Работа была представлена на региональный конкурс "Права человека глазами ребёнка" в 2020 году.
Вложение | Размер |
---|---|
baldina_anna.docx | 150.83 КБ |
МОУ «СОШ им. Г. И. Марчука р. п. Духовницкое»
413900, Саратовская область р. п. Духовницкое ул. Чернышевского д.13, http://duhowmou.ucoz.ru/, тел: 8(84573) 2-10-65, факс:8(84573) 2-10-65
Директор: Фролова Татьяна Анатольевна
Конкурсант: Балдина Анна Александровна, 11 класс
Тема работы: «Значение воспитания терпимости, толерантности, уважения национальных культур и традиций в условиях многонационального государства»
Руководитель: Аксенова Татьяна Александровна, учитель обществознания и истории
2020
Содержание:
Стр.
Введение……………………………………………………………………...........3
традиций у молодежи и общества в целом. Рекомендации по формированию
толерантности……………………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………….............12
Используемая литература и интернет - ресурсы……………………………….13
Введение
Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира. В своей самой простой и основной форме толерантность есть признание за другими права на уважение их личности. Однако, попытки рассмотреть толерантность в предметном педагогическом контексте зачастую приводят к политизации, формулировке идеологических символов. Примечательна в этом смысле популярность аналогичного толерантности понятия «политическая корректность». Политическим документом является Декларация принципов терпимости (ЮНЕСКО, 1995), подписанная представителями европейских государств, включая Россию, где главные формулировки толерантности даны не как педагогические, а как социальные нормы уважения разнообразия культур и навыков межкультурного взаимодействия. Между тем, в идеологизированном и политизированном виде понятие толерантности затруднительно использовать в учебно-воспитательном процессе.
Воспитание толерантности в многонациональной среде играет особую роль, будучи педагогическим императивом и условием выживания многополярных полиэтнических сообществ, механизмом, с помощью которого возможна эмоциональная, психологическая, духовная консолидация многонациональных социумов. Этим объясняются усилия, которые предпринимаются в поликультурных и полиэтнических обществах для формирования высокой толерантности.
Толерантность в качестве нового типа социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия различных культур и цивилизации, но и внутри последних, особенно в России, находящейся в стадии трансформации. Нерешённость многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и вследствие отрицания их наличия, имевших место, как на макро -, так и на микроуровне, после разрушения мощного политического и государственного пресса привела к высвобождению огромной социальной энергии разрушения, нигилизма и нетерпимости.
Цель моей работы состоит в формировании понимания и уважения культурных и национальных традиций, взглядов и мнений, воспитание молодежи в духе гуманизма, свободы и демократии.
Задачи:
Актуальность: Сосуществование с людьми других убеждений, имеющих иные традиции и нормы, — это толерантность к другому, иному, не такому, как я сам. Толерантность может помочь каждому и всем вместе чувствовать себя более уверенно и устойчиво в этом изменчивом мире. При этом, лучше понимая другого, человек лучше понимает себя. Толерантность в обществе способствует внутренней устойчивости общества и каждого человека, создает условия для самораскрытия и саморазвития. Толерантность важна как форма сосуществования и существования.
«Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю». Антуан де Сент – Экзюпери.
Социокультурная ситуация в нашей стране, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов социальной группы к представителям иных национальных культурных групп.
Представители населения различных стран, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители – все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе этнических взглядов, социальных институтах. На основе различий в системе нравственных и этических норм, обычаев и традиций уже в первобытную эпоху появились антитезы: «мы – они», «свои – чужие», «Я – другой». Человек как субъект и как личность не существует без другого, той единицы, той точки отсчёта, которая даёт представление о соразмерности человека в его сравнении с себе подобным.
Основным понятием исследования является «толерантность». Значение данного слова при употреблении его в обыденных ситуациях легко улавливается из контекста. Однако при попытке дать научное определение толерантности возникают немалые трудности, так как данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др. Слово «толерантность» вошло в употребление в русском языке сравнительно недавно; в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) даётся лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.
По сути своей, понятия «толерантность» и «терпимость» синонимичны. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (Т. 4. 1940), «толерантность» - производное от французского tolerant – терпимый (подобные примеры синонимичности данного понятия содержатся и в других языках; например, нем. Duldsamkeit – терпимость и Toleranz – толерантность).
В словаре В.И. Даля (Т. 4) слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью». Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей; так «Современный словарь иностранных языков» определяет понятие «толерантность» как «… терпимость, снисходительность к какому-либо, чему-либо», а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией А.М. Прохорова трактует «толерантность» как «…терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».
Изменения, происходящие в нашей стране, оказывают влияние на формирование ценностномировоззренческих установок молодежи. Социальный и духовный кризис накладывает отпечаток на неокрепшее сознание. Молодые люди очень восприимчивы к пропаганде и противопоставлению образа «мы» и «они»; активно впитывают установки, утверждающие исключительность своего этноса и начинают верить, что в имеющихся проблемах виновен тот или иной этнос. Отсутствие рефлексивного подхода к прошлому и неадекватная оценка настоящего негативно влияют на восприятие «другого». Между тем, ценностно-мировоззренческое сознание, формировавшееся в юности, редко меняется в зрелом возрасте. Оно остается жизненной основой, доминирующим ориентиром в процессе жизнедеятельности. Поставленная проблема актуализируется еще и тем, что культурно-цивилизационное развитие в условиях глобализации требует переосмысления соотношения человека и природы, а также взаимодействия людей.
