работа победителя ХХIII Отктытой ученической конференции " Поиск и творчество" Смирновой Юлии ; Секция: Гуманитарные науки (право)
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_poisk_i_tvorchestvo_smirnova_yu.docx | 65.06 КБ |
ОТКРЫТАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПОИСК И ТВОРЧЕСТВО»
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОПРОСАХ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
Секция: Гуманитарные науки (право)
Автор: Смирнова Ю. Г. (учащаяся 11 Л класса МАОУ гимназия № 32 города Калининграда, Калининградская область)
Научный руководитель: Липськая Л. А. (учитель истории и обществознания)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 32
2015-2016
город Калининград
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретическая часть работы ……………………………………………………. 5
а. Что такое Ювенальная юстиция? ……………………………………………. 5
б. История Ювенальной юстиции ……………………………………………..... 6
в. Правосудие по делам несовершеннолетних в России …………………….... 7
Глава II. Практическая часть работы ……………………………………………...…… 14
а. Рабочая программа (проект)…………………….…………………………….. 19
Заключение …………………………………………………….……………………………. 23
Список литературы ………………………………………………………………………… 24
Обоснование выбранной темы
По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году рост подростковой преступности в Москве увеличился на 24,1%. При этом почти на 40% возросло количество совершенных несовершеннолетними краж, грабежей и разбоев. Все это говорит о низком уровне правовой культуры у несовершеннолетних граждан. Это может быть вызвано рядом различных причин, из которых наиболее значимыми являются слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, плохая организация общественной работы с несовершеннолетними и низкий уровень общей правовой грамотности непосредственно в вопросах Ювенальной юстиции (особенно это касается субъектов образовательного процесса, которые призваны обучить несовершеннолетних их правам и обязанностям).
Основными задачами деятельности среднего общеобразовательного учебного заведения являются:
Из чего следует, что именно на школьной ступени образования человек приобретает базовый набор знаний и умений, необходимых для его дальнейшего существования и развития в обществе.
Актуальность: так как на данный момент наметилась негативная тенденция роста подростковой преступности, необходимо принять меры по стабилизации и улучшению ситуации. Наше исследование призвано обратить внимание общественности на то, что корень данной проблемы лежит в незнании законов ювенальной юстиции, а также в несовершенстве ювенальной системы в России (Ювенального права как отдельной отрасли права в России нет, однако его элементы встречаются иных отраслях права, например, Семейном, Трудовом и др.).
Гипотеза: в России недостаточно высокий уровень правовой грамотности в вопросах ювенальной юстиции, как у несовершеннолетних, так и у взрослого населения. Поэтому, на базе участников образовательного процесса гимназии № 32 города Калининграда, мы решили провести исследование, которое позволит нам оценить уровень правовой компетенции в вопросах ювенальной юстиции, выявить проблемные аспекты и причины их наличия, а также предложить возможный способ решения выявленных проблем.
Цель исследования: выявить уровень правовой компетенции участников образовательного процесса в вопросах ювенальной юстиции и на основе анализа полученных данных создать внеурочный модуль по системе ФГОС, направленный на ликвидацию правовой безграмотности учащихся (подробное изучение прав и обязанностей несовершеннолетних).
Объект исследования: уровень правовой компетенции учащихся 6(среднего звена) и 11(старшего звена) классов и учителей гимназии № 32 города Калининграда.
Основные задачи:
Методы исследования: в ходе исследования мы использовали методы сбора и систематизации материала, элементы социологического опроса, тестирование определенных возрастных категорий участников образовательного процесса, анализ полученных результатов.
Практическая направленность: Обозначить необходимость в рамках образовательного процесса организовать курс (дисциплину), где на теоретическом и практическом уровне несовершеннолетние комплексно, в полном объеме изучить свои права и обязанности. Результатом нашей работы может стать проект рабочей программы по данному курсу (внеурочному модулю).
