Проект направлен на создание ситуаций для развития социальных навыков воспитанников детского дома в возрасте от 8 до 11 лет через включение их в игровую деятельность.
В ходе проекта волонтеры разрабатывают и проводят для воспитанников детского дома игровые программы, имеющие выраженные развивающий социализирующий потенциал.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_igromagiya.doc | 126 КБ |
Проект направлен на создание ситуаций для развития социальных навыков воспитанников детского дома в возрасте от 8 до 11 лет через включение их в игровую деятельность.
В ходе проекта волонтеры разрабатывают и проводят для воспитанников детского дома игровые программы, имеющие выраженные развивающий социализирующий потенциал:
-на развитие коммуникативной культуры и компетенции деятельности: программа «Здравствуй, друг!»;
-на развитие навыков взаимодействия и компетенции здоровьесбережения: игра «Осторожно! Незнакомец!»;
-на развитие эмпатии, эмоциональной культуры: программа «Спешите делать добро»;
-развитие ценностно-смысловой ориентации в мире: программа «Пасха красная».
Партнерами по разработке и реализации проекта стали ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом», МБУ ДО «Эколого-биологический центр», Ассоциация волонтерских объединений образовательных организаций г.Дзержинска.
Дети-сироты характеризуются низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы, повышенной тревожностью, склонностью к агрессии. Отсутствие семьи как адаптирующего и обеспечивающего передачу социокультурного опыта фактора оказывает значительное влияние и формирует низкий уровень социализированности воспитанников детского дома.
Поэтому актуализируется работа, направленная на социализацию детей, оставшихся без попечения родителей, и одним из механизмов этого процесса является включение детей в игровую деятельность.
Профессор стокгольмского университета Илва Андерсон - исследователь психологии детства, руководитель проекта «Дети, которые не играют» пишет, что игра – это заложенный природой способ развития детей. В игре человек учится взаимодействовать с людьми, примеряет на себя различные роли, проявлять и воспринимать эмоции, слушать других и формулировать свои мысли, проявлять сочувствие, оказывать помощь, подчиняться правилам, фантазировать и придумывать новое.
Таким образом, включая детей-сирот в игровую деятельность, мы стремимся компенсировать особенности развития, на становление которых повлияла та социальная ситуация, в которой они оказались. А именно в игровой деятельности мы:
- создаем ситуации переживания коллективного и индивидуального успеха, а также умение адекватно реагировать на ситуацию поражения, не снижая самооценки и мотивации к деятельности;
- формируем атмосферу доброжелательности и веселья для снятия тревожности и эмоциональной холодности;
- создаем развивающие ситуации игрового общения и взаимодействия, способствующие социализации и развитию коммуникативных навыков, навыков работы к команде.
Цель проекта:
Создание ситуаций для развития социальных навыков воспитанников детского дома 8-11 лет через включение их в игровую деятельность в течение 2019-2020 учебного года.
Задачи:
1. Кадровое обеспечение
Разработчики: волонтеры объединения «Вектор» МБУ ДО «Эколого-биологический центр».
Руководитель: Лашманова Екатерина Владимировна, педагог дополнительного образования.
Привлеченные волонтеры: 4 человека.
2. Материально - техническое обеспечение проекта
Наименование | Количество | Стоимость | Источник |
Компьютер | 1 штука | Имеется в наличие | МБУ ДО ЭБЦ |
Принтер | 1 штука | Имеется в наличие | МБУ ДО ЭБЦ |
Экран или интерактивная доска | 1 штука | Имеется в наличие | ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом» |
Проектор | Имеется в наличие | ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом» | |
USB-Флэш-накопитель | Имеется в наличие | МБУ ДО ЭБЦ | |
Фотоаппарат | 1 штука | Имеется в наличие | МБУ ДО ЭБЦ |
Бумага принтерная цветная | 1 упаковка | 180р. | МБУ ДО ЭБЦ |
Бумага принтерная белая | 1 упаковка | 250р. | МБУ ДО ЭБЦ |
Канцелярские принадлежности | маркеры для доски –1 упаковка (3 цвета), ручка-2 штуки, мел-1 упаковка | 140р. 14р. 90р. | МБУ ДО ЭБЦ |
Атрибуты русских народных костюмов | 1 штука мужская 2 штуки женские | Имеется в наличие | МБУ ДО ЭБЦ |
Стулья | 15 штук | Имеется в наличие | ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом» |
Стол | 3 штуки | Имеется в наличие | ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом» |
Атрибуты для инсценировок: мягкая игрушка «собака», зонт, палантин, платок, большая сумка, банты, детский совок, детское ведро, ключи от автомобиля, фотоаппарат. | 1 штука 1 штука 1 штука 1 штука 1 штука 2 штуки 1 штука 1 штука 1 штука 1 штука | Имеется в наличие | Собственность волонтеров |
Музыкальный проигрыватель | 1 штука | Имеется в наличие | ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом» |
Атрибуты для народных игр: кольцо (ювелирное украшение), яйца деревянные, горка малая | 1 штука 4 штуки 1 штука | Имеется в наличие | Собственность волонтеров |
Бюджет проекта: | 674р. |
3. Социальное партнерство
- МБУ ДО «Эколого-биологический центр»;
- ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом»;
- Ассоциация волонтерских объединений образовательных организаций г.Дзержинска.
Оценка результативности проекта осуществляется на основе качественных и количественных показателей.
Количественные показатели:
- количество проведенных мероприятий от числа запланированных;
- постоянное количество участников мероприятий проекта.
Качественные показатели:
- соответствие содержания мероприятия интересам и потребностям детей;
- отзывы детей, педагогов, волонтеров;
- эмоциональный настрой детей при проведении мероприятия;
- личностное и профессиональное развитие волонтеров;
- удовлетворенность волонтеров реализованным проектом.
Проект находится в процессе реализации.
В ходе работы над проектом была сформирована группа ответственных за подготовку и реализацию проекта.
Исследованы материалы средств массовой информации, которые сообщают о наличии и актуальности создания условий для расширения социального опыта и развития важнейших социальных навыков для детей детского дома.
В ходе работы был разработан бюджет проекта, определены запрашиваемые суммы на реализацию проекта и источники их предоставления.
В процессе реализации проекта волонтеры разработали и провели для воспитанников детского дома игровые программы, имеющие выраженный развивающий социализирующий потенциал:
-на развитие коммуникативной культуры и компетенции деятельности: программа «Здравствуй, друг!»;
-на развитие навыков взаимодействия и компетенции здоровьесбережения: игра «Осторожно! Незнакомец!»;
Игровая программа «Спешите делать добро» на развитие эмпатии, эмоциональной культуры и программа «Пасха красная» в 2019-2020 учебном году реализованы не были, что связано с эпидемиологической ситуацией в городе и особым режимом работы образовательных организаций.
Всего в мероприятиях проекта приняли участие 20 воспитанников детского дома. Контингент не был постоянным в двух мероприятиях, что связано с планом работы ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом». Однако из всего количества 7 детей принимали участие в обоих мероприятиях.
Об успешности проекта свидетельствуют позитивные отзывы учащихся, педагогов и волонтеров об участии в проекте.
Отмечается положительная динамика в отношениях детей детского дома к волонтерам. На втором мероприятии дети чувствовали себя более раскованно, приветливо встречали волонтеров.
Расширен социальный опыт воспитанников детского дома средствами того, что детям предложены новые для них формы деятельности, в которых они с интересом приняли участие, старались добиться успеха.
Учитывая позитивный результат реализации проекта «Игромагия», представляется актуальным продолжить сотрудничество с ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом» в вопросах организации мероприятий, направленных на расширение социального опыта и развитие социальных навыков детей-сирот.
Информация о проекте распространена на странице группы Ассоциации волонтерских объединений г.Дзержинска, в группе МБУ ДО «Эколого-биологический центр».
Приложение 1.
Сценарий игровой программы
«Здравствуй, друг!»
Цель: провести игровую программу, направленную на знакомство, эмоциональное раскрепощение, эффективную коммуникацию участников.
Звучит музыка, дети входят в зал, волонтеры встречают их и приглашают встать в круг.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня к вам в гости пришли волонтеры из Эколого-биологического центра Вы знаете, что волонтеры – это люди, которые проводят разные мероприятия и праздники. И сегодня мы бы хотели поздравить вас с праздником и весело и интересно провести вместе время.
А вы знаете, с каким праздником мы пришли вас поздравить? (предположения детей)
У нас есть большие праздники, которые известны всем. Это Новый год, Международный женский день 8 марта, День защитника отечества 23 февраля. Но есть такие праздники, о которых не известно так широко, но они есть, их тоже можно интересно и весело отмечать.
В октябре у нас очень много праздников: 4 октября отмечается Всемирный день улыбки, а 11 октября - Международный день девочек, а сегодня – последний день занятий и начало каникул!
Давайте начнем наше мероприятие, но сначала нам нужно познакомиться.
Игра «Бегущее движение»
Участники стоят в кругу. Начиная с ведущего, каждый представляется и показывает какое-либо движение. Следующий игрок повторяет имя и движение всех предыдущих игроков, а затем называет свое имя и показывает свое движение. Последний игрок соответственно повторяет имена и движения всех участников.
Игра «Атомы и молекулы»
Все играющие под музыку передвигаются по игровой площадке, в этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть любое количество атомов. Играющим по команде ведущего нужно создать «молекулу», то есть нескольким игрокам взяться за руки. Если ведущий говорит «реакция идет по три», то значит, что три игрока берутся за руки, и образуют «молекулу» из трех человек. Когда ведущий говорит «реакция окончена». Последний раз ведущий должен дать команду, чтобы игроки образовали всего две «молекулы», после чего сообщает, что игроки остаются в этих двух командах для следующей игры.
Игра «Принцесса. Дракон. Самурай»
Все участники должны разделиться на две команды. По команде ведущего все участники обеих команд одновременно показывают друг другу выбранную командой фигуру. В игре участвует три фигуры: принцесса, дракон или самурай. Каждая из фигур сопровождается определенными жестами и звуками. По правилам игры принцесса побеждает самурая, самурай побеждает дракона, а дракон побеждает принцессу. За победу в каждом раунде команде присваивается один балл. В конце игры подсчитываются все баллы, и победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Игра «Комариная ферма»
Играющие стоят в кругу. В центр круга выходит один игрок - «фермер», который занимается «разведением комаров». Остальные играющие в кругу – «комары». Но среди комаров завелась одна «лягушка», которая «ест» «комаров» (играющие должны в тайне от «фермера» договориться, кто будет «лягушкой»). «Лягушка» съедает «комара» путем подмигивания ему так, чтобы «фермер» не заметил. Когда «комару» подмигнула «лягушка», он приседает, что означает, что его съели. «Фермер» должен вычислить «лягушку», пока не съели всех «комаров». На это у него есть три попытки.
Игра «Слон-желе-жираф»
Играющие стоят в кругу. Ведущий в произвольном порядке показывает на кого-либо из игроков, называя одну из трех фигур.
Если ведущий говорит «слон» - тот, на кого показали, изображает хобот слона, а его соседи – уши слона.
Если ведущий говорит «жираф» - тот, как кого показали, изображает длинную шею жирафа и хвост, а соседи – пятна жирафа.
Если ведущий говорит «желе» - тот, на кого показали, тот поднимает руки вверх и изображает желе, а соседи соединяют руки вокруг него, изображая стакан.
Ведущим может стать тот, кто спутал фигуру.
Наше игровое занятие подходит к концу. И нам хотелось бы услышать от вас, что вам понравилось, что не понравилось, с какими впечатлениями вы продолжите этот день (высказываются по кругу).
Сегодня мы подарили друг другу много улыбок и хорошее настроение. И помните, что в наших руках сделать так, чтобы каждый день был праздником: мы можем вместе играть и радовать друг друга. Мы благодарим вас за активное участие и ваш позитивный настрой. До новых встреч! До свидания!
Приложение 2.
Сценарий игры
«Осторожно! Незнакомец!»
Цель игры: формирование навыков безопасного поведения в общении с незнакомцами.
