«Прошлое всегда с нами, и всё, что мы собой представляем, всё, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живём, погружённые в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое… значит, не понимать настоящее.» Д. Неру.
Вложение | Размер |
---|---|
moey_istorii_stranitsy.docx | 30.11 КБ |
Заочный районный конкурс исследовательских работ
«Корни и ветви родного края»
Путешествие во времени
«Моей истории страницы»
МОУ «Усть-Карская СОШ» пгт. Усть-Карск, Сретенский район Цыганкова Ирина Игоревна 9А класс Руководитель: Морозова Елена Леонидовна, учитель искусства, МОУ «Усть-Карская СОШ», 89243845663 |
Усть-Карск, 2016 г.
Оглавление
Введение. …………………………………………………………………………….. 2
Глава 1. Григорий Ивачев (Ма ю сан). …....………...……………………………..4
Глава 2. Иван Ивачев. ………………………..……………………………………….6
Глава 3. Тамара и Елена. ………………………………………………………………8
Заключение. …………………………………………………………………………….9
Библиографический список. ………………………………………………………….10 Приложение ………….…………………………………………………………….. …11
Введение
«Прошлое всегда с нами, и всё, что мы собой представляем, всё, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живём, погружённые в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое… значит, не понимать настоящее.» Д. Неру. |
Если задуматься, у каждой семьи обширная история, которая может скрывать в себе массу событий. Разве не интересно будет узнать, откуда пошли наши корни, кто были наши предки. Наше время так стремительно, что люди иногда за ним едва поспевают. Где уж вспомнить имя своей прабабушки или рассказать о ней своим детям.
Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими прабабушками, и дома, построенные нашими прадедами. Семейные ценности - это прошедшее время, давно утёкшее в безвозвратность и живущее нашими мыслями, воспоминаниями о нём.
Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой. История моей семьи неразрывно связана с историей нашей малой родины.
Цель моей работы – выяснить исторические корни моей семьи, насколько это на сегодняшний день возможно и связать историю семьи с историей родного края.
Для этого следовало решить следующие задачи: собрать сведения о жизни моих бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек, прапрадеда; как можно больше узнать о моих предках: кто они были такие, откуда родом, чем занимались.
Объект моего исследования – история Забайкальского края, а именно история моей малой родины. Предмет исследования – история семьи. Методы исследования – эмпирический, через интервью. Я побеседовала с бабушкой по линии мамы, и нашими односельчанами Капошко Надеждой Ивановной, бывшими соседями моих прабабушки и прадедушки, поработала в местном краеведческом музее. Использовала теоретический метод, т.е. анализ источников, характеризующих некоторые периоды жизни нашего края, поселка.
Григорий Ивачев (Ма ю сан)
История моей семьи уходит корнями в 1916 год, когда однажды молодой китаец среднего роста пересек русско-китайскую границу со стороны востока. Это был мой прапрадед Григорий Ма ю сан. Обосновался он в небольшом селении Куларки, что находится поблизости Усть – Карска.
Деревенька ладная, рядом река Шилка да тайга стоит стеной непроходимая. Жизнь тут была какая-то чужая. Русские люди лицами походили более на азиатцев. Суровые, скрытные, неразговорчивые. Их избы сложены были из толстейших бревен, тяжелые ставни запирались железными болтами.
Обнесены дома были высокими бревенчатыми частоколами или городьбой из жердей. Лес поблизости мужчины вырубали, как злого врага. Считали, что от него очень много мошки.
По реке Шилка шло движение, как на большой дороге. Сплавлялись вниз баркасы, баржи с солдатами, с казенными грузами и со скотом; на плотах плыли люди и везли целиком свои старые бревенчатые избы. Иногда, попадались китайские небольшие судна с соломенными парусами, полные товаров.
Здешняя жизнь казалась ненастоящей, словно она только снаружи была поддельна под российский лад, а в сердцевине оставалась чужой и непонятной. Здесь все было не так, как привык видеть Григорий у себя на родине, в Шанхае.
Население охотилось зимой и летом, добывая зверя всеми способами, полагая, что в тайге его хватит на века. Охота – обычное дело, та же работа. Работал наш прапрадед на совесть. На куларской земле он выращивал овощи, табак, копал картошку, учился жать хлеб и пахать сохой. Открывалась такая жизнь, что невольно приходилось робеть. Не без страха, подступал Григорий в лесу с топором к первому дереву. Робко взялся помогать людям. С опаской входил в тайгу за зверем. Все было непривычно, даже страшно временами. Он знал, что там, на родине, в Шанхае, сколько ни трудись – знаешь, сведешь концы с концами, на добрый конец сладишь одежонку и прокормишься. Китайский труд даровой, а жизнь китайца – копейка. А тут сама жизнь сильными толчками подает Григория вперед, и он робеет от этих толчков, хотя и радуется им и осознает, что сам он этому причина – изменить свою жизнь к лучшему. Многие китайцы, как бы тяжело им не было, старались заработать, чтоб на родину вернуться. Однажды моя бабушка Тамара спросила прадеда Ивана, почему же его отец Григорий покинул Китай, на что дедушка ответил словами Григория: «Наша дома кушай нету. Худо. Все помирай. Много люди помирай».
Ходили разговоры и о золоте. Было открыто несколько приисков с богатейшим содержанием золота в песках. Его вывоз увеличивался тогда только в одном направлении – в Маньчжурию. Золото, пушнина… все рядом, и кажется, все можно взять. И решил тогда наш предок попытаться мыть золото самостоятельно. Сначала, Григорий копал в старых ямах песок, промывал его в лотке, где оставались маленькие, тусклые, но тяжелые желтые знаки. Этого было достаточно, чтобы подтвердить месторождение золота. Затем люди стали сколачивать небольшие артели, и Григорий трудился уже в группе, добывая золото для государства. Вскорости прапрадед женился на Марии Ивачёвой и взял фамилию жены, (в то время, китайцы, которые эмигрировали в Россию, во избежание неприятностей, часто брали фамилию своих жён). В браке у них родились дети. В 1927 году мой прадедушка Иван, а через некоторое время девочка Елизавета. Еще до рождения детей семья переехала в Усть-Кару на участок Бутан, а еще через некоторое время, на участок Экскаватор, где и родились дети. Население Экскаватора составляли 76 жилых домов с населением 509 человек.
Иван Ивачев
Прадед Иван всю свою жизнь проработал на добыче золота. Еще с юношеского возраста приобщился прадед к непосильному, тяжелому труду.
Жили тогда у нас в поселке люди разных национальностей, разного вероисповедания, но жили дружно в мире и согласии. Занимались золотодобычей зимой и летом, ручным способом. Зимой – на ямах и шахтах, летом - на открытых разрезах и в шахтах; ямы или шурфы их называли. Пробивали ствол до плотика. Глубина разная - 4-5метров. Верхний слой торфов-пустой, а золотоносный пласт - пески. Потом делали горизонтальные рассечки. Породу бадьями вручную выкручивали, а наверху её промывали на проходнушках или американках. Труд адский, тяжёлый, в рассечках темно, свечи горели плохо, часто гасли, вылезешь и никого узнать не можешь. На ямах работали по 7-8 человек, если грунт талый приходилось крепить и ствол и рассечку, а где вечная мерзлота - не крепили. Породу таяли, нагревая бут
(т.е. камни). Камни грели наверху, воду для промывки тоже грели, приходилось готовить дрова и это всё при сорокаградусных морозах. Бывало и так - пробьют яму до плотика, а на утро её зальёт водой.
