Школьный музей призван способствовать формирования у учащихся патриотизма, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, содействовать развитию общественной активности, овладению ими поисковой, практическими навыками исследовательской работы.
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_shkolnogo_muzeya.docx | 33.5 КБ |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка
Школьный музей
как средство духовно – нравственного
воспитания обучающихся
Автор работы:
Молдин Асылхан,
ученик 7 «Б» класса
Руководитель:
Дедова С.Н.,
учитель истории и обществознания
г. Троицк, Челябинская область,
2019г.
Оглавление
Введение………………………………………………………………….3-4
Итоги социологического опроса среди педагогов и
учащихся школы-интерната.
Заключение………………………………………………………………10
Литература……………………………………………………………….11
Приложение
Введение
Очень непросто воспитывать сегодня у детей уважение к своим предкам, формировать любовь к родному краю. Но без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства, города, села невозможно построить будущего.
Школьный музей – это ближайшее к ребенку музейное пространство, которое в наибольшей степени открыто его логическому и чувственному познанию. Это мир фактов, где повседневное превращается в уникальное. Здесь закладываются основы гражданской позиции, здесь зарождается любовь к малой родине, к своему Отечеству.
Школьный музей призван способствовать формирования у учащихся патриотизма, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов, содействовать развитию общественной активности, овладению ими поисковой, практическими навыками исследовательской работы. Организация школьного музея – одна из форм общественно-полезной работы, которая объединяет широкие массы педагогов, обучающихся, родителей.
Актуальность исследования. Школьный музей является эффективным средством духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания обучающихся.
Цель нашего исследования: обосновать необходимость создания школьного музея, как средства всестороннего развития личности и сохранения исторической памяти.
Задачи исследования:
- изучить фонды школьного музея;
- собрать материалы об экспонатах школьного музея в исторической и справочной литературе;
- собранную информацию донести до всех ребят нашей школы и разместить ее на школьном сайте.
Методы исследования: анализ исторической и справочной литературы, анкетирование.
Гипотеза: мы считаем, что создание школьного музея является эффективным способом сохранения в памяти людей истории прошлого.
Предметом нашего исследования является изучение экспонатов школьного музея.
Практическая значимость работы: работа может быть использована на уроках истории, краеведения, для проведения классных часов и тематических бесед, а также для работы экскурсоводов школьного музея.
Основная часть.
Очень непросто воспитывать сегодня у детей уважение к своим предкам, формировать любовь к родному краю, но без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих корней. Мы верим, что каждый должен знать свои корни, свои истоки. Каждый должен гордиться своими предками, а для этого мы должны знать историю своей семьи, своей школы, своего города, своей страны. И такую возможность дает нам школьный музей.
Музейная работа направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.
Школьный музей - это хранитель реликвий, старины, священный храм, где происходит соприкосновение с прошлым, но в тоже время это современный центр патриотического и духовно - нравственного воспитания.
С этой целью в нашей школе решили открыть музей. Материалы начали собирать с 2016 года, а открытие состоялось в ноябре 2018 года. Идея создания музея принадлежала директору школы-интерната Архиреевой Светлане Петровне, которая предложила создать необычный музей: « Музей школьного портфеля». Учителя, родители обучающиеся, сами ребята школы-интерната приняли активное участие по сбору музейных экспонатов. Все представленные в музее экспонаты – подлинные. Направленность музейной экспозиции – выставка. Экспозиция имеет бытовую направленность. Все представленные экспонаты прибыли в музей из разных уголков России: Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Южноуральска, Нижнего Новгорода, Магнитогорска Воронежа, Новосибирска, Саратова, Троицка. Руководителем школьного музея является Попова Ирина Владимировна.
Каждая вещь, которая используется в нашем быту, имеет свою историю. В своей работе мы рассмотрим историю возникновения и развития школьного портфеля.
Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. «Porter» означает «носить», а «feuille» - «лист», т.е. «листоноска». Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг. История школьного портфеля весьма интересна, можно сказать, что ее начало лежит с тех пор, как еще пещерные люди делали себе нечто похожее на сумки из кож диких животных. Совершая раскопки в Альпийских горах, ученые –археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Его хозяину было около пяти тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и веток орешника. Через какое-то время начали изготовлять подобные сумки из натуральной кожи животных.
В XIX веке во Франции появился портфель. Первыми его пользователями были мужчины таких профессий как юристы, адвокаты, чиновники, доктора, так как эти люди имели дело с бумагами и документами. Оптимальным сырьем для изготовления портфелей в Европе, быстро подхватившей французскую инициативу, считалась кожа и ее качественные заменители. Позже портфели были разделены на несколько отделений, имели внутренние карманы, в том числе потайные и секретные варианты. Поверхность затейливых изделий украшали фамильными знаками в виде гербов или инициалов владельца и даже целого фамильного рода, вышивкой, металлическими декоративными фрагментами и даже драгоценными камнями. Портфели носили под мышкой, так как ручек не было.
Первые школьные портфели появились в конце XIX века. До этого школьники отправлялись в гимназию, уложив учебники и тетради в стопку и перетянув их специальным кожаным ремешком, а в деревнях дети ходили в школу с холщовыми сумками через плечо. Когда к портфелю приделали ручку, их стали носить школьники. Для ребят их шили из натуральной кожи черного цвета, с крышкой, покрытой тюленьим мехом.
Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.
Ранец - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения). Принято считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - наемные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Через 150 – 200 лет слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
Портфели, которые носили в середине прошлого века, были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем. Такие портфели служили недолго- они быстро трескались и становилась видна бумажная основа.
А после окончания Великой Отечественной войны многие дети ходили в школу с полевыми сумками, привезенными отцами с фронта. Они были сделаны из особого материала, который называется «кирза».
К концу 50-х годов ХХ века школьницы стали ходить в школу с маленькими портфелями-чемоданчиками, которые называли «балетки». В нашем музее есть такой экспонат, изготовленный на Троицком кожевенно-галантерейном комбинате.
Чуть позже портфели и ранцы стали делать из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными. Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все, что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.
Классический портфель 70-х годов ХХ века – это дерматиновое изделие с застежкой «железный язычок» спереди, непритязательного бежевого, коричневого, зеленого цвета из клеенки или дерматина.
Портфели широко использовали и взрослые. Они были гораздо объемнее, в них входило много книг и тетрадей. С такими портфелями можно было путешествовать, вместо чемоданов. А можно было зайти после работы в магазин. В таком портфеле умещались необходимые продукты. Портфели для взрослых делались из дорогих материалов: натуральная кожа, качественный кожзаменитель.
В советское время школьные портфели и ранцы не были предметом детской гордости. Их всячески эксплуатировали: бросали, дрались ими, использовали как «ледянку» для катания на снежной горке, расписывали шариковой ручкой.
В 80–е годы ХХ века стали появляться портфели необычной формы и ярких расцветок. Появилась разнообразная отделка: тиснение, аппликация, рисунок. До этого портфели были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку–вертикальные сумки с ремешком через плечо. В них были отделения для мелочей на замочках. После Московской Олимпиады-80 в моду вошли спортивные сумки с ремнем через плечо. Они были объемные, поэтому туда много чего входило. Но такие портфели портили осанку.
Старшеклассники во второй половине 80–х годов ХХ века обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета. Дипломат (Кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно.
В 90-е годы ХХ века в моду вошли сумки-портфели для девочек и спортивные сумки для юношей. А старшеклассники стали носить папки на замке. Учебники туда не входили, а только тетради. Появились отделения-органайзеры для ручек и карандашей.
В конце прошлого века в школу пришел рюкзак. И тогда стало понятно – он вполне подходит для школьных принадлежностей. Оказалось, что в школьных рюкзаках очень удобно переносить книги, учебники, канцелярские принадлежности. Кроме всего прочего, в них помещается сменная обувь, а при желании можно его доутрамбовать спортивной формой. Ортопедическая спинка современных моделей способствует правильной нагрузке на позвоночник и суставы. А современные материалы дают возможность изготавливать прочные и удобные рюкзаки весом менее килограмма. Для безопасности используются отражающие панели, чтобы сделать малолетнего владельца рюкзака более заметным в темное время суток.
Современные рюкзаки часто используются не только детьми. Они стали модной деталью образа. Специальные модели есть и для солидных бизнесменов. Возможно, не за горами то время, когда изобретут специальную электронную школьную сумку, которая не только сможет накопить энергию для зарядки планшета хозяина, но и будет выполнять массу других функций. Правда, с горки на таком портфеле уже не покатаешься…
Разве можно назвать этот предмет обычным, неудивительным, когда в с. Венгерово, Белгородской области портфелю поставлен памятник.
Итоги социологического опроса среди педагогов и учащихся школы-интерната.
Мы провели опрос среди педагогов и учащихся нашей школы по следующим вопросам:
Проанализировав ответы, мы сделали следующие выводы:
Выводы:
Заключение
Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством. Он полезный и доступный для учащихся и педагогов. Необходимо еще больше привлекать учащихся к деятельности музея, участию их в исследовательской, экспозиционной и экскурсионной работе. Школьный музей - это мир поиска, увлечений, открытий малых фактов, за которыми стоит история края и большая история. Пока ребята ведут поиск, музей будет живым, интересным делом. Классные руководители и воспитатели должны использовать школьный музей как активное средство духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Важной стороной деятельности школьных музеев должен быть взаимообмен опытом, методическими находками, а также участие в мероприятиях и акциях музееведческой направленности на уровне школы, города и области. Мы также пополнили фонд школьного музея двумя экспонатами: портфель и чернильница. Считаем, что можно пополнить музей экспозицией «Школьные принадлежности». Положено начало созданию информации о деятельности музея, его достижениях, создана страница «Школьный музей» на сайте образовательного учреждения.
В ходе исследования цель работы достигнута. Изучая историю создания и работы музея, я для себя открыл много интересного и нового. Методы, выбранные для достижения цели, оказались продуктивными и позволили собрать необходимый материал об истории и работе музея. Я буду рад, если моя работа будет полезна, кто–то будет пользоваться моими исследованиями. Свою исследовательскую работу я хочу закончить такими замечательными словами:
Посетите музей иногда,
Не теряйте с историей связь.
Здесь в витринах застыли века.
След эпохи, что вдаль унеслась.
Список литературы.
Злая мать и добрая тётя
Кто чем богат, тот тем и делится!
Золотая хохлома
Ветер и Солнце
Два плуга