В данном индивидуальном проекте рассматривается жизнь Н.В. Гоголя и Э.А. По. Учащийся произвел поиск информации и сделал вывод в виде сопоставительного анализа жизни, творчества великих писателей.
Вложение | Размер |
---|---|
davtyan.docx | 62.54 КБ |
Министерство образования и науки Калужской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Калужский коммунально-строительный техникум»
им. И.К. Ципулина.
Индивидуальный проект
по дисциплине «Литература»
на тему: «Истоки современной литературы в жанре ужаса и мистики»
Выполнил: Давтян Тигран Мгерович
студент группы – ЛС-11
специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Руководитель: Осипенко Анастасия Ивановна
преподаватель литературы
Калуга, 2020
Содержание
Введение …………………………………………..................................................3
1.Жанр ужаса и мистики ........................................................................................5
2. Н.В. Гоголь …………………………………………………………………….7
2.1.Биография и творчество Н.В.Гоголя…………...............................................7
2.2. Мистические персонажи произведений Н. В. Гоголя ………………….... 8
3.Э.Аллан По ……………………….………………………………………........14
3.1. Биография Э. Аллана По ………………………..………………………… 14
3.2. Творчество Э.Аллана По …………………………………………….……. 15
4. Исследование. Общее в жизни и творчестве Н.В. Гоголя и Э.А. По...……19
Заключение ……………………………………………………………………... 20
Список литературы ………………………………………………………….…. 22
Введение
«Высочайший истинный страх, или экзистенциальный ужас человек способен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия».
Н. А. Бердяев
Произведения Н.В.Гоголя и Э.А. По всегда привлекают красочностью образов и событий, неповторимым украинским колоритом, удивительным оптимизмом авторского изложения и массой мистических деталей, которые прекрасным узором ложатся в канву повествования. Оба они были мистиками и великими выдумщиками, необычайными личностями. Каждый может оценить уникальность творчества этих писателей, с первых страниц окунувшись в строки его произведений. Их жизнь тоже полна интересных фактов, которые помогают раскрыть смысл творчества.
Актуальность: я считаю эту тему актуальной, т.к., проанализировав жизнь двух писателей одного жанра, можно понять, как она влияет на их творчество.
Объект: творчество Н.В. Гоголя и Э.А. По
Предмет: мистика в произведениях Н.В. Гоголя и Э.А. По
Гипотеза: можно предположить образ жизни, окружающие люди и события, государство, возраст в период написания произведений, социальный статус, воспитание писателей, сильно влияет на их творчество.
Цель: изучить писателей Эдгара Алана По, Николая Гоголя от рождения до смерти и понять как это повлияло на их произведения.
Задачи:
Изучить биографию писателей
Ознакомится с их работами (количество издавших работ, мнение критиков их современности, работы которые не издавались).
Изучить особенности жанра мистики и ужаса в литературе.
1. Жанр ужаса и мистики
Хоррор (англ. horror – «страх, ужас»), литература ужасов и мистики. Трудно сыскать жанр популярной массовой литературы, который был бы окружен таким количеством домыслов и просто мифов, как этот. Неприкаянное дитя фантастики, вредное и опасное мракобесие, плод больной фантазии психически нездоровых авторов, упаднический выкидыш искусства... Что же такое на самом деле этот «хоррор» и почему, не смотря на десятилетия запретов и уничижительную критику, он до сих пор вызывает интерес у читателей?
Не стоит пытаться определить принадлежность к хоррору и сугубо по наличию в произведении неких «ужасных» образов вроде зомби или вампиров, ведь на примере пользующихся успехом у подростковой аудитории романов Стефени Мейер мы ясно видим, что и вампиры, и оборотни, и многие другие, казалось бы, вполне типичные для ужасов и мистики олицетворения зла, могут становиться персонажами фэнтези-мелодрамы.