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Что такое Ювенальная юстиция?
К сожалению, в настоящее время в России сложилось в большинстве своем негативное отношение к Ювенальной юстиции и системе ювенальной юстиции. В частности данное утверждение подтверждает проведенный нами социологический опрос. (Приложение №1 «Какие ассоциации у вас вызывает термин «Ювенальная юстиция»»?)
Могу предположить, что подобное отношение сформировалось у наших соотечественников вследствие недостаточной информированности о сущности ювенальной юстиции, а также неверно сложившегося представлении о ювенальной юстиции, существующей на Западе. Кроме того мы нередко видим в новостных лентах сюжеты, связанные с «перегибами» в области ювенальной системы в западных странах. Все это настраивает любого мыслящего человека против данной системы. Однако исключить вовсе эту отрасль из правовой системы невозможно, ведь несовершеннолетние – это особая социальная группа, требующая к себе особого отношения.
Так что же все-таки стоит за понятием «ювенальная юстиция»?
Ювенальная юстиция (лат. juvenālis — юношеский; лат. jūstitia — правосудие) – это международный термин. На русском языке он звучит как «правосудие для несовершеннолетних». Концепция ювенальной юстиции, как и всякая иная, включает определенные исходные понятия:
Ювенальную юстицию невозможно рассматривать изолированно от общего правосудия. С ним ювенальная юстиция имеет ряд общих принципов построения и функционирования. Специфику ювенальной юстиции определяют те принципы и нормы, которых нет в общем правосудии и которые создавались дополнительно, для повышения уровня правовой защиты несовершеннолетних. Специфическими принципами ювенальной юстиции являются:
Центральным звеном действующей ювенальной юстиции является суд по делам о несовершеннолетних. Суд для несовершеннолетних включен в концепцию ювенальной юстиции в связи с тем, что он не только реализует специфические принципы ювенальной юстиции, но и сам, как особая судебная юрисдикция дополняет эту специфику.
История Ювенальной юстиции.
Историческое прошлое несовершеннолетних правонарушителей можно назвать жестоким и несправедливым. И такая оценка касается нескольких эпох жизни человечества - от античного мира и средневековья до середины XIX века. Связано это с непониманием того, что дети и подростки нуждаются в повышенной юридической защите своих прав в силу их возраста. Игнорирование этого важнейшего фактора привело к тому, что и римское право, и более поздние историко-правовые памятники средневековья и даже законы нового времени предусматривали очень ограниченную защиту детей перед законом и судом. Происходило это потому, что детей во все времена, предшествовавшие созданию ювенальной юстиции, рассматривали как неполноценных физически и психически, но взрослых. Вторая половина XIX в. ознаменовала собой постепенное, но неуклонное изменение указанного традиционного отношения к несовершеннолетним правонарушителям. Так, еще в 1824 г., в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей - с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослыми преступниками. В 1831 г. закон Штата Иллинойс предусмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в г. Бостоне (Штат Массачусетс) впервые были организованы заседания суда специально для рассмотрения дел несовершеннолетних, а также осуществлен первый опыт применения к ним режима пробации воспитательного надзора, ставшего впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников.
И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли в целом кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Коренной перелом наступил лишь в самом конце XIХ в. и завершился созданием специального суда по делам о несовершеннолетних (2 июля 1899 г. в г. Чикаго, Штат Иллинойс). Создание чикагского суда по делам о несовершеннолетних было своеобразной сенсацией начала XX века. Однако автономная ювенальная юстиция возникла отнюдь не во всех странах, где были созданы суды для несовершеннолетних. Достаточно четко обозначились два варианта: автономный суд, не связанный с общим судом, и состав общего суда, получивший функции рассмотрения дел о несовершеннолетних.
Первым же универсальным международно-правовым актом о защите детства стала первая Декларация о защите прав детей, которая была принята Лигой Наций лишь в 1924 году. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что ряд прав человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании. В Международный год ребенка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Работа над ней продолжалась 10 лет, и 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована в нашей стране.
