большинстве случаев человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. Поэтому в первую очередь необходимо выявить недостатки речи.
В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них:
Совершенствуйте свою речь: говорите больше, читайте хорошую литературу, записывайте интересные обороты речи, заучивайте стихи, проговаривайте скороговорки, пересказывайте текст до тех пор, пока в речи не будет ни одной ошибочки и «лишнего» слова. И Вам никогда не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы», «ну» и «вот» [5].
2. Практическая часть
В связи с этим у нас возник вопрос: так для чего же мы употребляем эти «лишние», «мешающие» слова и можно ли без них обойтись? Мы и предложили ответить на этот вопрос моим одноклассникам. Им был предложен небольшой опрос, в результате которого выяснилось, что многие не замечают в своей повседневной речи ненужных слов и они им совершенно не мешают, хотя если акцентировать на этом внимание, выясняется, что такие слова есть в речи каждого. Многие понимают, что употребление слов-паразитов засоряет речь и необходимо бороться с эти явлением.
Цель опроса – выявление представления моих одноклассников о «словах-паразитах» и осознанности их употребления.
Анкета 1
Из 30 опрошенных ни один не назвал в качестве вредной привычки «слова-паразиты». (Приложение 2)
На второй вопрос – «Что такое «слова-паразиты?» – 27% опрошенных дали ответы, которые говорят о том, что ребята имеют представление о таком языковом явлении, как «слова-паразиты». (Приложение 3)
Результаты первого анкетирования показали, что для дальнейшей работы необходимо познакомить ребят с понятием «слова-паразиты». Для решения этой задачи учителем была проведена беседа на тему «О вреде слов-паразитов».
С целью выявления осознанности третьеклассниками употребления лишних слов в устной речи я провела второе анкетирование, которое показало: по мнению обучающихся, каждый из них употребляет «слова-паразиты».
Анкета 2
- засоряют речь говорящего;
- украшают речь говорящего;
- помогают говорящему сформулировать мысль?
Отношение к роли слов-паразитов в речи школьников представлено в диаграмме. (Приложение 4)
Так же в течение двух недель я вела Дневник наблюдений: ежедневно записывала «лишние» слова, которые слышала от своих одноклассников.
Статистика употребления «слов-паразитов» учениками начальных классов представлена в таблице. (Приложение 5)
Понаблюдав за своими одноклассниками и проанализировав их речь, мы сделали вывод, что самое часто употребляемое ими слово – это слово «блин», которое обычно выражает негативную эмоцию. При этом слово «блин» обозначает первоначально тонкую лепешку из теста, жареную на сковороде.
Так же мы заметили, что некоторые мои одноклассники, отвечая на уроке, с трудом подбирают слова и заполняют паузу звуками «эм-м-м», «ну-у-у», чтобы собраться с мыслями и сформулировать мысль.
Появление в нашей речи слов типа «капец», «пипец», которые тоже очень популярны у учеников нашей школы и взрослых, вообще не объяснимо, так как этих слов в нашем языке вообще не существует. Скорее всего это дань моде, слова, выражающие оценку ситуации. Поэтому можно сделать вывод, что слова-паразиты стали неотъемлемой частью речи моих одноклассников и вообще многих современных школьников.
Заключение
Так можно ли искоренить употребление в своей речи «лишних» слов? И если можно, то как это сделать? Конечно, ограничить и даже совсем исключить употребление слов-паразитов в своей речи можно. Для этого нужно понять, какое слово является паразитом в вашей речи. Затем, каждый раз, употребив это слово, нужно делать паузы, заострять внимание на употреблении этого слова. Так, со временем, вы избавитесь от этого слова в вашем словарном запасе. Так же необходимо больше читать и выступать на публике, стараясь говорить уверенно, спокойно и естественно.
В литературе я нашла много советов, как избавиться от словесного мусора. Познакомившись с ними, я составила список рекомендаций для своих одноклассников, который мы разместили в классе на стенде. Так же данный список распечатали и раздали, как памятки учащимся 3 «А» класса (Приложение 6).
На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что школьники часто употребляют слова – паразиты, так как имеют пока ещё маленький словарный запас. Чаще других их используют ученики, которые слабо успевают по всем предметам. Это обусловлено еще и тем, что слова- паразиты встречаются не только в разговорной речи, но и в художественных произведениях, кроме того, с экрана телевизора и радио так же нередко звучат эти слова.
Способы борьбы со словами-паразитами есть, они перечислены в нашем исследовании. Мы уверены, что если каждый из нас задумается над проблемой чистоты русского языка, то успех не заставит себя ждать. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас» [2].
Список использованных источников и литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Диаграмма 1.
Приложение 3.
Диаграмма 2.
Приложение 4.
Диаграмма 3.
Приложение 5.
Таблица 1.
№ п/п | «Слова-паразиты» | Число обучающихся, употребляющих «слова-паразиты», уч. | Число обучающихся, употребляющих «слова-паразиты», % |
1. | ну | 25 | 83% |
2. | это, как его | 21 | 70% |
3. | это самое | 17 | 57% |
4. | блин | 30 | 100% |
5. | как его | 15 | 50% |
6. | короче | 16 | 53% |
7. | прикольно | 7 | 23% |
8. | просто | 8 | 27% |
9. | ни фига себе | 9 | 30% |
10. | офигеть (обалдеть) | 11 | 37% |
11. | как бы | 5 | 17% |
12. | типа | 6 | 20% |
13. | черт | 6 | 20% |
14. | капец | 13 | 43% |
15. | пипец | 23 | 77% |
Приложение 6.
Рекомендации для третьеклассников по борьбе
со «словами-паразитами»:
Снеговик
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
На берегу Байкала
Сказка "Морозко"
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками