В моей работе говорится о известном архитектурном памятнике калмыцкого народа – Хошеутовском хуруле, воздвигнутом в честь ратных подвигов живых и павших и в благодарность Будде, даровавшему им победу.
Идея строительства храма Победы принадлежала младшему сыну Тюмень-Джиргалана Батур-Убуши и его брату Серебджабу. Батур-Убуши внес в архитектуру храма заметный восточный колорит. Это удалось ему во многом благодаря сотрудничеству с монахом Гаван Джимбе, который незадолго до того совершил паломничество в Тибет и Монголию.
Авторы проекта задумали гармонично соединить в нем черты европейского, а точнее, русского классицизма и архитектуры буддийского Востока.
Так, в начале прошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства – Хошеутовский хурул.
Вся история его сооружения пронизана идеей интернационализма, и он может служить ярким примером сплетения судеб братских народов, мощным средством нравственного и эстетического воспитания молодежи.
Вложение | Размер |
---|---|
hosheutovskiy_hurul.docx | 27.4 КБ |
Республиканский конкурс исследовательских работ
школьников «400 лет вместе с Россией»
История известных архитектурных памятников
калмыцкого народа.
Подготовила: Муджикова Айса ученица 9 класса
МОУ «Багатугтунская средняя
общеобразовательная школа»
I I- возрастная группа 15-17 лет
359002, Республика Калмыкия,
Яшалтинский район, с. Бага – Тугтун,
ул. Молодёжная 5.
Руководитель: Минка Татьяна Николаевна.
Аннотация
В моей работе говорится о известном архитектурном памятнике калмыцкого народа – Хошеутовском хуруле, воздвигнутом в честь ратных подвигов живых и павших и в благодарность Будде, даровавшему им победу.
Идея строительства храма Победы принадлежала младшему сыну Тюмень-Джиргалана Батур-Убуши и его брату Серебджабу. Батур-Убуши внес в архитектуру храма заметный восточный колорит. Это удалось ему во многом благодаря сотрудничеству с монахом Гаван Джимбе, который незадолго до того совершил паломничество в Тибет и Монголию.
Авторы проекта задумали гармонично соединить в нем черты европейского, а точнее, русского классицизма и архитектуры буддийского Востока.
Так, в начале прошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства – Хошеутовский хурул.
Вся история его сооружения пронизана идеей интернационализма, и он может служить ярким примером сплетения судеб братских народов, мощным средством нравственного и эстетического воспитания молодежи.
Введение
Задачи:
- рассказать об истории возникновения архитектурного памятника калмыцкого народа – Хошеутовском хуруле;
- показать роль братьев Тюменей в создании храма;
- сохранение и возрождение национального памятника.
Цели:
- формирование высоких гражданских качеств у подрастающего поколения;
- уважение к истории и традициям калмыцкого народа;
- формирование интереса к историческому прошлому и настоящему.
В буддизме есть традиция воздвигать памятники не только в честь трагических событий, но и радостных, созидательных. Калмыцкий храм-памятник Хошеутовский хурул был воздвигнут в 1814-1818 годах в честь победы русских войск над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.
После победы над Наполеоном князь Тюмень был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград и там был поражен величием Казанского собора - одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы. Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей – натянутый лук. Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у Батур-Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. Вернувшись в ставку, Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник.
Автором проекта Хошеутовского Хурула явился его двоюродный брат нойон Батыр Убуши Тюмень – известный исследователь истории калмыков и просветитель. В основу проекта легла композиционная схема Казанского собора, столь полюбившаяся ему. Но это не было слепым заимствованием. Батур-Убуши внес в архитектуру храма заметный восточный колорит. Это удалось ему во многом благодаря сотрудничеству с буддийским монахом Гаван Джимбе, который незадолго до того совершил паломничество в Тибет и Монголию.
Согласно преданию, Большой Тюменевский хурул также был основан по благословлению Далай-ламы в XVII в. еще в Джунгарии. В начале XX в. А.М.Позднеев, объезжавший калмыцкие степи, не обнаружил в монастыре никаких грамот, подписанных Далай-ламой, а монахи сообщили исследователю, что они утрачены. До конца XVIII в. хурул кочевал на правый берег Волги, а после перехода части калмыков на левобережье и монастырь перекочевал на луговую сторону Волги, где был построен в начале XIX в. (освящение произошло в 1817 г.) Хошеутовский храм - главное сюме Тюменевского хурула.
Монастырский ансамбль Хошеутовского хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах.
Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике Хошеутовского Хурула – храма единства калмыцкого и русского народов, симбиоз православно-храмовой и буддийской архитектур.
Будучи человеком военным, Батур-Убуши не располагал достаточными средствами для столь крупного строительства. Поэтому по возвращении из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Серебджабу, который поддержал его и согласился принять на себя часть расходов, а остальные средства были получены от добровольных пожертвований калмыцкого народа.
Так, в начале позапрошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства – Хошеутовский хурул.
Строительство храма было начато в 1814 году. Хошеутовский Хурул заложили вблизи Тюменевки, на месте старого деревянного культового сооружения, куда на хранение было сдано пробитое французскими пулями походное знамя Второго калмыцкого полка. Строители были местные. Вероятно, и кирпич изготавливали где-то поблизости. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой. Это священная родовая тамга хошеутовских нойонов Тюменей — знак рода, еще в далекой Джунгарии прославившегося своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина.
Вокруг храма располагались в кибитках кочевые хурулы Декшидын и Манлан. Они хорошо видны на рисунке Чернецовых 1838 года. По преданию эти хурулы прикочевали еще из Джунгарии, кочевали по левобережью Волги, а с 1811 года тяготели к месту формирования Второго калмыцкого полка, поскольку освящали его отправление в поход и счастливое возвращение. На более поздней – 1868 года – литографии неизвестного художника, приложенной к материалам Кумо-Манычской научной экспедиции видно, что эти хурулы обрели каменные сюмэ, расположенные слева и справа от главного здания. За правым крылом колоннады можно заметить еще одно небольшое каменное строение – это придворная часовня нойона. Кроме того, вокруг храма разместились еще несколько культовых построек, субурганов и мани (Субурган – монументальная культовая постройка в виде видоизмененной ступы, распространенная в Тибете, Монголии, Бурятии и Калмыкии. Мани – часовня, в которой находился молитвенный барабан «кюрдэ»), а также кибитки служителей. Все эти постройки вкупе составили монастырский комплекс Хошеутовского хурула. Расположенный на левом берегу Волги, он выглядел очень живописно. В некотором отдалении находилась усадьба Тюменя. Дом был построен на манер петербургских дач – двухэтажный, с мезонином и галереями. Стилизованные черты русского классицизма в его облике перекликались с классическими пропорциями хурула и подчеркивали их. Все строения летом были окружены зеленью садов, что создавало особенно выгодный фон для прихотливого силуэта хурула.
Рассказывают, что в 1858 году здесь был Александр Дюма старший, В.И. Ленин приезжал с молодой женой навестить землю предков. Приезжала в Хошеутовский Хурул принцесса из Китая – прямой потомок князей Тюменей. Также приезжала делегация из Индии, из Калмыкии каждый год приезжают священнослужители на автобусах.
Древние мастера знали свое дело, строили основательно, так что за эти годы Хошеутовский хурул не смогли разрушить, несмотря на неоднократные попытки, ни при Советской власти, ни при трагическом моменте в истории калмыцкого народа – выселении калмыков в Сибирь, когда на их землю вернули других скитальцев, русских христиан-старообрядцев, гонимых и преследуемых ранее “своим” тираном.
Построенный почти два века назад Хошеутовский хурул как символ братства двух народов, храм и сейчас несет свою миссию единства. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, недавно посетивший хурул, сказал: «Хошеутовский хурул – это наши корни, которые нельзя забывать. Ведь хурул – не только историческая ценность, но и то, что навсегда связывает нас с Россией».
После своего открытия в 1818 году и вплоть до 1917 года Хошеутовский хурул являлся одним из основных храмов буддистской общины Астраханского региона. Однако после революции он был закрыт, и на протяжении всего ХХ века по назначению не использовался и не реставрировался.
