Сегодня в условиях интенсивного внедрения современных технологий в жизнь оленеводов и охотников остается актуальной проблема сохранения традиционных знаний о кочевом образе жизни эвенков, таежном оленеводстве и охотпромысле.
Вложение | Размер |
---|---|
sana_karina.docx | 50.64 КБ |
Департамент образования МО «Алданский район»
Районная научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
ЗНАКИ И СИМВОЛЫ В ЖИЗНИ ЭВЕНКОВ
Работу выполнила: Сигаева Карина
Ученица 8 класса
МБОУ «СОШ №20 с. Хатыстыр»
Руководитель: Степанова С. Р.,
учитель русского и эвенкийского языков
Якутск 2019
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Среди народностей Севера видное место занимают тунгусские племена и их своеобразной культурой. Тунгусы являются одним из древнейших народов азиатского материка. Тысячелетия назад, в каменном веке, они изобрели многое из того, что было жизненно необходимо в тайге. Они изобрели дымокур ля защиты от полчищ кровососущих летающих насекомых, соорудили для себя лёгкое переносное жилище – конический чум из жердей, покрываемый летом вываренной эластичной берестой, зимой мягкой, как бархат, выделанной продымлённой лосиной замшей - ровдугой. Для преодоления бурных, порожистых горных рек смастерили лёгкие, как скорлупы, изящные берестяные лодки с остовом из тонких деревянных пластин. Без этого и многого другого, созданного тунгусами, тайга, возможно, осталась бы безлюдной на тысячелетия. Впоследствии они приручили быстроногого пугливого животного – оленя, который стал для них всем: средством передвижения, пищей и одеждой, и отныне стали подлинными хозяевами тайги, освоили огромные пространства от Ледовитого до Тихого океана, до Байкала и монгольских степей.
Цель работы: изучить и сохранить традиционные знания эвенков
Задача работы: изучить знаки и символы в жизни эвенков, выявить степень использования знаков и символов современными эвенками Алданского района
Объект исследования: культура и традиции эвенков
Предмет исследования: знаки и символы в жизни эвенков
Актуальность: сегодня в условиях интенсивного внедрения современных технологий в жизнь оленеводов и охотников остается актуальной проблема сохранения традиционных знаний о кочевом образе жизни эвенков, таежном оленеводстве и охотпромысле.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в качестве теоретического и наглядного материала на уроках эвенкийского языка, национальной культуры.
Методы исследования: работа с литературой, полевая практика, наблюдение, беседа с оленеводами, анкетирование.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка использованной и приложений.
I. Знаки и символы в жизни эвенков
1.1 Дорожные знаки - илкэн. Эвенки входят в северную ветвь тунгусоязычных народов Севера. До недавнего прошлого они кочевали на своих оленях большими семьями, охотясь на копытных и пушных зверей. Иногда разъезжались по разным речкам, условившись о встрече в определенном месте через определенное время. Информацию о своих передвижениях, о добытом звере, о потерянных оленях и так далее передавали специальными дорожными знаками и рисунками на затесах на деревьях или придорожных скалах.
Дорожные знаки делались из подручных предметов, таких как тальник, палка, мох и камень.
Самым распространённым дорожным знаком является ИЛКЭН- затесина на дереве. Этот знак делали по ходу пути острым топориком или уткэном – пальмой на таком расстоянии, чтобы его было видно от дерева к дереву.
Илкэны делались на местах постоянного кочевья вдоль речек, на перевалах горных хребтов. Так указывали путь к дэвуну – месту убитого и оставленного в тайге зверя для неhуде-людей, которые на оленях перевозили добычу на стойбище.
На затесинах давалась разнообразная информация для приезжающих следом сородичей. Углем или дэвэ – красной или черной минеральной краской – охрой рисовали копытных зверей, оленей в разных позах, что имело определенный смысл. Например, дикий олень или лось, нарисованный в естественном положении, означал «здесь есть дикие олени или лоси». Если же фигурки были вверх ногами, то это означало «убили дикого оленя или лося, возьмите себе». При этом рисовали стрелку, указывающую направление, и делали затесины на деревьях до места дэвуна.
Если на этой стоянке терялся олень, то рисовали оленя (самца, самку, или теленка), по возможности копируя его масть и форму рогов. В случае, когда терялось несколько оленей, то рисовали оленей (самца, самку, теленка), а под ними вертикально черточками указывали количество их. Например, рисунок означал: «потерялись три самца, две самки, два теленка, поищите их».
Такими же рисунками давали знать о наличии в данной местности стаи волков, предупреждая, чтобы здесь не останавливались, проезжали дальше.
Если на этом стойбище от какой-либо болезни пропадал олень, то рисунком оленя вверх ногами предупреждали об опасности возможного заражения оленей.
Рисунки на затесинах свидетельствуют о том, что большинство эвенков – прирожденные художники, с метким глазом, умелыми руками, способностью тонко подмечать все вокруг себя, логически осмысливать и философски обобщать происходящее.
Кроме ИЛКЭН и рисунков на затесинах, эвенки широко пользовались дорожным знаком СУГАР – очищенный от веток тальник длиной 1-1.5 метра вставлялся в глубокую зарубку, сделанную сильным ударом острого топора. Таким способом они тоже могли сказать о многом. Тонкий конец тальника указывал направление пути. На самом тальнике ножом делались пометки- зарубки, обозначающие расстояние в кочёвках (одна эвенкийская кочевка равняется примерно 10 километрам), или засечки, указывающие километры, например, знак говорит: «находимся на расстоянии в две кочевки и три километра».
Сугар давал сведения о расстоянии и без зарубок и засечек. Тальник, сильно наклоненный вниз, означал: «находимся очень близко», слабый наклон кончика тальника- «находимся не очень далеко», а конец тальника, направленный вверх,- «уехали далеко, сюда больше не вернемся»
Иногда конец тальника закручивали в круг, что так же означало «находимся близко». Если поблизости не было дерева, то в землю или снег втыкалась палка – жердь с прикреплённым на верхушке сугаром- тальником с соответствующей информацией.
Эвенки обычно кочевали вдоль рек, ручьев, ключей, при наличии прибрежных скал иногда направление пути указывали стрелкой, а расстояние- вертикальными черточками под ней.
Самым простым дорожным знаком эвенков является ЛЭГДЭКЭН- мох, верхушка кочки, обломанная ветка дерева, засунутые между ветками высоких кустарников, положенные у основания сучьев деревьев или на верхушку высоких пней и т.д. Так находили откочевавших эвенков или дэвун убитого зверя. Наряду с лэгдэкэном указателями служили надломленные верхушки молодых деревцев, тальников, ветвей больших деревьев. Спустя годы по этим меткам можно было найти перевал через горный хребет, старую дорогу, по которой проехали на оленях вдоль речки.
Дорожными знаками для эвенков могли быть жерди или длинные палки, прислоненные к дереву, к пню вдоль и поперек дороги. В первом случае знак означал: «следуйте за нами», во втором- «ехать нельзя», «не ходи». Зимой об этом же указывали прочерком на снегу палкой вдоль дороги или поперек нее.
1.2 Жилище и хозяйственные постройки Мужчины – эвенки во все времена были в широком смысле и плотниками, и столярами, и кузнецами. Для того чтобы вьючить оленей, ездить верхом и на нартах, ходить на охоту на лыжах, преодолевать водные пространства и так далее, надо было многое уметь делать. В зависимости от времени года и продолжительности стоянки на одном месте строили себе различные жилища: дерновые, берестяные, корьевые, покрытые замшей, ветками. При этом деревянный остов этих жилищ был очень рациональной, удобной для быстрого построения конструкции. Охотник, находясь далеко от стойбища в тайге, за считанные минуты мог себе соорудить себе шалаш из веток.
Кроме жилищ, кочевнику – эвенку нужны были всевозможные хозяйственные постройки для хранения одежды и продуктов. Эти постройки тоже были разнообразными. Так для долгого хранения продуктов и одежды строили пури – крытый корьем дерева лабаз на высоких сваях, колбо – зимнюю наземную кладовку – сруб из бревен, в нем обычно оставляли мясо. Около жилища, где проживали долгое время, строили дэлкэн – помост на сваях без крыши. Для защиты оленей от жары и насекомых эвенки строили халтаму – помещение из бревен или теневой навес из жердей, также для содержания оленей строили курэ ибутэй: первое – маленькая изгородь для повседневного содержания, второе – большая изгородь длиной в 10-20 км. использовалась в зимнее время. Гулик – маленькая постройка из жердей на подобие дэлкэн для хранения костей охотничьей добычи (дикий олень, лось, медведь). Онкучак (булуус) – яма для хранения свежих мяса, рыбы и молока.Все эти постройки являлись для эвенков тоже своего рода знаками, по которым можно было получить информацию или сведения о том или ином роде, а сегодня по ним мы можем определить места кочевья своих предков, также мы можем их употребить как дорожные знаки.
1.3 Знаки и символы в производственной деятельности. Производственная деятельность эвенков включала в себе разведение оленей и охотничий промысел. Эвенки-оленеводы, будучи мудрыми и умными, находили разные способы обозначения своих оленей, методы организации сезонных мероприятий, что сегодня можно отметить как традиционные знания эвенков.
1. Ушки оленят.Для того, чтобы не ошибиться при пересчете, эвенки отрезали у оленят кусочки ушей, продевали их через нить и вешали на дереве у халтамы.
2. Доска учета количества оленей используется, чтобы посчитать количество оленей в стаде без ошибок. На доске химическим карандашом рисуют четыре точки в форме квадрата, затем – четыре линии, соединяющие эти точки и две диагональные линии. Один квадрат считался в десять оленей. По этой доске можно узнать, сколько оленей было при пересчете (обычно июль месяц). Эту доску оставляли тоже на дереве у халтамы.
3. Клеймо-отметка при пересчете оленей используются, чтобы не считать второй раз одного и того же оленя. Горячим железом, имеющим определенную форму, прожигают шерсть на задней части оленя.
4. Разноцветные тряпки на рогах важенок. Важенок отмечали разноцветными тряпками, чтобы не перепутать их при дойке. Тряпочку привязывали на рога. У каждой семьи тряпка должна быть определенного цвета. Например, тряпка красная значит: это моя важенка и только я могу ее доить.
5. Сережка на ушке верхового оленя. Бывало часто что оленей сильно путали из-за их большого количества. Как я уже говорила важенок отмечали тряпочками, а на верховых оленей надевали на уши сережки.
6. Отметка на ушке оленя. У каждого рода есть свой способ отметки оленей. Чтобы не перепутать своего оленя с оленем других, каждая семья имела свою метку, которую вырезали на ушах оленей, обычно это делалось при летнем пересчете.
7. Родовые узоры на ремнях колокольчиков, ботало, кылдьыы. Эвенки украшали родовыми узорами ремни колокольчиков, ботало, ездовые снаряжения.
В охотничьей жизни эвенков есть такое понятие как Синкэн – 1) насекомое, символ удачной охоты. Встречается редко, если поймаешь такое насекомое, нужно обязательно бросить его в огонь и поехать на охоту, тогда ты обязательно вернешься с добычей. 2) Бывает очень редко, что охотник находит на своем добытом звере (олене) мешочек с шерстью, который находится в шейной части. По поверьям наших предков, это символ удачи для охотника, талисманом счастья.
1.4 Бытовые знаки эвенков
Для эвенков немаловажными были и знаки-приметы в бытовой жизни:
1. Чайник свистит – будут гости или новость какая. Для эвенков считалось, если чайник свистит, то будут гости или новость какая.
2. Нож лежит лезвием вверх – это к добыче (к свежеванию добычи). Если охотник увидит нож, лежащий лезвием вверх, считалось, что скоро охотник добудет мясо.
3. Если охотник добудет редкую красивую большую утку, то он обязательно вешает шерсть головына дверь избушки или на стояк палатки, чтобы добыть еще больше таких уток. Это тоже знак удачной охоты.
II. Знаки и символы эвенков в современной жизни таежников Алданского района
Каждое лето мы со всей семьей ездим к дедушке, в стойбище Лэптукэй, расположенное в 60 км. от с. Большой Нимныр.