В хорроре все это: определенного рода персонажи, хронотопы (страшный дом, таинственный замок, маленькие города), темы (загробная жизнь, встреча с потусторонним), сюжетные ходы, элементы фантастики, детектива или даже сказки служат средством, которое авторы сознательно либо подсознательно используют для достижения той цели, которая и составляет жанровую специфику, самость хоррора. И цель эта: напугать читателя.
«Страх — самое древнее и сильное их человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого» (1).
Здесь важно понять, что под словом «страх» подразумевается вся палитра родственных страху чувств и эмоций — от «низкого» брезгливого отвращения и банального страха боли, до «высоких» экзистенциального и «космического» (термин Лавкрафта) ужаса, от специфических фобий вроде боязни пауков до эталонного хичкоковского саспенса, от алогичного, абсурдного ночного кошмара до мрачной готической атмосферы.
Важно понять и то, что, так или иначе стремясь читателя напугать, авторы хоррора далеко не всегда добиваются этого эффекта на практике, что может как быть связано с уровнем мастерства самого автора, так и стать следствием многих иных, независящих от писателя факторов. Известно, что ребенка или подростка напугать гораздо легче, чем взрослого, умудренного опытом человека. Потому еще одна распространенная ошибка читателей и критиков, пытающихся определить жанровую принадлежность того или иного произведения, заключается в субъективном подходе, что зачастую выражается в элементарном: «то, что меня напугало — это хоррор, а то, что не напугало — не хоррор».
Литература ужасов обращается к эмоциональному полю страха, но даже самые выдающиеся образцы жанра пугают очень многих, однако — далеко не всех.
Таким образом, наиболее точным определением для жанра, по крайней мере в отношении хоррора, является предложенное кинокритиком Риком Олтманом, согласно которому жанр массового кино является негласным «договором» между создателем фильма и зрителем (2). Это определение можно распространить за пределы кинематографа и на литературу. Читатель хоррора, как и зритель фильмов ужасов, всегда ожидает, что автор будет пытаться его напугать, будет писать о чем-то страшном и волнующем. И если автору удается в полной мере оправдать ожидания читателя, то последний останется доволен.
2. Н.В. Гоголь
2.1. Биография и творчество Н.В. Гоголя
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются: сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», посвященное обычаям и традициям украинского народа, а также величайшая поэма “Мертвые души”.
Детство и юность писателя
Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.
Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.
В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.
Произведение Гоголя «Басаврюк» было опубликовано первым. Позднее повесть переработана в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно она подарила писателю известность. Ведь до этого творчество не приносило Гоголю успеха.
Рассказы Гоголя «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь», «Сорочинская ярмарка», «Страшная месть» и прочие из того же цикла поэтично воссоздают образ Украины. Также Украина была широко описана в произведении Гоголя «Тарас Бульба».
В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина, бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.
Гоголь и театр
Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика.
Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну.
Последние годы жизни
В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.
В начале 1843 года была впервые напечатана известная повесть Гоголя «Шинель». Ночью 11 февраля 1852 года Гоголь сжег второй том “Мертвых душ”, а 21 февраля скончался
2.2. Мистические персонажи произведений Н.В.Гоголя.
Я с удовольствием прочитала такие произведения, как «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть» и повесть «Вий» из сборника «Миргород». Проработав исходный материал, я заметила, что Гоголь не использует всем известных мистических персонажей, широко распространённых в народных сказках, таких, как Кощей, кикимора, водяной, Баба Яга, леший, домовой и др. В его произведениях я встретила колдунов («… в глубоком подвале у пана Данилы, за тремя замками, сидит колдун» («Страшная месть»), ведьм (« …Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле…»( «Ночь перед Рождеством»), ведьмаков ( Пацюк в «Ночь перед Рождеством»), страшного Вия из повести «Вий»( «…приведите Вия! Ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца…»), чертей ( «Ночь перед Рождеством») и других. Я решила узнать, какова природа этих необычных героев, откуда они появились и в каких ещё произведениях литературы и фольклора встречаются. Я посмотрела материал энциклопедий, толковых словарей.
