"Подвиг нашего земляка"
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_a.f.shapovalov.doc | 80 КБ |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ СИМПОЗИУМ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И
ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ – РОДНОМУ КРАЮ»
Секция: гуманитарная.
Тема: «Подвиг нашего земляка
(на примере биографии Шаповалова Анатолия Фомича)»
Автор: Литвиненко Марина Николаевна, учащаяся 8 класса МОУ «Илёк-Пеньковская СОШ».
Научный руководитель: Дидоренко Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Илёк-Пеньковская СОШ».
Место выполнения работы: МОУ «Илёк-Пеньковская СОШ».
2020
Содержание
Введение
1.1. Образование
1.2.Военные годы в жизни А.Ф. Шаповалова
1.3. Годы войны (выписка из автобиографии)
1.4. Ранения
1.5. Боевые и «мирные» награды
2. Анатолий Фомич – учитель
2.1. Анатолий Фомич – оформитель школьного музея
2.2. Анатолий Фомич – художник
Заключение «Это нужно живым…»
Список источников и их условных обозначений
Приложения
Введение
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Илёк-Пеньковская средняя общеобразовательная школа» расположена в центре с.Илек-Пеньковка, живописно раскинувшегося на пяти холмах в 10 километрах от районного центра – п.Красная Яруга и в 86 – от г.Белгорода.
В 1906 году в селе на средства земства была построена первая школа. Дети учились чтению, письму и закону Божьему. Преподавание вели учитель и поп. Первым учителем был Булгаков Алексей Павлович. Учились в школе 3 года [Приложение 1].
А после революции 1917 года в школе обучение детей продолжалось не три, а четыре года.
В 1949 году директором школы стал Шаповалов Анатолий Фомич, наш земляк, местный учитель, художник [Край…].
Данная работа посвящена именно ему, человеку, который всю свою сознательную жизнь прожил в селе, там, где работал учителем и учил местных ребятишек [Приложение 2].
Давал им не только знания, но и учил также тонко, как и он сам, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. В работе сделана попытка исследования жизни директора, учителя, художника Анатолия Фомича Шаповалова, формирования его мировоззрения и эстетических способностей.
Актуальность данного исследования заключается в том, что современное общество ставит перед собой задачу воспитания не только образованной личности, но и духовной, умеющей ценить и уважать прекрасное, любить свою Родину, быть патриотом. В мире, где наблюдается серьезный упадок духовно-нравственной культуры, воспитание на примерах земляков нам кажется наиболее актуальным.
Целью работы является исследование жизненного пути Анатолия Фомича Шаповалова на протяжении всей его жизни, особенностей формирования духовных качеств нашего земляка.
Задачи исследования:
Объектом исследования является жизненный и творческий путь Анатолия Фомича Шаповалова.
Предметом исследования выступают архивные материалы, материалы школьного музея, материалы автобиографии А.Ф.Шаповалова, рассказывающие о военном и трудовом подвигах земляка.
Источниковедческая база представлена материалами школьного музея; выпиской из автобиографии Анатолия Фомича Шаповалова; материалами из личного архива семьи Шаповаловых.
Методы исследования: наблюдение, анализ и синтез, методы теоретического исследования (поиск, обработка и анализ устных и письменных источников).
Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал, возможно, эффективно использовать при организации уроков и факультативов по истории и краеведению, литературе и русскому языку, изобразительному искусству в среднеобразовательных учебных учреждениях.
Чувство Родины нужно заботливо взращивать,
прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности,
в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
Д.С. Лихачев
«Где родился, там и пригодился…»
(пословица)
Говорят, что поэт в России — больше, чем поэт. Можно сказать: учитель в селе — больше, чем учитель. Таким представителем самой гуманной профессии и являлся Анатолий Фомич Шаповалов – ветеран войны и труда, основатель школьного музея, художник, отличник народного просвещения, завуч, директор, учитель-пенсионер Илек-Пеньковской 8-летней школы [Приложение 3].
Биография Анатолия Фомича Шаповалова (23.04.1910 – 08.02.2003 гг.)
1.1. Образование
Родился Анатолий Фомич 23 апреля 1910 года в селе Шопино, Висловской волости Курской губернии (теперь Курской области), на Белгородчине, в семье сельского учителя.
В 1927 году окончил среднюю школу в с. Мирополье Сумской области. По окончании школы на протяжении шести месяцев работал в Моропольском Районо штатным ликвидатором неграмотности.
В 1928 году уехал в Москву, где поступил на работу в депо при Белоруско-Балтийском канале в качестве ученика слесаря.
В 1929 году перешел на завод изоляционных материалов «Изолятор» [Золотые звезды...].
Работал там до 1934 года работал последовательно, дежурил на сушилке младшим теплотехником, мастером горячей прессовки специзолятора. Одновременно, без срыва производства, учился на вечернем отделении Московского Механико-Машиностроительного института им. Баумана.
В 1934 году, будучи на втором курсе института, при сокращении вечерней сети ВУЗов сдал зачет на квалификацию чертежника-конструктора и выехал на работу в г. Сталиногорск (тогда Московской области) по призыву ЦК ВЛКСМ, где работал на Бобриковском комбинате чертежником-конструктором до 1937 года, на стройучастках и в отделе капитального строительства Сталиногорской железной дороги.
