Учитель - вечная, самая добрая, нужная и уважаемая профессия. Никогда не наступит тот день, когда скажут «Учитель больше не нужен».
Во всех достижениях знаменитых людей, прежде всего есть заслуга учителей. Это они вкладывают свой непомерный труд в каждого из нас. Уже своей жизнью учат детей добру, служению людям, справедливости. Профессия учителя названа самой благородной. И это на самом деле так. Потому что, какой бы предмет ни преподавал, он должен направлять чувства и ум ученика на хорошее, помогать развернуться способностям. Нужно чаще говорить спасибо тем, кто изо дня в день готов трудиться для нашего же образования, ради нашего будущего
Хорошего учителя человек, как правило,не забывает. О таком учителе ученики вспоминают всю жизнь, рассказывают о них друзьям, знакомым. Именно таким учителем была Мария Фёдоровна Пидшморг.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pamyati_uchitelya.zip | 2.49 МБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
VIII школьная научно-практическая конференция
исследовательских работ учащихся «Шаг в науку»
Секция: Краеведение
Памяти учителя
Автор: Борута Валерия, ученица 6 Б класса
МБОУ «Горковская СОШ»
Руководитель: Петрова Валентина Владимировна
с.Горки, 2014/2015 учебный год
Оглавление
I. Введение………………………………………………………………….............….......3
II. Основная часть доклада…………………………………………………...............…...4
1. Профессия—Учитель!.…………………………………………........……….….......4
2. Биография Пидшморг Марии Фёдоровны........………..…………….……..……....6
3. Профессиональные заслуги……………………………………………………….....7
4. Воспоминания коллег и учеников………………………………………………..…9
III.Заключение……………………….…………………………………………................10
IV. Источники и литература ……………………………………………...………….......11
V. Приложение………………………….........…………………………..……………......12
Учитель - вечная, самая добрая, нужная и уважаемая профессия. Никогда не наступит тот день, когда скажут «Учитель больше не нужен».
Во всех достижениях знаменитых людей, прежде всего есть заслуга учителей. Это они вкладывают свой непомерный труд в каждого из нас. Уже своей жизнью учат детей добру, служению людям, справедливости. Профессия учителя названа самой благородной. И это на самом деле так. Потому что, какой бы предмет ни преподавал, он должен направлять чувства и ум ученика на хорошее, помогать развернуться способностям. Нужно чаще говорить спасибо тем, кто изо дня в день готов трудиться для нашего же образования, ради нашего будущего
Хорошего учителя человек, как правило,не забывает. О таком учителе ученики вспоминают всю жизнь, рассказывают о них друзьям, знакомым. Именно таким учителем была Мария Фёдоровна Пидшморг. У неё учился мой папа, тётя, некоторые наши учителя. Все они о ней помнят и очень хорошо отзываются. Мне стало интересно узнать о ней побольше, поэтому я решила провести исследование о сельской учительнице.
Цель исследования: изучить жизненный путь и профессиональные заслуги Марии Фёдоровны Пидшморг.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Гипотеза – если Мария Фёдоровна занесена в «Книгу почета» Шурышкарского района» и ей присвоено звание «Почетный гражданин Шурышкарского района», то, следовательно, у неё были большие профессиональные заслуги.
Объект исследования -жизненный путь и профессиональная деятельность Марии Фёдоровны Пидшморг.
Предмет исследования-профессиональные заслуги учителя.
Актуальность-данная проблема актуальна, так как жители должны знать историю села и его людей.
Новизна-данный материал не был ранее изучен.
Практическая значимость – данный материал может быть использован на классных часах и внеклассных мероприятиях, а так же пополнит музейный архив школы и села.
В результате, из поставленных целей, задач и методов исследования, выстраивается следующая структура работы:
Великий древнегреческий философ Сократ говорил, что все профессии в мире от людей и только три от Бога - учитель, врач, судья. По определению мудреца, только учитель, врач, судья получают свой дар свыше.
В своей работе с начала я поинтересовалась как слово «учитель» раскрывается в словаре.
В словаре С.И.Ожигова: Учитель - Лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель.