Колдун – это мистический персонаж, обладающий необычными магическими способностями.Колдун (колдунья), ведьмак (ведьма), волхв (вельва),чародей (чародейка) — человек, которому приписывается способность мистического воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (волшебство, магия).
В основе «ритуальной магии» (колдовства) лежат ритуальные действия, позволяющие воспринимать «тонкие материи», «духов». Он сторонник чёрной магии, во многих произведениях является отрицательным персонажем, творящим зло. Своей ролью и значением в произведениях напоминает ведьму. В своей повести « Страшная месть» Гоголь описывает его так: «…приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву…, как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети, а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди них козака. Кто он таков, никто не знал. Но уже протанцевал он на славу козачка. И уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг всё лицо его переменилось: нос вырос и наклонился в сторону, вместо карих, запрыгали зелёные очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё. Изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак – старик. - Это он! Это он!- кричали матери, хватая на руки детей своих…». Как мы видим, Гоголь – прекрасный словесный рисовальщик. От созданного им портрета колдуна исходит угроза. Но здесь мы видим и другое: Гоголь остаётся в душе истинным православным христианином и утверждает торжество святых икон над нечистой силой – под их властью исчезает обман и колдовство, всё проявляет истинную сущность.
Ведьма – это мистический персонаж, обладающий яркими магическими способностями. Она, как и колдун, любит делать зло людям . Она хитра и остроумна, иногда бывает двулична, может скрывать истинное лицо и род занятий. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается ведьма Солоха. «Она была матерью кузнеца Вакулы и имела отроду не больше сорока лет. Она была не хороша, не дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе степенных козаков…, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович…, и козак Корний Чуб, и козак Свербыгуз». Ведьма у Гоголя совсем не страшная, она напоминает обыкновенную хуторскую тётушку, занятую исключительно собой и любящую ухаживания за своей особой. Она алчна (мечтает о богатстве Чуба), кокетлива (даже с чёртом), равнодушна к единственному сыну настолько, что не препятствует рисованию святых икон и даже сама ходит в церковь.
Ведьмак- это существо, практически не причиняющее людям вреда, часто даже помогающее им. Он надзирает над ведьмами и мешает им творить зло. В «Ночи перед Рождеством» упоминается ведьмак Пацюк. В произведении Гоголь описывает его так: «Этот Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем… Давно уже…жил он в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист… не прошло несколько дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь. Бывал ли кто болен чем, тотчас призывал Пацюка, а Пацюку стоило только пошептать несколько слов, как недуг будто рукою снимался…». Пацюк, как видим, помогает людям. Он вполне добродушен, озорничает с кузнецом, пришедшим спрашивать дорогу к чёрту. Но он ясно видит чёрта в мешке, а также причины, приведшие к нему Вакулу.
Ещё одно ужасное существо – Вий. Это существо из семейства злыдней. А злыдни, в свою очередь, крошечные существа, селившиеся за печкой и приносившие дому несчастья. У древних славян Вий был известен тем, что насылал ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то ничто не укроется от его взора. Примечание Гоголя: «Вий – колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть «Вий» есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Интересно, что некоторые детали не вошли в поэтический рассказ Гоголя. В некоторых местах люди представляют Вия, как страшного разрушителя, который одним своим взглядом убивает людей и сжигает города. Данный герой упоминается в повести «Вий»: «…И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались широкие шаги, звучавшие по церкви, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное.Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома…». Далее, как мы помним, философ посмотрел в глаза Вию и был узнан. Вся нечисть также увидела несчастного и растерзала его. Таким образом, Вий способствовал погублению христианской души, а значит, он страшное существо.
Чёрт – мифический персонаж, отрицательный герой. Он изображается в виде человекоподобного существа с узкой мордочкой, длинным хвостом, свиным пятачком, маленьким ушами и рожками на голове. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается именно такой чёрт. Вот описание Гоголя: «…его узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был совершенный губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь он был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету…».