Специальные условия:
Игра представляет собой упрощенную модификацию «форум-театра». В игре присутствует один ведущий и волонтеры, которые будут участвовать в инсценировке ситуаций и исполнять роли, описанные в сценарии. Сначала волонтеры показывают ситуацию, после этого ведущий предлагает детям предложить и показать свой вариант поведения в данной ситуации.
Атрибуты для инсценировок: мягкая игрушка «собака», зонт, палантин, платок, большая сумка, банты, детский совок, детское ведро, ключи от автомобиля, фотоаппарат.
Ӏ. Введение
Здравствуйте, ребята!
Сегодня снова у вас в гостях волонтеры Эколого-биологического центра. И мы хотели бы поговорить с вами на очень интересную и важную тему.
У меня в шкатулке находится самое, дорогое, что есть на свете.
Что это может быть, как вы думаете?
Сейчас я подойду к каждому и покажу, что у меня в шкатулке. А вы соблюдайте тишину, ничего не говорите, пока все по-очереди не посмотрят!
Вы все увидели, что в шкатулке находится зеркало, но главное не зеркало, а ваше отражение! Мы и наша жизнь – это самое дорогое, что есть на свете! А драгоценности нужно беречь и охранять!
ӀӀ. Основная часть
Сегодня мы поговорим о том, как сберечь себя и свою жизнь в мире, где много опасностей, и поиграем в игру «Правила безопасности».
Для начала нам нужно разделиться на две команды. Сейчас мы рассчитаемся на «яблоки-груши». «Яблоки» садятся в одну группу, «Груши» садятся во вторую группу таким образом, чтобы была возможность общаться и друг с другом и обсуждать задание.
Итак, команды определились. Сейчас у вас есть одна минута, чтобы придумать название команды и выбрать капитана (через минуту ведущий просит сказать первую команду название и кто капитан, название команды помощник ведущего выписывает на доску/флип-чарт).
Сейчас командам по-очереди волонтеры будут представлять ситуации, а задача команд будет понять и показать, как правильно разрешить ситуацию. За правильный ответ команда получает 2 балла. Если команда ответила неправильно, может дать ответ другая команда и получить 1 балл.
Ситуации:
1. Ситуация: Женщина просит помочь донести сумки до её квартиры. Ваши действия?
Слова волонтеров: «Ой, какая хорошая девочка! Девочка, у меня такие тяжелые сумки! Будь добра, помоги мне донести сумки до квартиры! Я живу недалеко. Но у меня уже совсем нет сил! Помоги мне, хорошая моя!».
Комментарий ведущего: Ответить отказом, попросить найти другого, более взрослого помощника. Потому что: мы не знаем намерений незнакомого человека; взрослый человек не будет обращаться за помощью к ребенку, тем более с предложением нести тяжести.
2. Мужчина предлагает покататься на машине, берет тебя за руку и тянет в машину. Как ты себя поведешь?
Слова волонтеров: «Девочка! Хочешь, я тебя покатаю на машине!? Смотри, вот моя машина, какая классная! Ну, что ты стесняешься, пойдем! Пойдем! Пойдем, говорю! Быстрее! Садись давай! Садись!»
Комментарий ведущего: если человек тебя тянет за руку, применяет силу, нет времени на обдумывание, на звонок, нужно звать на помощь немедленно.
3. На улице к тебе подошел незнакомый человек, назвал тебя по имени и предложил отвести к воспитателю по её просьбе. Твои действия?
Слова волонтеров: «Здравствуй, «Катя»! Ваш воспитатель срочно тебя зовет! Пойдем, я тебя отведу к воспитателю! Она просила меня, чтобы я тебя привел!»
Комментарий ведущего: Мы не знаем намерений незнакомого человека, они могут быть злыми, поэтому незнакомому человеку необходимо ответить отказом и перестать с ним общаться, уйти к другим людям.
4. Молодая женщина приятной внешности говорит тебе: «Здравствуй! Как тебя зовут? А где ты живешь?». Как ты должен ответить незнакомке?
Слова волонтеров: «Здравствуй, девочка! Как тебя зовут? где ты живешь? А когда тебе нужно вернуться? Давай познакомимся поближе!»
