В проекте рассказывается об легендарном самолете ИЛ-2.
Вложение | Размер |
---|---|
il-2_legendarnyy_samolyot.docx | 984.44 КБ |
МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»
Проектно-исследовательская работа
«ШТУРМОВИК ИЛ-2 В ЦИФРАХ».
Автор:
Забровский Никита 5 «б» класс
МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»
Руководитель:
Громова Е.В.,
учитель математики ВКК
г. Эртиль-2020 г.
Содержание 1. Введение. | 2 |
2. Теоретическая часть. | |
2.1 История создания самолета. | 4 |
2.2. Основные характеристики штурмовика Ил-2 | 5 |
2.3. Ил-2 -самый массовый боевой самолет | 5 |
2.4. Почему ИЛ-2 горбатый? | 5 |
2.5. Живучесть ИЛ-2 | 6 |
2.6. Несвойственные задачи | 7 |
3. Военный аэродром в Эртильском районе | 7 |
4. Практическая часть. | 9 |
5. Заключение | 10 |
6. Приложения | 10 |
7. Источники информации: | 15 |
Актуальность: давно закончилась Великая Отечественная война. Российская армия сейчас имеет современное оружие. Но наши прадеды воевали на самолётах и танках, которые делали во время войны. Знаменитым самолётом был штурмовик «ИЛ-2». Он был самым массовым самолетом. Его боялись фашисты и называли « черная смерть».
Цель моего проекта: доказать, что самолет Ил -2 является легендарным.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Сергей Владимирович Ильюшин — выдающийся советский авиаконструктор. Он родился 18 марта 1894 года в деревне Дилялево Вологодской губернии в семье бедного крестьянина. Сергей Владимирович выделялся среди товарищей по работе своей исключительной энергией, стремлением к знаниям.
В 1917 г. он успешно сдал экзамены на звание пилота. Ильюшин был направлен на учебу в Московский институт инженеров Красного воздушного флота. Ильюшин не только успешно учился, но и строил учебные планеры. В 1926 г. он окончил академию и возглавил одно из конструкторских бюро.
В 1940 году в Воронеже Ильюшин создал самолет, который наши солдаты назвали «летающий танк», а фашисты — «черная смерть». Это был штурмовик ИЛ-2.
10 марта 1941 года на Воронежском авиазаводе был выпущен первый серийный штурмовик ИЛ-2. Он стал самым массовым боевым самолетом в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. самолетов. ИЛ-2 отличался живучестью. На немцев он производил устрашающее впечатление. У немецких летчиков он получил название «летающая смерть».
В память о трудовом подвиге рабочих и инженеров Воронежского авиационного завода «летающий танк» ИЛ-2 в 1979 году встал на вечную стоянку на площади перед заводом. Ставший памятником самолет был поднят со дна озера в белгородском селе Ракитное членами спортивно-технического клуба «Риф» и восстановлен рабочими завода. На постаменте укрепили металлическую плитку с надписью: «Самолет ИЛ-2
Установлен 9 мая 1979 года в честь трудового подвига воронежских самолетостроителей в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов».
Характеристика | значение |
Масса пустого самолета | 4525 кг |
нормальная взлетная | 6060 кг |
Мощность номинальная | 1 х 1575 л.с. |
взлетная | 1 х 1665 л.с. |
Максимальная скорость у земли | 370 км/ч |
на высоте | 411 км/ч |
Практическая дальность | 685 км |
Скороподъемность, | 417 м/мин |
Практический потолок | 6000 метров |
Летчики на своих ИЛ-2 вступили в бой уже на пятый день Великой Отечественной войны. 27 июня 1941 года они нанесли штурмовой удар по колонне немецких войск близ Бобруйска.
Мощь штурмовиков гитлеровцы особенно почувствовали во время битвы под Москвой зимой 1941 года, тогда фашисты стали называть ИЛ-2 «черной смертью».
ИЛ-2 принадлежит звание самого массового боевого самолета. Всего было произведено 36 183 экземпляра. Долгое время его называли самым массовым самолетом в истории авиации. Сейчас этот титул отошел к легкому использующемуся в гражданских целях самолету «Сессна-172» (выпущено около 43 тыс. экземпляров). Серийный выпуск ИЛ-2 был налажен в марте 1941 года. К началу войны СССР уже располагал 249 машинами.
