Актуальность темы исследовательской работы состоит в том, что в настоящее время на фоне сложных экономических и социальных условий все больше появляется потребность людей в духовной пище, а именно в возрождении самобытной традиционной культуры наших предков, религиозных верований и обрядов.
Многовековая традиционная религия, которую исповедовали наши предки, получает повсеместное распространение. Поэтому актуальность проблемы заключается в необходимости сохранения и развития национальной культуры, сохранение нравственности, через символы буддизма – субурганы. В с.Бага-Тугтун, где проживают мои родные, есть ступа, которая посвящена женским богиням Зеленой и Белой таре. Ступа обладает магической силой добра, вносящие гармонию в нашу жизнь, очищающие наш ум от жадности и корысти, наполняющие наши сердца любовью ко всему живому на земле.
Я поставила цель исследовать монументы, способствующие сохранению мира в мире. Последние годы человечество стало, более внимательно относится к тому, что мы называем духовные учения, восстанавливаются храмы, церкви, дацаны, возводятся субурганы. И я в своей работе хочу рассказать об одном из таких святых мест.
Объект исследования: Почитаемые объекты в селе Бага-Тугтун.
Предмет исследования: Исторические закономерности становления и развития святых мест.
Вложение | Размер |
---|---|
svyateyshie_mesta_mandzhieva_d._1.pptx | 2.83 МБ |
dinara.doc | 74 КБ |
Слайд 1
Выполнила: Манджиева Динара Нурлановна ученица 9 класса МКОУ «Бага - Тугтунская СОШ» Руководитель: Кравченко Ирина Владимировна «Святейшие места » Республиканский заочный конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся « Бичкн Торскм », посвященный 75-летию Победы Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Номинация «Этнография»Слайд 2
Актуальность темы исследовательской работы состоит в том, что в настоящее время на фоне сложных экономических и социальных условий все больше появляется потребность людей в духовной пище, а именно в возрождении самобытной традиционной культуры наших предков, религиозных верований и обрядов. Объект исследования: Почитаемые объекты в селе Бага- Тугтун . Цель исследования: Изучение и исследование архитектурных особенностей святых мест в селе Бага- Тугтун , и их значимость. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи : рассмотреть генезис исторических форм буддийских ступ, раскрыть значимость субурганов . поиск и отбор учебной, научной литературы по данной теме; изучение и исследование жизни людей, которые принимали участие в воздвижение святых монументов в с.Бага-Тугтун , Яшалтинского района. анализ, обобщение, систематизация собранного материала. Методы исследования: Метод сбора информации: работа в библиотеке со справочными материалами, с архивными документами, изучение исторической литературы; анализ, обобщение, систематизация собранного материала; интервьюирование.
Слайд 3
Во все ступы закладывают статуэтки (цаца), листы с заклинаниями (мантра), а также благовонные растительные ингредиенты
Слайд 4
Разновидности ступ
Слайд 5
Ступа Просветления ( с.Бага-Тугтун )
Слайд 6
Торжественное открытие ступы
Слайд 8
Поклонный Крест ( с.Бага-Тугтун )
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Бага- Тугтунская средняя общеобразовательная школа»
Республиканский заочный конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «Бичкн Торскм», посвященный 75-летию Победы Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Номинация «Этнография»
Тема работы «Святейшие места»
Подготовила: Манджиева Динара Нурлановна
ученица 9 класса
МКОУ «Бага - Тугтунская СОШ»
359002 РК Яшалтинский район, с.Бага-Тугтун, ул.Пионерская, 8
359002 РК Яшалтинский район, с.Бага-Тугтун, ул.Ленина, 26/2
Руководитель: Кравченко Ирина Владимировна
учитель английского языка
МКОУ «Бага - Тугтунская СОШ»
359002 РК Яшалтинский район, с.Бага-Тугтун, ул.Пионерская, 8
с.Бага-Тугтун, 2020г.
Содержание
Введение
Возведение различного рода религиозных памятников в этнокультурных традициях народов мира всегда было достаточно актуальным. В последние годы изучение религиозных символов традиционной буддийской культуры приобрело особую актуальность, это, прежде всего, было связано с воздвижением большого количества архитектурных памятников - субурганов.
Актуальность темы исследовательской работы состоит в том, что в настоящее время на фоне сложных экономических и социальных условий все больше появляется потребность людей в духовной пище, а именно в возрождении самобытной традиционной культуры наших предков, религиозных верований и обрядов.
