Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность школьников.Поэтому, всем рекомендую выполнять домашнее задание в сопровождении классической музыки.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt_tihomirova_a._mbousosh_p._zelenoborsk.docx | 127.18 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Зеленоборск
628247, Ханты-Мансийской автономный округ, Тюменская область,
п. Зеленоборск, ул. Политехническая 20, тел. 47-3-30
Исследовательский проект
«Влияние музыки на учебную деятельность учащихся»
Автор:
Тихомирова Анжела Александровна
ученица 8 класса
Руководитель:
Петухова Людмила Павловна
учитель географии
Паспорт проекта
Название проекта | «Влияние музыки на учебную деятельность учащихся» |
Автор проекта | Тихомирова Анжела Александровна |
Руководитель проекта | Петухова Людмила Павловна |
Территория представляющая проект | п. Зеленоборск, ул. Политехническая 20, 628247, Ханты-Мансийской автономный округ, Тюменская область |
Название, адрес, телефон организации, реализующий проект | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Зеленоборск 628247, Ханты-Мансийской автономный округ, Тюменская область, п. Зеленоборск, ул. Политехническая 20, тел. 47-3-30 |
Тип проекта | Исследовательский, межпредметный, внутриклассный, среднесрочный |
Цель, задачи проекта | Цель проекта: Изучить, как музыка влияет на человека, и понять, влияет ли музыка на учебную деятельность учащихся школы. Задачи проекта: 1.Проанализировать научную информацию по этой теме; 2.Выявить музыкальные предпочтения учащихся; 3.Подготовить экспериментальный материал; 4.Провести эксперимент; 5.Сделать вывод |
Гипотеза проекта | Благотворное влияние музыки на учебную деятельность учащихся. |
Ожидаемый результат | Гипотеза полностью подтверждена |
Сроки реализации | Первое полугодие 2017-2018 учебного года |
Место реализации проекта | Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Зеленоборск. |
Содержание
Введение………………………………………………………………………... 5
Глава 1.Теоретическая часть………………………………………………….. 6
1.1. Сила музыки……………………………………………………………….. 6
1.2. Музыкотерапия……………………………………………………………. 7
1.3. «Эффект Моцарта»………………………………………………………… 8
1.4. Польза пения………………………………………………………………. 9
Глава 2.Практическая часть………………………………………………… 10
Глава 3.Результаты исследования……………………………………………... 11
Заключение……………………………………………………………………… 12
Литература…………………………………………………………………… 13
Приложение…………………………………………………………………….. 14
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Зеленоборск
628247, Ханты-Мансийской автономный округ, Тюменская область,
п. Зеленоборск, ул. Политехническая 20, тел. 47-3-30
Аннотация
Цель проекта:
Изучить, как музыка влияет на человека, и понять, влияет ли музыка на учебную деятельность учащихся школы.
Задачи проекта:
Вывод:
1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность школьников.
2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.
3. Всем, кто выполняет домашнее задание под музыку, рекомендую делать это в сопровождении музыки классической.
4. В перспективе также хочу продолжить изучение благотворного влияния классической музыки на умственную деятельность и донести эту информацию до учащихся школы.
Результат: Считаю, что гипотеза полностью подтверждена.
Введение.
Музыка в моей жизни имеет огромное значение. Я люблю слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах. Звуки окружает нас со всех сторон: голоса людей, музыка, шелест листвы, щебет птиц, шум ветра и.т.д. Несмотря на то, что музыка окружает нас со всех сторон, мы не задумывались о влиянии этой музыки на наш внутренний мир, настроение и поведение. Своим ритмом, разнообразием мелодии, динамикой и гармонией музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Она может, как расслаблять и успокаивать, так и бодрить и даже вызывать раздражение. Значит музыка влияет на здоровье, на настроение, на поведение человека и обучение? В своей работе я решила ответить на этот вопрос.
Цель исследования:
Изучить, как музыка влияет на человека, и понять, влияет ли музыка на учебную деятельность учащихся школы.
Исходя из цели, мной были поставлены следующие задачи:
Объект, предмет исследования:
Музыка и учебная деятельность учащихся школы.
Гипотеза исследования
Благотворное влияние музыки на учебную деятельность учащихся.
Методы исследования
Глава 1. Теоретическая часть.
Воздействие гармоничных звуков на сознание человека подчас можно назвать фантастическим. Формируясь в мелодии, они вызывают в душе всплеск целой гаммы самых разнообразных чувств: от положительных, бурных и красочных эмоций до тревожной грусти, часто порождаемой неясными подсознательными ассоциациями и тяжёлыми воспоминаниями. Иногда музыка помогает людям успокоиться и расслабиться, но нередко, напротив, вселяет в них бодрость и безудержную готовность действовать. Случайно услышанная мелодия часто заставляет кого-то круто перестроить своё настроение, поменять важное решение на противоположное. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые драматические моменты его жизни. Целительное воздействие музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», - так утверждали древние мудрецы. Кельтские жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – барды, которые занимались изучением и распространением музыки. Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, о том, как создать песенное заклинание, способное исцелять или причинять вред.