Ил-2 изначально разрабатывался как двухместный самолет. Но в ходе испытаний были выявлены некоторые серьезные недостатки. Самолет имел недостаточную скорость и дальность полета. Ильюшин решил пойти на хитрость, сделав ИЛ-2 одноместным. Вместо кабины штурмана был установлен еще один бензобак. Бронекорпус был уменьшен. Это позволило сделать штурмовик легче. Чтобы улучшить обзор, кабину пилота приподняли, благодаря чему самолет, называвшийся тогда БШ-2 («бронированный штурмовик») приобрел прозвище «горбатого». Самолет встретил войну как раз в одноместном варианте.
В Красной армии самолет ласково называли «Илюша» или «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа), а немцы называли его «Черная смерть», «мясник», «мясорубка». ИЛ-2 был способен бомбить окопы, ни одна армия мира на тот момент не располагала самолетами подобного класса.
Были попытки создания, но они не увенчались успехом, так как необходимо было сделать самолет достаточно скоростным и бронированным - если самолет должен быть скоростным - его необходимо облегчить, но при этом снизится живучесть, а если навесить на самолет бронелисты - увеличится масса, увеличится масса - упадет скорость. Замкнутый круг. Ильюшину удалось то, что не могли решить конструкторские коллективы всех остальных развитых стран - объединить в одном самолете большую огневую мощь, скорость и самое главное потрясающую живучесть машины.
Ил-2 отличался хорошей живучестью. Он мог летать при таких повреждениях, которые для других самолетов были смертельными. Были случаи, когда ИЛ-2, дотянув до аэродрома, буквально разваливались на части: фактически без хвостового оперения, с раздырявленными в друшлаг крыльями и фюзеляжем, с перебитыми тросами управления.
Как вспоминал Герой Советского Союза Н. П. Каманин, командовавший дивизией штурмовиков, «Нередко бывало так: с боевого задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове, и все дивились, как же она держалась в воздухе — продырявлен фюзеляж, в клочья изодраны крылья и хвостовое оперение, разбита кабина, а самолет все-таки садится на своем аэродроме». Летчики, говоря о живучести ИЛ-2, шутили: «На половине крыла, да на честном слове». Приблизительно на 50 вылетов приходилась одна потеря ИЛ-2. Если учесть, какие задачи приходилось выполнять этим самолетам, это высокий показатель.
Помимо выполнения основных задач в качестве штурмовика ИЛ-2 привлекались и для других целей. Это было связано с тем, что специализированных боевых самолетов, таких как фронтовые бомбардировщики и разведчики, не хватало. Командование ВВС было вынуждено прибегать к штурмовикам. ИЛ-2 покорно выполняли и эти задачи. Их привлекали для проведения разведки и для бомбардировки сил противника в тылу. Кроме того, ИЛ-2 успешно применялся для разрушения железнодорожных станций и для нанесение авиаударов по кораблям. Для всех ИЛ-2 была установлена обязательная бомбовая нагрузка («сталинский наряд»), которую летчики должны были использовать для уничтожения живой силы и бронетехники.
В годы Великой Отечественной войны 881 летчик, летавший на ИЛ -2 стал Героем Советского Союза, а 27 - стали дважды Героями.
О том, что в Эртильском районе, в отделении имени Чапаева совхоза «Красноармейский», в годы войны в 1942 году располагался военный аэродром, многие знали, но какие воинские подразделения базировались там, и какую военную задачу они выполняли, мало кто был осведомлен. Об этом я узнал из книги Ю.В. Бычкова «Эртильский аэродром».
На аэродроме, который обслуживали солдаты и рабочие совхоза, находились штурмовики, четыре истребителя и один «Дуглас». Летчики жили в полуподвальном кирпичном доме, построенном арендатором Деминым еще в XIX веке. Солдаты жили в землянках, которые внутри обшивались тесом. В бывшем клубе установили средства связи и сирену, которая много раз оповещала военных и гражданских о появлении немецких самолетов. Часто на парашютах немцы по ночам сбрасывали осветительные ракеты, жители и военные прятались по щелям и погребам.
Летом 1942 года Эртиль получил двадцать штурмовиков ИЛ-2, изготовленных на Воронежском авиационном заводе.
Капониры (сооружение для ведения флангового огня по двум противоположным направлениям) для самолетов сооружали из земляных валов высотой четыре метра. Покрытые дерном, бурьяном, маскировочной сеткой они укрывали самолеты от вражеских глаз.