Многовековая традиционная религия, которую исповедовали наши предки, получает повсеместное распространение. Поэтому актуальность проблемы заключается в необходимости сохранения и развития национальной культуры, сохранение нравственности, через символы буддизма – субурганы. В с.Бага-Тугтун, где проживают мои родные, есть ступа, которая посвящена женским богиням Зеленой и Белой таре. Ступа обладает магической силой добра, вносящие гармонию в нашу жизнь, очищающие наш ум от жадности и корысти, наполняющие наши сердца любовью ко всему живому на земле.
Я поставила цель исследовать монументы, способствующие сохранению мира в мире. Последние годы человечество стало, более внимательно относится к тому, что мы называем духовные учения, восстанавливаются храмы, церкви, дацаны, возводятся субурганы. И я в своей работе хочу рассказать об одном из таких святых мест.
Объект исследования: Почитаемые объекты в селе Бага-Тугтун.
Предмет исследования: Исторические закономерности становления и развития святых мест.
Цель исследования: Изучение и исследование архитектурных особенностей святых мест в селе Бага-Тугтун, и их значимость.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
Методы исследования:
Метод сбора информации: работа в библиотеке со справочными материалами, с архивными документами, изучение исторической литературы;
анализ, обобщение, систематизация собранного материала;
интервьюирование.
Практическая значимость моей работы в том, что она интересна не только мне, но и жителям, проживающим на территории республики.
Результаты данной работы могут быть использованы, на мой взгляд, при проведении классных часов, подготовке к научным конференциям, для приобщения современного поколения к истории своей малой Родины.
Основная часть
Особенности воздвижения буддийских ступ в Калмыкии
С 1998 года началось активное строительство ступ на территории Калмыкии. В настоящее время насчитывается около 40 ступ. Во всех 13 районах Калмыкии имеются ступы. Так, например, в поселке Целинный при поддержке земляков на месте древнего хурульного комплекса был построен Субурган «Ступа просветления» в память о хуруле и в честь рода зайсангов Дондуковых, как символ связи времен и поколений.
В конце XIX века при участии зайсанга был построен хурульный комплекс в урочище Босдг. В 1930 году он был разрушен. Зайсанг Эмген Убуши Дондуков был известен не только в Калмыкии, но и далеко за ее пределами. Он был удостоен многих царских наград, имел усадьбу с фруктовым садом в урочище Годжур. В 1902 году после его смерти на могиле зайсанга был сооружен субурган. В памяти народа князья Дондуковы остались как добрые покровители своего аймака.
В поселке Аршан - Булг «Ступа просветления» была сооружена и освящена 11 июня 2002г, расположена в самом центре поселка. А также, построен субурган в честь Маани Багш, расположен в 6-ти км, юго-западнее п. Аршан Булг.
По желанию жителей п. Ялмта на народные пожертвования, и спонсорскую помощь в 2008 году была установлена Ступа Просветления.
Одинокий тополь среди степи близ поселка Хар-Булук Целинного района, по- моему мнению, одно из самых почитаемых и посещаемых мест в республике. Это дерево считается священным.
Хар-Булук с калмыцкого языка означает "чистый родник". Одинокий тополь с каскадом родников — памятник природы регионального значения. Памятник включен в систему особо охраняемых территорий Постановлением Совета Министров Калмыцкой АССР от 8 октября 1981 года № 473 под названием «Одинокий тополь».
Памятник природы представляет собой одинокий тополь, высаженный буддийским монахом Пурдаш- багши в 1846 году (высота тополя около 15 м, диаметр 1,5 м) с прилегающим земельным участком. На нём имеются выходы природных ключей с пресными подземными и минеральными водами, имеющими лечебное значение, открытые этим же монахом в 1846 году.
Местные жители бережно хранят бесценные документы и реликвии, связанные с историей своего родного края.
В 1992 году в поселке Хар-Булук состоялось открытие хурула, который в память о кочевом храме назвали Богдохинским. Церемония освящения и открытия восьми буддийских ступ у Одинокого дерева состоялось 8 октября 2013 г в 11 часов. Ритуал освящения возглавили высокие мастера буддийской практики — Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и Еше Лодой Ринпоче. Монахи Центрального хурула, заложили в ступы священные реликвии.
Во все ступы закладывают статуэтки (цаца), листы с заклинаниями (мантра), а также благовонные растительные ингредиенты. Это мускатный орех, гвоздика, шафран, кардамон. « Семь драгоценностей»: золото, серебро, жемчуг, коралл, опал, рубин и сапфир.
