...
Вложение | Размер |
---|---|
doklad1.doc | 75.5 КБ |
ВВЕДЕНИЕ
Новый государственный образовательный стандарт задаёт новую планку развития нашего образования. В нём по-новому сформулированы цели образования, по-новому раскрывается содержание образования, даётся новое целеполагание для учащихся и для учителей. Новые технологии предъявляют совершенно новые требования к образованию. Они формируют новые условия при которых образование развивается.
Если мы раньше останавливались на предметном содержании образования, то сейчас содержание должно охватывать все основные компоненты социализации: систему духовно-нравственных ценностей, систему научных представлений по предмету о природе, обществе, человеке и систему универсальных учебных действий.
Как же достичь всех этих поставленных задач? Что должно стать основным инструментом в руках учителя? Что должно увлечь ученика и позволит ему реализовывать те новые требования, которые ему стандарт предъявляет к учащемуся. Ответ на этот вопрос даётся в ФГОС, где записано: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
1. Понятие об информационно-образовательной среде
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
С введением новых государственных образовательных стандартов важнейшим компонентом новой системы образования становится информационно-образовательная среда, в основе которой лежат современные информационные технологии, обеспечивающие:
ИОС в процессе обучения одновременно выступает и как условие современного процесса обучения, и одновременно, как средство формирования новой системы образования.
С точки зрения образовательного процесса современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система (подсистема), направленная на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности. Она представляет собой совокупность взаимодействущих компонентов – банка информационно-образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации (Интернета), педагогических технологий.
Таким образом, одним из результатов введения нового федерального государственного стандарта рассматривается создание в школе информационно-методической развивающей образовательной среды - оптимальных информационно-методических условий для реализации основных образовательных программ.
При этом информационно-образовательная среда школы понимается как педагогическая система нового уровня и должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.
«До недавнего времени каждый учитель был носителем информации «последней инстанции». То, что он говорил для ученика было незыблемо, не подвергалось сомнению, потому что практически те же самые определения читал в учебнике и у него не было возможности выйти за пределы этой «жёсткой триады» - учебник, рабочая тетрадь, методические разработки. Сейчас организация образовательного процесса коренным образом меняется. В условиях насыщенной разнообразными ресурсами и разнообразным содержанием ИОС, задача учителя – организовать деятельность ученика по освоению информации, структуризации, презентации этой информации. Ученик же, под руководством учителя, осуществляет поиск, выбор, анализ этой информации, что и обеспечивает новое качество образования. Именно такой подход и создаёт мотивацию к обучению на разных этапах развития личности обучающегося. Ученик становится творческим компонентом образовательного процесса. Он не просто усваивает что-то, транслируемое ему учителем, а сам осуществляет активный поиск и работу с информацией. В условиях информационного века, в котором мы живём, это качество, которое должна формировать у ученика школа, становится жизненно-важным, жизненно-необходимым».
Каждый учитель, следуя требованиям стандарта, задаётся вопросом: где взять эту самую ИОС, в которой, должен работать каждый учитель и каждое образовательное учреждение. На сегодняшний день абсолютно готовых ИОС по предмету не существует и прототипы их только начинают формироваться. Но даже, когда они будут сформированы, задача учителя методически осмыслить то, что приготовлено авторами и издателями, что-то перекомпоновать или адаптировать применительно к требованиям данного региона, образовательного учреждения или класса. Таким образом, ИОС для себя разрабатывает каждый учитель и каждое образовательное учреждение.
При формировании у ученика деятельностного подхода, мы должны чётко понимать как мы будем использовать данный ресурс по видам деятельности, как с ним будет работать ученик.
Формируя ИОС, каждый учитель и каждое образовательное учреждение должно стараться сделать её по возможности комплексной и иметь в своём распоряжении электронные приложения к учебникам.
Сейчас начинают формироваться социальные образовательные сети учителей. Учитель может войти в эти социальные сети не только в качестве пользователя каких-то банков ресурсов, но и в качестве активного деятеля этих сетей для обмена методической информацией, для выяснения каких-то проблемных моментов, для своего собственного педагогического роста. Очень важно открыть доступ образовательному учреждению к коллекции образовательных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Образование в условиях избытка информации, направленность обучения на формирование способности самостоятельного «добывания» знаний требуют существенного пополнения и изменения традиционного методического багажа. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга, как части единой образовательной среды, а информационная структура — обеспечивать их эффективное применение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень российских образовательных Интернет-ресурсов, которые могут быть полезны для учителей начальной школы
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
На берегу Байкала
Сверчок
Как нарисовать зайчика
У меня в портфеле