Правосудие по делам несовершеннолетних в России.
Первый суд по делам о несовершеннолетних в России был открыт в С.-Петербурге 22 января 1910 г. За ним последовали многие российские города. В России функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья. К его компетенции относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также - взрослых подстрекателей подростков. Вопросы гражданского и опекунского производства не относились к юрисдикции «детского» суда. Судья этого суда осуществлял судебный надзор за работой учреждений, принимающих на себя заботу о малолетних преступниках. Позднее, в 1913 г. в компетенцию «детского» суда были включены дела о беспризорных несовершеннолетних в возрасте до 17 лет. Это сразу расширило сферу его гражданского и опекунского судопроизводства.
Суд по делам о несовершеннолетних в России отличали следующие признаки:
— рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;
— избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;
— профессиональная подготовка судьи предполагала знание им детской психологии. Поэтому предпочтительны были врачи и педагоги;
— достаточно широкая предметная подсудность этого суда (т.е. круг рассматриваемых дел);
— конфиденциальность судебного разбирательства;
— отсутствие формального обвинительного акта;
— отсутствие формальной судебной процедуры;
— упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком, при участии его попечителя;
— в основном применение в качестве меры воздействия попечительского надзора (по данным статистики этих судов, эта мера применялась уже в первые годы в 70% случаев);
— обжалование решений судов для несовершеннолетних в особое отделение съезда мировых судей (апелляционную инстанцию на решения мировых судей).
Есть еще одна историческая особенность создания в России первых судов для несовершеннолетних. Ему непосредственно предшествовала активизация деятельности российской юридической общественности в поддержку предлагаемых законопроектов. В числе таких акций было проведение первого в России социологического исследования личности малолетних правонарушителей. Исследование имело цель предоставить законодателям данные и аргументы в пользу создания «детских» судов, вернее, в пользу создания особого судопроизводства по делам этой категории.
Современная модель российского правосудия по делам о несовершеннолетних получила юридическое закрепление в уголовно-процессуальном и уголовном законодательстве, принятом в СССР в ходе правовой реформы 1958-1961 гг. Следует, однако, вспомнить, что фактически правовая и социальная база действующего российского правосудия, занимающегося несовершеннолетними, начала создаваться значительно раньше. Ликвидация дореволюционных «детских» судов в 1918 г., передача их дел несудебному органу - комиссии о несовершеннолетних в 1918-1920 гг., ликвидация этих комиссий и отнесение дел о несовершеннолетних к исключительной компетенции общеуголовного суда - все эти изменения оставили свой след и в действующем правосудии для несовершеннолетних.
После правовой реформы 1958-1961 гг. уголовно-процессуальное законодательство России, как и большинства других союзных республик, входивших в состав СССР, включило нормы, ставшие нормативной базой для расследования и судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних. В УПК РСФСР 1960 г. присутствовала глава 32, седьмого раздела Кодекса, озаглавленная как «Производство по делам несовершеннолетних». В ней имелось 14 статей, отражающих, по мнению законодателя, особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Относились они как к общим принципам судопроизводства, так и к отдельным вопросам, решаемым в ходе расследования и судебного разбирательства по делам этой категории. Надо также иметь в виду, что в УПК 1960 г. имелся еще ряд статей, регулирующих правовое положение несовершеннолетнего в уголовном процессе. И их немалое число. Вопрос о воссоздании ювенальной юстиции включен в судебную реформу, проходящую сейчас в России. Поэтому надо со всей внимательностью проанализировать наше действующее уголовно-процессуальное законодательство с точки зрения возможностей функционирования на его базе ювенальной юстиции. Однако, не стоит забывать, , что российское правосудие для несовершеннолетних подчинено общим принципам всего российского правосудия, поскольку не является автономным и осуществляется общим судом уголовной юрисдикции.