Немного о моем дедушке. Моего деда зовут Сосин Владимир Николаевич, он родился 16 марта 1957 г в семье эвенков. Всю свою жизнь посвятил оленеводству, работал оленеводом в совхозе «Алданский», ветеран труда. В 2014 году, когда ему исполнилось пятьдесят лет, вышел на пенсию по выслуге лет и открыл свою родовую общину «Сонкан». Сегодня смотрит за своими частными оленями, кочует вместе с женой, Мариной Владимировной. В зимнее время в основном кочуют и охотятся на соболя, диких оленей, занимаются подледной рыбалкой, а все лето проводят в стойбище – дюгакит (летнее стойбище). В летнее время, когда много слепней, мошкары, комаров, оводов, олени сами приходят в стойбище и весь день проводят под навесом (халтама), где постоянно горит дымокур (туптэ). Я, сестра и брат помогаем поддерживать огонь в дымокуре, носим дрова, труху, ухаживаем за маленькими оленятами: мы им собираем ягель и кормим, затем водим на водопой к ручью. Их специально привязывают, чтобы важенки не уходили далеко и еще чтобы тугуты не высасывали молоко у матерей, а вечером моя бабушка Марина доит их. Оленье молоко очень жирное и вкусное.
Будучи в тайге, я заинтересовалась дорожными знаками, которыми оленеводы пользуются и по сей день. Когда мы заезжали в тайгу мой папа, встречая нас, срезал путь и, чтобы не потерять дорогу на обратном пути, вешал мох на сучки деревьев, так мы быстрее добрались до стада. Этот дорожный знак раньше эвенки называли – ЛЭГДЭКЭН. Иногда я видела надломленные верхушки молодых деревьев, это тоже знаки таежников, теперь я знаю для чего они предназначаются.
Однажды мои дедушка и папа поехали на охоту, добывать мясо. Они приехали на следующий день за грузовыми оленями, чтобы привести добытое ими мясо. Из их разговора я поняла, что охота была очень трудной, ведя следы дикого оленя, они далеко ушли. Дедушка спросил у папы делал ли он ИЛКЭН, он ответил, что сделал. Оказывается, чтобы быстрее найти ДЭВУН (место убитого зверя) на обратном пути охотники делают затесины на деревьях ИЛКЭН. Летом в жару мясо хранят в глубокой яме под землей (БУЛУУС), чтобы мясо не испортилось.
В зависимости от времени года наше стадо кочует по местам, где оленям безопасно пастись и плодиться. На месте зимовки у деда стоит избушка, она очень теплая и просторная. Рядом с ней дедушка построил дэлкэн (помост на сваях без крыши), где хранит свои вещи для повседневного пользования (веревки, седла(нээмэ), различную утварь). Недалеко от дома на деревьях соорудили лабаз (крытый дэлкэн) для хранения сезонной одежды и продуктов, так делается на каждой стоянке. В начале апреля перекочевывают на весеннее стойбище-неннекит, где ежегодно проводят отел оленей. Первые оленята обычно рождаются в середине апреля. В начале июня меняют стойбище, переезжают на летнее стойбище-дюгакит. Летник моего дедушки находится у большого ручья Лэптукэй, где мы проводим все лето: купаемся, помогаем дедушке по хозяйству, присматриваем за оленями, рыбачим, собираем грибы и ягоды.