Тайной гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях говорится, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. В старейших скульптурах и в резных работах, на фресках мы можем видеть сцены, где музыканты играют на различных инструментах.
В Египте учился музыке Пифагор и сделал музыку предметом науки. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку как точную науку. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Платон, великий учитель древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством воспитания гармонической личности. Аристотель также утверждал, что с помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. Музыка часто передает такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами. В свою очередь музыкальный язык понятен каждому человеку.
В 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения. Музыкотерапия в мире становится признанной наукой. Более того, в целом ряде западных вузов сегодня готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. Современные ученые так объясняют влияние музыки на здоровье: музыкальные звуки создают энергетические поля, которые заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма. Мы поглощаем «музыкальную энергию», и она изменяет ритм нашего дыхания, кровяное давление, частоту сердечных сокращений. Одна музыка помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость, прибавляет силы. Другая — способна ввергнуть в коматозное состояние, заставить паниковать или вызвать тошноту.
История сохранила сведения о том, что многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии царя Саула, а также спас его от нечистых духов.
Эскулап лечил радикулит громкими звуками трубы. Однажды он своей музыкой возвратил безумному благоразумие. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения наряду с диетой, запахами и смехом.
В III в. до н.э. в Парфянском царстве был выстроен специальный музыкально-медицинский центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований. Особо интенсивно стало изучаться влияние музыки в последние десятилетия XX века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих композиторов; воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений. Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергии, влияющей на человека. Еще в XIX веке ученый И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека. Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость. Московский врач Михаил Лазарев успешно лечит бронхолегочные патологии игрой на флейте. С 1965 года в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации, стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. В московском центре «Эйдос» музыкотерапия используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови. Недавно ученые из Гетингемского университета в Германии провели интересный эксперимент: испытали на группе добровольцев эффективность средств для сна и записи колыбельных песен. На удивление специалистов, мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким.
Особое внимание уделяется воздействию музыки великих гениев-классиков и вообще классической музыки на живые организмы. Вот лишь некоторые наблюдения.
Создатель музыкальной фармакологии американский ученый Роберт Шофлер предписывает с лечебной целью слушать все симфонии Чайковского и увертюры Моцарта, а также «Лесного царя» Шуберта и оду «К радости» Бетховена из его 9-й симфонии. Шофлер утверждает, что эти произведения способствуют ускорению выздоровления. Ученые из Самарканда пришли к выводу, что звуки флейты-пиккало и кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление. Считается, что прослушивание произведений Бородина, Шопена, Бетховена помогает разобраться в собственных чувствах, лучше познать себя. Симфонии Чайковского освобождают душу от страданий и неприятных воспоминаний. Брамс, медленные произведения Баха и прелюдии Листа помогают преодолеть застенчивость и излишнюю стыдливость, музыка Шостаковича - держать под контролем отрицательные эмоции (злобу, раздражительность).
Творения Моцарта и Бизе, танцевальные произведения Штрауса, Кальмана и Легара формируют у человека оптимистическое мироощущение, а слушание концертов для фортепиано с оркестром Шопена делает отношение окружающему миру более позитивным и радостным.
1.3.«Эффект Моцарта».
Специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Существует такое понятие, как «эффект Моцарта». Учёные провели эксперимент, и установили, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравится. В ходе эксперимента ученые так же установили что:
1.4.Польза пения
Ученые так же установили, что полезно не только слушать и исполнять на каком либо инструменте музыку, но и петь.
Причем необязательно быть профессионалом, чтобы получать пользу от пения. Если у вас плохое настроение или вы испытываете напряженность – пойте, даже если вы никогда не учились пению. Одно дело слушать музыку, но совсем другое – петь самим, это гораздо полезнее. Ученые обнаружили, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым, человек ощущает покой и радость. По их мнению, пение приводит в движение находящиеся в мозгу «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому с помощью пения можно не только выразить, но и вызвать те или иные чувства. Вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды, железы и помогает очищать организм от заболеваний
Когда человек поет, в его организм поступает большое количество кислорода, при этом улучшается кровообращение всего организма, снижается артериальное давление, нормализуется сердцебиение. Улучшение кровообращения благотворно влияет на голосовые связки, миндалины и многочисленные лимфоузлы, что значительно повышает местный иммунитет. У любителей петь или просто что-то напевать себе под нос горло болит реже, снижается восприимчивость к простудным заболеваниям. Могу привести в пример личный опыт: я болею редко, и не более 2-3 дней.
