В исследовательской работе проводится исследование на предмет поиска примеров военной службы незрячих во время Великой Отечественной войны. Тема актуальна в преддверии 75-летнего юбилея победы. Война коснулась каждого из нас. Нет ни одной семьи, которая не потеряла своего отца, брата, сына… А многие дети не знают, что слепые тоже воевали. Тем более это надо знать в нашей школе, где учатся слепые и слабовидящие дети, чтобы по достоинству оценить вклад незрячих в великую победу над фашизмом.
Целью исследовательской работы является изучение вклада незрячих в победу в Великой Отечественной войне.
Вложение | Размер |
---|---|
pershina_dasha.docx | 34.76 КБ |
Республиканская научно-практическая конференция
«Война. Победа. Память» для обучающихся с ОВЗ
Исследовательская работа
Вклад незрячих в великую победу
Автор: Першина Дарья, 6 класс,
МКОУ «Якшур-Бодьинская школа-интернат»
Руководители: Вахрушева Светлана Сергеевна,
воспитатель МКОУ «Якшур-Бодьинская школа-интернат»,
Столбова Елена Евгеньевна,
учитель МКОУ «Якшур-Бодьинская школа-интернат»
с.Якшур-Бодья
2019 г
Содержание
Введение
1941 год. Вся страна работала и жила под девизом «Всё для фронта, всё для победы». В тяжёлые для Родины годы незрячие не прятались по углам, и тем более, не становились обузой для своих родных и страны. Они выпускали продукцию, так необходимую для нужд обороны. «Тысячи слепых заменили зрячих на производстве. Их руками круглосуточно изготовлялись коробки для противопехотных мин и снарядные ящики, маскировочные сети и халаты, трикотаж и валяная обувь для солдат, хлебные формы для полевых пекарен и железные печки для блиндажей, упаковочный картонаж для медикаментов и тара обозно-вещевого назначения» (с.7 «Наша жизнь», №2, 2020). Их жизнь была подчинена интересам фронта.
Среди инвалидов по зрению были и те, кто в первые дни войны наравне со здоровыми людьми поспешил в военкоматы с просьбой взять их на фронт. Мне стало интересно, что они могли делать на фронте? Кем могли служить? Эти вопросы раскрывает данная исследовательская работа «Вклад незрячих в великую победу».
В исследовательской работе проводится исследование на предмет поиска примеров военной службы незрячих во время Великой Отечественной войны. Тема актуальна в преддверии 75-летнего юбилея победы. Война коснулась каждого из нас. Нет ни одной семьи, которая не потеряла своего отца, брата, сына… А многие дети не знают, что слепые тоже воевали. Тем более это надо знать в нашей школе, где учатся слепые и слабовидящие дети, чтобы по достоинству оценить вклад незрячих в великую победу над фашизмом.
Целью исследовательской работы является изучение вклада незрячих в победу в Великой Отечественной войне. Для этого необходимо найти информацию на данную тему, систематизировать её и познакомить с ней обучающихся.
Для достижения цели мы поставили перед собой следующие задачи:
Объект исследования - исследование примеров службы незрячих в Красной армии во время Великой Отечественной войны.
Обзор литературы
Литературы на тему «Вклад незрячих в великую победу» немного. Исследовательская работа велась на основе журнала «Наша жизнь», музейных материалов музейной комнаты Якшур-Бодьинской школы-интерната, также использовались электронные ресурсы.
Проведено анкетирование на тему «Что вы знаете о военной службе незрячих во время Великой Отечественной войне?» среди обучающихся Якшур-Бодьинской школы-интерната. Нам хотелось узнать, знают ли обучающиеся школы о том, где и в каких видах войск могли и воевали слепые во время Великой Отечественной войны. Оказалось, что среди __ респондентов
Мы сделали вывод, что необходимо изучить материал на данную тему с целью информирования обучающихся школы, их родителей, оформить экспозицию в музейной комнате. Надо знать свою историю, историю своей страны, чтобы воспрепятствовать попыткам переписывать исторические события, которые оставили такой глубокий след в памяти многих поколений нашей Родины. Без прошлого нет настоящего, нет будущего.