Восемь возведенных субурганов – это ступы Лотоса, Просветления, Мудрости, Чудес, Сошествия с небес Тушита, Примирения, Совершенной Победы и Паринирваны. Они предназначены для удаления всех негативных препятствий в мире, приносят пользу, гармонию и мир всем живым существам, приводят в равновесие природные силы, способствуют процветанию местности.
По- моему мнению, воздвижение буддийских ступ в Калмыкии, оказывает позитивное влияние на силовое поле всей вселенной. Главное назначение строительства ступы в том, чтобы помогать людям, очищаться от негативных впечатлений и вместо этого увеличивать позитивные впечатления, вследствие чего возрастают заслуга и мудрость. Когда ступа строится с чистым настроем, то вследствие этого очищается душа. На мой взгляд, обретаются сообразительность, мудрость и прочие высочайшие качества. Если мы будем, бережно относится к памятникам истории, у нас будет, чем гордиться и что передать подрастающему поколению.
Виды и символика ступ
Субурган - буддийское культовое сооружение, хранящее священные реликвии, гробницы лам в Тибете, Монголии, Бурятии, Калмыкии. Ступы представляют собой символ просветленного ума Будды и являются не только формой подношения, но являются объектом, излучающим и передающим благословение всем живым существам, вступившим с ними в контакт. Построенная по всем правилам и инициированная специальным ритуалом ступа, является генератором духовной энергии, целью которой служит принесение гармонии и мира всем живым существами и приведение в равновесие сил природы. Это предполагает необходимость формирования у наших сограждан высоких нравственных и этических качеств.
Субурган - это место, где человек может очистить свои мысли и получить просветление. В Субургане всегда должна гореть лампадка (зул). Зул - масленые лампады возжигаются ради благополучия и долголетия.
Особое значение культовые надмогильные сооружения приобретают после смерти духовного учителя, легендарного основателя буддизма Гаутама Будды в 544 г. до н. э. Так в 40 лет Гаутама стал Буддой — Просветленным.
По преданию, его тело было сожжено, останки разделены между учениками и захоронены в восьми ступах.
Традиция построения субурганов в Калмыкии в основном является отражением тибетской. Тематика построения ступ основывается также на традиции воздвижения восьми Великих ступ Будды.
1. Ступа лотоса. Она была построена при жизни Будды и символизирует рождение Будды.
2. Ступа Просветления или ступа победы над всеми препятствиями.
3. Ступа мудрости, или также ступа 16 ворот. Она была построена в связи с первыми поучениями Будды.
4. Ступа чудес. Считается, что Будда переубедил последователей неправильных взглядов с помощью чудес.
5. Ступа схождения с небес Тушита или Небеса Радости. Будда дал поучения своей матери в мире богов на небесах Тушита.
6. Ступа примирения, или ступа единства.
7. Ступа совершенной победы. Незадолго до своей смерти Будда продлил свою жизнь по просьбе учеников на 3 месяца. Ступа символизирует победу учения Будды над смертью.
8. Ступа паринирваны. Паринирвана - в буддийской мифологии "окончательная нирвана", означает окончание земной жизни. Главная часть имеет форму колокола, и это символ совершенной мудрости Будды.
Важнейшая форма из всех восьми - ступа Просветления. Она является одновременно символом преодоления всех препятствий. У всех восьми ступ одинаково нижняя часть до львиного трона и верхняя часть после колец. Середина имеет разные формы. Весь внешний мир и наше собственное тело состоят из этих пяти первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства.
Исследование показало, что ступа состоит из пяти частей, каждая из которых относится к одному из пяти элементов и имеет свою символику.
1. Нижняя, квадратная часть ступы символизирует элемент земли.
2. Куполообразная часть - элемент воды.
3. Конусообразная часть с кольцами - элемент огня.
4. Зонт - элемент ветра.
5. Вершина ступы - элемент пространства.
Символика ступы Просветления
Драгоценная ваза: символизирует неисчерпаемые качества.
Основная плоскость: символизирует десять позитивных действий тела, речи и ума.
Три ступени: символизируют три Драгоценности - прибежище в Будде, Дхарме и Сангхе.
Львиный трон: символизирует непобедимость. На нём изображены снежные львы.
Малый и большой лотосы: символизирует: щедрость, этику, терпение, усердие, медитативное сосредоточение и мудрость.
Квадратная поверхность трона: символизирует четыре неизмеримых: любовь, сочувствие, радость, равность.
Главное назначение строительства ступы в том, чтобы помогать людям, очищаться от негативных впечатлений и вместо этого увеличивать позитивные впечатления. Когда ступа, неважно какого размера, строится с чистым настроем, то вследствие этого очищается человек от дурных намерений, мыслей, качеств и обретаются сообразительность, мудрость и прочие высочайшие нравственные качества.