Итак, что же специфического дает наш действующий Уголовно-процессуальный кодекс, если в орбите правосудия оказался несовершеннолетний?
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14 февраля 2000 г. указывает, что «судопроизводство по делам несовершеннолетних должно способствовать предупреждению новых преступлений и судьям необходимо повысить воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию» (п.1, 21).
Особенностям процессуального статуса несовершеннолетних посвящена глава 50 УПК РФ.(https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/5bc2e5f9db2259364323c7b48bbf37f878174201/)
В соответствии со ст. 51 и 438 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого участие защитника обязательно. Отказ от защитника по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, не допускается. Полномочия защитника по делам несовершеннолетних определяются общими правилами (ст. 53 УПК).
Согласно ст. 48 УПК РФ, к обязательному участию в уголовном деле о преступлениях, совершённых несовершеннолетними, привлекаются их законные представители, в порядке, установленном ст. ст. 426, 428 УПК РФ. Эти требования, в соответствии со ст. 420 УПК РФ применяются в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет. Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом прокурор, следователь, дознаватель выносят постановление. Законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, который был отстранен от участия в уголовном деле, имеет право обжаловать эти действия в установленном законом порядке.
Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого закреплен в ст. 425 УПК РФ. Помимо обязательного участия защитника закон предусматривает, что при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога. По времени допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В случае объявления перерыва в протоколе допроса обязательно делается соответствующая отметка.
Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля закрепляются в ст. 191 УПК РФ, согласно которой допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет проводятся с участием педагога. При допросе вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего.
Следует отметить, что несовершеннолетние потерпевший и свидетель, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний не предупреждаются. Им лишь разъясняется лишь обязанность говорить правду.
В соответствии со ст. 96 УПК РФ при задержании подозреваемого дознаватель, следователь или прокурор не позднее 12 часов с момента задержания уведомляет кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии – других родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому. При этом допрос подозреваемого, в соответствии с ч. 2 ст. 46 УПК РФ, должен быть произведен не позднее 24 часов с момента задержания.
Часть 2 ст. 108 УПК РФ предусматривает, что к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана при совершении преступления средней тяжести.
О заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.
В соответствии со ст. 423 УПК РФ при избрании меры пресечения по отношению к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр, на основании п. 1 ст. 105 УПК РФ, на основании п. 2 выщеуказанной статьи, при избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд разъясняет лицам, указанным в части первой настоящей статьи, существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру (в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ). Данная мера пресечения заключается в том, что родители, опекуны, попечители или другие заслуживающие доверия лица, а также должностные лица специализированного детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний, дают письменное обязательство об обеспечении его надлежащего поведения. В случае невыполнения принятого обязательства, на данных лиц может быть наложено денежное взыскание в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст. 73 и 421 УПК РФ, наряду с возрастом несовершеннолетнего, точной датой его рождения, условиями жизни и воспитания, обязательному установлению подлежат уровень психического развития несовершеннолетнего и иные особенности его личности.
Указанные обстоятельства должны в обязательном порядке выясняться путем привлечения в качестве специалистов психолога, педагога, при проведении допросов – школьного психолога, учителей, лечащих врачей, родителей и иных лиц, составляющих ближайшее социальное окружение подростка, посредством истребования справок из учреждений здравоохранения и иного материала, характеризующего несовершеннолетнего. Характеризующий материал на несовершеннолетнего должен содержать следующие основные документы:
Данный материал должен собираться в обязательном порядке.
В соответствии со ст. 88 УК РФ видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
- штраф;
- лишение права заниматься определенной деятельностью;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
-арест;
- лишение свободы на определенный срок.