Великая Отечественная война – одна из героических страниц в истории нашей страны. Во время Великой Отечественной войны слепые трудились наравне со всеми тружениками тыла. Их трудовой подвиг приравнён к солдатскому. Но мало кто знает, что во время Великой Отечественной войны инвалиды по зрению впервые были призваны на воинскую службу. Это единственный факт в мировой военной истории.
Вот некоторые факты. В блокадном Ленинграде в 1942 году поступили особые акустические аппараты – звукоулавливатели. Первоначально работать с ними поставили обычных красноармейцев, но они не имели достаточно высокого слуха, чтобы слышать приближение вражеских самолетов. Но где найти людей со сверхчувствительным слухом? Эффективность новых приборов зависела от возможностей человеческого уха воспринимать малейшие колебания звуковых волн, а по силе, высоте и тембру определять местонахождение его источника. В штабе городской противовоздушной обороны решили привлечь к работе с новыми аппаратами незрячих людей. Многие сомневались, но на скептиков большое впечатление произвел незрячий герой книги Владимира Короленко "Слепой музыкант", которой обладал не только сверхразвитым слухом, но и очень сильным характером.
300 слепых, оставшихся в блокадном Ленинграде, как один готовы были встать на защиту родного города, но только 30 человек успешно прошли медкомиссию. Из них 12 незрячих новобранцев после специального обучения были зачислены в ряды красноармейцев в качестве "слухачей". «Слухачи» - это те, кто оказался способен по слуху за десятки километров обнаружить незримую воздушную цель, направление её движения и даже марку самолёта.
Каждый слухач служил в паре со зрячим бойцом. Он разворачивал трубы звукоулавливателей в разные стороны и помогал незрячему бойцу прикладывать ухо к небольшому отверстию в аппарате. Сидя на подвесном сиденье, упираясь ногами в землю, слухач в области ушей был зажат двумя трубами, которые были соединены с локаторами. Зрячий боец крутил их в разные стороны. В воздухе было полно разных звуков, которые создавали сплошной шум: то пулемётная дробь, то свист снаряда или разрыв мины. Такой поиск в воздухе длился в условиях артобстрела, в любую погоду, на открытой местности по нескольку часов подряд. Всё это время надо было держать голову в одном положении. От напряжения у бойцов ломило в висках, а шейные позвонки, казалось, вот-вот хрустнут.
«Слепые военнослужащие благодаря тонкому натренированному слуху узнавали о приближении фашистских самолетов задолго до того, как те оказывались в зоне видимости. Слухачи по шуму моторов могли определить даже их марку, сообщая зенитчикам о том, «Хейнкель» или «Юнкерс» приближается к городу, тем самым давая им возможность подготовиться к отражению хорошо запланированных фашистских налетов». И бомбовозы, наткнувшись на плотный заградительный огонь, часто возвращались обратно, неся потери и не сбросив свой смертельный груз на город.
«Немецкая авиация регулярно бомбила осажденный город. Чаще всего налеты были утром и вечером. Один из самых страшных налетов был совершен 19 сентября 1941 года, это было 6 волн самолетов, общее число которых доходило до 276. Гостиный двор и Мариинский театр получил повреждения. Защитникам удалось сбить в тот день только 5 немецких самолетов».
На боевом посту слухачи теряли здоровье, жизни. Во время дежурства Аверкия Артемьевича Никонова один из юнкерсов прорвался сквозь заградительный огонь и сбросил бомбу. Осколком в грудь он был смертельно ранен. С воинскими почестями похоронен в братской могиле в Зелёном Бору.