В статье 4 Декларации принципов толерантности подчеркивается, что воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права, и свободы. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива. В связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучение толерантности. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, религиозными, социальными, культурными и языковыми группами, а также нациями. Это означает необходимость уделять особое внимание повышению уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержанию учебников и занятий, совершенствованию других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами. Исходя из перечисленных выше постулатов следует, что самое непосредственное отношение к такой важной миротворческой категории, как толерантность, имеет сфера образования. Именно сфера образования способна активно и целенаправленно формировать соответствующие ментальные качества и человека, и социума. Воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование менталитета толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке.
Наконец, завершая размышления о толерантности в условиях современности, подведу итог. Осмысление нашего будущего возможно сквозь призму мышления будущего, а это значит, что наше существование и сосуществование, наше сотрудничество и взаимопонимание возможны лишь на основе толерантных взаимоотношений. При этом важно отметить необходимость поиска каждым из нас способов гармоничного сосуществования «Я» с «Другим» и с Природой. Толерантное мышление ориентировано на взаимопонимание и формирование личности нового типа с гуманистическими ценностномировоззренческими установками.
В настоящее время наблюдается быстрое и одновременное по всем трем составляющим качества жизни молодежи нарастание негативных тенденций (условия жизни, образ жизни, здоровье). Положение усугубляется расслоением молодежи по социально-экономическим характеристикам и объективной неустойчивостью молодежного сознания. Толчком к социально-политическому взрыву может послужить любое явление или процесс (рост цен, забастовки, неудачное выступление политического лидера и т.п.). Пока процессы носят скрытый характер и имеют вид «деформаций». Но в настоящий переходный период развития российской государственности очевидно ослабление механизмов управления данной группой. Не решая молодежные проблемы на государственном уровне, общество превращает молодое поколение в «заложников» политических споров. Разные партии и общественные движения стараются привлечь молодежь на свою сторону в моменты социальной напряженности или в период выборов, не учитывая, что её протест всегда более агрессивный и жестокий.
Считается, что слово «экстремизм» происходит от латинского слова «extremus» - «крайний», то есть нечто, выходящее за определенные рамки, нормы. В словарях экстремизм толкуется как приверженность к крайним взглядам и мерам. В юридической литературе экстремизм определяется по-разному. По мнению А.Г. Хлебушкина, экстремизм есть противоправная деятельность, осуществление которой причиняет или может причинить существенный вред основам конституционного строя или конституционным основам межличностных отношений.
Молодежная политика – это деятельность государства по созданию правовых, экономических, социальных и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека. В этих условиях молодежь сегодня предстает как в качестве объекта, так и общественно-политического субъекта. Поскольку роль молодежи в построении нового общества чрезвычайно велика, именно ей принадлежит будущее.
Сегодня в России наиболее эффективными формами общественно-политической активизации молодежи, являются: поддержка молодежных инициатив, молодежный парламентаризм и самоуправление, то есть реализация молодежью конкретных проектов локального характера, которые становятся основой для её социально-политической субъектизации. При этом необходимо понимать, что проблема общественно-политической активизации молодежи решается не только ресурсами молодежного самоуправления, но и требует поддержки данного процесса, как со стороны власти, так и грамотного сопровождения специалистами.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В воспитании толерантности нельзя ограничиться только знаниями о толерантном поведении и толерантных поступках и возникающими в процессе внушения эмоциями. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование осознанных процессов жизнедеятельности. Но для начала я советую ознакомится с простейшими рекомендациями по формированию толерантности:
Я провела онлайн-опрос среди своих одноклассников и получила следующие результаты:
Опрос №1: На основе полученных результатов можно сделать вывод, что больше 80% процентов основной массы 11 класса, считают себя толерантными, что, несомненно, радует. И также более 10% затрудняются с ответом на поставленный вопрос. И 0% людей не считают себя толерантными.
Опрос №2: Исходя из результатов этого опроса, мне удалось выяснить, что бóльшая половина класса уважает людей, культуру и традиции других национальностей, а остальная половина относится к этому вопросу равнодушно.
Опрос №3: Получив данные 3 опроса, я подвела итог, что более 60% относятся положительно к многонациональности нашей страны, более 22% остаются на нейтральной зоне, и как выяснилось, 11% занимают отрицательную позицию, что совершенно нормально в нашем современном мире.
Подводя итоги, я могу точно сказать, что, будучи уже достаточно осознанными личностями, мы можем делать для себя определенные выводы. Каждый уже сам в состоянии выбирать свою точку зрения. Но это не значит, что нельзя меняться или давать напутствующие советы. Поэтому, возможно, после просмотра данного проекта, цифры в этой статистике немного изменятся.
Заключение
Формирование культуры толерантности приобретает особую актуальность в свете происходящей ныне глобализации. Под её воздействием мир становится всё более целостным. Общество заинтересовано в том, чтобы у его членов, особенно у молодёжи, сформировалось мышление открытого типа, пробудился интерес к диалогу последователей разных мировоззрений и политических предпочтений к устранению предубеждённости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя всеобщего блага. Вместе с тем общество выступает за жесткое пресечение любых экстремистских действий, за неотвратимость наказания их вдохновителей и участников. Что касается моих личных взглядов, то я смело могу сказать, что значение толерантности и терпимости в условиях нашей большой многонациональной страны очень актуально. И если сравнивать наш век и века минувшие, то можно сделать вывод, что человечество, несомненно, достигло нового уровня в вопросе о толерантности.
Используемая литература и интернет - ресурсы
Музыка космоса
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Щелкунчик
Красочные картины Джастина Геффри
Сладость для сердца