В 1937 году пошел на курсы переквалификации. Это были 10-месячные учительские курсы для подготовки учителей русского языка и литературного чтения в 5-7 классах при Мособлоно, рассчитанные на десятимесячный курс. По окончании курсов был направлен в Орловскую область, преподавал в Красненском районе Орловской области, а позже был школьным инспектором.
Шаповалов А.Ф. вспоминает: «Орловский облоно направил меня в Красненский район, где в течение двух лет работал учителем русского языка и литературы в 5-7 классах, а в 1940 году был в аппарат районо на должность школьного инспектора. В этой должности работал до февраля 1942 года».
1.2.Военные годы в жизни А.Ф. Шаповалова
К началу Великой Отечественной войны состоял студентом заочником второго курса Курского педагогического института на факультете русского языка и литературы.
С началом Великой Отечественной войны был мобилизован в местный истребительный батальон, где без отрыва от своей службы проходил военное обучение и нес службу бойца.
23 февраля 1942 года был направлен на фронт. Воевал в составе Первой гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии, которая впоследствии была переформирована в Первый гвардейский механизированный корпус. Воевал Анатолий Фомич на Юго - Западном фронте, на Третьем Украинском фронтах в составе 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии. Воины этой дивизии 355 стрелкового полка одними из первых вступили бой при защите Москвы.
Второго марта 1942 года прибыл Гвардейскую ордена Ленина стрелковую дивизию, и был зачислен в восьмую отдельную разведроту - стрелком-разведчиком. Эта часть действовала тогда в Волчанском районе Харьковской области.
25 августа 1942 года был переведен в штаб полка для несения службы в качестве писаря строевой части. После переформирования полка в 1-ю Гвардейскую механизированную бригаду и был переведен в оперативный отдел в качестве топографа. Со своей частью прошел путь от среднего течения дона до австралийских Альп. Участвовал во взятии Будапешта и Вены.
В 1944 году вступил в кандидаты ВКП(б). В плену и в окружении не был, на оккупированной территории не был, не судился.
Демобилизовался из рядов Красной Армии на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР со второй очередью в конце 1945 года.
1.3. Годы войны (выписка из автобиографии)
Немало учителей сменили мел и указку на шинель и винтовку.
Воевал Анатолий Фомич Шаповалов с 1941г. по 1945г. на Юго – Западном фронте (ЮЗФ), был старшиной оперативного отдела штаба 1-й гвардейской механизированной бригады, 1-го гвардейского механизированного корпуса.
На фронте находился с 1 марта 1942 года.
Юго-Западный фронт. Участник боя под Харьковом (Волчанский и Рубежанский районы), стрелок-разведчик 8-й отдельной разведроты 1-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизии [Приложение 4].
Брянский фронт. Бои в Долгоруковском районе Курской области. Пулеметчик № 2 2-го гвардейского стрелкового полка 1-й гвардейской стрелковой дивизии.
С ноября 1942 года по март 1943 года в боях по окружению Сталинградской группировки противника, потом в боях в Донских степях в качестве солдата-автоматчика.
1943 год. ЮЗФ. В боях на подступах к г.Чутуеву – старшина оперативного отдела штаба 1-й гвардейской механизированной бригады 1-го механического корпуса.
1943 год. ФЗФ. В боях на Изюминском плацдарме (правобережье Северного Донца), в боях за освобождение Донбасса, в боях на подступах к городу Запорожье – старшина оперативного отдела штаба 1-й гвардейской мехбригады.
1944 год. В боях на правобережье Днепра (от пос. Мишурин Рог до Кировограда) – оперативный отдел штаба 1-й гвардейской мехбригады.
1945 год. 3-й Украинский фронт. В боях в Венгрии и Австрии (Дунайская равнина, подступ к Будапешту, бои в Будапеште, на озере Балатон, за г. Секешфехервар, выход к границам Австрии, подступы к Вене, бои в г.Винернойштадт) в составе 1-й гвардейской мехбригады.
Служил в разведроте. Сражался под Сталинградом, освобождал Донбасс, центральные области России. День Победы встретил в Австрийских Альпах.
1.4. Ранения
Анатолий Фомич был ранен дважды: 31 марта 1942 года в бою под с.Варваровка Рубежанского района Харьковской области. После пребывания в прифронтовом госпитале в 3-ю пулеметную роту 2-го Гвардейского Краснознаменного полка 1-й Гвардейской стрелковой дивизии.
Вторично был ранен в июне 1942 года в бою под с.Борки Долгоруковского района Курской области в составе Брянского фронта. После лечения был направлен в свою часть.
1.5. Боевые и «мирные» награды
Боевые награды: медаль «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», орден Отечественной войны I степени, два ордена «Красной Звезды».
Награды за мирный труд:
За педагогический труд Анатолий Фомич имеет звание «Отличник народного просвещения», грамоты Министерства просвещения СССР, ОблОНО, РОНО, медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» [Приложение 5].
Их не счесть...