Перед полетом самолеты вручную выкатывали на взлетное поле. Взлетная полоса была покрыта шлаком, поступившим с ТЭЦ Эртильского сахзавода, привозили гравий и по железной дороге. Немцы не смогли обнаружить аэродром, и он ни разу не подвергался бомбежке.
32 боевых вылета, выполнли лётчики в составе 227 штурмовой дивизии 2-ой воздушной армии на Воронежском фронте.
Полк вылетал на штурмовку фашистских войск в район нынешних жилых домов военного городка в городе Воронеже.
Своим огнём лётчики поддерживали наши части, сражавшиеся на Чижовском плацдарме.
В условиях сильнейшего заградительного зенитно-артиллерийского обстрела пилоты уничтожали танки, артиллерию, живую силу противника, различные укреплённые сооружения.
В воронежском небе был подбит только один самолёт, но лётчики сумели дотянуть горящий самолёт до территории, занятой советскими войсками и спаслись на парашютах.
В небе Воронежа сражался Фёдор Иванович Лопатин. Отважный лётчик погиб 22 ноября 1943 года в бою под Киевом.
Штурмовали позиции врага лётчики: Кесарь Михайлович Воронин, Георгий Афанасьевич Алексеенко, Сергей Васильевич Юшин - будущие Герои Советского Союза.
Таким образом, лётчики 367 ШАП находились на военном аэродроме Эртиль с 3 сентября 1942 года по 11 ноября 1942 года.
После разгрома армии Паулюса лётчики участвуют в воздушных боях за освобождение Харькова, Брянска, Киева. Штурмуют вражеские позиции под Тарнополем (с 1944 года Тернополь) и Ужгородом. Добивают фашистов в его логове в Берлине. И заканчивают войну в Праге.
За боевые подвиги полк стал именоваться 637 штурмовой Тарнопольский, ордена Богдана Хмельницкого 3 степени и ордена Кутузова 3 степени полк.
Изучив историю создания самолета ИЛ-2 у меня появился интерес собрать его модель. Внимательно рассмотрев модель и вспомнив историю самолета, мне показалось, что чего-то в нем не хватает. Папа подсказал, что во времена войны русские самолеты были окрашены в темно-зеленый цвет. Это делалось для того, чтобы низко летящий самолет мог сливаться с зелеными макушками деревьев. Самолет мог маневрировать среди многочисленных взрывов, в то время, когда столбы пыли и дыма поднимались высоко в небо, темный окрас помогал ему быть менее заметным.
Для распознавания самолетов нашей армии на крыльях и хвосте были нарисованы красные звезды – символ армии Советского Союза. Мы решили придать самолету натуральный облик – покрасить его в зеленый цвет.
Вот теперь внешний вид самолета стал узнаваемым «Штурмовиком» ИЛ-2.
Работа над проектом была очень увлекательной, интересной и познавательной. Любой самолет - это чудо. Самолеты поражают и своими размерами, и грузоподъемностью, и уникальностью конструкции. Создание самолета Ил-2 является одной из наиболее ярких страниц в истории русского самолетостроения. Штурмовик Ил-2 является основным самолетом ВВС Красной Армии периода Великой Отечественной войны. Создание такого самолета, доказало приоритет нашей страны в области конструкций больших самолетов, их вооружения, оборудования и военного применения, поэтому самолет Ил -2 является легендарным.
Я действительно доказал, что штурмовик «ИЛ-2» - легендарный самолёт.
Приложения.
Штурмовик ИЛ-2 в небе над Берлином
Маскировка штурмовика
«Самолет Ил-2 установлен 9 мая 1979 года в честь трудового подвига
воронежских самолетостроителей в Великой Отечественной войне
1941 – 1945 годов».
Капониры для самолётов
Командир 367 штурмового авиационного полка Басенко Дмитрий Потапович
Герой Советского Союза Фёдор Иванович Лопатин, совершал вылеты с Эртильского аэродрома
Мой штурмовик ИЛ-2:
Источники информации:
1. Сергей Кузнецов. Бронированный штурмовик Ил-2. — Экспринт, 2004.
2. Ред. коллегия: Кутепов А. Я., Макаревский А. И., Минаев А. В., Новожилов Г. В. и др. Учёный и конструктор С. В. Ильюшин. — М.: Наука, 1978. — С. 54-55
3. http://www. Vikipedia.ru/
4. Юрий Бычков «Земля отцов – совхоз «Красноармейский»»,
5. https://warbook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-2/
5 зимних аудиосказок
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
В поисках капитана Гранта
Девочка-Снегурочка
Лепесток и цветок