Просматривается деление всех мистических персонажей на положительных и отрицательных. К положительным следует отнести знахарей и ведьмаков, к отрицательным – Вия, колдуна и чёрта. Гоголевская же ведьма Солоха имеет как положительные, так и отрицательные качества. По крайней мере, она явно не вредит людям, если не считать большим проступком воровство звёзд с неба. Однако у писателя есть ещё одна ведьма – мачеха панночки из «Майской ночи». Страшная сущность этой ведьмы проявляется в образе жуткой чёрной кошки с железными когтями. Молодая жена сотника зла, чернота её души видна почти воочию: свет месяца не может проникнуть сквозь неё, она непрозрачна. Но зло наказано и в этом произведении, за что мы благодарны Н.В.Гоголю.
Стремление Н.В.Гоголя к широкому использованию в своих произведениях мистики объясняется несколькими моментами. Во-первых, писатель прекрасно знал жизнь, быт, верования, суеверия, устное народное творчество Малороссии. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Отец писателя был автором комедий, в которых прямо использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы жителей Украины. Видел Гоголь в детские годы вертепы(кукольные уличные театры) с их представлениями, полными задора и искромётного юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина к знакомым, был завсегдатаем на крестьянских свадьбах и других обрядах. В эти годы Гоголь активно интересовался народным творчеством. Интерес будущего писателя к фольклору Украины отразился в многочисленных записях, имевших место в знаменитых тетрадях-сборниках. Это была «Книга всякой всячины», которую он завёл во время обучения в гимназии в 1826 году. В 1829-31 годах писатель жил в Петербурге, далеко от родины. Неоднократно в письмах к матери и сёстрам он просил прислать ему сведения о тех или иных обычаях и обрядах. В эти же годы большая часть русских читателей увлекалась книгами Погорельского и Сомова, в которые авторы для занимательности вставляли народные легенды. Гоголь к фольклору относился иначе. Он писал: «В тиши уединения готовлю я запас, которого порядочно не обработавши, не пущу в свет». В таких условиях в 1829 году он написал «Ночь перед Рождеством».
3. Эдгар Аллан По
3.1. Биография Эдгара Аллана По
По Эдгар Аллан (1809—1849), американский писатель. Родился 19 января 1809 г. в Бостоне в семье странствующих актёров. Очень рано стал сиротой: в 1810 г. исчез отец Эдгара, а ещё через два года умерла мать. Мальчика взяла на воспитание семья торговца из Ричмонда Дж. Аллана. В 1815—1820 гг. По жил в Англии, где воспитывался в закрытом пансионе. По возвращении в Америку учился в колледже. В 1826 г. он поступил в университет штата Виргиния, который через год пришлось бросить, так как приёмный отец наотрез отказался оплачивать карточные долги пасынка. Бежав от заимодавцев, По завербовался в армию, а в 1830 г. стал студентом военной академии в Уэст-Пойнте. Однако тяготы военной службы оказались непосильными для молодого поэта, опубликовавшего к тому времени первые сборники стихов.
Оставив всё, он уехал в Балтимор, где жила тётушка, и полностью посвятил себя литературной деятельности. Писал рассказы, стихи, критические статьи, подрабатывал редактором. В 1835 г. По предложили возглавить журнал «Южный литературный вестник».
Улучшение жизни позволило ему обзавестись семьёй — в 1836 г. он женился на своей 14-летней кузине Вирджинии. Однако счастье продлилось всего 11 лет. Кончина жены от чахотки в 1847 г. стала для По страшным потрясением, от которого он уже не смог оправиться. Писатель впал в депрессию, пытался покончить с собой. Заглушая душевную боль, увлёкся спиртным. Умер 7 октября 1849 г. в Балтиморе. По стоит у истоков нескольких жанров: научной фантастики («Повесть о приключениях Артура Гордона Пима», 1838 г.); литературы ужасов (двухтомник «Гротески и арабески», 1840 г.); детектива («Убийство на улице Морг», 1841 г.; «Золотой жук», 1843 г.). Этого писателя считают непревзойдённым мастером новеллы, которая под его пером могла быть и трагической, и юмористической, и «страшной», и фантастической. Ранняя поэзия По несёт черты романтизма («Тамерлан и другие стихотворения», 1827 г.). В зрелом возрасте он пытался с помощью воображения преодолеть конечность времени, неотвратимость смерти («„Ворон” и другие стихотворения», 1845 г.). В мистике По ищет ответы на терзающие душу вопросы.
3.2. Творчество Э.Аллана По
Порой кажется, что тот или иной гротеск Эдгара По написан в духе традиции готического романа, в духе жанра «тайн и ужасов», а на поверку оказывается, что это пародии на него. Наглядный пример — новелла «Сфинкс».
Человек приехал из Нью-Йорка к своему родственнику и живет «в его уединенном, комфортабельном коттедже на берегу реки Гудзон». Однажды, «на исходе знойного дня», он сидел «у открытого окна, из которого открывался прекрасный вид на берега реки и на склон дальнего холма, почти безлесный после сильного оползня». И вдруг он «увидел там нечто невероятное — какое-то мерзкое чудовище быстро спускалось с вершины и вскоре исчезло в густом лесу у подножья». Чудовище было огромных размеров, и всего поразительней и ужасней было изображение «Черепа едва ли не во всю грудь». Перед тем как чудовище скрылось, оно исторгло «неизъяснимо горестный» звук, а человек, рассказывающий эту историю, «без чувств рухнул на пол».
Рассказ о таинственном и ужасном, но тут же, на следующей странице, и разоблачение «фокуса», то есть разъяснение того, каким образом перед взором рассказчика появилось омерзительное чудовище. Оказалось, что это всего-навсего насекомое — «сфинкс вида Мертвая голова», внушающее «простонародью суеверный ужас своим тоскливым писком, а также эмблемой смерти на грудном покрове». Насекомое попало в паутину, которую соткал за окном паук, а глаза человека, сидевшего у окна, спроецировали его на обнаженный склон далекого холма. Образ чудовища — иллюзия, порожденная тревожным психическим состоянием рассказчика, обостренным реальным ужасом — в Нью-Йорке свирепствовала эпидемия холеры, «бедствие все разрасталось», и «в самом ветре, когда он дул с юга... чудилось смрадное дыхание смерти». В «Сфинксе» отразилось реальное событие начала 30-х годов прошлого века: в Нью-Йорке была эпидемия холеры, распространившаяся из Европы.
«Сфинкс» — рассказ и «страшный» и пародийный, в нем есть и существенный для Эдгара По мотив социальной сатиры — выраженная как бы между прочим и в остроумной форме оценка реального состояния американской демократии. Родственник рассказчика описывается следующим образом:
«…серьезный философский ум был чужд беспочвенных фантазий... настоятельно подчеркивал ту мысль, что ошибки в исследованиях обычно проистекают из свойственной человеческому разуму склонности недооценивать или же преувеличивать значение исследуемого предмета из-за неверного определения его удаленности... Таи, например, — сказал он, — чтобы правильно оценить то влияние, которое может иметь на человечество всеобщая и подлинная демократия, необходимо учесть, насколько удалена от нас та эпоха, в которую это возможно осуществить».
Рассказ «Сфинкс» может дать представление о технологии создания страшного у Эдгара По, однако для автора это отнюдь не универсальный способ. И в этом рассказе, далеко не столь значительном, как, например, рассказ «Падение дома Ашеров», и далеко не столь популярном, как «Золотой жук», очевидна одна черта, которая, по мнению Достоевского, отличает Эдгара По «решительно от всех других писателей и составляет резкую его особенность: это сила воображения. Не то чтобы он превосходил воображением других писателей; но в его способности воображения есть такая особенность, какой мы не встречали ни у кого: это сила подробностей», которая способна убедить читателя в возможности события, даже когда оно «или почти совсем невозможно или еще никогда не случалось на свете».