2. Анатолий Фомич – учитель
После демобилизации поступил на работу в аппарат Краснояружского района Курской области на должность инспектора школ сельской молодежи. Демобилизовавшись в ноябре 1945 года, вернулся в Краснояружский район, на хутор Высокое. Анатолий Фомич демобилизовался и приехал в Краснояружский район, где жили его родители.
С начала 1946-1947 учебного года переведен на должность завуча Илек-Пеньковской семилетней школы, а с 1949 по 1980 годы – ее директором [Приложение 6].
В 1949 году начали зарождаться традиции школы (В 1933 году начальная школа была преобразована в 7-летнюю, в 1960 г. – в 8-летнюю, а в 1989 г. она получила статус средней).
Выйдя потом на пенсию, продолжал работать с 1970 по 1993 учителем рисования и черчения Илек-Пеньковской восьмилетней СШ [Приложение 7].
2.1. Анатолий Фомич – оформитель школьного музея
Еще в 1970 году начал создаваться музей в Илек-Пеньковской школе. Крупицу за крупицей собирали материалы о боевом пути 206 стрелковой дивизии, которая освобождала село от фашистов, красные следопыты под руководством учительницы истории Куликовой Екатерины Петровны. Она и была первым основателем музея. Сначала это был просто уголок, впоследствии ставший школьным музеем. Оформили его учащиеся под руководством директора школы Шаповалова Анатолия Фомича [Приложение 8]. Главным направлением музея является военно-патриотическая тематика [Пархоменко].
Но наряду с военными реликвиями много материала собрано по истории села, о его замечательных людях. При непосредственном участии Шаповалова А.Ф. школа была определена опорной по эстетическому воспитанию. С его участием развивалось движение красных следопытов.
Анатолий Фомич, вместе с отличником народного просвещения Е.П. Куликовой, занимался много лет оформлением музея боевой и трудовой славы. Учил и воспитывал детей, зажигал негасимый огонь любви к людям, с которыми по-настоящему сроднился. Это был настоящий интеллигент. У него врожденный дар педагога. Анатолия Фомича знал и знает в селе каждый человек, да и не только в селе, но и в Краснояружском крае. Он здесь был всегда своим человеком.
2003 год – создание экспозиции о ветеране войны и труда Шаповалове Анатолии Фомиче [Приложение 9].
2.2. Анатолий Фомич - художник
Сам Анатолий Фомич хорошо рисовал. Его картины экспонировались на выставках, 13 картин он подарил местному краеведческому музею [Приложение 10]. Член Союза художников России Александр Петрович Тарасенко так отзывался об Анатолии Фомиче как художнике: «Я не ожидал такого качества работы. Пусть он своим талантом художника как можно дольше приносит людям счастье и радость» [Этнографические записи].
Большую часть своей жизни он провел в селе Илек-Пеньковка. Учил и воспитывал детей, зажигал негасимый огонь любви к людям, с которыми по-настоящему сроднился.
Здесь была его школа, здесь стоит его дом, который он построил сам. Анатолий Фомич был депутатом сельского Совета. Везде чувствовалось его непосредственное активное участие. Многие его ученики остались в родном крае и не забывают своего наставника и учителя.
Заключение
«Это нужно живым…»
Мы, будущие граждане России, с юного возраста должны знать, среди каких ценностей живем, не быть равнодушными к своему прошлому, гордиться его славным героическим традициям.
Анатолий Фомич Шаповалов – защитник Отечества, основатель школьного музея, художник, отличник народного просвещения, завуч, директор, учитель-пенсионер Илек-Пеньковской 8-летней школы. Человек, всю свою жизнь посвятивший людям, детям, школе. Он жил для села, для людей [Приложение 11]. Без него, как говорили сами жители села, немыслима была жизнь в Илек-Пеньковке.
Прошло почти 75 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не утихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны. Мы не имеем право забыть тех солдат, которые защищали нашу Родину ради того, чтобы мы жили сейчас. Мы обязаны все помнить…
Это наш нравственный долг перед старшим поколением и потомками. От прошлых поколений мы получили в наследство огромное достояние. И наш долг – сохранить и приумножить его.
Список источников и их условных обозначений:
1. Золотые звезды краснояружцев. – источник доступа: http://www.genskov.ru/nuda/zolotie-zvezdi-krasnoyarujcev/stranica-2.html – [Золотые звезды...].
2. Край мой незабвенный: О прошлом и настоящем, об истории и природе Краснояружского района. – Белгород, 2000. – 300 с. – [Край…].
3. Пархоменко, И.Г. Белгородская губерния (Социально-экономический и историко-культурологический очерк)/ И.Г. Пархоменко. – Белгород: Издательство Белгородской ГСХА, 2002. – 309 с. – [Пархоменко].
4. Этнографические записи: школьники о культуре Белгородчины/ Белгородский государственный музей народной культуры. – Белгород: КОНСТАНТА, 2006. – 76 с. (Серия «Музей – школе») – [Этнографические записи].
Простые летающие модели из бумаги
Именинный пирог
Лиса-охотница
И тут появился изобретатель
В поисках капитана Гранта