Уже без малого сотню лет «некогда самое изящное строение во всей степи калмыцкой» приходит в запустение. В тридцатые годы прошлого века его приспособили под клуб, в пятидесятые - под зерносклад. В шестидесятые понадобился кирпич на колхозный коровник – с этой целью разобрали малые башни и галереи, что нанесло культурному комплексу огромный ущерб. Потом российскую святыню забросили, и она долго стояла без замков, без запоров. Сюда заходили все кому не лень. Воры драли крышу, поскольку она из меди. Но нашлась православная женщина из старообрядцев, жительница села Речное Валентина Константиновна Тихонова, которая на протяжении нескольких десятков лет по своей инициативе охраняет храм. Это она с супругом по ночам гоняла нечистых на руку односельчан, сама повесила амбарный замок на входные железные двери и не разрешала оставлять автографы на стенах. О ней в Калмыкии буквально ходят легенды.
Благодаря стараниям Валентины Констаниновны Тихоновой сложилось другое отношение к храму. В последнее время в Харабалинский район Астраханской области все чаще приезжают калмыцкие старожилы. Предвидя близкую смерть, они как бы прощаются с хурулом, молитвенно простираясь перед ним. По сложившейся традиции здесь непременно останавливается свадебный кортеж, и местные русские парни приводят сюда невест. Побывали в Речном калмыцкая принцесса из Китая, соотечественники из США, Германии, Франции и других стран. Приезжали из Би-би-си, английской телекомпании. На вертолете МИ-8 прилетал в эти края и Кирсан Илюмжинов. Он тоже отдал дань памяти духу предков, ибо «в последнее время чувствовал себя неспокойно, словно что-то не доделал». Обещал выделить средства, наметить план работ по восстановлению хурула, посетить с официальным визитом Астраханскую область, переговорить с губернатором.
В советские годы в печати, на радио, телевидении, в обществе охраны памятников, в постановлениях Совета Министров и Президиума Верховного Совета республики неоднократно поднимался вопрос о необходимости восстановить единственный буддийский храм XIX века на территории Европы. Пишут, что не раз отпускались определенные денежные средства на реставрационные работы, но они тратились на …ремонт астраханских культурных памятников. Хотя в целом дело охраны памятников истории и культуры находится в компетенции специальных государственных органов, не подлежит сомнению, что на практике без помощи общественности обеспечить сохранность исторических памятников крайне сложно. В свое время, в начале девяностых годов, в Астраханской области был создан проект по восстановлению хурула (газета «Волга» за 05-12-1990, статья «Восстановить Хошеутовский хурул»). В целях «сохранения памятника и укрепления межнациональной дружбы» комиссия во главе с председателем Астраханского облисполкома Анатолием Гужвиным и председателем правительства Калмыкии Батыром Михайловым постановила начать реконструкцию памятника. По плану хурул должен был стать музеем, селу Речное планировали вернуть историческое название Тюменевка, объявлялся конкурс на лучший памятник нойону Серебджабу Тюменю. Был утвержден объем работ, составлена смета (1 млн. рублей), строительная бригада начала восстановительные работы. Однако из-за разразившегося в 1992 году экономического кризиса, финансирование реконструкции хурула прекратилось.
В настоящее время о той неудачной попытке напоминают лишь сохранившиеся строительные леса. Научная экспедиция, организованная кафедрой экологического туризма Астраханского технического университета в 2002 году, показала значительные ухудшения по сравнению с 1989 годом – временем исследования калмыцкого ученого Ивана Борисенко вместе с архитектором Баатром Мошулдаевым.
В результате незаконной депортации калмыцкого народа в 1943 году, территория Хошеутовского улуса отошла к Астраханской области и впоследствии, после восстановления автономии, не была возвращена. Так единственный памятник калмыцкого зодчества оказался в ведении астраханских властей, которые в первую очередь, естественно, озабочены состоянием своих более многочисленных архитектурных достопримечательностей. Правда, нельзя не отдать должное отдельным представителям астраханской интеллигенции, Обществу национальной калмыцкой культуры Астраханской области, краеведам. Интересно, что разрушение памятника происходит на фоне активного восстановления и нового строительства церквей и мечетей в Астраханской области и Калмыкии.
Примечательно, что последняя крупная реставрация в Хошеутовском хуруле производилась ровно сто лет назад, в 1907 году. Отличает памятник то, что он хранит память об участии калмыков в Отечественной войне 1812 года, был центром празднования не только столетнего юбилея войны с французами, но и празднования 300-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав российского государства. В его стенах непосвященным посетителям показывали священное знамя II-го калмыцкого полка, пробитое французскими пулями и в этом, если хотите, главное отличие калмыцкого буддизма от тибетского варианта. Не только план главного сюме Хошеутовского хурула повторял форму рисунка родовой тамги хошеутов – одного из четырех ойратских племен, но и на каждом кирпичике была изображен лук со стрелами. Существует легенда, что при его закладке состоялось жертвоприношение. И потому он стоит столь крепко, что его не смогли разрушить ни в годы Советской власти, ни при выселении калмыков в Сибирь.