В словаре Википедия: 1) Учитель — профессия образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. Отдельные учителя (за некоторыми исключениями в начальной школе и отдельных случаях) преподают различные предметы. Также в обязанности учителя входит поддерживание дисциплины и организованности учащихся.
2) Учитель — наставник в какой-либо области знаний.
По статистическим данным 2010 года в российских школах трудится 1,5 млн. учителей. Из них 80,6 % имеют высшее и незаконченное высшее образование, 18,8 % — среднее специальное. Согласно статистике, 85 % педагогов — женщины. В нашей школе трудится 35 учителей, из них 89% имеют высшее образование,80% (28ч) коллектива -женщины.
Среди учащихся и учителей было проведено анкетирование, в котором приняли участие 41 ученик и 18 учителей.
По результатам исследования анкет опрошенных учащихся:
1. Учитель - это:
- тот, кто учит детей разным предметам - 29%;
- тот, кто помогает познавать мир – 22%;
- тот, кто ведёт нас к знаниям – 1,5%;
- тот, кто учит нас быть образованными, воспитанными, умными -12%;
-вторая мама – 7,3%;
-умный и добрый человек – 0,5%;
-поддержка и опора для ученика – 0,5%;
-человек, который ставит двойки -0,5%
2. Есть ли идеальные учителя?
- да – 56%;
- это учителя нашей школы - 17%;
- нет - 12%;
- все плохие - 4,9%
3. Что привлекает вас в профессии учителя?
-ничего -73%;
-нравится общение с детьми – 9,8%;
-можно ставить пятёрки – 7,3%;
-можно орать на детей и ставить двойки - 4,9%
4. Ты хотел(а) бы в будущем выбрать профессию учителя?
- нет - 6,3%, причём трое из четверых отвечали, что работа учителя их привлекает;
- нет, много нервов требует – 7,3%;
- нет, много бумажной волокиты - 7,3%;
- нет, зарплата маленькая - 7,3%;
- да, хотела и сейчас хочу – 2,4%.
5. Есть ли в нашем посёлке учительские династии? Знаешь ли ты их?
-да – 39%, династии не названы;
-что это такое «династии»? - 4,9%.
Получается, что большинство опрошенных учеников нашей школы любят и уважают учителей, но по разным причинам выбрать эту профессию не хотят.
Учителя так ответили на вопросы анкеты:
1. Что привлекает Вас в работе учителя?
-люблю работать с детьми -28%;
-общение с учениками – 28%;
-интересно - 22%;
-учить детей новому, нестандартному, креативному -16,5%;
-общение с позитивными людьми (это ученики) - 5,5%
2. Что вы считаете главным в вашей профессии?
-уважение учащихся и коллег 22%;
-профессионализм 22%;
-умение дать прочные знания 22%;
-учить детей быть интересными детьми - 5,5%;
-видеть результаты своей работы - 5,5%;
-дети - 5,5%.
3. Когда вы захотели стать учителем (в каком возрасте)?
- 15-17 лет -94%;
-22 года - 6%.
Есть в нашем посёлке педагогические династии? Какие?
- да - 100%
-Гудковы, Смычагины, Зиновьевы, Терентьевы, Шибовы, Смирных, Пидшморг, Рочевы, Горины, Беляевских, Петровы, Копорулины.
Результаты этого анкетирования приводят к выводу, что учителя нашей школы люди увлечённые, любят свою профессию выбрали её ещё в школьные годы. Именно поэтому необходимо знакомить учащихся с лучшими учителями нашей школы и положительными сторонами профессии.