В результате героического подвига слухачей: Петра Николаевича Борисова, Павла Петровича Петрова, Эдуарда Филипповича Кема, Аверкия Артемьевича Никонова, Фёдора Петровича Борейко, Ивана Филипповича Скробата, Василия Ивановича Цыпленкова, Константина Андриановича Михайлова, Гавриила Фёдоровича Серебренникова, Игоря Антоновича Заикина, Якова Львовича Зобина, Алексея Фёдоровича Бойко - были спасены тысячи человеческих жизней, сохранены сотни стратегически важных объектов, остались невредимыми исторические памятники города.
Ещё один факт службы слепого на войне. Осенью 1941 года слепой баянист Михаил Николаевич Попов, вооружённый самодельной сосновой палкой с тяжёлым футляром за спиной, отправился на передовой рубеж Нарвской заставы Западного фронта. По его расчётам передовая находилась недалеко от г. Подольска. Пробираясь по разбитым дорогам под моросящим дождём, его страшила одна мысль, что может оказаться у немцев. Михаилу повезло: он нарвался на своих, комиссар батальона не выгнал его, юношу зачислили в музыкальный взвод с денежным и продовольственным довольствием в составе 201-й бригады 5-го воздушно-десантного корпуса.
Шли ожесточённые бои, ни один день не обходился без артиллеристских обстрелов. Бойцы пятого корпуса под артобстрелом противника строили окопы, блиндажи, укрепляли оборону. Бои сопровождались большими потерями. В минуты затишья Попов шёл от землянки к землянке, играл на баяне всё, что знал и умел, подстраиваясь под настроения солдат. Его песни поднимали моральный и боевой дух. Во время одной атаки баянист на ощупь выбрался из окопа и пошёл вперёд, играя «Интернационал». Осколком его ранило, гимн на одну минуту замолчал. Но он вновь взял в руки баян, воодушевляя однополчан словами: «Это есть наш последний и решительный бой!..». После боя он оказался в госпитале. За свой героический поступок Михаил Попов награждён орденом Красной Звезды.
Ещё один факт службы незрячего военнослужащего зафиксирован в военном госпитале Евпатория. Массажист Андрей Сергеевич Онуфриев. В годы Великой Отечественной войны работал по своей специальности в военном госпитале, помогал раненым вернуться встрой. Одновременно с работой подготовил несколько групп незрячих массажистов, которые в годы войны совершали свой, порой невидимый, подвиг во имя победы. По его инициативе на базе кратковременных курсов в Кисловодске была создана сначала профессиональная школа массажистов, потом она преобразована в медицинское училище, а в 1999 году – в медицинский колледж.
«Принимали участие незрячие и в гражданской обороне. Так, одной из Московских групп самозащиты, руководил знаменитый изобретатель М. В. Марголин, обезвреживая немецкие «зажигалки», его группа способствовала спасению бензохранилища и склада Академии наук. Слабовидящие несли ночные дежурства на крышах домов, обезвреживали немецкие зажигательные бомбы, помогали медперсоналу Красного Креста».
В тылу также все работали на победу, цеха ни на секунду не останавливались, люди не спали сутками, работая на победу.
«Московская городская организация слепых с помощью городских ведомств социального обеспечения вела во всех районах столицы учет ослепших фронтовиков, им предоставлялась работа на оборонных заводах, в артелях "Металлист", "Минерал" и других. Вливаясь в трудовые коллективы, инвалиды войны заменяли зрячих рабочих, призванных в армию, перевыполняли сменные нормы. Как для всей страны, для всех советских людей, их жизненным девизом в эти годы стали слова "Все для фронта, все для Победы!"
Предприятия Всероссийского общества слепых Общества выпускали продукцию для нужд обороны: изготавливали коробки для мин, хлебные формы для полевых пекарен, печки для блиндажей, маскировочные сети, валеную обувь для солдат. Выпускали коробки для упаковки противотанковых мин, железные печки для обогрева бойцов в окопах, блиндажах и теплушках, фитили для железнодорожных фонарей. На своих рабочих местах незрячие, используя ручные штампы, делали арматуру для ящиков под снаряды, наконечники к ремешкам для шинельных скаток, подковки для солдатской обуви и многое другое.
