В мире профессий подростку свойственно теряться и по этой причине на выбор дальнейшей профессиональной деятельности подростка оказывает большое влияние его окружение, а самое ближайшее окружение подростка до 18 лет – его семья. Напрямую или косвенно именно родители влияют на выбор подростка.
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_professionalnom_samoopredelenii_podrostka.docx | 137.13 КБ |
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКА
Ржавитина Анастасия Олеговна, Золотарева Екатерина Сергеевна
ГПОУ ППЭТ
Выбор профессии — один из самых главных выборов в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем. Проблема выбора уровня и профиля профессионального образования и будущей профессии с одной стороны знакома каждому человеку, с другой — ее решение всегда индивидуально и неповторимо.
В мире профессий подростку свойственно теряться и по этой причине на выбор дальнейшей профессиональной деятельности подростка оказывает большое влияние его окружение, а самое ближайшее окружение подростка до 18 лет – его семья. Напрямую или косвенно именно родители влияют на выбор подростка.
Цель данного исследования: определение роли семьи, как одного из основных факторов, в профессиональном самоопределении ребенка.
Особенностью настоящего времени стала реально возникшая перед подростками проблема свободы выбора. Учащиеся старших классов нередко обращаются к консультации психолога с просьбой определить, к какому виду деятельности они наиболее способны, ожидая получить однозначные рекомендации по поводу их профессиональной предназначенности.
В широком смысле слова профориентация – система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация – целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле – длительный и, в достаточной степени, необратимый социальный процесс освоения личностью тех качеств, которые подходят под некоторое количество профессий, а также помогают выбрать свой профессиональный путь и нести ответственность за свой выбор.
Успешное овладение самыми различными видами деятельности возможно на основе одних и тех же индивидуальных особенностей. Пластичность умений и знаний дает возможность человеку овладевать многими профессиями. Однако это не означает равенства людей с точки зрения их индивидуально-психологических и типологических особенностей.
Семья и школа являются важнейшими социальными институтами осуществляющими подготовку молодежи к активной жизнедеятельности. Общеобразовательная школа не способна полностью удовлетворить и всецело посвятить молодого человека во все тонкости и особенности будущей профессии. В связи с чем, после поступления в профессиональное образовательное учреждение некоторые студенты предпринимают попытки внести коррективы в профессиональный старт из-за ошибочности выбора профессии, выражающейся в отличии реальной профессии от ожиданий самих студентов. В связи с этим огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работе среди школьников и их родителями, которые оказывают существенное влияние на профессиональный выбор детей. Именно родители должны помочь детям лучше разобраться в своих склонностях и возможностях и определить их жизненный трудовой путь.
Для определения того, насколько сильно влияние родителей на выбор подростка в профессиональной сфере, был проведен опрос среди студентов ГПОУ ППЭТ. Анализируя опрос можно прийти к выводу, что подростки прислушиваются к мнению родителей. (рис.1)
Родители, которые больше всех влияют на выбор, нередко совершают распространенные ошибки: выбирают профессию за подростка, не принимая в расчет его интересы и часто ориентируются на те профессии, которые востребованы 10 лет назад. Все это приводит к дальнейшему краху подростка в профессиональном мире, то есть работа не по специальности, смена образовательной деятельности и другое, что является потерей времени на получение ненужного образования. Оказывает влияние также и социальный статус семьи, но, несмотря на то, что большинство родителей закончили СПО они настаивают на том, чтобы их дети поступали в высшие учебные заведения. (рис.2,3) Более того есть родители, которые считают, что дети должны продолжить тот же профессиональный путь, продолжить династию. (рис.4).
На вопрос «Прислушивались ли Вы к мнению родителей (законных представителей) в выборе своей профессиональной деятельности?» 61,9% ответил да, а 38,1% - нет (рис.1).
Рисунок 1– Учет мнения родителей в выборе профессиональной деятельности у подростка
На вопросы «Какой уровень образования у Вашей матери?» и «Какой уровень образования у Вашего отца?» респонденты ответили, что среднее профессиональное образование (СПО): мать – 59,9%, отец – 61,4%; основное общее образование (9 классов): мать – 16,9%, отец – 18,4%; высшее профессиональное образование (ВПО): мать – 16,3%, отец - 14,7%; оставшийся процент – среднее общее образование (11 классов) (рис.2).
Рисунок 2 – Уровень образования родителей студентов ГПОУ ППЭТ
На вопрос «Вы планируете в дальнейшем идти работать или получать высшее образование?» 50,5% респондентов ответили работать и чуть меньше (49,5%) пойдут получать высшее образование (рис.3).
Рисунок 3 – Вы планируете в дальнейшем идти работать или получать высшее образование?
Респондентам были заданы вопросы: «Являются ли члены Вашей семьи представителями одной профессии?» 86,7% ответил да, 13,3% - нет. На вопрос «Собираетесь ли Вы продолжать профессиональную династию семьи?» 92,6% ответил нет, а 7,4% - да. Это показывает то, что род занятий родителей предопределяет будущее ребенка (рис.4).
Рисунок 4 – Профессиональная династия семьи
Проблема профессионального самоопределения, особенно в подростково- юношеском возрасте, когда ребёнок фактически ещё проживает в семье своих родителей, по-прежнему недостаточно изучена. Также недостаточно осмыслена роль семьи как в оказании помощи своему самоопределяющемуся ребёнку, так и в плане планирования собственных (семейных) перспектив развития.
Проанализировав результаты работы, мы пришли к выводу, что семейные условия и род занятий родителей в значительной мере предопределяют жизненный путь подростка, а также именно семья формирует основу для выбора профессии и помогает детям сделать профессиональный выбор. Часто успехи ребёнка в будущей карьере являются гордостью его родителей, а то и вообще смыслом существования некоторых семей.
Список используемых источников:
1. Влияние особенностей личности на выбор профессии у подростков .-URL:https://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625a3ac69b5d53a88421306c26_0.html ( дата обращения 03.10.2020).- Текст: электронный.
2. Ларионова Л.А. Влияние семьи на профессиональное самоопределение студентов младших курсов /Л.А.Ларионова.- Текст электронный.- Международный журнал экспериментального образования.- 2013.-№ 11 часть 3. URL: https://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=4406 (дата обращения 03.10.2020)
3.Фатхуллина,А.Р. Возрастные особенности организации профориентационной работы на разных ступенях обучения / А.Р. Фатхуллина.- Текст электронный.- Образовательная социальная сеть [сайт].- URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2015/10/20/vozrastnye-osobennosti-organizatsii-proforientatsionnoy (дата обращения 03.10.2020)
Четыре художника. Осень
Рукавичка
Растрёпанный воробей
Заколдованная буква
Валентин Берестов. Аист и соловей