Для того, чтобы узнать данные о биографии учителя, я вновь обратилась к документам. Родилась Мария Фёдоровна Царюк весенним днём 2 апреля 1926 года в с. Нестеровка, Маньковского района, Черкасской области, Республики Украина. Её родителей звали Царюк Фёдор Сильвестрович и Миланка Фёдоровна. Ещё в юности судьба забросила её на Сахалин. Здесь 5 июля 1945 года она закончила Александровское педагогическое училище, Хабаровского края, Сахалинской области и получила звание учителя начальной школы.Сохранилась характеристика студентки-практикантки 3 курса Марии Царюк, где она характеризуется как грамотный учитель, хорошо владеющий методикой. Оценка за практику – отлично. С 1 июля 1945 года по 17 августа 1948 года она работает в системе Кировского РОНО учителем начальных классов. В 1951 году Мария Фёдоровна выходит замуж за Пидшморг Ивана Фёдоровича и по семейным обстоятельствам переводится в Томскую область, о чём свидетельствует справка. В характеристике этого периода учитель характеризуется только с положительной стороны, подчёркиваются её способности в преподавании математики. В 1952 году она проходит курсы по подготовке учителей физики и математики. В этом же году девушка поступает в Томский Государственный Педагогический институт, на физико-математический факультет, специальность-математика. В 1957 году Мария Фёдоровна по семейным обстоятельствам переезжает в Горки и приглашается на работу в Горковскую школу, через год её переводят в Кушеватскую школу, где она проработала три года. А в 1961 году 15 августа вновь переводится учителем начальных классов в Горковскую среднюю школу. 21 июня 1965 года школа отправляет Марию Фёдоровну в Москву на курсы усовершенствования учителей, затем учитель проходит обучение в 1970 и 1978 году. Мария Фёдоровна с мужем вырастили и воспитали четверых детей: дочь и трёх сыновей. Дочь и старший сын тоже учителя математики. В 1985 году Мария Фёдоровна вышла на пенсию.
Далее изучались документы, которые рассказывали о профессиональных заслугах учителя. Прежде всего я изучила соответствующие страницы трудовой книжки. Марии Фёдоровне неоднократно объявлялись благодарности за добросовестное отношение к работе. Подтверждением являются выписки из приказов. Выписка из приказа РОНО № 28, от 20 апреля 1965 года. «Объявить благодарность за участие в «Педагогических чтениях» с занесением в трудовую книжку Пидшморг Марии Фёдоровне-учителю Горковской средней школы». Выписка из приказа № 137, от 28декабря 1976 года «Объявить благодарность за добросовестное отношение к подготовке и проведение кустового методического объединения с занесением в трудовую книжку Пидшморг Марии Фёдоровне» Выписка из приказа № 9, от 17 января 1979 года «Объявить благодарность за 1 место в социалистическом соревновании за 1-е полугодие 1978-79 учебного года с занесением в трудовую книжку Пидшморг Марии Фёдоровне» Она награждалась так же ценными подарками за многолетнюю плодотворную работу по воспитанию молодого поколения. В 1962 году она была награждена почётной грамотой Тюменского облоно и Обкома профсоюза работников просвещения за успехи в обучении и воспитании учащихся. Из служебной характеристики на учителя Горковской школы: «С большим умением и любовью передавала свой богатый педагогический опыт молодым учителям, студентам Салехардского педагогического училища, проходящим практику в Горковской |
СОШ». В 1964 году награждена грамотой за успехи в обучении и коммунистическом воспитании детей. Из служебной характеристики: «Это опытный наставник молодых учителей, думающий, плодотворно работающий, великий труженик, умный коллега. Мария Фёдоровна принимает активное участие в общественной жизни школы, участвует в работе методического объединения учителей начальных классов, в течение ряда лет руководила кружком «Юный математик». Работала в группе народного контроля, с 1980 по 1983 год являлась страховым делегатом при местном комитете профсоюза школы». Из характеристики Пидшморг Марии Федоровны от 25 февраля 1983 года: «Учитель в совершенстве владеет методикой преподавания, тщательно готовится к каждому уроку…Большое трудолюбие, добросовестность, требовательность к себе и к ученикам, любовь к людям, пристальное внимание ко всему новому, что касается ее профессии – характерные черты ее учительского облика…. Умелое использование методов и приемов дифференцированного подхода к учащимся, удачное сочетание индивидуальных форм работы с коллективными позволяет учителю предупреждать пробелы в знаниях учащихся». За достигнутые успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения Марии Федоровне вручены грамоты Шурышкарского РК КПСС, райисполкома, областного отдела народного образования и обкома профсоюза. В 1972-1973 учебном году была награждена значком «Победитель социалистического соревнования». В связи с 50-летием образования СССР Пидшморг М.Ф. занесена в «Книгу почета» Шурышкарского района». В 1979 году ко Дню Учителя она награждена Почётной грамотой за достигнутые успехи в воспитании подрастающего поколения. В 2000 году присвоено звание «Почетный гражданин Шурышкарского района». Следовательно, в рассмотренных документах прослеживается добросовестность, трудолюбие, профессионализм учителя, служащего благородной цели обучения и воспитания молодого поколения. Всё выше изложенное позволяет сделать вывод, что Мария Фёдоровна Пидшморг была квалифицированным и ответственным профессионалом своего дела.