Те, кто живут вблизи ступы, могут делать хорошие пожелания, поклоны и подношения. Проходящие или проезжающие мимо могут пережить неожиданную вспышку ясности в уме. Даже тот, на кого упадёт тень ступы, накапливает тем самым большую заслугу.
Какие основные правила надо соблюдать при посещении ступы?
На заданный мною вопрос, гелюнг ответил: "Никаких жертвоприношений, это абсолютно исключено, запрещено. Также не принято на этой ступе совершать подношение алкоголем и сигаретами. Это не принято. Если просто сложили камни в тур, в этом ничего плохого нет, если рядом бить бутылки, мусорить, складывать дерн, разрушая растительный покров, пользы это им не принесет, это принесет им вред, и этот вред может проявиться».
Самое главное около ступы сохранять чистые мотивации и чистые мысли - вот это самое трудное и самое важное. Если человек сохранит хорошие мысли то ему в голову не придет мусорить, если у него мысли неправильные, жалко такого человека, он вредит сам себе, не надо мусорить в любых местах, но просто около ступы любые действия приобретают силу в тысячу больше крат. Не очень важно во что верите, но очень важно, чтобы вы сохранили добрые мысли, если есть благие мысли на благо всех, эти мысли обязательно принесут результаты.
Когда человек приходит к субургану помолиться или просто побыть со своими мыслями наедине, он должен сделать подношение. Смысл подношения в том, чтобы радовать Будд. Необходимо делать подношения от всего сердца, с чувством глубокого уважения. Нельзя подносить грязные, старые, испорченные, ворованные, полученные обманным путем вещи и продукты. При подношении трижды произносят при этом мантру « О мани, пад ме хум».
Когда вы прошли один круг по часовой стрелке, вы должны подойти к алтарю и произвести поклон. Надо правильно сложить ладони. Большие пальцы должны быть согнуты внутрь. Прикасаться руками к трем частям тела, то есть ко лбу, гортани и груди. Затем осуществляется поклон, прикосновение лба к алтарю. Количество обходов вокруг субургана должно быть 3, 7, 21, 108 и более раз. Эти числа в буддизме считаются священными.
Таким образом, делая некий вывод, можно сказать, что на территории Калмыкии существует определенная традиция построения ступ, основанная на тибетских традициях. Когда началась волна строительства буддийских храмов (хурул) 1998 году появились новые архитектурные постройки - ступы.
Ступа - не просто памятник, это постоянно работающее сооружение, приносящее неисчислимое благо людям, всем живым существам. Поэтому строительство ступ - это не обычное строительство, оно включает в себя много религиозных ритуалов, особых священнодействий.
История строительства святых мест в с.Бага-Тугтун
В беседе с буддийскими монахоми я узнала, что Строительство ступы надо начинать с тантрического обряда. Этот обряд представляет собой очень сложный ритуал подношения духам местности. Проводится очищение местности, монахи просят разрешения на возведение культового сооружения. Когда воздвигается ступа, то всем, без исключения, дается возможность принять в этом участие, чтобы каждый мог таким образом накопить заслуги для этой и будущей жизни или просто почтить память монахов. Можно помочь в написании молитв, которые также закладываются в ступу. А еще можно помочь деньгами или пожертвовать жемчуг, кораллы, бирюзу, золото или серебро. Принять участие в возведении ступы - одна из величайших заслуг.
Цаца - маленькие глиняные статуэтки, которые закладываются внутрь ступы, как символ тела, речи и ума Будды.
По рассказам сельчан, в 2009 году в Бага-Тугтуне состоялся большой сход граждан. Местные жители решили построить в селе субурган – Ступу Просветления, чтобы защитить всех от всего плохого.
Подготовка сельчан к возведению ступы длилась почти год. Дело это хлопотное, причем сугубо добровольное, да и не все верили, что задумка все-таки претворится в реальность.
Инициаторами стали старожилы села Бага-Тугтун: семья Мучкиновых, семья Раковых, семья Бадминовых, семья Ходжиновых. Они собирали средства, добровольное пожертвование сельчан, деньги поступали даже от тех, кто давно здесь не живёт.
Всем не терпелось приблизить день открытия. Даже из других мест приезжал народ, чтобы прикоснуться к святости и оставить частицу своего сердца здесь, у этого строительства, стараясь сделать это своими руками, своим трудом.