При назначении наказания несовершеннолетним, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, учитываются следующие особенности:
а) наказание в виде лишения свободы (в том числе и при условном осуждении) не назначается, если им совершено преступление небольшой или средней тяжести впервые;
б) при совершении лицом впервые преступления небольшой или средней тяжести, санкция за которое предусматривается только в виде лишения свободы и не содержит альтернативных видов наказаний (например, ч. 2 ст. 112, ч. 1 ст. 131, ч. 2 ст. 161 УК РФ и др.), подсудимому, в силу требований ч. 6 ст. 88 УК РФ, должно быть назначено более мягкое наказание (предусмотренное ч. 1 ст. 88 УК РФ), чем лишение свободы;
в) при совершении лицом преступлений небольшой или средней тяжести, а также при совершении тяжких преступлений срок наказания не может превышать 6 лет лишения свободы и отбывается в воспитательных колониях;
г) при совершении лицом особо тяжких преступлений срок наказания не может превышать 10 лет лишения свободы и отбывается в воспитательных колониях.
При назначении наказания несовершеннолетним, совершившим преступления в возрасте от 16 до 18 лет, учитываются следующие особенности:
а) срок наказания в виде лишения свободы не может превышать 10 лет и отбывается в воспитательных колониях (независимо от тяжести совершенного преступления);
б) при совершении впервые преступления небольшой тяжести не может быть назначено наказание в виде лишения свободы.
В заключение рассмотрения действующей российской модели правосудия по делам о несовершеннолетних можно сказать, что в действующем уголовно-процессуальном законодательстве России в целом отражены подходы к созданию в нашей стране ювенальной юстиции, отвечающей современным международным стандартам ее организации и функционирования. Хотелось бы отметить, что заседания Судов по делам несовершеннолетних или специальных составов общих судов, преимущественно рассматривающих дела несовершеннолетних, должны носить закрытый характер, так именно проходят указанные разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних в прогрессивно развитых странах, именно этого требуют от нас и Международные нормы права. Это позволит избежать «несправедливого клеймения» огласки о личности подростков, только начинающих жить, и пусть, даже, совершивших правонарушения небольшой или средней тяжести, но желающих встать на путь исправления, принцип конфиденциальности напрямую связан с другими принципами ювенальной юстиции: воспитуемости и социальной насыщенности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Следующим этапом после сбора и систематизации материалов по вопросам ювенальной юстиции стало изучение правовой компетенции участников образовательного процесса гимназии № 32. Для этой цели нами был разработан специальный тест, включающий в себя 7 вопросов непосредственно касающихся прав и обязанностей несовершеннолетних.
Тест на определение уровня правовой грамотности в вопросах ювенальной юстиции.
(*несколько вариантов ответа)
Кроме того, чтобы выяснить как наши респонденты относятся к ювенальной юстиции в целом, мы задали им следующий вопрос: "Какие ассоциации у вас вызывает термин «Ювенальная юстиция»?" (Приложение № 1).
Можно предположить, что полученные результаты связаны с низким уровнем информированности респондентов в вопросах ювенальной юстиции или неверно сложившемся представлении о ней. Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение мы провели тестирование по составленным нами вопросам и проанализировали процент правильных ответов по каждому из вопросов. Ниже представлены результаты в виде диаграмм.