Думаю воспоминания коллег и учащихся дополнят наше представление о Марии Фёдоровне как об учителе и человеке. Из воспоминаний её коллеги Шаламовой Нины Александровны: «Мария Фёдоровна—опытный учитель с большим педагогическим стажем стала для меня примером. Это очень порядочный позитивный человек, готовый всегда прийти на помощь. Её готовностьпомочь советом и делом, доброта и спокойствие располагали к ней всех окружающих. Она излучала душевность и человеческое тепло. Не одно поколение вырастила, обучила и воспитала эта замечательная учительница. На её уроках царила деловая и творческая обстановка. Её ровный спокойный голос вселял в учеников уверенность в своих силах. Один из ведущих принципов её работы—чуткое и заботливое отношение, глубокое уважение к личности каждого ребёнка. Богатый по содержанию, занимательный устный счёт, очень серьёзная работа над задачами на уроках математики—залог прочных математических знаний учащихся. Математика—любимый предмет Марии Фёдоровны. На уроках гуманитарного цикла она много работала над развитием речи учащихся, интереса к литературе, природоведческому и историческому материалу, умению работать с книгой. Результаты были заметны. Успеваемость в её классах была высокой. Душевная щедрость, преданность своему делу, влюблённость в свою работу, доброжелательность и человечность вызывали искреннее уважение к Марии Фёдоровне её коллег, учеников и родителей». Из воспоминаний её коллеги Никифоровой Ганны Дмитриевны:«Я работала с Марией Фёдоровной с 1973 по 1985 годы. Она была опытным, творчески работающим учителем начальных классов. Мы многому у неё научились. Мария Фёдоровна на уроках воспитывала сознательную дисциплину, ответственное отношение к учёбе. Учила детей мыслить, рассуждать, доказывать, работать самостоятельно, развивала творческие способности ребят. Прививала ученикам такие качества, как честность, любовь к природе, трудолюбие. Много работала с детьми после уроков индивидуально. По натуре этот человек был очень скромным, спокойным, отзывчивым. Мария Фёдоровна пользовалась уважением у коллег, детей и родителей». Из воспоминаний её ученицы Белкиной Галины: «Мария Фёдоровна была строгой, но доброй. Давала глубокие и прочные знания, новый материал объясняла очень понятно и доходчиво. Все, кого воспитала, кого учила эта удивительная женщина приносят пользу Отечеству, трудятся в разных областях, став врачами, учителями, журналистами, экономистами, военными, энергетиками, бизнесменами, строителями, просто рабочими, а главное—хорошими людьми». Из воспоминаний её ученицы Тояровой (Тугушевой) Светланы: «Моя школьная жизнь началась, практически, с того дня, когда я поступила в первый класс. Мне сразу понравилось учиться в школе. Учительница, Пидшморг Мария Федоровна – статная, красивая, добрая, душевная, спокойная и в то же время строгая, казалась самой умной на свете, всегда с уважением относилась к каждому ученику. На уроках я внимательно слушала, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить. Это и сформировало мои взгляды в будущем при выборе профессии».
Изучив архив, познакомившись с воспоминаниями учеников и коллег и обобщив сведения о Марии Фёдоровне Пидшморг можно сделать вывод, что гипотеза полностью подтверждена. Мария Фёдоровна действительно выполняла свою работу честно и добросовестно. Учительство было для неё не профессия, а призвание. Она была прекрасной мамой и женой, и просто добрым отзывчивым человеком. Поэтому заслужено пользовалась любовью и уважением учеников, коллег и родителей.
|
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Астрономический календарь. Март, 2019
Финист - Ясный сокол
Сказка "Морозко"
Браво, Феликс!