В годы Великой Отечественной войны прадед Иван работал для тыла. На участке Воскресенка он заготавливал древесину вместе со взрослыми, а также начал работать на золоте. Золотодобыча в этот период считалась вторым фронтом. Несмотря на усталость, на постоянное недоедание, тяжёлый труд, на фронт писали нежные тёплые письма, так как знали, что солдату там, под огнём, ещё труднее, молили бога, чтобы наши, советские солдаты выстояли, победили и остались живыми. Труд золотодобытчиков никогда не был лёгким, а в годы войны всей своей тяжестью он наваливался на хрупкие женские и детские плечи. Прадеду Ивану на тот момент было всего 15 лет.
В 1946 году прадедушка Иван женился на красивой девушке - Бабыкиной Анне.
В 70 - 80-х годах, у нас в Усть-Каре, работало 5 драг с ёмкостью ковша 50 литров и драга 508 с ёмкостью ковша 80 литров, началось строительство, а затем и эксплуатация драги №53. Впервые в нашем посёлке и во всём Забайкалье внедряли землесосные установки, шагающий экскаватор. На всех этих объектах и поработал мой прадед Иван. Работал с энтузиазмом, полностью отдавал себя работе. Считался лучшим драгёром. Его все уважали. Его жена, прабабушка Аня, была домохозяйкой, воспитала детей, которые выросли хорошими людьми. В их семье всегда была атмосфера любви, взаимопонимания, уважения друг к другу. Вместе они прожили очень долгую, трудную, но счастливую жизнь. Родили и воспитали десять детей – пять сыновей и пять дочерей, в том числе и мою бабушку Терпугову Тамару Ивановну.
Тамара и Елена
Моя бабушка Терпугова Тамара Ивановна, после восьмого класса, была вынуждена пойти работать на пекарню, чтобы как-то помочь отцу, прадеду Ивану, прокормить большую семью, ведь прабабушка Аня занималась только ведением домашнего хозяйства и детьми. В 1971 году бабушка Тамара вышла замуж за моего деда Терпугова Виктора Арсентьевича.
Они создали семью, работали. В совместной жизни родилось восемь детей. Но главное – в этой семье появилась на свет моя мама – Елена Терпугова.
Вся наша семья, начиная с Григория Ивачева и, заканчивая моей мамой, трудились, трудятся и будут трудиться на благо нашего поселка.
Иногда, мы, все родственники, собираемся все вместе у бабушки Тамары. И, тогда, просто негде повернуться в ее доме. Настолько нас много! Но зато мы очень дружны между собой и стараемся не забывать кто мы и откуда мы родом. Нет-нет, да и промелькнет в разговоре имя Григория или Ивана, и уж мы знаем, что их имена – это наш род, наша история.
Заключение
Написав эту работу, я поняла, что она небесполезна для меня. В результате удалось выяснить свои исторические корни по линии мамы. А также, я познакомилась немного шире и с историей своей малой родины, Великой Отечественной войны и становлении своего поселка, как поселка золотодобытчиков. Исследование позволило мне сделать некоторые выводы: историю семьи невозможно отделить от истории моего края, и моя семья, все мои предки, тоже внесли свой вклад и в защиту страны от фашистских захватчиков, честно и плодотворно трудились в мирное время.
«Память – это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновлять их резцом» - говорил Д. Локк. Вот и моя работа по изучению истории своей семьи – это своеобразная работа «резцом», возможность сохранить в истории память о своих предках и их делах.
Библиографический список
1. Задорнов Н.П., Амур-батюшка: Роман – М.: Вече, 2007. – 592 с. – (Сибириада).
2. Задорнов Н.П., Золотая лихорадка: Роман – М.: Вече, 2007. – 384 с. – (Сибириада).
3. Кузьмина Т.П., Страницы истории Кары: сборник исторических очерков, воспоминаний и документов. – Чита: Поиск, 2000. – 104 с.
Цветение вишни в лунную ночь
Машенька - ветреные косы
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Северное сияние
"Не жалею, не зову, не плачу…"