Улучшение кровоснабжения при пении ведет к активизации деятельности головного мозга: он начинает работать интенсивнее, улучшается память, легче воспринимается любая информация. Причём, улучшение кровоснабжения головы в целом производит омолаживающий эффект, улучшает состояние кожи.
По мнению врачей, пение очень полезно при заболеваниях лёгких, так как не только заменяет дыхательную гимнастику, но и способствует развитию грудной клетки, правильному дыханию, что значительно снижает число обострений.
Глава 2. Практическая часть.
В исследовании, которое включало два этапа, приняли участие учащиеся 8 класса.
На первом этапе учащиеся ответили ли на вопросы анкеты.
Цель анкетирования заключалась в том, чтобы узнать предпочтения в музыке у учащихся и знают ли они о влиянии музыки на умственную деятельность человека.
Анкета «Музыка и человек».
На втором этапе учащиеся выполняли работу на логическое мышление под музыку Моцарта «Соната до Мажор». Для изучения непосредственного влияния музыки на умственную деятельность я выбрала музыку Моцарта «Соната до Мажор», так как данное произведение по моему мнению должно доказать положительное влияние музыки на учебную деятельность.
В эксперименте я предложила принять участие 10 человек из 8 класса, которых разбила на две группы. Предложила для каждой группы два варианта задач на логическое мышление.
Каждая группа участвовала в эксперименте два раза. Первый раз – контрольный – выполняли 10 заданий на логическое мышление в полной тишине. Второй раз – решали задачи во время проигрывания Моцарта «Соната до Мажор».
Каждый раз контролировала время, которое потребуется для решения задач и количество правильных ответов. Сравнив полученные результаты по двум группам, я установила, что на решение задач без музыки школьники 1 группы в среднем затратили 6,3мин, а школьники 2 группы - 6,6 минут.
При прослушивании классической музыки на решение задач учащиеся и 1 группы и 2 затратили 4-5 минут.
Во время прослушивания классической музыки количество правильно решенных задач увеличивалось примерно на три, чем в полной тишине.
Глава 3. Результаты исследования.
В ходе проделанной работы первого этапа были получены следующие результаты.
Результаты анкетирования «Музыка и человек».
8 класс | |
Вопрос №1 | |
да | 21 |
нет | - |
Не знаю | 4 |
Вопрос №2 | |
Поп-музыка | 15 |
Классическая | 1 |
Рок | 4 |
Вопрос№3 | |
да | 16 |
нет | 3 |
Не знаю | 1 |
Вопрос №4 | |
да | 16 |
нет | 2 |
Не знаю | 4 |
Вопрос№5 | |
да | 5 |
нет | 15 |
Затрудняюсь ответить | 5 |
Вопрос№6 | |
да | 10 |
нет | 9 |
Где то слышал (а) | 6 |
Анкетирование показало, что 21 (84%) ученик любит слушать музыку. Больше часть опрошенных учащихся 8 класса слушают поп-музыку (25 %). Классику слушают всего 1 человек (4%). Рок слушают 4 человека (16%). У 16 (64%) учащихся меняется настроение в зависимости от того, какую музыку они слушают. И 16 (64%) учащихся считают, что музыка нужна в повседневной жизни человека. 12 (48%) ученика считают, что музыка влияет на умственную деятельность человека. 10 (40%) обучающихся слышали про «Эффект Моцарта».
По второму этапу были получены следующие выводы:
Классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьников, помогает сосредоточиться. Ученики класса стали предлагать включать классическую музыку (фоном) при выполнении самостоятельных работ, сочинений.
Заключение.
По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека:
1. Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка особенно положительно влияет на умственную деятельность школьников.
2. Классическая музыка помогает при выполнении различных заданий.
3. Всем, кто выполняет домашнее задание под музыку, рекомендую делать это в сопровождении музыки классической.
4. В перспективе также хочу продолжить изучение благотворного влияния классической музыки на умственную деятельность и донести эту информацию до учащихся школы.
Считаю, что гипотеза полностью подтверждена.
Литература.
Приложение
Рис. 1. Отношение учащихся 8 класса к музыке.
Рис. 2. Распределение учащихся 8 класса по музыкальным предпочтениям
Рис. 3. Влияние музыка на настроение человека.
Рис. 4. Музыка в повседневной жизни.
Рис. 5. Влияние музыка на умственную деятельность человека.
Рис. 6. Осведомленность учащихся 8 класса об «Эффекте Моцарта».
Воздух - музыкант
Цветение вишни в лунную ночь
5 зимних аудиосказок
Мост Леонардо
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"