Комментарий ведущего: Мы не знаем намерений незнакомого человека, поэтому должны ответить так «Простите, но мне нельзя мне разговаривать с незнакомцами», и прекратить общение, отойти к другим людям.
Слова волонтеров: «Девочка! Отведи меня домой! Я боюсь идти одна! Я живу вон там, рядом! Проводи меня, пожалуйста!»
Комментарий ведущего: Обратиться к полицейскому или знакомым взрослым людям. Девочка может быть подослана людьми со злыми намерениями. Если она действительно потерялась – взрослые помогут оказать помощь, вызвать полицию.
Слова волонтеров: «Ребята, не бойтесь, можете погладить мою собаку! Она очень добрая! А еще у нас есть щенки! Хотите их посмотреть, они такие забавные! Пойдемте со мной!»
Комментарий ведущего: Отказаться и уйти. Мы не знаем намерений незнакомого человека, они могут быть злыми.
Слова волонтеров: «Эй, девочка! Хочешь попробовать конфету! Она вкусная! Да не стесняйся! Держи, угощайся!»
Комментарий ведущего: Отказаться и уйти. Злые люди могут подсунуть отравляющее вещество.
Слова волонтеров: «Ребята, смотрите какой сильный дождь! Давайте я вас подвезу до дома на своей машине, а то вы совсем промокните! Пойдемте, мне как раз по пути! Садитесь в машину!»
Комментарий ведущего: Отказаться, быстро уйти обратно в школу или в людное место. Мы не знаем намерений незнакомого человека, они могут быть злыми.
Слова волонтеров: «Здравствуй, девочка! Какая ты красивая! У тебя необыкновенно привлекательная внешность! Я думаю, что ты очень фотогенична! Ты знаешь, я фотограф, и как раз сейчас ищу модель для съемки в журнале! Ты идеально подходишь для этой фотосессии! Я сейчас еду в студию, мы можем поехать вместе!»
Комментарий ведущего: Отказаться, больше не разговаривать с ней, чтобы она не смогла тебя уговорить, быстро уйти в людное место. Мы не знаем намерений незнакомого человека, они могут быть злыми.
Слова волонтеров: «Девочка! Ты знаешь, там, в подвале застрял котенок! Он туда залез и никак не может вылезти, уже целый час мяукает, даже охрип! Там есть маленькое отверстие, куда можно просунуть руку и достать его, но у меня рука не пролезает! А твоя рука как раз пролезет! Пойдем со мной, помоги мне спасти котенка!»
Комментарий ведущего: Отказаться, быстро уйти в людное место, сообщить взрослым, что незнакомый мужчина тебя куда-то зовет. Мы не знаем намерений незнакомого человека, они могут быть злыми.
ӀӀӀ. Заключение
Подведение итогов игры, определение победителя.
ӀV. Рефлексия
- была ли информация для вас новой?
- насколько важно знать правила поведения?
Вручение всем участникам сертификатов за успешное прохождение игры.
Приложение 3.
Сценарий занятия «Спешите делать добро!»
Цель: расширение представлений учащихся о способах проявления добрых чувств по отношению друг к другу, развитие эмпатии.
Здравствуйте, ребята! 17 февраля отмечается День спонтанного проявления доброты, каждый год в России проходит акция «Весенняя неделя добра». Как вы думаете, почему так много дат и событий связано с темой доброты? (ответы детей)
Действительно, доброта – это одна из основных ценностей в нашей жизни. Мы счастливы, когда нас окружают добрые внимательные люди. Мы любим, когда к нам относятся с добротой, но и самим делать добро также приятно!
Притча
Сейчас мы расскажем вам древнюю китайскую притчу. Но рассказывать мы будем не обычным способом. В определенные моменты повествования я буду останавливаться, а вам нужно попробовать угадать, как сюжет будет развиваться дальше (повествование сопровождается мультимедийной презентацией).
Итак, начнем:
«Давно – давно в одном прекрасном дворце жил…
Кто?
(Слайд 1) Давно – давно в одном прекрасном дворце жил император. Он восхищался красотой цветов, глубокой зеленью лесов, яркой окраской бабочек. Но больше всего император любил…
Кого любил император?