В середине XVIII века в борьбе с китайскими завоевателями пало Джунгарское ханство. В 1759 году массового истребления избежали лишь 40 тысяч человек, вышедшие к границам России. В их числе был и нойон Дегжит со своей супругой Ельзе-Орошиху и приближенными, прибывший в Семипалатинск и изъявивший желание войти под российское покровительство. Императрица Елизавета Петровна удовлетворила просьбу знатного джунгарца, разрешила ему и его семье поселиться в сибирском городе Тюмени, где он пробыл недолго. Но здесь у Ельзе-Орошиху родился сын, которого родители назвали Тюмень-Джиргалан в честь города, давшего им спасение. Если исходить из того, что город Тюмень в свое время получил название от калмыцкого слова «тюмн» («десять тысяч»), то невольно задумываешься о крепких исторических узах калмыцкого и русского народов. Военный министр Барклай-де-Толли уже полк Серебджаба, сына Тюмень-Джиргалана, называет «Вторым», полк Джамбы Тундутова – «Первым» и вместе с еще одним полком, сформированным из числа ставропольских калмыков, включает в третью Западную армию. В составе передовых частей русского войска калмыцкие конники дошли до стен Парижа и 19 марта 1814 года победным маршем прошли по столице Франции. Из 575 однополчан Серебджаба 239 погибли в сражениях огромной важности в истории России и Европы. И в честь победы, ратных подвигов живых и павших Батур-Убаши, второй сын Тюмень-Джиргалана, на средства брата решил возвести Хошеутовский хурул. Вся история его сооружения пронизана идеей интернационализма, и он может служить ярким примером сплетения судеб братских народов, мощным средством нравственного и эстетического воспитания молодежи.
Да, нынче храм Победы расположен далеко за пределами Калмыкии. Иные машут рукой и успокаиваются тем, что за последние годы в республике построили множество больших и малых религиозных объектов. Другие высказывают идею перенести в Калмыкию останки былого великолепия или соорудить на территории республики точную копию чудом уцелевшего памятника истории. Но Хошеутовский хурул еще можно спасти. Удивительно, что каждой клеткой, каждым квадратным сантиметром он сопротивляется воздействию природы, борется за самого себя и одновременно дает нам шанс обрести самих себя, свое прошлое.
Недавно произошло удивительное событие: освящение "Калмыцкого хурула".
Встречу у храма и торжественный молебен организовали местная религиозная организация Заволжья "Община буддистов", Астраханское отделение Международной Лиги защиты культуры, Калмыцкое общество «Истина души» при Всероссийском обществе репрессированных граждан и народов "Мемориал" (при содействии администрации области).
На боковую стену храма был укреплен памятный щит, на котором храм обозначался как памятник истории и культуры XIX века, для паломников и всех желающих содействовать возрождению духовных традиций калмыцкого народа даны реквизиты "Общины буддистов", которая взяла на себя опеку над останками храма.
Перед храмом представителем областной администрации А. Стадником были произнесены торжественные и сердечные слова об исторической связи русского и калмыцкого народов, веками проживающих на Астраханской земле.
Председатель Астраханского отделения Международной Лиги защиты культуры Н.Д. Марисова напомнила присутствующим об Охранном пакте Рериха - первом международном правовом акте в защиту культурных и исторических памятников, символом которого стало "Знамя культуры". Согласно предложению автора пакта Н.Рериха, знамя должно развиваться над всеми памятниками, которым грозит разрушение.
После водружения щита и торжественных речей началась служба в разрушенном храме. Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан. Храм заполнили жители села Заволжское, гости, приехавшие из Астрахани, Цаган-Амана. В звенящей тишине звучала молитва о возрождении храма.
Когда же услышана будет мольба древних руин власть имущими?
Библиография
Домик зимней ночью
Шелковая горка
Девятая загадочная планета Солнечной системы
О путнике
Снежная сказка