Известны факты военной истории и нашего Удмуртского общества слепых: «одними из первых рабочие Сарапульского комбината самостоятельно приняли решение с 23 июня перейти на 12-ти часовой рабочий день без выходных».
Незрячие вместе со всеми выходили на воскресники, женщины вязали носки, варежки, подшлемники, шили рукавицы, собирали теплые вещи, отправляли на фронт мыло, табак, кисеты, зажигалки.
Члены Всероссийского общества проводили работу по обучению слепых военноослепших в госпиталях системе Брайля. В 1943 году число учебно-производственных мастерских и комбинатов достигает 58, на них трудилось немало военноослепших.
Многие незрячие стали настоящими бойцами трудового фронта, все понимали: Красной Армии важна пусть даже самая малая помощь каждого трудового коллектива! Благодаря самоотверженному труду всего советского народа наши войска разгромили немецкие войска, дали достойный отпор фашизму.
В «Книге приказов Глазовской средней школы слепых детей с 8 апреля1941-го года по 21 октября 1943-го года» за июнь 1941 года появились новые записи: «В связи с мобилизацией в РККА освободить от работы столяра школьной мастерской Леконцева Г.А., Бизимова И.К., преподавателя музыки Пинегина В.Н., бухгалтера Ефремова Г.Г., Коврижных В.А. и т.д. Преподаватели, рабочие уходили на фронт, но в суровые годы Отечественной войны школа не прекращала своего существования. Открытая в 1932 году в г. Глазове начальная школа к 1941-му году претерпела большие изменения: сначала стала семилетней, а позже произошло слияние Сарапульской, Глазовской и Ижевкой школ. В 1941-м году в связи с эвакуацией в школу была переведена начальная школа из города Торжка Калининской области.
Директор школы Данилова Валентина Васильевна об этом периоде вспоминает так: «Время было очень трудное, шла война. Материальная база была слабой. Классы размещались в разных одноэтажных деревянных корпусах с печным отоплением. Для отопления ежегодно требовалось 600 кубометров дров. Всё это приходилось делать своими руками. Большие перебои были в снабжении продуктами питания. Не было крупяных и макаронных изделий, не хватало овощей, о фруктах и сладостях не было и речи. Дети не доедали хлеб и молоко. Организм многих детей истощался, развивалась дистрофия. Для улучшения дела нужно было принимать срочные меры. Завели своё подсобное хозяйство. Приобрели четырёх коров, получили земельный участок площадью 30 га для выращивания зерновых культур и овощей, создали пасеку. Но на всё это требовалось время, нужно было как- то прожить до нового урожая…»
Учащиеся школы трудились не только на приусадебном хозяйстве, но и в корзинно-мебельной, щёточной, матрацной мастерских. Коллектив педагогов и слепых учащихся выходил на сплав, на заготовку леса, выгрузку дров. Обрабатывали свой огород, отказываясь от централизованного снабжения овощами. Большую работу учащиеся в годы войны проводили в госпиталях среди раненых, стремясь скрасить дни пребывания на лечении. Для них ставили концерты, выращивали цветы, организовывали прослушивание пластинок… Страна переживала тяжёлое время, и коллектив учителей и учащихся стремился внести свою скромную лепту в трудовые усилия советского народа.
Заключение
Война научила людей превращать свои недостатки в достоинства, а физические ограничения в безграничные возможности. Так менять себя способен любой человек, если он ощущает ответственность за свой народ, свою землю, свою Родину. Важно, что даже будучи инвалидом с ограниченными возможностями он продолжает оставаться гражданином своего отечества и в меру сил помогает защищать Родину. Исследовательская работа показала всего несколько примеров военных и трудовых подвигов во имя победы, которые запечатлела история Великой Отечественной войны. Но они все доказывают, какой огромный вклад внесли слепые в великую победу!
Литература
Тигрёнок на подсолнухе
Щелкунчик
Ералаш
Упрямый зяблик
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши