Крылатые выражения из басен Крылова прочно вошли в повседневную жизнь. Фразы из произведений И. А. Крылова употребляются в речи почти каждого русского человека. У каждого человека есть свои слабые стороны и пороки, над которыми нужно задуматься и постараться их исправить, чтобы стать лучше, мудрее, добрее.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 119.93 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №22» НМР РТ
Региональная научно-практическая конференция учащихся
«Мы – будущее XXI века»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Ларчик крылатых слов и персонажей в баснях Ивана Крылова»
Шафигуллин Риналь Рамилевич,
ученик 2 А класса
МБОУ «СОШ»28» НМР РТ
Руководитель: Зиннатуллина Гульнара Дилюсовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020 г.
Введение
Крылатые выражения из басен Крылова прочно вошли в повседневную жизнь. Фразы из произведений И. А. Крылова употребляются в речи почти каждого русского человека.
Актуальность: У каждого человека есть свои слабые стороны и пороки, над которыми нужно задуматься и постараться их исправить, чтобы стать лучше, мудрее, добрее.
Цель исследования: выяснить, актуальны ли сейчас басни Крылова, узнать насколько младшие школьники знают творчество баснописца, научиться применять крылатые слова в речи, понимать их смысл.
Задачи исследования: пополнить знания о терминах «крылатые слова», «басня», узнать больше о баснописце Иване Крылове, проанализировать уже ранее прочитанные басни Крылова, пополнить свою литературную копилку новыми баснями и крылатыми словами, выяснить, какие человеческие пороки высмеиваются, чему учат басни. Создать ларчик крылатых слов и персонажей в баснях Ивана Крылова
Гипотеза: знаменитые басни Крылова и используемые в них крылатые слова интересны и актуальны по сей день. Вникнув в мораль басни человек, вполне может задуматься о своих поступках, измениться в лучшую сторону, а также улучшить качество своей речи.
Методы: изучение и анализ литературы, анкетирование.
Практическая значимость: результатами исследования можно воспользоваться на олимпиадах и уроках русского языка и литературного чтения для повышения интереса обучающихся к крылатым словам и басням И. А. Крылова.
I. Теоретическая часть работы
1.1. История возникновения басни
Басня - жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль Действующими лицами обычно выступают животные, растения, предметы. В басне высмеиваются пороки людей.
Басня — один из древнейших литературных жанров. В Древней Греции был знаменит Эзоп (VI—V века до нашей эры), писавший басни в прозе. В Риме — Федр (I век нашей эры). В Индии сборник басен «Панчатантра» относится к III веку. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан Лафонтен (XVII век)
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII — началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского. В русской поэзии вырабатывается басенный вольный стих, передающий интонации непринуждённого и лукавого сказа.
Басни И. А. Крылова с их реалистической живостью, здравомысленным юмором и превосходным языком знаменовали расцвет этого жанра в России. В советское время приобрели популярность басни Демьяна Бедного, Сергея Михалкова.
1.2 Что такое крылатые слова?
