Проектно-исследовательская работа была проведена ученицей 6 класса с целью повысить интерес учащихся к теме «Дроби». Пожалуй, большинство учеников начнет тяжело вздыхать, если ему задать пример или задачу, в которых встречаются дроби. Значительную трудность для понимания дроби представляет неодинаковый характер изменения дробного числа при изменении числителя и знаменателя. При увеличении числителя дробь увеличивается - это аналогично целым числам и это сравнительно легко воспринимается учениками. Но при увеличении знаменателя дробное число уменьшается - это непривычно для ребят. Это находится в некотором противоречии с опытом детей в области целых чисел.
Вложение | Размер |
---|---|
oh_uzh_eti_drobi.doc | 392 КБ |
МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»
Проектно-исследовательская работа
«ОХ УЖ ЭТИ ДРОБИ!»
Автор:
Сушкова Кристина 6 «б» класс
МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»
Руководитель:
Громова Е.В.,
учитель математики ВКК
г. Эртиль-2020 г.
Содержание | |
1. Введение. | 3 |
2. Теоретическая часть. | |
2.1 План реализации проекта. | 4 |
2.2 История дробей | 4 |
3. Практическая часть. | |
3.1. Опрос №1 «Ваше отношение к дробям» | 6 |
3. 2. «Как нас много!» (школьная перепись) | 6 |
3.3. Книжный двор. | 7 |
3.4. Результаты контрольной работы по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». | 8 |
3.5. Задачи на проценты | 9 |
3.6. Опрос № 2 «Ваше отношение к дробям» | 10 |
4. Заключение | 10 |
5. Приложения | |
5.1. Диаграммы | 11 |
5.2. Используемая литература | 15 |
Цель работы: повысить интерес учащихся к теме «Дроби».
Задачи:
Актуальность. Пожалуй, большинство учеников начнет тяжело вздыхать, если ему задать пример или задачу, в которых встречаются дроби. Значительную трудность для понимания дроби представляет неодинаковый характер изменения дробного числа при изменении числителя и знаменателя. При увеличении числителя дробь увеличивается - это аналогично целым числам и это сравнительно легко воспринимается учениками. Но при увеличении знаменателя дробное число уменьшается - это непривычно для ребят. Это находится в некотором противоречии с опытом детей в области целых чисел.
Еще одно распространенное затруднение в изучении дробей - это умножение и деление. Ученику приходится делать весьма значительные усилия мысли, чтобы постигнуть, что умножение называется иногда делением; что не всегда от умножения число увеличивается; а от деления – уменьшается.
В своей работе мне бы хотелось показать, что дроби – это не так сложно, а напротив, очень увлекательно.
Гипотеза: Дроби сопровождают человека повсюду.
2.1. План реализации проекта “Ох уж эти дроби ”
1. Погружение в проект.
Цель работы: повысить интерес к изучению дробей.
Задача: найти материал о дробях.
2. Планирование. Выбрать тему, по которой будут собираться данные:
– Как нас много.
– Школьная библиотека.
– Результаты контрольной работы.
3. Поиск информации. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в предложенных источниках.
4. Обобщение результатов и выводов. Анализ информации, поиск её взаимосвязи с дробями: из собранного материала выбрала математическое содержание и предложила возможности по его применению в заданиях с дробями.
5. Подготовка материалов для защиты проекта и его презентации.
С древних времён людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчёты за купленные или проданные товары.
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить»- разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались-«ломанные числа». У других народов название дроби также связанно с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».
Современное обозначение дробей берёт своё начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII-XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта.
Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет назад. Первым европейским учёным, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввёл слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввёл в XIII веке Максим Плануд- греческий монах, учёный- математик.
В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчётах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные.
Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.
Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый учёный Средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд ,работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале ХV века.
Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Но об этом в Европе в то время не знали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены голландским инженером и учёным Симоном Стевином.
Стевин записывал десятичные дроби довольно сложно.
012
Например, число 24,56 выглядело так:24 (0) 5 (1) 6 (2) или 2456 – вместо запятой нуль в кружке (или 0 над целой частью), цифрами 1,2,3,……..помечалось положение остальных знаков.
Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с ХVII века.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, наука числительная».
3. Практическая часть
3.1.Опрос № 1 «Ваше отношение к дробям»
Среди учащихся 6 классов мы провели опрос по выяснению отношения ребят к дробям. Для опроса нами была выбрана такая форма – опрашиваемым предлагалось изобразить своё мнение в виде смайликов.
Было опрошено 25 человек.
Из них подавляющее большинство изобразило далеко не радостное отношение к дробям . (Приложение 1. )
Такой результат только укрепил наше стремление к работе над данным проектом.
Решение:
3.2.Как нас много «Перепись школы».
Проблемный вопрос: какую долю по числу учащихся занимает наш класс по сравнению с общим количеством школьников?
