Вложение | Размер |
---|---|
Моя родина-Шэнэхэн исследовательская работа | 18.62 КБ |
ГБОУ «Бурятский республиканский
национальный лицей–интернат № 1»
Исследовательская работа
«Моя родина-Шэнэхэн»
Выполнила
ученица 4 б класса РБНЛИ № 1
Дамбиева Сэрчима
Руководитель
Николаева Санжима Захаровна
Улан-Удэ, 2019
Введение
Родина моих родителей – Шэнэхэ́н (бур. Шэнэхээн, монг. Шинэхэн) — местность в Эвенкийском хошуне Хулун-Буирского городского округа Внутренней Монголии Китая. Находится недалеко от административного центра — города Хайлар.
Меня заинтересовала история возникновения Шэнэхэн и история заселения моих предков в этой местности в далеком прошлом. И я задала вопросы моим родителям:
- Как буряты оказались в Китае? Почему мои предки в начале ХХ в.
покинули родные земли и отправились в неизвестность?
Целью исследования явилось изучение истории переселения бурят в местность Шэнэхэн
Задачи исследования:
Описать события основания Шэнэхэн, периоды его заселения, а также интересные события в истории шэнэхэнских бурят.
Источники.
В основу моего доклада легли рассказы моих родителей, дедушки, бабушки о истории шэнэхэнских бурят.
Также некоторую информацию находили в книге «Шэнэхээн буряад монголнууд» где была статья на старомонгольском языке. Автором книги был СогтынЖамса из племени Хуасай.
Основная часть
Название Шэнэхэн произошло от названия реки – Шэнэхэн. В древности эта река называлась Тахимын гол. В 30-ых годах 18 века в этой местности проживали Yэлэд монголы и дали название этой местности –Шэнэхэн.
В конце 19 века их настигла эпидемия болезни – тарбаган тахал, где большинство людей умерли от этой болезни, а часть покинули эту местность.
Долгие годы в этой местности люди не заселялись.
Заселение бурятами этих степей началось в 1903 году и продолжалось до 1930-х годов. Основная масса переселенцев была с территории Аги, с берегов Онона и Торея, Адун-Челона, Борзи, Харанора, Хада Булака.
Основными причинами эмиграции бурят из Российской империи и СССР послужило несколько причин: нехватка пастбищных земель из-за массового переселения крестьян из западных районов России; революции и гражданская война; коллективизация конца 1920-х — начала 1930-х годов. Таким образом, были три большие волны миграции.
Последняя группа получила название шэнэхэнских бурят, когда28 августа1924 году заключили с губернатором местного округаХулун-Буира ( Хулэн Буйрын МайранЗанги) договор, по которому бурятам была отведена земля размером в 9 тысяч квадратных километров по долинам трех небольших рек данной местности для заселения. Был создан бурятский хошун (уезд), включавший 4 сомона. Были назначены администраторы из числа переселенцев. Первым администратором бурятского уезда был РаднынАбида. Тогда население уезда (Буряадхушуун) составляло 170 семей с численностью 700 человек.
К 1929 году насчитывалось 900 семей с численностью 4000 человек. В 1931 году 70 семей переселились вдоль реки Шэлын гол, этих бурят называли «Модонгынбуряад». В 1940 году обратно вернулись в местность Шэнэхэн.
Несмотря на все испытания и бедствия, шэнэхэнские буряты создали в Китае крепкие хозяйства и сохранили свою традиционную культуру.
В 1928 году в Шэнэхэне начали строить Сумэ дацан, названный Дашидондобын. В дацане в то время вели службу порядка 60-70 лам.
Благодаря сохранению традиций кочевого пастбищного скотоводства шэнэхэнские буряты сумели создать крепкую материальную базу, развить культуру, в том числе новое сценическое искусство. Среди них выросли известные в КНР певцы, артисты, чемпионы Азии по борьбе, стрельбе из лука, знаменитости во многих отраслях хозяйства и культуры.
В настоящее время в Шэнэхэне проживают около 6000 -7000 бурят.
Также сейчас мои дедушки, бабушки и другие родственники проживают в Шэнэхэне. И мы часто с родителями ездим туда, навещать своих родственников. По рассказам моих родственников, я узнала, что мои предки переселились в Шэнэхэн с местности Борзи.
Мой отец из рода Бодонгууд - Доржын, Дамбиин Сэдэндамбын Сэрэн–Бэлиг. Моя мама из рода Хальбан – Ошорой Сэвэнэй Долгоржаб.
Падение советского режима, позволило шэнэхэнским бурятам вернуться на историческую родину. Правительство Республики Бурятии оказали государственное содействие делу возвращения первых бурят из Шэнэхэна. Было подписало соглашение с правительством Внутренней Монголии, по которому около 300 шэнэхэнцев вернулись в Бурятию. Небольшие группы шэнэхэнцев начали возвращаться в Бурятию с начала 1990-х гг. В числе первых возвращенцев был и мой отец.
Вернувшись на историческую родину, шэнэхэнские буряты оказали самое благотворное влияние на развитие бурятской культуры, возрождению забытых традиций.
В заключении хочу сказать, что без прошлого нет настоящего и надо всегда свято хранить память о своих предках, о родном крае, передавать весь накопленный опыт и знания из поколения в поколение.Я, потомок шэнэхэнских бурят с гордостью могу сказать, что благодаря моим предкам я владею своим родным языком и знаю обычаи и традиции своего народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Абидуева С. Шэнэхэнские буряты – Патриот №4, 2005. С.6-7
2. Согтын Жамса «Шэнэхээн буряад монголнууд» - 2011.
3.Источники из Интернета
Выбери путь
Зимовье зверей
Большое - маленькое
Для чего нужна астрономия?
Компас своими руками