«Сила воображения, или, точнее, соображения», говоря словами Достоевского, позволяла Эдгару По с решительным успехом широко мистифицировать читателя. Об этой способности и склонности По можно говорить приводя в пример его «Историю с воздушны шаром» — рассказ-мистификацию, в котором выдумка о перелете воздушного шара 118 Европы в Америку оказалась столь правдоподобной, что вызвала сенсацию.
Достоевский обратил внимание на весьма важный содержательный элемент самых невероятных рассказов Эдгара По. «Он, — писал Достоевский, — почти всегда берет саму исключительную действительность, ставит своего героя в самое исключительное внешнее или психологическое положение, и с какою силою проницательности, с какою поражающею верностию рассказывает о состоянии души этого человека». Очень часто — души, объятого ужасом, который испытывал сам Эдгар По.
3.6 Готический мир в фантастике Э. По
По исследовал многие области готического мира, он никогда специально не писал истории о вампирах. Однако его критики-современники обнаружили отзвуки вампира или ламии в различных его работах. Историки, изучая литературное наследие XIX века, отметили, что наряду с настоящим вампиром-кровопийцей в литературе того времени присутствовал метафорический, или психологический, вампиризм, при котором вампироподобный персонаж высасывает жизненную силу или энергию из другого лица, обычно из человека, близкого ему.
Совсем недавно Джеймс Твитчел доказал, что «развитие вампирической аналогии было одним центральных художественных приемов По». Твитчелл увидел тему вампира (или ламии, так как его вампир был обычно женщиной) в ряде рассказов По, в частности «Бернис», «Морелла», «Лигейя», «Овальный портрет» и «Падение дома Ашера». В «Бернис» По рассказал историю человека, который, будучи очень ослабленным в начале рассказа, казалось, становился все более здоровым по мере развития действия, в то время как его кузина Бернис чахла и, в конце концов, умерла. Однако, в заключении именно Бернис стала вампиром, что подтверждалось ее бледностью, безжизненными глазами и выступавшими зубами. Лицо, от которого идет повествование, еще больше боится Бернис после смерти, он направляется к могиле, чтобы убить вампира, вырвав ее зубы.
Бернис была первой из предполагаемых женщин-вампиров, созданных По. Морелла, в рассказе, написанном вскоре после «Бернис», лишила рассказывающего эту историю силы воли. У нее тоже были признаки вампира: холодные руки, гипнотизирующие глаза и бескровное лицо. В той же мере главная героиня «Лигейи» (1838) обладала сходством с ламией из-за своих холодных рук, бледности, выдающихся зубов и гипнотических глаз. Твитчел предположил, что в этих трех первых рассказах По использовал вампирическую тему как аллегорию отношений между возлюбленными. Он вернулся к этой теме в «Падении дома Ашера», где происходит вампирический обмен энергией между кровными братьями.
И, наконец, в «Овальном портрете» По соткал захватывающую историю о художнике, который уничтожает всех вокруг себя своей всепоглощающей страстью к работе. Рассказ был о художнике, который писал портрет своей прекрасной жены, не замечая, что чем дальше он пишет, тем она становится все слабее и слабее. Завершив свою работу он заявил, что это и есть по сути сама жизнь. В конечном итоге, он находит жену мертвой, из нее полностью выкачана жизнь.