На пути к стойбищам можно увидеть дерево-поклонения к духам местности, украшенное яркими лоскутками материи. Этот символ первоначально у эвенков имел следующее значение «мы живы, мы здесь», лоскутки материи привязывались к дереву каждый год, давая знать о том, что семья или род продолжает жить. Сегодня эти лоскутки называются «салама» и привязываются с просьбой о благополучии и удачи, в основном используются при обрядах на праздниках «Ысыах», «Бакалдын», на свадьбах, новосельях, деревья - бэлэх мас встречаются на дорогах как символ удачной поездки. Если на пути встречается такое дерево, нужно обязательно остановиться и оставить что-нибудь в подарок (в основном денежные купюры, монеты, конфеты и сигареты…)
Для того, чтобы выявить степень использования дорожных знаков современными эвенками Алданского района, провела анкетирование среди оленеводов с. Хатыстыр. Сегодня в с.Хатыстыр функционируют 26 родовых общин и ОАО КМНС «Хатыстыр», оленеводов в общем списке числится 95 человек. В анкетировании участвовали оленеводы ОАО КМНС «Хатыстыр», родовых общин: «Сонкан», «Бута», «Иджек», «Сэргэлээх», «Нэкэ», «Бутэй», «Орогли», «Тимтон», «Гонам», «им. В.С. Сидорова», «Кустук», «Киэн Урэх», «Угут», «Амга», «Амин», «Хаппарастаах», «Угино», «им. Г.П.Маркова», «Тырканда», «Хатын», «им. Мартынова», «Кэбэли». Из 68 опрошенных илкэн знают все, сегодня используется якутский вариант слова «илкээйии», лэгдэкээн используется 54 оленеводами, сугар утратил прежнее значение и используется очень редко, его знают только старики – 13, рисунки на камне, на скалах, на бересте не используются современными эвенками, так как оленеводы сегодня имеют иные средства связи: рация, сотовый и спутниковый телефоны. Рацией обеспечены все оленеводческие стада, сотовую связь имеют три стада ОАО КМНС «Хатыстыр», расположенные вдоль федеральной трассы, оленеводы общин «Сонкан», «Сэргэлээх», «Киэн-Урэх», находящихся рядом с нефтепроводом «ВС-ТО», спутниковые телефоны имеются у 6 отдаленных от с. Хатыстыр общин(500-1200км): «им. В.С. Сидорова», «им. Г.П. Маркова», «Хатын», «Тырканда», «Бутэй», «Иджек», общины «Угут», «Амга» имеют доступ к интернет-ресурсам, так как на базе общин работают кочевые школы.
2.2 Жилище и хозяйственные постройки. Сегодня в основном все жилищные и хозяйственные постройки сохранились , будучи у дедушки, я изучила все виды построек, кроме гулика. К моему удивлению, ни в одном стойбище нет гулика. Процент сохранения составляет 92%
2.3 Знаки и символы в производственной деятельности.В данном разделе мною обнаружено 5 знаков: ушки оленят, доска для учета оленей, метка на ушке оленя, тряпочка на рогах дойных важенок, узоры на ремнях колокольчиков и ботало. Метка-клеймо при пересчете оленей утратила свое значение, так как сегодня нет стад с большим количеством оленей, оленеводы знают каждого оленя (100-200 голов). Сережки на ушах верховых оленей тоже не одевают, потому что количество ездовых оленей поштучное: верховых – 4, передовых - 5, вьючных и нарочных – 8. Процент сохранения – 71%
2.4 Бытовые знаки. В этой части сохранилось 67% примет. Мой дедушка не обращает внимания на примету – свист чайника, он смеется, когда я спрашиваю у него об этом знаке. Про лезвие ножа знает, но сильно не верит, а шкуру головы гуся или большой утки он и сам не прочь приклеить на стойку своей палатки.
Выводы:
- в прошлом эвенки, не имея письменности и других средств связи, мудро придумали «говорящие» дорожные знаки, с помощью которых общались, давая друг другу разные сведения, необходимые для жизни. Дорожные знаки наших предков остаются по сегодняшний день актуальными в жизни современных таежников, по моим наблюдениям, процент сохранения составляет примерно 50%, а остальные знаки устарели и ими сегодня практически не пользуются. К сожалению, истинных знатоков кочевой жизни с каждым годом становится все меньше и меньше: из жизни уходят старики - бессменные следопыты тайги, поэтому дорожные знаки – илкэн сегодня среди современных оленеводов имеют практическую востребованность. В оленеводческие стада приходят совсем неприспособленные к таежной жизни молодые люди, которые выживают в экстремальных условиях благодаря дорожным знакам эвенков.
- Хозяйственные постройки и знаки в производственной деятельности сохранились благодаря тому, что сегодня не имеется заменяющих их аналогов.
- использование оленеводами современных технологий дает им возможность тесно общаться друг с другом, способствует улучшению жизненных условий в тайге, но в то же время является причиной утраты традиционных знаний и навыков кочевой жизни эвенков.