Задание: узнать общее число учащихся в нашей школе, количество учеников по классам; составить дроби, показывающие долю 6 «б» класса (и не только) в нашей школе, долю девочек и мальчиков от числа всех учащихся.
Выполнение задания.
Мы обратились за помощью к завучу по УР Гаршиной Т.С.
Она предоставила нам списки всех учащихся нашей школы, отдельно по каждому классу.
По спискам мы провели необходимые подсчёты и по их результатам составили таблицу и диаграммы в редакторе EXSEL.
3.3.Школьная библиотека. “Книжный двор”.
Проблемный вопрос: какова доля книг разных жанров в нашей библиотеке?
Задание: провести подсчёты книг по разным жанрам; вычислить общее число книг на период работы нашей группы; определить долю каждого жанра в сравнении с общим количеством книг; составить таблицы и диаграммы на основе полученных результатов.
Выполнение задания.
Справиться с данной работой, мне помогла наша библиотекарь Шарапова Т.А. Она рассказала о разных жанрах имеющихся книг, объяснила, где находятся соответствующие книги. Татьяна Анатольевна давала советы по ходу работы.
Собранный материал я обработала и составила таблицу данных.
Результаты:
количество книг | доля | |
фонд | 28724 | 1 это 100% |
учебники | 12245 | это 43% |
худож. литература | 14224 | это 49% |
Справочная литература | 1300 | это 5% |
Электронные диски | 955 | это 3% |
На основе этих данных составила диаграмму. (Приложение 6)
3.4. Результаты контрольной работы по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Совсем недавно мы написали контрольную работу по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Я решила проанализировать результаты этой контрольной работы и составила следующие задачи.
Всего в классе | 23 | |
Писало к/р | 20 | 100% |
«5» | 6 | 30% |
«4» | 8 | 40% |
«3» | 3 | 15% |
«2» | 3 | 15% |
Эти задачи я задала ученикам класса на уроке по теме «Задачи на проценты». Это задачи третьего вида, в которых нужно найти процентное отношение между величинами. Ребята успешно справились с таким заданием, и пришли к выводу, что таким образом можно найти любое отношение между двумя величинами. И помогают нам в этом дроби!
А как помогли нам дроби разобраться со скидками на товары в магазинах!
Скидка — это снижение цены товара или услуги. Чаще всего скидку указывают в процентах.
Чтобы найти цену товара с учетом скидки необходимо:
Пример: Зимняя куртка стоит 4500 рублей. Сезонная скидка составляет 20%. Сколько надо заплатить за куртку с учетом скидки?
Решение: Найдем, какой процент от начальной стоимости будет составлять стоимость куртки со скидкой: 100%-20% = 80%
Посчитаем, сколько составляет 80% от 4500 рублей. Чтобы найти процент от числа, надо заданное число разделить на 100 и умножить на величину процента или умножить на десятичную дробь, выражающую процент.
4500*0,8 =3600 рублей.
Задачу было легко решить, потому что она из обычной жизни.
Давайте оглядимся по сторонам: значения в процентах указаны на упаковках с любыми продуктами. Значок процента «%» смотрит на нас с рекламных плакатов скидок и распродаж. В новостях проценты сразу бросаются в глаза, когда речь идет о повышении цен на товары или коммунальные услуги. Разве человек сможет расшифровать все эти послания, если не научится решать задачи с процентами?
После демонстрации моей работы (на уроках математики, иногда после уроков) я повторно провела опрос по выяснению отношения ребят к дробям.
Опрашиваемые снова изображали своё мнение в виде смайликов.
Был опрошен 25 человек.
На этот раз победили «хорошие» смайлики !
Хорошо относиться к теме «Дроби» стали на 52% больше в классе после моих исследований . Это ПОБЕДА!
4. Заключение.
В ходе работы мне было очень интересно, и меня совсем не пугали неуклюжие дроби. Я пришла к мнению, что для большей нашей (детей) заинтересованности дробями просто необходимо выполнять разного рода мини-проекты на протяжении изучения глав о дробях. Думаю, что мои одноклассники не отказались бы от решения необычных занимательных задач (вроде тех, которые были здесь рассмотрены), а, наоборот, с большой охотой потратили бы урок или два на поиск ответов.
При выполнении разных видов расчётов, конечно, мне не было легко и комфортно. Мне помогала наша учительница Елена Викторовна. Она научила меня работать в программе EXSEL: заполнять таблицы, выполнять расчеты и строить диаграммы.
Моя гипотеза «Дроби сопровождают человека повсюду!» подтвердилась!
Исходя из всех выводов было решено:
5. Приложения.
5.1. Диаграммы.
(Распределение книг в библиотечном фонде)
5.2. Используемая литература:
Позвольте, я вам помогу
Госпожа Метелица
Серебряное копытце
Весенняя сказка
Нечаянная победа. Айзек Азимов