Жители села не раз приходили на субботники, чтобы принять участие в строительстве, уборке вокруг ступы. Рабочие села благоустроили участок, а работники клуба посадили вокруг цветы. Каждый житель села внес свой вклад, а значит и теплоту своего сердца в строительство Ступы Просветления.
Есть в нашем селе еще одно святое место, куда приходят люди с чистыми помыслами, с добрым сердцем, с чистыми намерениями. Это место около села называется «Поклонный крест».
Крест сопровождает христианина, начиная с крещения, изображается на иконах, церковной утвари, украшениях. Нательный крестик носят на шее. Крест венчает главу храма, покоится на престоле, ставится как моленный, поклонный, благодарственный— возле храма, у дорог, в поле…
Сама традиция ставить кресты пришла на Русь даже раньше крещения в 988 году.
Именно крест стал тем местом, где постигается истина, как, переживая все трудности жизни, все-таки оставаться человеком и быть счастливым, черпая силы в Боге, построенная по инициативе бывшего главы СМО с.Бага –Тугтун, Радченко Анатолия Александровича.
При въезде в города, в сёла, на территории разрушенных храмов, на местах расстрела жертв репрессий сегодня можно увидеть поклонные кресты. Традиция возрождается.
Стоит крест на въезде в село, построенный на пожертвования народа, на средства жителей села, стоит, и всяк, кто проходит мимо, замедляет шаги и читает молитву, если не вслух, то про себя.
Освящение камня, впоследствии заложенного в фундамент креста, проходило торжественно местным батюшкой Михаилом. Строился крест руками местных жителей в 2015 году. Несмотря на жару, на дожди, работа кипела, поднимался крест все выше и выше. Любой проходящий мимо старался замедлить шаги и посмотреть на него, окинуть взглядом стройку, прикинуть объем работы и сказать хотя бы несколько признательных слов строителям.
Ничто так не сплачивает людей, как общее дело, общий труд!
В ходе данного исследования было определено, святые места – это культовые архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, способствующие сохранению мира. Исследование показало, что духовное влияние святых мест столь велико, что те, кто её почитают, кто принимает участие в строительстве, а также те, кто живет поблизости от них, воспринимают их позитивное воздействие как источник мира, счастья и благополучия.
Заключение
Наши наблюдения показали, что феномен калмыцкой культовой архитектуры в основном является отражением тибетской культуры. Об этом свидетельствует пример строительства ступы в селе Бага-Тугтун: выбор места и день закладки основания ступы, посильное участие верующих в строительстве, орнаменты на основании ступы, ограждение, мантры с молитвами - все перекликается с тибетскими духовными традициями. В принципе ступы могут быть самыми разными. У нас ступа органично вписалась в окружающую культурную среду небольшого села. Она доступна всем, желающим поклониться.
В сложную символику ступ можно углубляться до бесконечности. Облик ступы может быть любым, главное, понимать ее значение и символику.
Из всего сказанного и исследованного можно сделать вывод, о том, что воздвижение святейших мест стало символом возрождения духовности народа: сегодня жители Калмыкии активно посещают священные храмы и ступы, более того родилась новая традиция: молодожены обязательно должны побывать в центральном хуруле « Золотой обители Будды Шакъямуни» и на «Пагоде семи дней» в день свадьбы.
Список использованной литературы
1. Базарова Э.Б. Историко-культурная традиция воздвижения буддийских ступ / Э.Б. Базарова // Исследования молодых ученых: межвуз. сб. ст. - Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2007.
2. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм.кн. изд.1994г
3. Борисенко И.В. Храмы Калмыкии: Альбом. - Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1994.
4. Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство. Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 1991.
5. Басаев Д.Э. Семь звезд. Элиста, Калмыцкое книжное издательство, 2004.
6. Емельяненко В. Г, Аюшова Ц. Н. О родном крае. Элиста: АПП "Джангар" 1999г.
7. Жуковская Н.Л.Калмыки. Москва. Издательство «Голос-пресс».
8. Еше Пагчог. Буддизм: шаг первый. Элиста: АПП "Джангар" 2002г.
9. Коокуева А. Сокровища Буддизма. Элиста: АПП "Джангар" 2004г.
10. Наднеева К. Буддизм махаяны в Республике Калмыкия: учебное пособие. — Элиста: Калмыцкий гос. ун-т, 2002
11. Статьи из газеты «Известия Калмыкии».
12 « Восемь священных буддийских ступ» Н.Шалдунова; http://khurul.ru/
13. http://www.spektr.info/
Снежный всадник
Сочные помидорки
Дерево в снегу
Сказка об одной Тайне
Знакомые следы