Заключение
Изучая эту тему, я узнала не только о символах и знаках эвенков, но и о сложной жизни оленеводов и охотников в экстремальных условиях тайги. Наши предки во все времена были в широком смысле слова умными и мудрыми людьми, прирожденными художниками с метким глазом, умелыми руками, способностью тонко подмечать все вокруг себя, логически осмысливать и философски обобщать происходящее. Так сама жизнь и природа – их родной дом щедро одаривала эвенков умением делать все своими руками, талантом умельцев- мастеров и художников. Этот дар и позволял им общаться на расстоянии при помощи всевозможных рисунков, строить разные виды жилища и хозяйственных построек, придумывать разные способы организации производственной деятельности. Одним словом, мой народ – истинное дитя природы.
Список использованной литературы:
1. Огрызко В. В. «Эвенкийская литература», Москва, 2006
2. «Эвенки», Санкт-Петербург, 2003
3. Журнал «Илкэн» №3 2013, Якутск, 2013
4. Варламова Г. И. «Имеющая свое имя Джелтула-река», Якутск, 2007 г
Тезис исследовательской работы ученицы 8 класса МБОУ СОШ №20 Сигаевой Карины по теме «Знаки и символы в жизни эвенков»
Добрый день участники республиканской научно-практической конференции «Сохраним культуру – сохраним народ», уважаемое жюри, я. Ученица 9-го класса, Сигаева Карина представляю свою исследовательскую работу по теме « Знаки и символы в жизни эвенков»
Цель работы: изучить и сохранить традиционные знания эвенков
Задачи: изучить знаки и символы в жизни эвенков, сделать сравнительный анализ использования знаков и символов современными эвенками Алданского района
Объект исследования: культура и традиции эвенков.
Предмет исследования: знаки и символы эвенков
Актуальность: сегодня в условиях интенсивного внедрения современных технологий в жизнь оленеводов и охотников остается актуальной проблема сохранения традиционных знаний о кочевом образе жизни эвенков, таежном оленеводстве и охотпромысле.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в качестве теоретического и наглядного материала на уроках эвенкийского языка, национальной культуры.
Методы исследования: работа с литературой, полевая практика, наблюдение, беседа с оленеводами, анкетирование.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения и списка использованной.
Часть 1. «Знаки и символы в жизни эвенков». В этой части дается теоретическая информация о знаках и символах эвенков по четырем тематическим группам: 1) Дорожные знаки-илкэн; 2) Жилище и хозяйственные постройке; 3) Знаки и символы в производственной деятельности; 4) Бытовые знаки.
Часть 2. «Знаки и символы в современной жизни таежников Алданского района».
2.1 Каждое лето мы со всей семьей ездим к дедушке, в стойбище Лэптукэй, расположенное в 60 км. от с. Большой Нимныр.
Будучи в тайге в прошлом году, я заинтересовалась дорожными знаками, которыми оленеводы пользуются и по сей день. Когда мы заезжали в тайгу мой папа, встречая нас, срезал путь и, чтобы не потерять дорогу на обратном пути, вешал мох на сучки деревьев, так мы быстрее добрались до стада. Этот дорожный знак раньше эвенки называли – ЛЭГДЭКЭН. Иногда я видела надломленные верхушки молодых деревьев,это тоже знаки таежников, теперь я знаю для чего они предназначаются. Однажды мои дедушка и папа поехали на охоту, добывать мясо. Они приехали на следующий день за грузовыми оленями, чтобы привести добытое ими мясо. Из их разговора я поняла, что охота была очень трудной, ведя следы дикого оленя, они далеко ушли. Дедушка спросил у папы делал ли он ИЛКЭН, он ответил, что сделал. Оказывается, чтобы быстрее найти ДЭВУН (место убитого зверя) на обратном пути охотники делают затесины на деревьях ИЛКЭН.