Kpылaтыe cлoвa – этo цитaты и выpaжeния из литepaтypнo-xyдoжecтвeнныx пpoизвeдeний, paзличныe изpeчeния иcтopичecкиx лиц, имeнa мифoлoгичecкиx, фoльклopныx и литepaтypныx пepcoнaжeй, oтopвaвшиecя oт пepвoиcтoчникa и пoлyчившиe втopyю жизнь в oбыдeннoй peчи (лeбeдинaя пecнь, pacтeкaтьcя мыcлью пo дpeвy, Фoмa нeвepyющий, нe oт миpa ceгo, нaчaлo кoнцa, cвepxчeлoвeк, Cизифoв тpyд, нe в cвoeй тapeлкe, pыбaк pыбaкa видит издaлeкa, нa вcякoгo мyдpeцa дoвoльнo пpocтoты, ecть eщe пopox в пopoxoвницax, нe мyдpcтвyя лyкaвo, cлoнa-тo я и нe пpимeтил и т.п.). Cвoeoбpaзиe кpылaтыx cлoв зaключaeтcя в иx aфopиcтичнocти, кoтopaя чaщe вceгo пpиoбpeтaeтcя нa пpoтяжeнии кoнкpeтнoгo вpeмeннoгo oтpeзкa. Becьмa cyщecтвeннoй являeтcя poль кpылaтыx cтpoк в фopмиpoвaнии oбщeнaциoнaльнoгo языкa (cтpoки У. Шeкcпиpa, M. дe Cepвaнтeca, И.B. Гeтe, И.A. Kpылoвa, A.C. Пyшкинa, A.C. Гpибoeдoвa, H.B. Гoгoля, A.H. Ocтpoвcкoгo и pядa дpyгиx). Иcтoчникoм пoпoлнeния кpылaтыx cлoв являютcя aнтичныe и библeйcкиe мифы, фoльклopныe пpoизвeдeния paзныx жaнpoв, вceмиpнaя xyдoжecтвeннaя литepaтypa, пyблициcтикa, мeмyapы, oпyбликoвaнныe иcтopичecкиe дoкyмeнты.
1.3 Детям об Иване Крылове
Иван Андреевич Крылов (1769–1844 гг.), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах.
Иван Андреевич родился 2 [13] февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами. Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича перевели по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.
В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.
Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, в толпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости и искрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.
В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» А. О. Аблесимова, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.
В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И. И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, многие из которых изучаются в разных классах в школе, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.
В его баснях воплотилась мудрость отца европейской басни Эзопа, французский блеск ума Лафонтена и история становления самосознания русского народа в начале XIX века. Крылов является автором более 200 басен - они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Произведения Крылова не просто басни - "это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира". В своих баснях он показал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность - главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.
Иван Андреевич Крылов показал нам целый зверинец в своих баснях. Но под видом животных он изображал людей. За этими львами, лисицами, воронами показывал он человеческие характеры, смеялся то зло, то мягко над недостатками людей.
II. Практическая часть работы
2.1 Создание ларчика крылатых слов и персонажей знаменитых басен
У меня дома есть книга «Басни Крылова» серии Школьная библиотека. Эту книгу подарила мама старшему брату, а теперь ее читаю и я. Читаем вместе с мамой. Мама объясняет, о чем говорится в басне, чему она учит, на какие человеческие недостатки указывает. Благодаря интернету можно послушать известные басни в аудиозаписи, а также посмотреть инсценировку, иллюстрации разных художников по басенному творчеству Ивана Крылова. Все это в комплексе обогащает копилку знаний по творчеству Крылова, расширяет кругозор, развивает зрительную и слуховую память.
А чтобы научиться находить мораль, крылатые слова в баснях и запомнить их мы решили создать «Ларчик крылатых слов и персонажей Ивана Крылова»
Сам ларчик сделали из скрап бумаги. Идея изготовления ларчика полностью наша. Так как в баснях Крылов часто обращается к животным, взяли бумагу со сказочным принтом и изображением животных. Еще раз внимательно почитали такие басни как « Ворона и лисица», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей», «Слон и Моська», «Квартет», «Лебедь, щука и рак», «Зеркало и обезьяна», «Кукушка и петух», «Кот и повар», «Свинья под дубом», «Ларчик», «Прохожие и собаки». Нашли крылатые слова, распечатали и вклеили их в ларчик.
Также в ларчике имеется кармашек для персонажей из басен. Сначала мы выбрали в интернете изображения нужные нам, распечатали на цветном принтере. Затем вырезали по контуру и приклеили на палочки. Получился целый набор персонажей по басням Крылова. Можно взять и разыграть какую либо басню с помощью этих фигурок.