Таким образом, проанализировав полученные результаты тестирования, мы подтвердили свою теорию о низком уровнем информированности респондентов в вопросах ювенальной юстиции. Также тестирование дало нам представление о том, какие области ювенального права являются наименее знакомыми нашим опрошенным. Таковыми стали судопроизводство, связанное с участием несовершеннолетних (вопрос № 3), трудовое законодательство/ труд несовершеннолетних (вопрос № 5), применение норм семейного права (вопрос № 4), УК РФ и УПК РФ (вопрос № 6). Наиболее высоким процентом правильных ответов обладают вопросы № 2 и № 7. Однако в целом картина все же больше негативна, чем положительна, что является бесспорным доказательством выдвинутой нами в начале исследования гипотезы (в России недостаточно высокий уровень правовой грамотности в вопросах ювенальной юстиции, как у несовершеннолетних, так и у взрослого населения). Поэтому, на базе проведенного исследования, мы разработали проект рабочей программы «Права и законные интересы несовершеннолетних», который рекомендуем интегрировать в образовательный процесс в виде внеурочного модуля по системе ФГОС для 8-11 классов. Данная программа включает в себя курс, после прохождения которого учащийся будет ознакомлен с основными нормативно-правовыми актами о правах несовершеннолетних (перечень указан в рабочей программе) и будет обладать сравнительно высоким уровнем правовой культуры. Для того чтобы программа имела наибольшую результативность, рекомендуем ввести систему контроля степени усвоения материала и оценивания по системе «зачет/незачет». В случае необходимости и возможности курс можно сделать более углубленным и увеличить количество часов.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» (ПРОЕКТ)
Рекомендовано как модуль (8-11 класс).
Цели:
Примерная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета обществознание на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»).
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается:
- поиск нужной информации по заданной теме;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается:
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке.
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
- постановка общей цели и определение средств ее достижения,
- конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию,
- формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА
«Права и законные интересы несовершеннолетних»
Раздел 1.Понятие, функции и задачи системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних Понятие системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Функции системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Понятие ювенального права, ювенальной юстиции. Соотношение понятий ювенальное право, ювенальная юстиция и система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Раздел 2. Международные нормативно-правовые акты о правах несовершеннолетних: Женевская декларация прав ребенка 1924 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.; Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») 1985 г.; 7 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних («Эр-Риадские принципы») 1990 г.; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г
Раздел 3 Система российского законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Раздел 4. Ювенальная политика: сущность, объекты, субъекты, цели, задачи и принципы Понятие и содержание ювенальной политики. Объекты ювенальной политики: малолетние, несовершеннолетние, семьи, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях и другие. Субъекты ювенальной политики: молодые граждане, молодые семьи.
Раздел 5. Принципы ювенальной политики: согласование законных интересов субъектов ювенальной политики с интересами и правами других социальных институтов общества, различных социально-демографических групп и слоев населения в регионах РФ; приоритетность инвестиций общества и государства в семью и молодое поколение как инновационный потенциал развития социума; выравнивание стартовых возможностей детей, подростков и молодежи для их самореализации, для осуществления общественно полезных и значимых инициатив молодых граждан, общественных детских и молодежных объединений.
Примерное тематическое планирование.
№ | Тема. | Количество часов. |
1 | Понятие, функции и задачи системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних | 1 |
2 | Международные нормативно-правовые акты о правах несовершеннолетних | 1 |
3 | Система российского законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних | 2 |
4 | Семейные и гражданские права несовершеннолетних | 2 |
5 | Обеспечение прав и интересов несовершеннолетних в судопроизводстве | 1 |
6 | Гарантии обеспечения трудовых прав несовершеннолетних | 2 |
7 | Ювенальная политика: сущность, объекты, субъекты, цели, задачи и принципы | 3 |
8 | Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав | 1 |
9 | Органы по делам молодежи | 1 |
10 | Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних | 1 |
11 | Обобщение. |
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) а) основная литература:
1 Глушков, А. И. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших в уголовном судопроизводстве [Электронный ресурс] / А. И. Глушков. - М.: "Прометей", 2012. - 160 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211716.
2 Семейное право России: учебник для вузов / Л.М. Пчелинцева. - 6-e изд., перераб. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 720 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com/bookread.php?book=404442
3 Гражданское право: учебник: [в 3 т.]. Т. 1 / Е. Н. Абрамова [и др.]; под ред. А. П. Сергеева. - Москва: Велби: РГ-Пресс, 2009.
4 Семейное право России: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / Пчелинцева Людмила Михайловна ;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
~ ~
Шелковая горка
Карты планет и спутников Солнечной системы
Рисуем подснежники гуашью
Вода может клеить?
Именинный пирог