Для того, чтобы выявить степень использования дорожных знаков современными эвенками, провела анкетирование среди оленеводов с. Хатыстыр. В анкетировании участвовали оленеводы ОАО КМНС «Хатыстыр». Из 68 опрошенных илкэн знают все, сегодня используется якутский вариант слова «илкээйии», лэгдэкээн используется 54 оленеводами, сугар утратил прежнее значение и используется очень редко, его знают только старики – 13, рисунки на камне, на скалах, на бересте не используются современными эвенками, так как оленеводы сегодня имеют иные средства связи: рация, сотовый и спутниковый телефоны. Рацией обеспечены все оленеводческие стада, сотовую связь имеют три стада ОАО КМНС «Хатыстыр», расположенные вдоль федеральной трассы, оленеводы общин «Сонкан», «Сэргэлээх», «Киэн-Урэх», находящихся рядом с нефтепроводом «ВС-ТО», спутниковые телефоны имеются у 6 отдаленных от с. Хатыстыр общин: «им. В.С. Сидорова», «им. Г.П. Маркова», «Хатын», «Тырканда», «Бутэй», «Иджек», общины «Угут», «Амга» имеют доступ к интернет-ресурсам, так как на базе общин работают кочевые школы.
В этом году решила продолжить свою работу, в результате чего у меня появились такие тематические группы:
2.2 «Жилище и хозяйственные постройки» Сегодня в основном все жилищные и хозяйственные постройки сохранились , будучи у дедушки, я изучила все виды построек, кроме гулика. Процент сохранения составляет 92%;
2.3 «Знаки и символы в производственной деятельности». В данном разделе мною обнаружено 5 знаков: ушки оленят (кэпсиигин), доска для учета оленей (кордорохун уонна кэпсиигин, метка на ушке оленя (кэпсиигин), тряпочка на рогах дойных важенок (кордорохун, кэпсиигин), узоры на ремнях колокольчиков и ботало (кордоро-кордоро кэпсиигин). Метка-клеймо при пересчете оленей утратила свое значение, так как сегодня нет стад с большим количеством оленей, оленеводы знают каждого оленя (100-200 голов). Сережки на ушах верховых оленей тоже не одевают, потому что количество ездовых оленей поштучное: верховых – 4, передовых - 5, вьючных и нарочных – 8. Процент сохранения – 71%
2.4 Бытовые знаки. В этой части сохранилось 67% примет. Мой дедушка не обращает внимания на примету – свист чайника, он смеется, когда я спрашиваю у него об этом знаке.Про лезвие ножа знает, но сильно не верит, а шкуру головы гуся или большой утки он и сам не прочь приклеить на стойку своей палатки.
Выводы:
- в прошлом эвенки, не имея письменности и других средств связи, мудро придумали «говорящие» дорожные знаки, с помощью которых общались, давая друг другу разные сведения, необходимые для жизни. Дорожные знаки наших предков остаются по сегодняшний день актуальными в жизни современных таежников, по моим наблюдениям, процент сохранения составляет примерно 50%, а остальные знаки устарели и ими сегодня практически не пользуются. К сожалению, истинных знатоков кочевой жизни с каждым годом становится все меньше и меньше: из жизни уходят старики - бессменные следопыты тайги, поэтому дорожные знаки – илкэн сегодня среди современных оленеводов имеют практическую востребованность. В оленеводческие стада приходят совсем неприспособленные к таежной жизни молодые люди, которые выживают в экстремальных условиях благодаря дорожным знакам эвенков.
- Хозяйственные постройки и знаки в производственной деятельности сохранились благодаря тому, что сегодня не имеется заменяющих их аналогов.
- использование оленеводами современных технологий дает им возможность тесно общаться друг с другом, способствует улучшению жизненных условий в тайге, но в то же время является причиной утраты традиционных знаний и навыков кочевой жизни эвенков. Заключение: Изучая эту тему, я узнала не только о символах и знаках эвенков, но и о сложной жизни оленеводов и охотников в экстремальных условиях тайги. Наши предки во все времена были в широком смысле слова умными и мудрыми людьми, прирожденными художниками с метким глазом, умелыми руками, способностью тонко подмечать все вокруг себя, логически осмысливать и философски обобщать происходящее. Так сама жизнь и природа – их родной дом щедро одаривала эвенков умением делать все своими руками, талантом умельцев- мастеров и художников. Этот дар и позволял им общаться на расстоянии при помощи всевозможных рисунков, строить разные виды жилища и хозяйственных построек, придумывать разные способы организации производственной деятельности. Одним словом, мой народ – истинное дитя природы.
Содержание
Введение
Заключение
Список использованной литературы
Приложеня
Невидимое письмо
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Злая мать и добрая тётя
Галка в чужих перьях
Растрёпанный воробей