Затем я представил ларчик одноклассникам. Дети с удовольствием рассматривали его, и мы даже попробовали рассказать басню «Стрекоза и муравей» с помощью стрекозы и муравья на палочках. После провели тест-анкетирование по крылатым словам и басням Крылова, среди моих одноклассников. Тест-анкетирование придумали сами.
2.2 Тест - анкетирование одноклассников
После презентации ларчика, провели тест-анкетирование по крылатым словам и басням Крылова, среди моих одноклассников. Вопросы по тесту-анкетированию мама составляла сама. Благодаря заранее проведенной работе, ребята довольно хорошо ответили на вопросы по тесту.
Результаты анкетирования показали, что многие ребята знакомы с Иваном Крыловым, знают несколько его басен, знают значение некоторых крылатых слов и слышали в речи родителей и учителей. А также понимают, какую роль играют басни в нашей жизни, чему они учат.
Всего в тесте было 8 вопросов. 20 ребят приняло участие в анкетировании.
№ вопроса | Количество правильно ответивших участников |
1 | 20 |
2 | 20 |
3 | 13 |
4 | 17 |
5 | 17 |
6 | 13 |
7 | 20 |
8 | 13 |
Таблица №1
Заключение
Результат исследовательской работы по басенному творчеству Ивана Крылова полностью подтвердил гипотезу.
Басни Крылова несут пользу детям, взрослым и в наше время. Ведь проблема то остается. К сожалению, человеку не чужды лень, зависть, глупость и другие пороки. У некоторых людей, они проявляются в меньшей мере, у кого-то в большей. Но, нужно становиться лучше, стараться видеть себя со стороны и исправлять ошибки.
Мораль сей басни такова: читайте басни, смейтесь над собой и становитесь мудрее, человечнее, дальновиднее. И пусть ваш воз всегда достигает цели назначения.
Список литературы
1. И.А.Крылов Полное собрание басен Просвещение, 2015
2. И.А.Крылов Басни Москва, 2017
3. В.П. Берков, В.М. Мокиенко, С.Г. Шулежкова Большой словарь крылатых слов русского языка изд. Русские словари, 2005
https://studexpo.ru/50183/literatura/istoriya_sozdaniya_basen
(дата обращения 28.11.2020)
(дата обращения 29.11.2020)
https://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/krilatie-slova/?q=458&n=105
(дата обращения 20.11.2020)
Приложение
Тест-анкета
1.Из какой басни эти строки? (- Ты все пела? Это дело: так, поди же, попляши!)
А) Мартышка и очки
Б) Ворона и лисица
В) Стрекоза и муравей
2. Кто является автором басни «Лебедь, щука и рак»?
А) Сергей Михалков
Б) Иван Крылов
В) Александр Пушкин
3. Что означает данное крылатое выражение? ( А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.)
А) В любом деле важны опыт, знания, способности человека
Б) Очень часто глупые люди, думают о какой-то вещи, не понимая ее настоящей ценности и важности.
В) Никакое дело не может иметь успеха, если все участники двигаются в разных направлениях, действуют несогласованно, не дружно. Нередко люди, взявшись за общее дело, тянут "воз" каждый в свою сторону, например, из тщеславия, гордости или жадности.
4. Какой басне принадлежит данная иллюстрация?
А) Зеркало и обезьяна
Б) Мартышка и очки
В) Ларчик
5. Закончи крылатое выражение (Ай, Моська! Знать, она сильна, …………………………………!)
А) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Б) За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.
В) Что лает на Слона!
6. Выбери басню Ивана Крылова, в которой есть героиня Мартышка
А) Ларчик
Б) Квартет
В) Петух и жемчужное зерно
7. Какой басне принадлежит данная иллюстрация?
А) Свинья
Б) Ворона и лисица
В) Свинья под дубом
8. Найди и подчеркни крылатые выражения и фразеологизмы в басне
«Лебедь, щука и рак»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Везти с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Пятёрки
Никто меня не любит
Прекрасная арфа
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?