4. Исследование. Общее в жизни и творчестве Н.В. Гоголя и Э.А. По
Сравнение Н.В. Гоголя и Э.Аллана По Таблица 1
Н.В.Гоголь | Э.Аллан По | |
Дата рождения | Родились в один год. 01.04 1809 19.01.1809 | |
Годы жизни | Прожили короткую, яркую жизнь. 42 года 40 лет | |
Диагноз | Шизофрения, периодический психоз | Душевное расстройство, точный диагноз не установлен |
Идеи, подаренные миру | Два популярнейших современных литературных жанра. 1 – рассказ ужасов, довел мрачный романтизм до уровня кошмара. 2 – детектив. | Разработал ролевые модели (персонажи «Мертвых душ»), образ маленького человека. Мистические жуткие рассказы, наполненные фольклором |
Характер | Натура противоречий. Все, что казалось людям изящным, приличным, ему, напротив, представлялось безобразным, гривуазным. В обиходе своем он не любил симметрии, расставлял в комнате мебель не так, как у всех, напр., по стенам, у столов, а в углах и посредине комнаты; столы же ставил у печки и у кровати, точно в лазарете. Ходил он по улицам или по аллеям сада обыкновенно левой стороной, постоянно сталкиваясь с прохожими. Гоголь часто не договаривал того, что хотел сказать, опасаясь, что ему не поверят и что его истина останется непринятой. Из-за этого он получил прозвище «мертвой мысли». Скрытность эта сделала Гоголя застенчивым, молчаливым. | Отличительным знаком короткой жизни Эдгара По стали нищета и лишения. Он не любил выполнять приказы. По боялся темноты. Ведь он в буквальном смысле учился на кладбище. Его отдали в частную школу, и класс, в котором проходили занятия, примыкал к кладбищу. Школа была слишком бедна, чтобы закупить учебники, и директор проводил уроки математики на улице, прямо среди могил. Эдгар По — перфекционист по складу характера: он долго шлифовал свою работу, тщательно редактировал произведения и без конца правил готовые рассказы и стихи. Форма была для него важнее, чем содержание, он – настоящий эстет в литературе |
Заключение
Пять сравниваемых рассказов ["Шинель", "Нос" и "Портрет" Н. В. Гоголя и "Сердце-обличитель" и "Овальный портрет" Э. А. По. —имеют такие схожие элементы как жизнь после смерти, служителей закона, неоднозначных рассказчиков, потери и приобретения, навязчивые идеи, искусство и внимание к определенным частям тела. Различия в большинстве своем в настроении рассказов, повествовании и в том, что один писатель использует реалистичные элементы, а второй — нет. Все истории занимают читателя, однако делают это по-разному — рассказы По более страшные, повести Гоголя более комичные. В следствие чего, настроение в рассказах По более мрачное, несмотря на то, что "Портрет" Гоголя имеет схожие чувства страха и ужаса, как и "Сердце-обличитель" и "Овальный Портрет" По. Гоголь дает имена, профессии и похожую на реальную жизнь персонажам, в его повестях несомненна сатира на общество, несмотря на что наслаждаться чтением несомненно возможно и без углубления в социальную критику.
По и Гоголь, родившиеся в один год, но в совершенно разных странах, оба находились под влиянием немецких народных сказок. Они получили разное воспитание, находились в разном семейном положении. Жизнь в России и Соединенных Штатах Америки существенно различалась в то время, как и сейчас. Однако, является фактом, что оба писателя жили определенный период жизни в Западной Европе, и оба были увлечены схожими мистическими народными историями; оба принадлежали к эпохе романтизма.
Как утверждалось ранее, По бесспорно считается готическим писателем, однако, это слишком общая классификация его рассказов. "Сердце-обличитель" и "Овальный портрет" — короткие рассказы, которые могут быть отнесены к фэнтезийным рассказам. Рассказчиком является либо больной, либо сумасшедший человек. В "Сердце-обличителе" присутствует дурной "глаз грифа" с бельмом, кажущийся живым и злобным, в "Овальном портрете" жизнь молодой девушки была "перенесена" художником в портрет. Различия в рассказах По и Гоголя по большей части в том, что Гоголь использует реалистичное описание работы, жен и т.д. Несмотря на то, что история "Сердца-обличителя" могла происходить в реальной жизни, По не использует каких-либо реалистичных описаний в рассказе».
Таким образом, выдвинутая ранее гипотеза полностью подтверждена. Действительно, схожесть судьбы и творчества Н.В. Гоголя и Э.А. По поражают.
Список литературы
10 осенних мастер-классов для детей
Хитрый коврик
Выбери путь
Браво, Феликс!
Девочка-Снегурочка