(Слайд 2) Но больше всего император любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют их из рогаток, и объявил…
Что объявил император?
(Слайд 3) Император объявил:
- Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки…
Что сделали мальчишки?
(Слайд 4) Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил гость.
Кто навестил императора?
(Слайд 5) Навестил императора мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце множество голубей и спросил…
(Слайд 6) Что спросил мудрец?
Он увидел во дворце множество голубей и спросил:
- Зачем столько птиц обитает в вашем дворце?
Император ответил…
Что ответил император?
Император ответил:
- У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.
-А кто же кормит птенцов? - поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов? – спросил император.
(Слайд 7) - У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто кормит их?
- Об этом я не подумал, - признался император.
Тогда мудрец сказал…
Что сказал мудрец?
Тогда мудрец сказал:
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!
- Ах, как трудно быть добрым! Воскликнул огорченный император.
(Слайд 8) На это мудрец заметил:
- Добро надо делать с умом. Ум без добра плохо. Но и добро без ума - не лучше».
Вот такая интересная притча у нас получилась.
Ребята, а как вы думаете, можно ли императора назвать добрым? (у императора было доброе сердце, но не было мудрости; он хотел совершить доброе дело, но не смог представить всей полноты ответственности за свой поступок).
А как нужно было поступить императору, чтобы сделать настоящее доброе дело и спасти голубей?
Давайте придумаем доброе окончание этой истории.
Игра «Торопись обрадовать»
Свое доброе отношение можно проявлять различными способами. Какими? (подарить подарок, помочь что-то сделать, сказать добрые слова, похвалить, сказать доброе пожелание). Сейчас мы будем передавать мяч по кругу. По сигналу – остановка. Тот, у кого в руках мяч, должен сказать добрые слова или пожелания своим соседям.
Игра «Остров»
Сейчас каждый получил по листу газеты. Расположите его в зале в том месте, где вам больше нравится. Это будет ваш остров в океане. Периодически наступает отлив, все острова соединяются в единый берег, и все отправляются гулять. Но когда начинается прилив, и вода возвращается, задача островитян вернуться на сушу, чтобы не утонуть.
(В течение игры ведущий «отбирает» по нескольку островов. Когда жители начинают искать «пропавший» остров, ведущий объявляет, что остров был смыт приливом, и ему нужно найти себе новый дом. И так, пока на острове могут разместиться все участники).
обсуждение:
- что вы почувствовали, когда увидели, что вашего острова больше нет?
- как вас приняли на другом острове, оттолкнули или пригласили сами?
- как вы отнеслись к тому, что на вашем «острове» появились новые «жители»?
Комментарий ведущего: Бывает, что мы отказываем в помощи потому, что это доставляет нам некоторые неудобства. Мы часто готовы оказывать помощь тем, кто нам симпатичен, но «не замечать» проблем тех, кто нам не нравится. Однако все люди имеют равные права, и каждый может быть таким, какой он есть. Мы должны уважать индивидуальность каждого и помнить, что кроме нас человеку может никто больше не помочь. Поэтому, если человек в беде, надо оставить личные симпатии и предпочтения и постараться оказать посильную помощь.
Игра «Сундук добра»
В нашем сундуке лежит много предметов. Сейчас я предлагаю каждому вытащить из сундука один из предметов, и придумать, какой доброе дело можно сделать, используя этот предмет.
Мы сегодня замечательно поработали. Все проявили активность и творчество. Давайте поблагодарим друг друга за работу следующим способом: Все стоят в кругу. Один человек говорит другому: «Спасибо! Сегодня ты была великолепен!» и аплодирует ему. Затем оба берутся за руки и вместе делают то же самое ещё одному человеку. Затем они втроём говорят это четвертому, и так до тех пор, пока не будут охвачены все играющие.
- Спасибо! Главное, необходимо помнить, что доброта распространяется очень быстро, если стараться быть добрым по отношению друг к другу и проявлять свои добрые чувства.
Всем спасибо! До новых встреч!
Лиса-охотница
Сочные помидорки
Зимовье зверей
Сказочные цветы за 15 минут
Два морехода